Программа летней занятости детей в период летних каникул Радуга лета


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа посёлка Дурмин муниципального района имени Лазо Хабаровского
Рассмотрено Утверждено
На МО кл. руководителей директор МБОУ СОШ п. Дурмин______________________ _________________Н.А.Колесник«___»_____________2016 г «___»__________________2016 г
Комплексная программа
занятости школьников в период летних каникул
«Радуга лета»
Сроки реализации программы:2016-2019 ггАВТОР ПРОГРАММЫ: Трач Юлия Геннадьевна- учитель начальных классов.
2016г, п. ДурминПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Лето - период, благоприятный для интенсивного обмена духовными и эмоциональными интересами между детьми. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей, соответственно, лето - это время для развития творческого потенциала, совершенствования личностных взаимосвязей, приобщения к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечения, игры, разрядки накопившейся за год напряженности, восстановление здоровья.
Забота о подрастающем поколении – одно из наиболее важных направлений государственной политики. Тем более важно, чтобы во время летних каникул дети смогли интересно и с пользой провести время, отдохнуть. Задача педагогов на этом этапе – обеспечить разнообразную полезную и содержательную деятельность ребят.
Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. В настоящее время органы законодательной и исполнительной власти всех уровней стали уделять больше внимания вопросам воспитания, гражданского становления детей и молодежи, сохранения и развития уникальной системы дополнительного образования детей.
Однако общеизвестно и то, что в молодежной среде процветает бездуховность, социальная апатия. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле. Она особенно необходима в период летних каникул.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних пришкольных оздоровительных и трудовых лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Трудовая занятость, заполняя свободное время подростков общественно полезным трудом, формирует устойчивую мотивацию к труду, отвлекает детей от влияния улицы и криминальных структур. Создаются большие возможности для организации неформального общения, а следовательно, развивается самостоятельность ребят, активность, дети имеют возможность обучаться различным умениям и навыкам. Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся дома без контроля родителей, и как мощная превентивная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.
Содержание программы включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Это:
-организация общественно-полезной занятости несовершеннолетних в каникулярный период.
-развитие творческого и интеллектуального потенциала детей, расширение их кругозора, укрепление творческо-познавательной активности.
-профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.
-формирование социально-активной личности подростка.
Все эти направления и их реализация способствуют социализации учащихся школы.
Информационная карта программы
1.   Полное название программы Комплексная программа развития «Радуга лета» МБОУ СОШ п. Дурмин по организации летней оздоровительной кампании 2016-2019гг
2. Основания для разработки программы Устав МБОУ СОШ п. Дурмин, план учебно –воспитательной работы школы на 2016-2019 учебные года.
3. Цель программы Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых и развитие детей, их трудовой занятости, оздоровление и творческое развитие в летний период, осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха и занятости обучающихся.
4 Направление деятельности спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
творческо-познавательное,
трудовое
5 Автор программы
(ФИО, должность) Трач Юлия Геннадьевна- учитель начальных классов МБОУ СОШ п. Дурмин6 Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу МБОУ СОШ п. Дурмин муниципального района имени Лазо Хабаровского края
7 Адрес, телефон П. Дурмин, ул Комсомольская, 12
8 Место реализации МБОУ СОШ п. Дурмин9 Возраст учащихся 6-16 лет
10 Исполнители Классные руководители, учитель физической культуры, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, медицинские работники, привлеченные специалисты, работники школьной столовой
11 Источники финансирования - средства краевого бюджета;
-средства КГУ «Центр социальной поддержки населения по району имени Лазо»;
-родительская плата.
12 Ожидаемые результаты реализации программы -Организация занятости детей трудовой, творческой, спортивной, игровой деятельностью;
-укрепление здоровья детей, развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- приобретение новых знаний, умений, навыков;
- получение школьниками полноценного отдыха, способствующего их социальной адаптации ;- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- воспитание гражданско - патриотических чувств школьников;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей, укрепление связей между разновозрастными группами детей.
- развитие творческого и познавательного потенциала школьников;
-полезная занятость учащихся, состоящих на профилактическом учете.
-творческий рост педагогов.
- максимальная степень самореализации каждого участника программы.
13 Система организации контроля за выполнением программы Оперативный контроль членов администрации, начальников пришкольных лагерей. Отчет руководителей программы.
14 Обеспечение программы Методическое обеспечение:
-нормативные и инструктивно- методические документы федерального, регионального и муниципального уровня;
-результаты диспансеризации и диагностики психо- физического здоровья детей;
-банк данных о трудовой занятости обучающихся;
-санитарно- гигиенические нормы и правила.
Кадровое обеспечение:
- заседание комиссии по организации и проведению летней кампании.
Материально- техническое обеспечение:
-спортивная площадка и сооружения;
-спортзал, спортинвентарь;
- кабинет технологии, мастерские;
-телевизор, интернет, локальная сеть, мультимедийный проектор, муз.центр;
-библиотека.
15 Срок реализации программы 2016-2019гг
Комплексная программа «Радуга лета» рассчитана на проведение летней оздоровительной компании в МБОУ СОШ п. Дурмин. Участниками программы являются учащиеся 1 – 8 классов, педагоги школы, родители, работники культурных учреждений.
Главная цель Программы:
– Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых и развитие детей, их трудовой занятости, оздоровление и творческое развитие в летний период, осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха и занятости обучающихся.
Задачи Программы:
1.  Развитие творческого и интеллектуального потенциала детей, расширение их кругозора, укрепление творческо-познавательной активности.
2.  Организация трудовой и общественно-полезной занятости несовершеннолетних в каникулярный период.
3.  Совершенствование деятельности пришкольного оздоровительного лагеря «Солнечный» и пришкольной развлекательно-игровой площадки «Ромашка»
4.  Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.
5.  Пропаганда здорового образа жизни.
6.  Развитие у школьников культуры общения, воспитание толерантности.
7.  Формирование социально-активной личности подростка.
Формы и методы реализации программы:
Данная программа реализуется через использование групповых форм работы, а так же индивидуальной работы с учащимися, состоящими на различных видах учёта. Так же для учащихся планируется проведение профилактических и познавательных бесед, экскурсий, викторин, праздников, концертов, творческих конкурсов, спортивных соревнований, игр.
Перечень организаторов программы.
Администрация школы, учителя школы, педагоги дополнительного образования, начальники, воспитатели и вожатые лагерей с дневным пребыванием детей, медицинский работник (по согласованию), обслуживающий персонал, работники школьной столовой.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1 этап – подготовительный (март- май 2016-2019гг). Утверждение программы пришкольных лагерей, планирование их работы, подбор кадров, составление списков учащихся, проведение организационных совещаний, рассмотрение вопросов по организации работы школы в летний период . 2 этап – основной (июнь- август 2016-2019 гг.). Работа школы в период летних каникул.
3 этап – аналитический (август- сентябрь 2016-2019 гг.). Подведение итогов, педагогический анализ результатов.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Нормативно-правовое обеспечение
•  Конвенция о правах ребенка
•  Конституция РФ
•  Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании»
•  Трудовой кодекс Российской Федерации.
•  Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
•  Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Материально-техническое обеспечение:
 -площадки для проведения различных мероприятий;
- спортивный зал, спортивная площадка;
-школьная библиотека;
- специально подготовленные игровые комнаты;
-школьная столовая;
-актовый зал;
- видеокабинет,
- кабинет информатики.
- материалы для творческой деятельности: ватман, цветная бумага
и картон, краски и кисти, цветные мелки;
- канцелярские принадлежности;
- настольные игры, шашки, шахматы;
- аудио и видеотехника;
  - призы и награды. 
Принципы, используемые при планировании и проведении летней оздоровительной кампании:
- принцип гуманистической направленности воспитания;
-принцип развития творчества и самодеятельности;
-принцип социально значимой направленности деятельности;
- принцип единства оздоровительной и воспитательной работы;
- принцип взаимосвязи с семьёй и социальной средой;
- принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей школьников;
- принцип построения отношения взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности;
- принцип опоры на педагогический авторитет.
Ожидаемые результаты:
-Организация занятости детей трудовой, творческой, спортивной, игровой деятельностью;
-укрепление здоровья детей, развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- приобретение новых знаний, умений, навыков;
- получение школьниками полноценного отдыха, способствующего их социальной адаптации;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- воспитание гражданско - патриотических чувств школьников;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей, укрепление связей между разновозрастными группами детей.
- развитие творческого и познавательного потенциала школьников;
-полезная занятость учащихся, состоящих на профилактическом учете.
-творческий рост педагогов.
- максимальная степень самореализации каждого участника программы;
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
№ мероприятия Сроки исполнения Ответственные
1 Издать приказ о мерах по организации летнего отдыха детей при школе. До 25.05 Директор школы
2 Составить смету расходов на оздоровительный лагерь дневного пребывания детей. До 25.05 Зам. директора по ВР
3 Организовать работу:
-пришкольного оздоровительного лагеря;
-ремонтной бригады по трудовой программе «Умелые руки»;
- дежурных групп по наведению порядка на пришкольном участке и спортивной площадке;
- школьной библиотеки 01.06
01.06
01.06
Назначенные исполнители
4 Провести комиссию по приемке места отдыха детей До 15.05 директор
5 Для летних оздоровительных смен разработать программы До 20.04 Педагоги доп.образования6 Организовать прохождение медосмотра для всех исполнителей летнего оздоровительного отдыха детей при школе. До 30.04 Директор школы
7 Подготовить необходимое оборудование и инвентарь для работы лагерей, ремонтной бригады. К началу работы Начальники смен, руководители практики
8 Оформить информационный стенд «Лето- 20..», разместить информацию на школьном сайте. 15.04 Назначенные исполнители
РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ
№ мероприятия Сроки исполнения ответственные
1 Совещание при директоре по организации летнего отдыха с начальниками лагерей и другими руководителями. по мере необходимости Директор
2 Индивидуальные консультации по разработке программ по мере необходимости Зам.директора по ВР
3 Собеседование с начальниками лагерей по финансовым и хозяйственным вопросам, по вопросам общественной и антитеррористической безопасности. по мере необходимости Начальники смен
4 Обсуждение вопросов летней оздоровительной кампании с органами ученического самоуправления. до 15.05 Совет старшеклассников
5 Анализ реализации комплексной целевой программы «Радуга лета» до 25.08 6 Отчеты по организации летнего отдыха по окончанию смен Начальникаи смен, воспитатели
Система организации контроля за исполнением программы:
Осуществлять оперативный контроль по вопросам:
- соблюдение установленных сроков организационных мероприятий;
- организация питания детей (начальники смен);
- соблюдение техники безопасности, производственной санитарии и гигиены (начальники, воспитатели);
-соблюдение правил дорожного движения (начальники лагеря);
- соблюдение правил пожарной безопасности, общественной и антитеррористической безопасности;
- посещаемость детей (начальники лагеря);
- реализация плана мероприятий (воспитатели, рук. доп.образования);
2. Провести анализ оперативной информации по организации летней оздоровительной кампании.
3. подведение итогов лета:
- отчет по работе летних пришкольных лагерей;
- отчет по работе ремонтных школьных бригад;
- отчет по трудоустройству несовершеннолетних в летний период.