Рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков.


Рефлексивный отчет по одному уроку из серии последовательных уроков.
В великом знании – великая печаль, и умножая познание, мы умножаем горести” (если заботимся, лишь о познании)…
Г.А.ЦукерманГлавный вопрос любой инновационной образовательной технологии заключается в следующем: чему мы должны научить школьников в XXI веке? Целью данной Программы является помочь нам, казахстанским учителям, оценить и усовершенствовать нашу педагогическую практику. Перейти к новому взгляду на образование, применять новые подходы в современных школах. Новых подходов в преподавании и обучении, наверное, мы ждём все, потому что меняется жизнь, меняется мировоззрение и понятия, дети  сейчас очень активные. Современные дети рождаются со знанием жизни. Естественно, к таким детям  и подход нужен новый. Развивать в детях умение работать по- новому, относиться положительно к учёбе, думаю в этом большом   начинании призвание программы семи модулей. В целях реализации идеи Программы, ожидаемыми результатами которой является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях (Руководство для учителя, с.110), серию последовательных уроков по ознакомлению с художественной литературой проводила в подготовительном классе. Дети работают тогда, когда им интересно. Поэтому стараюсь находить средства и способы возбуждения интереса, удивления детей. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность. Значительно лучше, скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызывали живые яркие чувства, чем те, которые оставили  равнодушным. Там, где организуется основательный опыт самостоятельного обобщения, происходит интенсивное развитие самостоятельного мышления, умения применить полученные знания в новой или нестандартной ситуации. Результатом этой работы является повышение мотивации к обучению. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. На примере этого, решила взять из серии последовательных  уроков, ознакомление с художественной литературой  тема: Путешествие по народным сказкам. (Обобщающий урок). Стоит отметить тот факт, что все учащиеся подготовительного класса (100%) выразили положительное отношение к школе.Давая анализ исследования уровней школьной мотивации и общего отношения к учёбе школьников, следует сказать, что школьная мотивация, как и любой другой частный вид мотивации, определяется целым рядом специфических факторов. Во-первых, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; в-четвертых, субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета и др.Цели данного урока: Систематизировать знания детей о народном творчестве, закрепить и обобщить изученный материал
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать: народные сказки.
Учащиеся должны понимать: отличия народных сказок от бытовых.
Учащиеся должны уметь: анализировать, делать выводы, оценивать поступки героев сказок. Данный урок является четвёртым из серии последовательных уроков по разделу «Народное творчество». При планировании серии последовательных уроков старалась внедрить все 7 модулей программы и каждый из них нашел свое отражение на определенном этапе урока.
В подготовительном классе работаю первый год. Всего 33 учащихся, 14 мальчиков и 19 девочек. Знаю об увлечениях каждого моего ученика, во время проведения последовательных уроков наблюдая за учащимися взглянула на них другими глазами. С начала учебного года я делала большой упор на дисциплину, так как считала, что во всем должен быть порядок. К концу года они уже знают правила поведения, призывала к тому, что любую проблему можно решить в диалоге между собой или попросить моей помощи. Я считаю, что в классе они ощущают себя комфортно, что подтвердилось из анкет родителей и детей. По моим наблюдениям в классе ученики делятся на подгруппы, в основном по интересам. Класс дисциплинированный, но не дружный. Во время урока каждый сам за себя, некоторые дети при написании работ закрываются от соседей по парте. Мотивация средняя, слабый словарный запас, слабо развито логическое мышление, пространственный ориентир, кругозор. Не все дети принимают активное участие в процессе урока. Используя анкетирование выяснила, что к любимым предметам относят: математику, изобразительное искусство, трудовое обучение, физическую культуру. У многих развиты творческие способности. На вопрос помогаете ли вы своим одноклассникам из 32 отвечающих 15 отметили что да, а на вопрос помогают ли вам, многие ответили нет. При анкетировании родителей обнаружила, что из 33 учащихся всего семь человек выполняют домашнюю работу самостоятельно, остальные же под пристальным руководством со стороны взрослых. Поэтому решила во время последовательных уроков по ознакомлению с художественной литературой включить групповую работу для создания коллаборативной среды и сплочения коллектива. Для словарного запаса, кругозора использую на уроке диалог и беседу, так как по мнению Мерсера и Литлонта «Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении» («Руководство для учителя, третьего уровня»). Также во время занятий буду использовать критическое мышление – это « дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления и рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям» ( «Руководство для учителя, третьего уровня). Для развития мотивации использую формативное оценивание, самооценивание.
-22282151049020Физминутка «На зарядку!»
00Физминутка «На зарядку!»
-8001010604500На этапе вызова  предложила учащимся физминутку: «На зарядку!». Эмоций было много, позитивно настроились на урок. Такие моменты позволяют настроить коллаборативную среду, для успешной работы в процессе обучения. Деление на группы по картинкам «Сказочные герои». Деление на группы прошло удачно, во время этого процесса дети ответили на вопрос: «Что общего между картинками?»
Для прогнозирования зачитала зачин:
В некотором царстве,В некотором государстве-Жили-были…
С разгадыванием справились быстро. Провела беседу:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом уроке?
- Почему вы решили, что мы будем говорить о сказках?
- Тема нашего урока звучит так: “Герои народных сказок”.
Затем была проведена викторина по вопросам:
1. Какие виды сказок вы знаете?
2. Чем отличаются волшебные сказки от бытовых?
3. Кто может быть автором сказок?
4. Сказки каких народов вы знаете?
После викторины предложила определить, чем будем заниматься на уроке. Сильные дети справились с этим заданием, хотя мнений было много. Радует то, что они учатся самостоятельно определять, чем будем заниматься. На вопрос пригодится ли эта тема нам в жизни, все дали утвердительный ответ.
-38103335655«Заблудившийся герой»
00«Заблудившийся герой»
-3810199263000Этап осмысления начала со сказочного конкурса “Узнай предмет!”. Детям были предложены предметы, по которым необходимо назвать имя героя, кому принадлежит этот предмет и название сказки (горошина, скорлупа грецкого ореха, синий воздушный шарик, золотой ключик, красная шапочка). С заданием справились все группы, но один из предметов вызвал у детей затруднения (горошина), пришлось задавать наводящие вопросы. Жан Пиаже, Мария Монтессори и Лев Выготский утверждали, что обучение и развитие происходит в тот момент, когда дети младшего возраста взаимодействуют со средой и окружающими их людьми (Руководство для учителя, третий уровень). Для себя сделала вывод, что необходимо тщательнее подбирать картинки, учитывая возрастные особенности учащихся. Далее каждой группе был предложен конверт, в котором были персонажи одной сказки и один «заблудившийся персонаж», учащиеся должны определить из какой сказки герои, назвать «заблудившегося» и передать основную идею сказки. Во время наблюдения понравились действия одной из команд. Они вначале разложили всех героев, затем распределили по степени значимости, в сторону отложили лишнюю картинку и в беседе стали обсуждать о чем сказка. Защитой занимались более сильные дети, но в обсуждении принимали участие все. Беседа прошла оживленно, каждый пытался принять участие. Ведь Александр утверждал что: «Беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а наоборот, - взаимным процессом, в котором приходят идеи и на -21139151323975Игра «Путаница»
00Игра «Путаница»
этой основе продвигают обучение ученика вперед» («Руководство для учителя третьего уровня»). Все - таки нужно чаще проводить такую работу, чтобы каждый ученик пропустил через себя информацию которую нужно запомнить для дальнейшего применения. С увлечением дети отгадывали сказочный кроссворд. После чего каждая группа получила задание: «Путаница», в котором необходимо было найти соответствия между картинками.43815254000Выполнив задание группы, обменялись листами и была проведена взаимопроверка. Такой вид работы очень нравится детям. При наблюдении заметила, что они тщательно проверяют чужие работы и меня очень порадовало то, что дети воспринимают свои ошибки без обид. Также на этом этапе была проведена  дидактическая игра «Экспресс вопросы», с целью снижения утомляемости организма детей, к тому же, данный вид организации детей позволил учителю проверить, насколько хорошо дети усвоили тему «Народные сказки». В подведении итогов учащимся была предложена Коммуникативная игра «интервью». На данном этапе трудностей не было, потому что «Интервью» -70485450405500была введена в серию последовательных уроков с самого начала. Среди учащихся выбирали одного корреспондента, который задавал вопросы по теме урока членам каждой группы и так как на уроке присутствовали другие учителя , второй корреспондент задавал вопросы присутствующим гостям. На первых двух уроках вопросы готовились -21710655810250Дети подводят итог урока
00Дети подводят итог урока
совместно с учителем, 43815679958000а на последующих – дети старались задавать вопросы самостоятельно. Эта коммуникативная игра дала очень плодотворный результат: учащиеся научились, формировать свои мысли. Хочется отметить, что присутствующие гости со всей серьёзностью отнеслись к «Интервью» и , отвечая на вопросы не только хвалили детей, но и высказывали своё мнение и пожелание, как добиться больших успехов, работая в группе. Ведь современные исследования подтверждают, что -21901157962901Коммуникативная игра «Интервью»
00Коммуникативная игра «Интервью»
интеллектуальные достижения учащихся выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог и аргументацию. А, по мнению Вольфе и Александера (2008) учащиеся должны развивать высокое критическое мышление и навыки исследования, чтобы эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах.
-228601791970«Волшебные яблочки»
00«Волшебные яблочки»
-2286021018500На этапе рефлексии учащимся было предложено на яблоню повесить «Волшебные яблочки»: красное, желтое, зеленое (красное -если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, познавательно; жёлтое - если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается; зелёное - если вам было сложно, есть трудности ). Стараюсь в начале и в конце каждого урока давать положительную эмоциональную установку , что создает так называемую ситуацию успеха для каждого учащегося, а значит, появляется больше желания учиться, и, следовательно, хорошо усваивать  материал.
Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе  ситуацию успеха. Во время общения чувствовался оптимизм учителя и детей. Думаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество, о чем говорят результаты рефлексии.
Для себя отметила важность проведения рефлексии, как обязательной составляющей современного урока, так называемый, самоанализ деятельности ученика, позволяющий ему оценить свою работу, и наметь коррекцию своих дальнейших действий. При изучении и внедрении на практике модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» я поняла, что главное это научить ученика учиться, обучение и преподавание строить на основе диалога: «учитель – ученик», «ученик – ученик». Отходя от традиционной формы обучения, заметила, что ребята с удовольствием работают в парах, им нравиться работать в группах, но гонка за учебным материалом, нехватка времени не позволяли мне больше уделять внимания на эту форму работы. Самое главное из-за нехватки времени я не давала детям возможности самостоятельно и до конца высказывать свою мысль, т. е. не давала ученикам возможности самореализоваться. На «Практике в школе» уяснила, что надо давать учащимся время для размышления, позволять им самим принимать правильное решение, поддерживать настойчивость. Необходимо находить и применять такие способы, которые позволят «оживить» урок, привлечь школьников к активной работе, чем активнее учащиеся будут участвовать в учебном процессе, тем они, сознательнее, осмысленнее будут изучать программный материал. Наблюдая за детьми я видела, как раскрываются они, взаимодействуя друг с другом: у одних открылись лидерские качества, другие, которых я считала молчаливыми – заговорили, а третьи вообще оказались ораторами. Важно было то, что моя роль, как учителя отошла на второй план. Я просто наблюдала за детьми и их действиями, по их просьбе оказывала им помощь, корректировала их результат. Я, так же как и они чувствовала себя одной из деталей движущего механизма этого процесса, называемого групповая работа. Я видела, как учатся дети общаться друг с другом, учатся вести диалог и аргументировать свою точку зрения, и ощущать радость от того, что каждый вносит свою лепту в общую работу.
Новым для меня является формативное оценивание, ему я и уделяла особое внимание, используя его как обратную связь между учителем и учеником, это позволило мне определять, как идет учениками усвоение нового материала и на каком этапе обучения находятся учащиеся. Конечно, трудно сломать стереотипы и объяснить, что оценка и успеваемость это только вершина айсберга, и учителю важно знать, то, что находится под водой, то есть учитывать уровень понимания учеников.
Я твердо уверена, что школа должна дать каждому ребенку не только качественное образование, но и сформировать у него духовно-нравственные ценности. А для этого каждый учитель должен быть не только предметником, но еще другом и наставником.
Использованная литература
«Руководство для учителя» третий базовый уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
«Современный педагог», серия «Педагогическая мастерская», г.Минск, «Красико-Принт», 2009.
"http://ru.wikipedia.org/wiki/Профессионализм":// HYPERLINK