Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по ПНШ


Комитет по образованию и делам молодежи
Администрации Солонешенского района
МБОУ «Сибирячихинская СОШ»

«Принято» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы ______________ ______________ ______________ Кашперова М.Н. Слуева Е.Я. Прибыткова З.А.
Протокол № ____ от Приказ № ____ от «___»__________ 2014 «___»__________ 2014 «___»__________ 2014
Рабочая программа
по окружающему миру3 класс начального общего образования,
(1 ступень), базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы, разработанной Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, М.Л. Каленчук, Т.А. Бойковой, Н.М. Лавровой, Москва Академкнига/учебник, 2012 г. (УМК «Перспективная начальная школа»).
Составитель: Кашперова Марина Николаевна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
с. Сибирячиха
2014г.
Пояснительная записка.
Данная Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса первой ступени образования составлена на основе Примерной программы и авторская программа О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа») и в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа даёт распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета).
Цели:
формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Задачи
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Содержание УМК
Для реализации программного содержания использованы следующие пособия:
Федотова О.Н. Окружающий мир. 3 класс: учебник. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2012;
Федотова О.Н. Окружающий мир. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. - М.: Академкнига / Учебник, 2012;
Федотова О.Н. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. М.: Академкнига / Учебник, 2012;
Федотова О.Н. Окружающий мир. 3 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2013.
Объём и сроки изучения
Согласно базисному учебному плану МБОУ «Сибирячихинская СОШ» программа рассчитана на 68 часов, 34 учебных недели, из расчёта 2 часа в неделю. Резервные уроки распределены на проведение уроков повторения.
Основные направления коррекционной работы
В рабочую программу внесены основные направления коррекционной работы, так как в классе есть учащийся с ЗПР.
Рабочая программа «Окружающий мир» позволяет решать связанные воедино образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
1. Формирование учебной деятельности и коррекция её недостатков:
- формировать учебную мотивацию и общеучебные интеллектуальные умения;
- развивать личностные компоненты познавательной деятельности;
- развивать умение выполнять заданное, доводить выполнение задания до конца.
2. Развитие зрительного восприятия:
- развивать умения в области предметного восприятия;
- развивать умения зрительного анализа сюжетных изображений;
- развивать умения в области символьного восприятия.
3. Развитие пространственной ориентировки:
- формировать дифференцированные представления о пространственных признаках объектов;
- развивать умение ориентироваться на плоскости листа (двухмерное пространство);
- формировать представление о временных последовательностях;
- формировать навыки ориентировки во времени.
4. Развитие мелкой моторики рук:
- укреплять мышцы кистей;
- формировать графические умения.
5. Развитие памяти:
- развивать объём и темп запоминания наглядного материала;
- развивать объём и темп запоминания слухоречевого материала;
- формировать умение запоминать материал, используя приёмы создания внешних опор;
- формировать умение запоминать материал, используя приёмы создания смысловых опор.
6. Развитие мышления
- развивать умения мыслительного анализа и синтеза;
- развивать умения проводить сравнение;
- развивать умение группировать объекты;
- развивать комбинаторные умения;
- развивать умения устанавливать отношения;
- развивать умение устанавливать закономерности с опорой на зрительный образец4
- развивать умение выполнять сериацию – ранжировать предметы, по какому – либо измеряемому признаку;
- развивать умения логического и творческого мышления.
7. Развитие устной речи:
- развивать умения связной речи.
8. Развитие количественных представлений:
- развивать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов, близкие по количеству, использовать словесные определения равенства и неравенства;
- развивать умение уравнивать неравночисленные группы предметов.
Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков
Формы организации учебного процесса -фронтальная; парная; групповая; индивидуальная. 
Методы реализации программы - практический; объяснительно-иллюстративный; частично- поисковый; наблюдение; информативный.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений – опросы, проверочные работы, беседы, тесты.
Преобладающие формы промежуточного контроля и итоговой аттестации –тесты, проверочные работы.
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Итого
3 класс Тесты 1 1 1 1 4
Проверочные работы 1 1 1 1 4
Экскурсии 1 1 2
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
сравнивать и различать формы земной поверхности;
находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
приводить примеры веществ;
сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
сравнивать свойства воды и воздуха;
следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
характеризовать кругооборот воды в природе;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
описывать достопримечательности Московского Кремля;
различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
находить место изученного события на ленте времени;
находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
находить на ленте времени место изученному историческому событию;
проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
Содержание тем учебного курса
№ п/п Наименование
раздела Содержание программы
1. Изображение Земли на глобусе (12 ч)
Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.
Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.
Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).
План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.
Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.
Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.
Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.
Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.
2. Неживая природа (22 ч)
Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.
Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель.
Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.
Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.
Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.
Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).
Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.
Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.
Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.
Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании.
Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.
3. Тайна недр пород. Почва (9 ч) Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.
Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.
Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.
Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».
Практические работы: определение примерного состава почвы.
4. Природные сообщества (7 ч)
Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).
Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.
Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.
Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).
Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.
5. Человек и природные сообщества (8 ч) 6. Путешествие в прошлое (10 ч)
Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).
Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).
Практикум
Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.
Экскурсия в краеведческий музей.
КТП по окружающему миру 3 класс.
Неделя
(1) №
Урока
(2) Тема урока
(3) Цели
(4) Оснащённость
(5) Кол-во часов
отведенных
на тему
(6) Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
(7)
Критерии оценки (8) Формы
и методы (9) Домашнее задание
(10)
Коррекционная цель (Приложение 1.1)
1 1 Изображение Земли на глобусе
Наш мир знакомый и загадочный Ознакомление с учебником, тетрадью, формировать представление о разнообразии мира Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, глобус, карта. 1 Знать, что глобус – модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор».
Уметь находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, Северное и Южное полушария П-1 Беседа, рассказ.
С. 5–6 1, 4, 7, 8, 9, 12, 5
2 Глобус - модель земного шара Модель Земли – глобус. Понятия «меридиан», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор». Работа с глобусом: меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, глобус, карта. 1 Знать термины «материки», «океаны».
Уметь находить на глобусе материки и океаны П-1 Работа с раздаточным материалом.
Задания
по группам.
С. 7–11 1, 4, 14
2 3 Материки и океаны на глобусе Термины «океан», «материк». Работа с глобусом: океаны, материки. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, глобус, карта. 1 Знать термины «материки», «океаны».
Уметь находить на глобусе материки и океаны П-1 Индивидуальный опрос С. 12–14 1, 10, 9, 5, 6, 8
4 Формы поверхности Земли Глобус как источник информации. Формы поверхности – равнины, горы. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, глобус, карта. 1 Знать формы поверхности – равнины и горы.
Уметь различать равнины
и горы на глобусе П-1 Работе в паре. С. 15–18 1, 3, 5, 6, 8
3 5 О чем рассказала карта Географическая карта Разнообразие карт (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.). Умение работать с картой. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, карта. 1 Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении.
Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте П-1 Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом С.19-24 1, 6, 11, 10
6 Учимся читать карту Карта полушарий. Формирование умения находить и показывать на карте физические объекты Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, карта. 1 Знать карту полушарий, физическую карту России; условные обозначения на карте.
Уметь находить и показывать на карте физические объекты П-1 Групповая работа С.25-27 1, 3, 5, 6
4 7 План местности Понятие «план местности». Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, схемы, план местности. 1 Знать понятие «план местности»; условные обозначения на плане. Иметь представление о масштабе.
Уметь называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного П-1 Индивидуальный опрос С.28-30 1, 4, 5, 11, 14
8 Холмы и овраги Способы изображения земной поверхности. Понятия «холмы», «овраги». Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы. 1 Знать понятия «холмы», «овраги»; способы изображения земной поверхности.
Уметь называть части холма (вершина, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними П-1 Фронтальная, частично-поисковая С. 31–34
1, 4, 7, 8
5 9 Стороны горизонта Горизонт. Линия горизонта. Определение сторон горизонта на местности с помощью солнца. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать правила
«горизонт», «линия горизонта»; основные
и промежуточные стороны горизонта.
Уметь определять стороны горизонта на местности с помощью солнца П-1 Коллективная, опрос С. 35–37 1, 2, 5
10 Ориентирование на местности. Компас Определение сторон горизонта на местности по различным признакам природы. Устройство компаса. Определение сторон горизонта с помощью компаса. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, компас. 1 Знать устройство компаса
и правила работы с ним.
Уметь находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса П-1,3 Самостоятельная
работа С. 38–41
1, 2, 3, 6
6 11 Ориентирование на местности (урок-экскурсия) Закрепление знаний по основным вопросам изученных тем. Формирование практических умений. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать правила поведения
в природе.
Уметь определять формы земной поверхности родного края Экскурсия 1, 4, 7, 8, 9, 12
12 Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности (урок-соревнование) Тела, вещества, частицы Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, карта. 1 Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении.
Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте П-1 Обобщение знаний. Викторина С. 42, ответы на вопросы
10, 13, 14
7 13 Из чего всё на свете
Тела; вещества; частицы Тела, вещества, частицы (молекулы) Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, набор для проведения опыта. 1 Знать, что каждое тело состоит из веществ. Иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах).
Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы П-1 Беседа, Индивидуальный опрос С. 43–48 1, 8, 12
8 14 Твердые вещества; жидкости и газы Свойства воды. Три состояния воды Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, набор для проведения опыта. 1 Знать тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении.
Уметь проводить опыты; различать тела, вещества, частицы П-1 Индивидуально -групповая С. 49–52
1, 4, 7, 8, 9, 12, 16
15 Вода и ее свойства
Вода - необыкновенное вещество Свойства воды при нагревании и охлаждении. 
проведение опытов и фиксация их результатов. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях.
Уметь определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения П-1 Опрос, коллективная С. 53–55
С. 56, ответы на вопросы
1, 4, 7, 8, 9, 12
9 16 Свойства воды в жидком состоянии (заседание клуба) Устройство термометра. Использование термометра. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, набор для проведения опыта. 1 Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы П-1 Индивидуальный опрос, коллективная С. 57–62.
Доклад о свойствах воды 2, 4, 5, 8, 14
17 Термометр и его устройство Свойства льда Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, термометр, набор для проведения опыта. 1 Знать устройство термометра; правила пользования ртутным термометром.
Уметь пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу П-1 Фронтальная, коллективная С. 63–67 1, 2, 4, 5, 8, 14
10 18 Свойства воды в твердом состоянии (заседание клуба) Три состояния воды. Свойства водяного пара Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать свойства льда.
Уметь делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды П-1 Индивидуальный опрос, обобщение знаний С. 68–71.
Доклад о свойствах льда 6, 9, 1
19 Свойства воды в газообразном состоянии Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, набор для проведения опыта. 1 Знать три состояния воды
в природе; свойства водяного пара.
Уметь определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях П-1 Коллективная С. 72–74 1, 7, 9, 12
11 20 Круговорот воды в природе Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, презентация 1 Иметь представление о круговороте воды в природе.
Уметь доказывать круговорот воды в природе П-1 Индивидуальный опрос, учебная дискуссия С. 75, ответы на вопросы
С. 76–80 1, 4, 7, 8, 9, 16
21 Туман и облака Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, компьютер 1 Знать превращение воды
в туман, облака; разные виды облаков. Иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь).
Уметь проводить исследовательскую работу; определять виды облаков П-1 Индивидуальный опрос, коллективная С. 81–84 1, 2, 5, 11
12 22 Осадки Превращения воды в природе (туман, облака). Виды облаков. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, компьютер 1 П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный 1, 6, 4, 13, 11
23 Вода – растворитель (заседание клуба) Осадки, выпадающие из облаков (дождь, снег, град). Осадки, выделяющиеся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморось) Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Иметь представление о том,
что вода – растворитель.
Знать растворимые и нерастворимые вещества.
Уметь делать фильтр; простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества П-1 Индивидуальный опрос, обобщение знаний С. 85–87 1, 2, 5, 11
13 24 Растворы в природе Вода как растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, набор для проведения опыта. 1 Знать о значении природных растворов.
Уметь проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный С. 88–90 1, 3, 5, 6, 8
25 Почему воду надо беречь? Вода как растворитель. Значение природных растворов. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать о значении воды
в жизни человека; способы очистки воды от морской соли.
Уметь охранять водные богатства П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный С. 91–94
С. 95, ответы на вопросы
1, 2, 4, 5,
14 26 Воздух и его свойства
Океан, которого нет на карте и глобусе Значение воды в жизни человека. Способы очистки воды. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Иметь представления о воздушном океане Земли – атмосфере.
Уметь проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде
П-1 Фронтальная, частично-поисковая С. 96–99 1, 4, 7, 8, 9, 12, 16
27 Воздух – это смесь газов Атмосфера – воздушный океан Земли. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, компьютер 1 Знать, что воздух – смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении
и при дыхании расходуется кислород.
Уметь определять свойства кислорода и углекислого газа П-1 Работа с раздаточным материалом.
Задания
по группам.
С. 100–102 1, 4, 7, 8, 9, 12, 16
15 28 Свойства воздуха (заседание клуба) Воздух – смесь газов. Свойства кислорода и углекислого газа. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, набор для проведения опыта. 1 Знать о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного.
Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного П-1 Индивидуальный опрос, обобщение знаний С. 103–108 1, 4, 7, 8, 16
29 Обобщение по теме «Воздух
и его свойства».
Проведение опытов: воздух занимает пространство; воздух можно сжать; Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного П-1 Индивидуальный опрос, обобщение знаний С. 109–110.
Ответы на вопросы 1, 4, 7, 8, 10, 11
16 30 Движение воздуха. Температура воздуха Проведение опытов: воздух можно взвесить; свойства воздуха при охлаждении и нагревании. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, термометр 1 Знать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Иметь представление о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково.
Уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный С. 111–114 1, 9, 7
31 Ветер Почему земная поверхность нагревается неодинаково. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, приборы «флюгер» и «анемометр».
1 Знать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр».
Уметь пользоваться флюгером и анемометром. П-1 Фронтальная, частично-поисковая С. 115–119 1, 4, 7, 8, 16, 9, 10, 11
17 32 Что такое погода? Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли. Созидательная и разрушительная работа ветра. Приборы: флюгер и анемометр. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Иметь представление о погоде. Знать, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду.
Уметь вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный С. 120–122 1, 4, 7, 8, 9, 10, 11
33 Повторение. Вода и воздух Понятие о погоде. Наблюдение за погодой, фиксация их в дневнике наблюдений. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека. П-1,2 Работа с раздаточным материалом.
Задания
по группам.
С. 123–124 1, 2, 5,11
18 34 Конкурс «хорошо ли ты знаешь окружающий мир» Повторение и закрепление знаний о воде, воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека. П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный 1, 5, 10, 14, 16
35 Тайны недр
Горные породы Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, набор полезных ископаемых, 1 Знать, что горные породы – природные тела, из ко-торых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океа-нов; виды горных пород; происхождение магмати-ческих и осадочных горных пород П-1 Работа с раздаточным материалом.
Задания
по группам.
С. 5–8 1, 5, 10, 16
19 36 Разрушение горных пород Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, набор для проведения опыта. 1 Знать, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании.
Уметь наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный С. 9–11 1, 3, 8
37 Что такое минералы? Образование осадочных горных пород. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Иметь представление о минералах как составных частях горных пород.
Знать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком.
Уметь выполнять практическую работу П-1 Фронтальная, частично-поисковая С. 12–15 1, 4, 7, 8, 9, 12, 5
20 38 Полезные ископаемые Минералы как составная часть горных пород. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение»,«руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.
Уметь называть свойства песка, глины, мрамора, гранита П-1 Фронтальная, учебная дискуссия С. 16–21 1, 4, 7, 8, 9, 12, 5
39 Свойства полезных ископаемых (заседание клуба) Понятия: «полезные ископаемые», «месторождение»,  «руда», «сплавы». Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, набор для проведения опыта. 1 Знать свойства полезных ископаемых.
Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану П-1 Индивидуальный опрос, обобщение знаний С. 22–25 1, 4, 9, 12, 5
21 40 Почему надо беречь полезные ископаемые Выявление (с помощью опытов) свойств известняка, мрамора, песка, глины. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Уметь охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный С. 26–30 1, 4, 7, 8
41 Почва
Как образуется почва Необходимость охраны полезных ископаемых. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, образец цепи питания 1 Знать горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания».
Уметь работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания П-1 Работа с раздаточным материалом.
Задания
по группам.
С. 31–34 1, 4, 7, 8, 9, 12, 5
22 42 Почва и её свойства (заседание клуба) Почва как единство живой и неживой природы. Цепи питания. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать, что почва – продукт взаимодействия факторов
живой и неживой природы;
что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы.
Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы П-1 Индивидуальный опрос, обобщение знаний С. 35–38 1, 4, 7, 8, 9, 5
43 Зачем и как люди заботятся о почве (заседание клуба) Состав почвы Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать значение почвы; мероприя-тия по охране почв в родном крае.
Уметь договариваться, рас-пределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему П-1,3 Индивидуальный опрос, обобщение знаний С. 39–42 8, 9, 12, 5
23 44 Природные сообщества
Лес и его обитатели Мероприятия по охране почв в родном крае. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Иметь представление о природном сообществе.
Знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.
Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие
в сообществе – лес П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный С. 43–49 1, 4, 7, 8, 9, 12, 5
45 Лес и его обитатели Многообразие растительного и животного мира леса, возможность их совместного обитания.
Лес как природное сообщество. Цепи питания. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 П-1 Фронтальная, частично-поисковая Тестирование 1, 4, 7, 8, 5
24 46 Луг и его обитатели Луг как природное сообщество Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания.
Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие
в сообществе – луг П-1 С. 50–54 1, 7, 9, 12, 5
47 Поле и его обитатели Поле как природное сообщество, искусственно созданное человеком для культурных растений. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать, что поле – искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений; многообразие растительного и животного мира поля и возможность их совместного обитания.
Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питании, существующие
в сообществе – поле П-1,2 С. 55–58 1, 4, 7, 8, 12,
25 48 Пресные водоемы и его обитатели Искусственные и естественные водоемы, их использование человеком. Пресный водоем как природное сообщество. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания.
Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания, существующие в сообществе – пресный водоем П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный С. 59–64 1, 4, 7, 8, 9, 12, 5
49 Болото и его обитатели Болото как природное сообщество Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совместного обитания.
Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в сообществе – болото П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный С. 65–68 7, 8, 9, 12, 5
26 50 Человек и природные сообщества
Значение лесов Необходимость бережного отношения к лесным богатствам. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать понятие «природное сообщество», значение леса для природы и для жизни человека.
Уметь анализировать связи
в каждом из изученных природных сообществ, охранять природные богатства. П-1 С. 69–73
Ответы на вопросы 1, 4, 7, 12, 5
51 Безопасное поведение в лесу (заседание клуба) Способы ориентирования на местности. Правила безопасного поведения в лесу. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, компьютер 1 Знать опасности, возникающие при неправильном поведении в лесу; правила безопасного поведения в лесу.
Уметь выполнять правила безопасного поведения в лесу П-1,3 Индивидуальный опрос, обобщение знаний С. 74–78.
1, 4, 7, 8,5
27 52 Луг и человек Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране. Правила поведения в природе Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов; о многообразии растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания.
Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, присущие сообществу луга. П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный С. 79–82 1, 4, 7, 8, 9, 12, 5
53 Надо ли охранять болота? Безопасное поведение Необходимость бережного отношения ко всем природным сообществам. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать об опасности прогулок около болот; о значении болот в природе и жизни человека.
Уметь выполнять правила безопасного поведения на болотах. П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный С. 83–85 1, 4, 7, 12, 5
28 54 Дары рек и озёр
Безопасное поведение Реки и озера родного края, их практические использование людьми. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 Знать реки и озера России и родного края.
Уметь показывать на карте реки и озера; выполнять правила поведения у водоемов. П-1 Фронтальная, частично-поисковая С. 86–89. 1, 4,8, 9, 12
55 Безопасное поведе-ние у водоемов (за-седание клуба)
Человек-защитник природы Безопасное поведение у водоемов в разное время года. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, 1 П-1,3 Индивидуальный опрос, обобщение знаний С. 90–96 29 56 Природа будет жить Заповедные места России. Растения и животные из Красной книги России. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, красная книга родного края. 1 Знать: мероприятия, связанные с охраной природы родного края; значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека.
Уметь: называть растения и животных из Красной книги родного края; охранять природные богатства. П-1 Работа с раздаточным материалом.
Задания
по группам.
С. 97–102 1, 4, 7, 8, 9, 12, 5
57 Путешествие в прошлое
Лента времени Развитие (размножение) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, таблица с лентой времени. 1 Иметь представлении о ленте времени.
Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век.
Уметь ориентироваться
по ленте времени П-1 Фронтальная, работа с раздаточным материалом.
Задания
по группам.
С. 103–107 1, 4, 7,
30 58 Золотое кольцо Лента времени (месяц, год, век). Основные события, связанные с изменением облика Московского  Кремля. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, презентация 1 Знать города России.
Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России П-1 Коллективная, работа с раздаточным материалом.
Задания
по группам. С. 108–123 1, 12,5
59 Золотое кольцо Наследие городов Золотого кольца России 1 П-1 7, 8, 9
31 60 Золотое кольцо Наследие городов Золотого кольца России 1 П-1,2 1, 4, 7,
61 Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба) Значимость деяний Петра Великого. Исторические достопримечательности Санкт-Петербурга. Учебник, тетрадь для самостоятель-ной работы, презентация
1 Знать историческое значение и основные достопримечательности Санкт-Петербурга.
Уметь показывать Санкт-Петербург на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города П-1 Индивидуальный опрос, обобщение знаний С. 124–136.
1, 4, 7, 8, 9, 12, 5
32 62-63 Путешествие по Санкт-Петербургу 2 П-1 Беседа, объяснительно-иллюстрационный 1, 4, 7, 8, 9, 12, 5
33 64-65 Достопримечательности родного края (урок-экскурсия) 2 Знать историческое значение и основные достопримечательности родного села, родного края.
Уметь показывать родное село на карте; рассказы-вать о его основных достопримечательностях. П-1,2 Тестирование
Ответы на вопросы 1, 4, 7, 8, 9, 12, 5
34 66 Проверь себя 1 Знать историческое значение и основные достопримечательности родного села, родного края.
Иметь представление о ленте времени.
Знать понятия «месяц», «год», «век»; основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век; города России.
Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России; ориентироваться по ленте времени Экскурсия Тестирование
Ответы на вопросы
1, 4, 7,
34 67-68 Итоговый урок Учебник, тетрадь для самост. работы,
2 П-1 1, 4, 7, 8, 9, 12, 5
Формы и средства контроля
Один раз в четверть оценка знаний и умений проводится с помощью заданий тестового типа, регулярно проводится тематический контроль в форме проверочных работ.
Особенности организации контроля по окружающему миру
В основе оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Приложение 1
Опрос, беседа.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Приложение 2
Тест.
Оценка «5» - 90 – 100 %
Оценка «4» - 70 – 89 %
Оценка «3» - 50 – 69 %
Оценка «2» - 0 – 49 %
Приложение 3
Проверочная работа.
В основе оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Оценка «5» - 90 – 100 % - правильно выполнены задания, даны полные ответы на все поставленные вопросы, сформулированы определения.
Оценка «4» - 70 – 89 % - допущены отдельные неточности.
Оценка «3» - 50 – 69 % - допущены фактические ошибки при выполнении заданий или ответах на поставленный вопрос.
Оценка «2» - 0 – 49 % - не справился с большей частью заданий.
Учебнометодическое обеспечение программы
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013. 
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013. 
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. 
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2011. 
А.М.Кондаков, Н.Д.Никандров, М.В.Рыжаков. Примерные программы начального общего образования. В .2ч. Ч. 1. 3-е изд. –М.: Просвешение, 2010
Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. Сборник нормативных документов. Начальная школа. - 3-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
Справочные пособия, энциклопедии; 
Схемы; 
Таблицы;
Альбомы с демонстрационными материалами;
Электронные ресурсы.
Компьютер, проектор, экран, МФО.
Карты. Глобус. Аквариум.
Коллекции растений (гербарий и комнатные цветы живого уголка), полезных ископаемых, муляжи овощей и фруктов, альбомы с дикими и домашними животными и т.д.
Материально-техническое обеспечение
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса окружающего мира): электронные справочные и учебные пособия:
Экосистемы: поле, луг, лес, пустыня (3-4 класс) Технические средства обучения (ТСО) Магнитная доска
Персональный компьютер
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений Содержание Дата, № приказа Подпись лица, внёсшего запись.
Приложение 1.1
Коррекционные цели:
развивать концентрацию внимания;
развивать аналитическое мышление;
коррекция пространственной ориентации;
коррекция мышления;
развивать умение работать самостоятельно;
развивать мелкую моторику;
развивать произвольное внимание;
развивать зрительную память;
развивать слуховую память;
корригировать зрительное и слуховое восприятие;
коррекция логического мышления;
развивать память
13. развивать оперативную память;
14. развивать долговременную память;
15. коррекция временных представлений;
16. развивать умения связной речи.