Конспект занятия на тему Постановка звука Ч


Постановка звуков. Звук Ч.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ Образовательные:- совершенствование навыка звукобуквенного анализа;- расширение семантического поля слов. Коррекционные:- автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;- развитие фонематических процессов;- уточнение, расширение словаря;- формирование семантиче-ского поля слова «чай» и развитие валентности слов;- развитие функции словоизменения;- формирование связной речи;- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитательная:- воспитание у детей умения и желание общаться друг с другом.Потребуются индивидуальные зеркала, артикуляционные профиль звука [ч], набор таблиц с заданиями по формированию и развитию функции словоизменения, толковый словарь, магнитофон, мяч, карточки для упражнений по развитию воздушной струи.Организационный моментЛогопед. Повторим правило речи.ДетиКаждый день всегда, везде:На занятиях, в игреВерно, четко говорим,Никуда мы не спешим.Прослушивание образцаправильной речиЛогопед. Прослушайте в магнитофонной записи небольшой текст. Подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.Разбудила мама Танечку.- Вставай, доченька!Пока девочка вставала, мама вскипятила воду в чайнике. Насыпала из чайницы свежий чай в заварочный чайничек и залила кипятком. Поставила на стол чайные чашки, вазочку с печеньем и конфетами.- Садись, дочка, пить чай.Танечка пьет чай, и мама пьет чай.- Дочка, заканчивай чаевничать, пора в школу.Логопед. Итак, сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звука [ч], узнавать этот звук в речи.Логопедическая зарядкаРазвитие общей моторикиЗдесь и далее дети выполняют движения соответствующие тексту.ЛогопедРаз, два – выше голова,Три, четыре – выше голова,Пять, шесть – тихо сесть.Развитие тонкой моторикиЛогопедОдин, два, три, четыре -Жили мыши на квартире.Чай пили, чашки били,По три денежки платили.Кто не хочет заплатить,Так тому чаек не пить.Мимическая гимнастикаЛогопед. Покажите выражением лица:- мы пьем вкусный чай, нам нравится (радость);- мы пьем необычный чай (удивление);- нам забыли положить сахар в чай (огорчение).Артикуляционная гимнастикаДля губДети растягивают губы в улыбке, потом округляют их.Для языкаДети выполняют упражнения «качели», «маляр», «лошадки».Для развития воздушнойструиЛогопед. Подуйте на кусочек лимона так сильно, чтобы он оказался в чайной чашке.Анализ звука [ч] и буквы «ч»Произнесениеизолированного звука [ч]Подключается акустический, кинестетический и зрительный, тактильно-вибрационный контроль.Логопед. Представьте, мы едем в поезде, пьем чай и слушаем, как стучат колеса вагона. Как стучат колеса вагона?Дети. Ч-ч-ч.Артикуляционнаяхарактеристика звука [ч]В помощь предлагаются артикуляционный профиль звука, план ответа. Губы. Зубы. Язык (кончик и спинка языка). Голосовые складки.Фонетическая характеристика звука [ч]В помощь предлагаются таблица, алгоритм ответа.Гласный – согласный. Докажи.Глухой – звонкий. Докажи.Твердый – мягкий. Назови.Соотнесение звука с буквойЛогопед. Какой буквой обозначают звук [ч] на письме? Сколько звуков обозначает буква «ч»?На что похожа буква «ч»?Буква «ч» сказала: «Есть».Отдала кому-то честь.Сколько элементов в строчной букве «ч»?Дети. Два. Первый элемент – верхний (волнистая линия), второй – нижний (наклонная линия с закруглением внизу).Логопед. Пропишите широким взмахом руки букву «ч» в воздухе. На счет раз, два, три.Дети выполняют.Напишите у соседа по парте на спине несколько строчных букв «ч». Сосед должен посчитать и сказать, сколько вы букв написали. Потом поменяйтесь ролями.Дети выполняют. Затем логопед показывает картинку, на которой изображен чайник с нарисованными на нем буквами «ч».Найдите, сколько букв «ч» спряталось на чайничке.Дети. Шесть.Логопед. Напишите в тетради столько букв «ч», сколько вы нашли на чайничке. Под буквой, которая получилась у вас лучше всего, поставьте точку.Чтение слогов со звуком [ч]Логопед. Подберите к чайничку чайные чашки и прочитайте на них слоги.Автоматизация звука [ч]на примере слова «чай»и его производныхВыделение главного словаЛогопед. Доскажите словечко.Черепаха не скучайПей из чашки вкусный… (чай).Объясните, как вы понимаете значение слова «чай».Дети работают с толковым словарем.ЧАЙ – вечнозеленое растение, высушенные и особо обработанные листья, которые при заварке дают напиток.Звукослоговой анализ слова «чай»Дети последовательно выполняют каждое задание логопеда.Логопед. Произнесите четко слово «чай», проговаривая все звуки. Сколько слогов в слове «чай»? Почему? Сколько звуков в слове «чай», назовите их последовательно. Определите место звука [ч] в слове «чай».Однокоренные словаЛогопед. Послушайте еще раз рассказ внимательно, о каком напитке идет речь в рассказе?На доске по мере ответов вывешиваются графические карточки.Что пила утром Танечка?ЧАЙВ чем вскипятила воду мама?ЧАЙникКак назвать маленький чайник для заварки?ЧАЙничекКакие чашки мама поставила на стол?ЧАЙныеПрочитайте слова, четко произнося звук [ч]. Назовите общую, одинаковую часть в этих словах.Дети. Чай.Развитие функциисловоизмененияЛогопед. Сосчитайте с опорой на таблицу. (Выставляет рисунки.)А сейчас мы накроем стол для чаепития Танечке. Но поставить на стол можно только те предметы, в названии которых есть звук [ч].Выставляется сюжетная картинка: девочка сидит за столом. Рядом расположены предметные картинки: чайник, чашка, конфеты, печенье, кастрюля, варенье, чайничек.Что находится перед чайником, за чашкой, между вазочкой с печеньем и чашкой, около чайничка?Слова, отвечающие на вопрос: «Что делать?»Логопед. Подберите слово к картинке. Что делает девочка?У учащихся находятся графические карточки, которые они должны подобрать к картинкам.НАЛИВАЕТ ПЬЁТ ЗАВАРИВАЕТСоставим словосочетания.Дети читают по указке.НАЛИВАЕТПЬЁТЗАВАРИВАЕТРасположите картинки в правильной последовательности.Дети размещают карточки так: «заваривает», «наливает», «пьет».Слова, обозначающие признак предметаФизкультминутка.Игра с мячом «Наоборот»Логопед. Замените слова, отвечающие на вопрос «какой?». Слово должно иметь противоположное значение.Горячий чай ………чайСтарый чайничек ………чайничекЧистый чайник ………чайникГорький чаёк ………чаёкПодберите картинку к словам.На доске расположены предметные картинки, у учащихся находятся графические карточки.Назовите, что нарисовано на картинках?Дети. Чашка, блюдце, сервиз, ложки.Логопед. Прочитайте, что написано у вас на карточках.ЧАЙНАЯ ЧАЙНЫЙЧАЙНОЕ ЧАЙНЫЕПодберите слово к картинке. Прочитайте получившиеся словосочетания.Работа над предложениемЛогопед. Составьте предложение по картинке. Дайте имя девочке.Дети. Танечка пьет чай.Логопед. Теперь проанализируем предложение. Сколько в нем слов?Дети отвечают на этот и следующие вопросы, а также выполняют предложенные задания.Назовите первое слово (второе, третье). Назовите слова со звуком [ч], определите место этого звука в слове. Начертите схему предложения в тетради. Надпишите над словом букву «ч». Молодцы! А теперь проверим себя.Итог занятияЛогопед хвалит детей за хорошую работу и сообщает о достигнутых успехах.