Рефлексивный отчет по одному уроку серии последовательных уроков


Отчет В 2
Рефлексивный отчет по одному уроку серии последовательных уроков
Главный элемент в учебном процессе – урок, при разработке плана любого урока постоянно продумываешь о том, какой метод использовать, или какую форму работы применить, чтобы развить у учащихся мыслительные способности. Данный урок я разрабатывала с учетом внедрения в свою практику семи модулей Программы и рассчитывала на серию уроков состоящих из четырех уроков.
Изучив теорию о новых подходах преподавания и обучения, я переосмыслила свое отношение к планированию и проведению своих уроков. Я познакомилась с конструктивистской теорией обучения, которая требует от учителя организовывать занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей навыков у учеников. Эта теория меняет стиль общения педагога и учащихся в сторону диалога и сотрудничества ( коллаборативной среды), повышает мотивацию учащихся и культуру общения. При подготовке к уроку я подбирала материал с учетом возрастных особенностей детей семи – восьмилетнего возраста. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных способностей ребенка. Планируя урок, старалась использовать основные закономерности возрастного развития младши школьников, мне надо было, максимально используя реальные возможности организма, так построить свои уроки, чтобы с одной стороны достичь наибольшего эффекта в усвоении учащимися программного материала, а с другой стороны облегчить адаптацию молодого организма к изменяющимся условиям обучения. Все этапы и задания урока были продуманы и проведены согласно этим возрастным особенностям учащихся.
Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой- либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок.
Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие.
На третьем уроке из серии последовательных уроков я применила все 7 модулей программы.
Я взяла предмет познания мира, потому что мне хотелось внедрить программу семи модулей и проследить, как будет она работать на предмете познания мира, т.к. это интересный и в тоже время сложный предмет. Хотелось увидеть творческую работу, диалоговое обучение, и когда я просмотрела календарное планирование, по плану, на период прохождения практики, шел раздел который состоял из тем "Семья», и последовательность тем, подходила для того чтобы выбрать серию последовательных уроков. Кроме того на уроках познания мира учащиеся моего класса всегда были активными и работоспособными т.к. им очень нравиться этот предмет.
В моем классе 28 учащихся.6-отличников,13- хорошистов, 9-троечников; дети очень активные, творческие. Любят рисовать, петь, с энтузиазмом участвуют в любых мероприятиях. Очень любят, когда показываешь что то новое, необычное.
Тема: «Семья»
Цели урока:
1.Выполнять частично-поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы, составлять связные рассказы по материалам проведённой работы, работать в группах; Формировать знания об особенностях семьи как части общества;
2.Развивать мышление, воображение, речь детей.
3. Воспитывать уважение к старшим родственникам, интерес к истории своей семьи и её традициям;
Формы организации урока: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Цель урока: как можно больше узнать о своей семье, об увлечениях своих родственников, семейным героем.
Прогнозируемый результат :научить детей критически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы;
владеть приёмами саморегуляции, работы в группе;
оценивать себя, своих одноклассников и работу в целом
Для меня очень важно, чтобы у учеников не пропадал интерес к изучаемому материалу, поэтому тщательно продумываю первый этап урока.
На стадии вызова узнала, с каким настроением ребята пришли на урок, тем самым старалась создать коллаборативную среду в классе. Дети встали в круг. Для начала я предложила поприветствовать друг друга. Сказали всем «Здравствуйте» и пожали друг другу руки. Дальше разделились на группы по три человека (папа, мама, я). Тренинг «Доброе сердце». Дети передавали игрушку – символ друг другу и говорили комплименты членам своей семьи.

С целью проследить саморегулирование, я применила форму работы в паре. Работая в паре, обучающиеся смогли через диалог проверить домашнее задание друг у друга. Использование такого подхода в обучении на моем уроке предполагалось с целью проверки того, как дети умеют слушать друг друга, что при обсуждении проблемы в сотрудничестве с одноклассниками необходимо высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению собеседника и достигать результат путём установления между собой диалога.
И с этой целью, как дети умеют работать в парах, была предложена работа с оценочным листом, где были даны 3 вопроса по домашнему заданию.

Формирование пар для наблюдения было организовано мной по принципу сильный-слабый ученик и сильный -сильный . Я выбрала первую пару детей с разным уровнем мотивации и способностями. Ученица Екатерина – с высокой степенью мотивации, отличница, а ученик Данил – с низкой мотивацией, троечник. И вторую пару для наблюдения с высокой степенью мотивации и равным уровнем развития – это Софья и Кристина. В наблюдаемой первой паре инициативу в основном проявляла Катя, она сразу начала отвечать на вопросы и объяснять своё понимание материала. Данил послушав, изредка добавлял, а затем просто повторил то что говорила Катя. Вторая пара сразу приступила к работе добавляя друг друга, и задавали дополнительные вопросы. В ходе этой работы видно было, что ребята чувствовали себя комфортно, ясно прослеживалась атмосфера сотрудничества. По завершению работы они вместе оценили свою работу на оценку «хорошо». Я считаю, что данная форма работы удалась и её можно эффективно применять в своей практике.
Использование такого подхода в обучении на моих уроках предполагалось с целью донести до сознания детей, что при обсуждении проблемы в сотрудничестве с одноклассниками необходимо высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению собеседника и достигать результат путём установления между собой диалога.
В дальнейшей практике я продолжу применять такую форму работы потому, что развивается критическое мышление, умение учиться друг у друга, повышается мотивация, развиваются функциональные способности учеников.
Полностью поддерживаю стратегию Мерсера и Литлтона – диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию обучающихся и их уровня образования. Интерактивное общение способствует обучению детей и их когнитивному развитию. На данном уроке это подтвердилось. При ответах на вопросы участвовали оба ученика в равных позициях. В дальнейшей работе обязательно буду использовать работу в парах, не только между сильным и слабым учениками, но и между учениками с равным уровнем развития Далее на уроке мной был применен модуль «Новые подходы в обучении: введение в тему».
Отгадав загадку, и ребус дети назвали тему урока.

-А как вы думаете, что такое семья (ответы детей )
Работа в группах началась с того что я раздала геометрические фигуры :круг (1), квадрат (2), треугольник (3), овал (4), прямоугольник (5).
Получилось 5 групп - 4 группы по 6 учеников 1 группа 4 ученика. Дети повторили правила работы в группах, для достижения хорошего результата работы. Дети составили кластер «семья». К моему удивлению учащиеся к этому заданию отнеслись действительно творчески, применив критическое мышление (каждая группа оформила по своему), дети приступили к выполнению кластера.


После презентации каждая группа оценивала кластеры, выступали с замечаниями и пожеланиями путем формативного оценивания.
Дальше было знакомство с понятием «поколение».
1 ученик рассказал стихотворение о том, как создается семья. После прослушивания детям был поставлен проблемный вопрос. Дети высказывали свое мнение и затем все вместе сделали вывод
Я лишь немного направляла и координировала мысли детей.
Следующее задание дети подготовили дома. Каждой группе было дано индивидуальное задание.
Работа в группах.
Оформление плакатов из собранных материалов.
Самостоятельная творческая работа. (саморегуляция) 1 группа – стихи, пословицы и высказывания о семье.
2 группа – сообщения об увлечениях своих родственников «Наш досуг». Хобби членов семьи.
3 группа – герб моей семьи (чем сильна семья).
4 группа - герои моей семьи «Гордость моей семьи».
5 группа – профессии наших родителей.
Детям было дано время, чтобы они в группах объединили свои задания и выбрали самое лучшее из группы для защиты.
Выступление групп. Защита плакатов.
Оценивание по критериям.
Интеграция модулей критического мышления и новых подходов в преподавании и обучении (групповой работы) в своей практике способствует тому, чтобы ученики научились тому, как учиться, и, в результате, могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением. И после должны презентовать свою работу
На своём уроке я провела работу, где обучающиеся сами оценивали свою деятельность на протяжении всего урока. Вначале были поставлены цели урока и критерии оценивания своей деятельности. Затем я объяснила детям, что такая форма оценивания поможет им выявить свои пробелы и нацелить на дальнейшее восполнение этих пробелов. Обучающиеся восприняли эту новость с одобрением, так как такая форма работы была для них новая.
Все этапы работы на уроке мы пытались оценивать формативно, для того что бы видеть все минусы и плюсы. Формативное оценивание направлено на работу с каждым учеником, потому что мы ежедневно оцениванием достижения обучающихся, способствуем его росту, учитывая его интересы и способности. Моя основная цель - эффективно использовать методы формативного оценивания. И главной задачей я себе поставила то, чтобы донести до учеников значение и назначение формативного оценивания. Основная цель формативного оценивания – проанализировать свою деятельность и ошибки, наметить дальнейшие пути решения для заполнения пробелов в знаниях.

С целью проследить саморегулирование, я применила форму работы в паре. Работая в паре, обучающиеся смогли через диалог обучить друг друга этому сложному виду работы. Использование такого подхода в обучении на моем уроке предполагалось с целью донести до сознания детей, что при обсуждении проблемы в сотрудничестве с одноклассниками необходимо высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению собеседника и достигать результат путём установления между собой диалога.
Закрепление знаний было организовано по разноуровневым карточкам
1)для слабых учеников
Сколько поколении в этой семье? Дети должны были заполнить схему.
2) Для средних учеников. Соотнеси левую и правую части, соедините соответственно.
3) Для сильных учеников. Заполни пропуски. Дети должны были дописать предложения
Ученикам было интересно. Исходя из ответов детей, было ясно, что материал все дети поняли. Я поняла, как важно выработать у детей умение слушать и понимать других. Лишь тот, кто учится, способен научиться. Для этого необходимо реагировать на информацию, полученную в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать.
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

На этапе рефлексии дети четко ответили, что они знают и что они умеют, дети разгадывали кроссворд в группах, где ключевым словом являлось слово – семья. Затем взяли смайлики зеленого и белого цвета которые лежали у них на столах и, показали, что соответствует настроению в данный момент. Написали на смайликах свои имена и положили их в волшебный мешочек, поделились хорошим настроением со мной.
Вывод: урок удался. Всё запланированное получилось.
Прогнозируемый результат был очевиден:
дети умеют критически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы;
владеют приёмами саморегуляции, работы в группе;
оценивают себя, своих одноклассников и работу в целом
Необходимо и возможно включать в урок различные методы и формы обучения. Это даёт хороший результат. Обучающиеся целостно воспринимают учебные ситуации, формируется совместная деятельность, происходит функциональное развитие учеников. А главное, класс стал единой командой, что раньше не прослеживалось. Задания, которые им нужно было выполнить либо вместе, либо индивидуально способствовали у них развитию коллективизма и ответственности. И главное, что через задания, через диалог в виде опроса и создание различных ситуаций я способствовала у учеников развитию критического мышления, что является немало важным фактором на каждом уроке.
Идеи Программы, использованные на данном уроке, позволили улучшить обучение. У учащихся появилось понимание того, что можно обучаться совместно. Учащиеся проявили интерес к уроку, они комфортно чувствовали себя в групповой работе, наверное потому что задание они выполняли все вместе. В ходе всего урока дети имели возможность обмениваться мыслями и идеями, оценить свои возможности. И являясь активными участниками учебного процесса, ученики увидели возможность самообучения и взаимообучения. В течение урока у учащихся сохранялась работоспособность, так как менялись формы работы. Каждый ученик почувствовал свою важность на уроке, будь это ученик лидер или ученик средней мотивации или ученик слабой мотивации. Главное у них у всех была единая цель на уроке. Цель учиться и получать знания. И важность детей на уроке имеет большое значение для достижения целей урока.
В дальнейшем планирую продолжить работу над самообразованием с интеграцией семи модулей обучения. Организовать деятельность так, чтобы обучающиеся научились тому, как учиться. Продолжать исследование и отслеживать динамику эффективности использования новых подходов в обучении. Заинтересовать коллег и вовлечь в сотрудничество.
Список используемой литературы:
1.Учебные программы. Познание мира. Министерство образования и науки Республики Казахстан, 2010г.
2.Программа. www.cpm.kz3. Учебник «Руководство для учителя».www.cpm.kz4. Задания для выполнения в период практики в школе.www.cpm.kzРезкий переход на урок.
Ирина, ваш отчет не продуман. Складывается впечатление, что прописан несколько спонтанно. Много бравируете, используете много лишней информации из разных источников. Мало анализа!!! Многие результаты просто завышаете. Структура представленного отчета не логична, нарушена последовательность изложения. Так о формативном оценивание, вы говорите несколько раз на разных участках своего отчета. Не интересный вывод. Слабая стилистика!
Ирина, вы можете писать лучше! Скорее это не ваш отчет! Пересмотрите, дайте на вычитку филологам, продумайте структуру. Вам необходимо последовательно доказывать интеграцию каждого модуля на этом уроке. Уверенна, у вас все получиться! Удачи!!!