Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. ПНШ


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Червишевская средняя общеобразовательная школа
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы
Протокол №______от _____________/_Берковская Л.А. / ____________/_Пинигина Е.В. / «______»__________20___ г. «______»______________20___ г. «______»_____________20___ г.
Руководитель МО___________ Приказ № ______ от _______ 20___г.
/Антоненко Л.И./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Класс 1 «в»
Учитель: Литвинова Вера Александровна.

Количество часов:
Всего 66
В неделю 2
Планирование составлено на основе:
Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения. 1-4 класс, 2 ч., Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига/ Учебник, 2012 год. (Проект «Перспективная начальная школа») .Программа по окружающему миру Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г.
Литература:
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. - М: Академкнига/ Учебник. 2011. Федотова О.Н.,
2. Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир Тетрадь для самостоятельной работы - М: Академкнига/ Учебник.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир, Хрестоматия. - М: Академкнига/ Учебник
Дополнительная литература:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. - М: Академкнига/ Учебник
- Н.В. Лободина, Окружающий мир, Поурочные планы, - Волгоград: Учитель..Количество контрольных работ по четвертям:
I четверть - 0
II четверть - 0
III четверть - 0
IV четверть – 0
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
- Учебного плана МАОУ Червишевской СОШ утверждённого 23.05.14г. приказом № 252 - ОД директором ОУ Пинигиной Е.В., согласованного 22.05.14г Бутовой Т.В. председателем управляющего совета МАОУ Червишевская СОШ.
Данная программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематический план, содержание учебного предмета, средства контроля и график контрольных работ, список литературы. Рабочая программа составлена на основе программы и учебника «Окружающий мир». Трафимовой Г.В., Трафимова С.А., Федотовой О.Н. 1 класс УМК «Перспективная начальная школа» 2011 г. (в сборнике «Программы по учебным предметам 1-4 классы», автор Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/учебник 2011 г. – 233с.) Изменений нет.
В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание».
Цель обучения: формирование у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.  
Задачи: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;               
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и общество-ведческих дисциплин;   
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.  
2. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, навыков нравственного поведения в быту и обществе;
- формирование элементарной экологической культуры. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.), а так же между природой и человеком.
Основная задача первого года обучения – формирование их потребности и заинтересованности в знаниях по окружающему их миру. Поэтому в первый год своей школьной жизни дети в основном знакомятся с тем материалом, который они будут изучать и в следующих классах. Программа первого класса как бы систематизирует знания и опыт прежних встреч детей с объектами живой и неживой природы, с изделиями. Рассматриваются растения, грибы, животные, одежда, природные явления (выпадение снега, дождя, замерзание воды и пр.), так как в дошкольный период именно эти объекты и явления окружающего мира были хорошо известны детям. Это создает условия наиболее комфортного прохождения адаптационного периода обучения, когда формируется учебная деятельность и переход от наглядно-образного мышления к теоретическому.
Одной из основных задач обучения детей в первом классе является формирование деятельности наблюдения. Основным компонентом этой деятельности является направленное восприятие, она включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Главный прием, который заложен в методический аппарат комплекта, это прием сравнения. Наблюдая и сравнивая под руководством учителя, младший школьник делает первые самостоятельные выводы.
Изучение окружающего мира преследует цель обучения детей правилом поведения в быту, на улице, в природе, правилом личной гигиены. Для того, чтобы эти навыки стали достаточно устойчивыми, необходимо отрабатывать правила поведения непосредственно на уроках-экскурсиях, в практике общения, которые, на ряду с традиционными формами урока, являются распространенной формой изучения данного курса.
В рамках первого учебного года разработана система длительных опытов-наблюдений.
Учебный комплект для первого класса включает: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, хрестоматию, методическое пособие.
3. Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, авторской программы по УМК «Перспективная начальная школа» Федотовой О.Н, Трафимовой Г.В, Трафимова С.А. - вариант 1.
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
       Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2012/2013 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
На изучение окружающего мира  в 1 классе отводится 2 часа в неделю. При 33 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 66 часов.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Окружающий мир»
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Сравнивать и различать деревья и кустарники, травы;
- Группировать (классифицировать) объекты живой природы по отличительным
признакам;
- Проводить логические действия сравнения, аналогии, классификации объектов
живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств;
- Устанавливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том
числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
различать предметы и выделять их признаки;
проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
называть органы чувств человека и их основные функции;
называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
оказывать помощь птицам в зимнее время года;
анализировать увиденное или прочитанное и видеть отрицательное воздействие человека на природу;
устанавливать взаимосвязь между объектами живой и неживой природы, между объектами живой природы;
называть защитные приспособления у растений;
устанавливать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;
различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;
называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;
выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;
подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;
называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;
узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;
рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края;
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;
использовать мобильный телефон для связи с родителями;
выполнять правила перехода проезжей части улицы;
называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;
использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;
соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
соблюдать правила безопасного поведения на улице;
соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба); приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
соблюдать правила сбора лекарственных растений;
оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.
6. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.   
В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.  
 

№ п\пНаименование раздела Количество часов Содержание
1 Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире 8 Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2-3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.
2 Живая природа 10 Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.
Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.
3 Природа и ее сезонные изменения 38 Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.
Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.
Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.
Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.
Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.
Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.
4 Наша Родина – Россия 10 Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.
66 7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наглядный материал к урокам.
Справочные пособия, энциклопедии.
Таблицы.
Дидактический материал к урокам.
Информационно-коммуникативные   средства
Мультимедийные  обучающие  художественные   программы
Игровые  художественные  компьютерные   программы
Материал на информационном носителе (флэш-карта)
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Магнитная доска для крепления картинок.
Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, телевизор).
Сканер /Принтер лазерный
Для учителя:
Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2012г. Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир». 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2012г. – 80с.
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир» в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2013г. – 44с.
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир» - хрестоматия. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2012г. – 80с.
Журналы «Начальная школа»
Интернет- ресурсы.
Для ученика:
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир». 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2012г. – 80с.
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир» в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2013г. – 44с.
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир» - хрестоматия. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2011г. – 80с.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п Наименование раздела Количество часов Тема урока
Планируемый результат Планирование
учебных
ситуаций
на уроке Дата
реализации
предметный
(на каждый урок) метапредметный(на раздел) план факт
1 Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем мире (8 часов) 1 I четверть(16ч)
Где живет семья Ивановых
(с.3-5) Знать адрес: название своего поселка (города),
название своей улицы, номер своего дома, адрес
школы.
Уметь описывать дорогу от дома до школы Определение признаков различных объектов природы; простейшие наблюдения за объектами живой природы и умение рассказывать о
своих наблюдениях.
Групповые исследования на выявление признаков предметов с помощью органов чувств.
Умение описывать дорогу от дома до школы.
Умение различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека.
беседа 2 1 Где живет семья Ивановых
(с. 3-6) Знать адрес: название своего поселка (города),
название своей улицы, номер своего дома, адрес
школы.
Уметь описывать дорогу от дома до школы Рассказываем по очереди 3 1 Мы познаем мир (с. 7) Знать правила поведения в природе.
Уметь определять признаки различных объектов
природы; проводить простейшие наблюдения заобъектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях Практическая работа 4 1 Мы познаем мир
(с. 7) Знать правила поведения в природе.
Уметь определять признаки различных объектов природы; проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях Давай
обсудим 5 1 Мы познаем окружающий мир
с помощью органов чувств
(с.8-9) Знать название органов чувств и их функции.
Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);Мы
рассказываем 6 1 Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств
(с. 8-9) Знать название органов чувств и их функции. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств; определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); выполнять простейшие опыты и обобщать результаты, делать выводы Мы
наблюдаем 7 1 Что нас окружает
(с. 10-11) Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия человека.
Иметь представление о животных Отвечаем
на вопросы 8 1 Что нас окружает
(с. 10-11) Уметь различать объекты неживой и живой природы; выделять из объектов неживой природы изделия
человека.
Иметь представление о животных Мы
рассказываем 9 Живая природа ( 9 часов)
1 Животные - часть природы
(с. 12-13) Знать признаки живых организмов; отличительные
признаки зверей.
Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида Наблюдение взаимосвязей между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времён года.
Знание диких и домашних животных (на основе наблюдений).
Знание животных своего края:
насекомых, птиц, рыб, зверей.
Сравнение и различие деревьев, кустарников, трав; знание их отличительных признаков через полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
Рассказываем по очереди. 10
1
Животные – часть природы
Знать названия и внешние отличительные признаки
8-10 животных.
Уметь раскрывать особенности внешнего вида и
жизни животных, приводить примеры домашних и
диких животных Мы
рассказываем 11 1
Дикие и домашние животные
(с. 14-15) Знать названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных.
Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и
диких животных Проверочная работа
12 1 Насекомые - часть природы
(с. 16-17) Знать отличительные признаки насекомых.
Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края Мы
рассказываем
13 1 Насекомые - часть природы
(с. 16-17) Знать отличительные признаки насекомых.
Уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края 14 1 Растения - часть живойПрироды
(с. 18-19) Знать общие признаки для всех растений; название
органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода). Уметь различать части растений, отображать их в рисунке Мы
рассказываем. 15 1 Растения - часть живойприроды (с. 18-19) Знать общие признаки для всех растений; название
органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода).Уметь различать части растений, отображать их в рисунке Мы
наблюдаем 16
1
Что общего у трав,
кустарников и деревьев
(с. 20-21)
Знать общие признаки для всех растений; название
органов растений (корень, стебель, лист, цветок,плод, семена); названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода).
Уметь различать части растений, отображать их в рисунке
Мы
рассказываем
Мы Сравнение и различие деревьев, кустарников, трав; знание их отличительных признаков через полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
17 1 II четверть (16ч).
Как растения расселяются на новые места
(с. 22-23) Знать способы распространения семян.
Уметь анализировать строение семени и делать выводы способах распространения каждого растения слушаем и
рассказываем 18 Природа и её сезонные изменения (38 часов)
1 Природа и её сезонные
изменения
(с. 24-25) Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Иметь представление о сезонных изменениях в природе Умение описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений).
Выполнение правил поведения, которые допустимы в школе и в других общественных местах.
Знание особенностей труда, профессий людей родного края.
Умения передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Мы
рассказываем 19 1 Путешествие в осеннее царство Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность
Иметь представление о сезонных изменениях в природе.
Уметь работать с информацией, предложенной в виде рисунка. Тест
(9 минут) 20 1 Жизнь растений осенью
(с. 26-27) Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период.
Уметь анализировать изменения природы осенью Мы
рассказываем 21 1 Жизнь растений осенью
(с. 26-27) Знать изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период.
Уметь анализировать изменения природы осенью Давай
обсудим 22 1 Труд людей осенью
(с. 28-29) Знать о труде людей осенью в саду, огороде, поле.
Уметь различать овощи и фрукты; выполнять работу в огороде осенью Мы
наблюдаем 23 1 Как животные готовятся кзиме
(с. 30-31) Знать особенности жизни животных осенью в связи
с подготовкой к зиме.
Уметь анализировать изменения природы зимой Мы
рассказываем 24 Природа и её сезонные изменения (38 ч.)
1
Как животные готовятся кзиме
(с. 30-31)
Знать особенности жизни животных осенью в связи
с подготовкой к зиме.
Уметь анализировать изменения природы зимой Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире.
Наблюдение взаимосвязей между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времён года.
Умение передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, устных рассказах.
Берём интервью. 25 1 Пришла зима
(с. 32-33) Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время Давай обсудим. 26 1 Пришла зима
(с. 32-33) Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время Мы
рассказы
ваем. 27 1 Снежные загадки
(с. 34-35) Знать правила наблюдения и проведения опытов.
Уметь обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы. Иметь элементарное представление об образовании снежинок Мы наблюдаем. 28 1 Жизнь лесных зверей зимой
(с. 36-37) Знать о зимовке животных; о работе лесника зимой.
Уметь оказывать помощь животным зимой Знание особенностей труда, профессий людей родного края.
Оказание помощи птицам в зимнее время.
Давай обсудим. 29 1 Жизнь лесных зверей зимой
(с. 36-37) Знать о зимовке животных; о работе лесника
зимой.
Уметь оказывать помощь животным зимой Мы
рассказы
ваем. 30 1 Как помочь птицам зимой
(с. 38-39) Знать признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц; виды зимующих птиц
Уметь оказывать помощь зимующим птицам; обобщать жизненные наблюдения Давай обсудим. 31 1 Как помочь птицам зимой
(с. 38-39) Знать признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц; виды зимующих птиц
Уметь оказывать помощь зимующим птицам; обобщать жизненные наблюдения Мы
рассказы
ваем. 32 1 Есть ли жизнь в воде подо льдом?
(с. 40-41) Знать существенные признаки рыб, правила безопасного поведения у водоемов зимой.
Уметь работать с информацией, предложенной в виде рисунка.
33 Природа и её сезонные изменения (38 ч.)
1 III четверть (18 ч).
Как зимуют травы, кустарники и деревья
(с. 42-43) Знать о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений.
Иметь представление о внутреннем строении почки
Сравнение и различие деревьев, кустарников, трав; знание их отличительных признаков через полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
Знание особенностей труда, профессий людей родного края.
Мы наблюдаем. 34 1 Учимся различать деревья и кустарники зимой Знать отличия деревьев и кустарников зимой.
Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам Рассказы ваем по очереди. 35 1 Учимся различать деревья и кустарники зимой Знать названия кустарников и деревьев родного края.
Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам Мы
рассказы
ваем. 36 1 Труд людей зимой. Знать особенности труда людей зимой.
Уметь обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой Давай обсудим. 37 1 Пришла весна Знать правила поведения на экскурсии; названия
животных и растений родного края; раннецветущиерастения.
Уметь анализировать наблюдения за изменениями,
происходящими в природе с приходом весны Соблюдение правил безопасного поведения на улице.
Наблюдение взаимосвязей между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времён года.
Умение передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, устных рассказах.
Мы
наблюдаем. 38 1 Пришла весна Знать основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; правила безопасности на воде и на льду в весеннее время Мы
рассказы
ваем. 39 1 Какие растения весной цвести торопятся
(с. 48-49) Знать раннецветущие растения, причины раннегоцветения растения.
Уметь отличать раннецветущие растения от остальных растений Мы
наблюдаем. 40 1 Какие растения весной цвести торопятся
(с. 48-49) Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; оберегать редкие и исчезающие растения родного края Рассказы ваем по очереди. 41 1 Как животные весну встречают Знать об изменениях в жизни животных весной. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе; анализировать и отвечать по рисунку Мы
наблюдаем. 42 Природа и её сезонные изменения (38 ч.)
1
Как животные весну встречают
Выполнять правила охраны животных в весеннее время.
Иметь представление о гнездовании птиц Знание правил сбора лекарственных растений и оказание первой медицинской помощи при укусе пчелы и осы.
Рассказываем по
иллюстрации 43 1 Про больших и маленьких
(с. 52-53) Знать, как появляется потомство у животных.
Уметь сравнивать потомство и животных-родителей Давай обсудим. 44 1 Лето пришло
(с. 54-55) Знать об основных изменениях с приходом лета в неживой и живой природе.
Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в летний период Мы
рассказываем. 45 1 Лето пришло
(с. 54-55) Знать правила поведения в природе во время экскурсии.
Уметь анализировать и обобщать полученную информацию при наблюдении.
Иметь представление об оздоровительных и закаливающих процедурах Знание распространённых шляпочных несъедобных грибов своего края.
Умение передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, устных рассказах.
Мы
рассказываем. 46 1 В лес по ягоды пойдем
(с. 56-57) Знать питательные и целебные свойства ягод.
Уметь приводить примеры ядовитых ягод своего
края.
Иметь представление о правилах сбора ягод Давай
обсудим. 47 1 В лес по ягоды пойдем
(с. 56-57) Знать питательные и целебные свойства ягод.
Уметь приводить примеры ядовитых ягод своего
края.
Иметь представление о правилах сбора ягод Рассказываем по очереди. 48 1 С лукошком за грибами
(с. 58-59) Знать признаки и названия грибов, правила сбора
грибов.
Уметь различать съедобные и несъедобные грибы,
приводить примеры съедобных грибов своего края Берём
интервью. 49 1 С лукошком за грибами
(с. 58-59) Знать признаки и названия грибов, правила сбора
грибов.
Уметь различать съедобные и несъедобные грибы,
приводить примеры съедобных грибов своего края Давай
обсудим. 50 1 Зеленая аптека
(с. 60-61) Знать лекарственные растения, о целебной силе растений, правила сбора. Мы
наблюдаем. 51 Природа и её сезонные изменения (39 ч.)
1 IY четверть (17ч).
Зеленая аптека
(с. 60-61) Иметь представление о приемах использования лекарственных растений Умение передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, устных рассказах.
Выполнение правил поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах.
Умение подготавливаться к уроку , помогать подготавливаться к уроку одноклассникам.
Мы
рассказываем. 52 1 Природа и мы
(с. 62-63) Знать, что обозначает термин «экология», что человек и его отношение к природе влияет на то, будут ли жить или исчезнут растения, животные Тест
(5 минут) 53 1 Природа и мы
(с. 62-63) Уметь соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий Мы
наблюдаем. 54 1 Природа и мы
(с. 62-63) Знать виды и формы помощи человека природе Рассказываем по очереди. 55 1 Красная книга Знать растения и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Уметь устанавливать взаимосвязи в природе Мы
наблюда ем. 56 1 Красная книга Знать растения и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Уметь устанавливать взаимосвязи в природе Мы
рассказы
ваем. 57 Наша родина - Россия. (10 часов)
1 Родной край Знать название нашей планеты, родной страны, региона, где живут обучающиеся, родного города. Уметь описывать достопримечательности родного края; называть виды растений и животных родного края Умение называть своё село, свою улицу, столицу России, приводить примеры её достопримечательностей.
Узнавание российского флага и российского Государственного герба.
Давай обсудим. 58 Родной край Знать название нашей планеты, родной страны, региона, где живут обучающиеся, родного города. Уметь описывать достопримечательности родного края; называть виды растений и животных родного края 59 1 Наша родина – Россия
(с. 64-65) Знать название государства, его столицы, главной
площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня).
Уметь описывать достопримечательности столицы
России Мы рассказываем. 60 1 Государственная символика
(с. 66-67) Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России.
Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России Мы
рассказы
ваем. 61 Наша родина - Россия. (10 часов) 1 Государственная символика
(с. 66-67) Знать государственную символику России; первый куплет и припев гимна России.
Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России Выполнение правил поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах.
Выполнение правил поведения при прослушивании Государственного гимна.
Соблюдение правил поведения во время движения по городу; знание видов городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус).
Мы
рассказываем. 62 1 Москва - столица нашего государства
(с. 68-71) Знать столицу государства, сердце Москвы -
Кремль, главную площадь столицы.
Уметь описывать достопримечательности Москвы,
важнейшие исторические события в истории Москвы Идём вбиблиотеку. 63 1 Москва - столица нашегогосударства
(с. 68-71) Знать столицу государства, сердце Москвы -
Кремль, главную площадь столицы.
Уметь описывать достопримечательности Москвы,
важнейшие исторические события в истории Москвы Мы
рассказываем. 64 1 Москва,- столица нашего государства.
(с. 68-71) Знать столицу государства, сердце Москвы -
Кремль, главную площадь столицы.
Уметь описывать достопримечательности Москвы,
важнейшие исторические события в истории Москвы Рассказываем по
очереди 65 1 Экскурсия в город
(с. 72-73) Знать правила поведения во время движения погороду; виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус).
Иметь представление об основных достопримечательностях своего края Мы
слушаем.
66 1 Обобщение «Мы и окружающий мир»
(с. 74-77) Знать правила членов клуба «Мы и окружающиймир».
Уметь подписывать конверт и писать письмо Тихая
беседа.