Инновационные методы работы с детьми во время летних каникул в лагере труда и отдыха


Программа
воспитательной деятельности лагеря труда и отдыха
с дневным пребыванием «С.В.О.И.»

1. Пояснительная записка
1.1 Программа лагеря труда и отдыха разработана для обеспечения активного отдыха и посильного труда во время летних каникул.
ЛТО – это отряд «СВОИ» (смелые, ответственные, весёлые и инициативные), сформированный на базе 7-х - 8-х классов.
Численность – 15 человек. В лагере находятся одна девушка из многодетной семьи, один ребёнок находится под опекой. Работа в лагере строится на основе реализации ребёнка как личности, его уверенности в своих возможностях, раскрытия индивидуальности, проявления ответственности перед собой и обществом, поощрения проявлений инициативы и активности.
В лагере дети получают возможность неформального общения, что позволяет организовать и развивать самостоятельность, воспитывать личностные качества. Формировать активность, инициативность, обучать разнообразным умениям и навыкам, в том числе и трудовым. Особенным для ребёнка в лагере является ощущение личной причастности и вложения частички своего труда в реализацию проекта «Школьный двор». И этот труд будет замечен им самим и окружающими.В процессе модернизации образования ЛТО позволяет наполнить новы содержанием досуговую деятельность школьника в каникулярное время. Работа ЛТО направлена на организацию свободного времен, адаптации в обществе, оздоровления, развитие трудовых навыков, воспитания коммуникативных компетенций, толерантности.
1.2 Лагерь создаётся сроком на три смены в летний период, продолжительностью 21 день каждой смены.
1 смена – 02.06.2014г. – 22.06. 2014 г.
1.3. возраст детей в лагере от14 лет (контингент учащихся в школе)
1.4. Лагерь укомплектован педагогическими кадрами из числа работников школы и медицинским работником.
1.5. Лагерь финансируется администрацией муниципального образования «Барышский район».
Цель и воспитательные задачи
Цель: Организация разносторонне развивающего отдыха детей с использованием воспитательного и здоровьесберегающего потенциала лета и окружающей среды, социализация личности.
Задачи:
❖ Формирование и закрепление трудовых умений и навыков, привлечение школьников к производительному, социально-значимому труду, умения жить и работать в коллективе;
❖ Формирование основ для жизненного самоопределения, профессиональная ориентация школьников;
❖ Организация содержательного отдыха. Физическое развитие учащихся, укрепления их здоровья, выработка навыка здорового образа жизни во время каникул;
❖ Способствовать развитию коллективистских отношений, обучение подростков коммуникативным навыкам, формирование партнёрских взаимоотношений;
❖ Формирование готовности к выполнению разнообразных социальных функций, создание условий для самореализации учащихся;
❖ Профилактика правонарушений;
❖ Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней, воспитывать чувство патриотизма.
2. Основное содержание деятельности
2.1 Лагерь труда и отдыха создаётся для духовного и физического развития детей и подростков, организации их досуга, оздоровления общественно-полезного труда.
Организация ЛТО обусловлена социальным заказом общества и разрешает проблему занятости детей в каникулярное время. Программа способствует раскрытию индивидуальных способностей. Самоопределению и самореализации детей, развитию творческой инициативы. Дети получают возможность расширить кругозор, приобрести новые знания и умения, оздоровления, развития спортивных способностей, повышению интеллектуального уровня, проявлять инициативу, завоёвывать авторитет среди сверстников, социализации и адаптации, приобрести опыт общения на основе общепринятых и культурных норм, развиваться духовно. Дети учатся отвечать за свои дела и поступки, высказывать и отстаивать своё мнение, работать в команде.
Основное содержание деятельности в лагере труда и отдыха:
-общественно-полезный труд
-воспитание лидерских качеств ребёнка
-организация самоуправления во временном сменном детском коллективе
-развитие творчества и инициативы
-участие в интеллектуально-творческих, развлекательно-познавательных играх
-формирование бережного отношения к окружающей природе
2.2. Ожидаемый результат
Интересный, полноценный отдых, формирование и закрепление трудовых навыков, развитие и расширение кругозора.
Показатели:
❖ Умение участвовать в коллективно – творческих делах,
❖ Получение дополнительных знаний,
❖ Раскрытие творческого потенциала,
❖ Приобретение умений и навыков в различных областях,
❖ Получение нового положительного опыта
2.3. Методы и способы реализации программы
❖ Выстраивание рационального режима отдыха, физических нагрузок;
❖ Организованная ежедневная утренняя зарядка;
❖ Спортивные. Народные и подвижные игры на свежем воздухе;
❖ Соревнования, спортивные праздники, спартакиады, турниры, весёлые старты;
❖ Сюжетно-ролевые игры, беседы, конкурсы;
❖ Экскурсии, акции добрых дел;
❖ Трудовая деятельность.
3. Этапы реализации программы
Подготовительный
- Разработка программы деятельности
- Подготовка методических материалов
- Эмоциональный настрой детей
3.2. Организационный этап (1-2 дня)
- Встреча детей, диагностика лидерства. Организаторских и творческих способностей
- Проведение подвижных игр
-Формирование органов самоуправления
- Знакомство с законами лагеря, с правилами жизнедеятельности лагеря
3.3. Основной этап
- Реализация основной идеи смены
-Организация деятельности органов самоуправления
- Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел
- проведение подвижных игр, игровых ситуаций, эстафет
3.4. Заключительный этап (последние 3-4 дня)
- Анализ деятельности, подведение итогов
- проведение анализа качественных изменений
-Итоговая диагностика
3.4. Рефлексия
Оправдались ли надежды детей на полноценный и интересный отдых в лагере труда и отдыха. Захочется ли им ещё раз прийти в лагерь.