Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Постановка звука Ш


Конспект логопедического (индивидуального) занятияПродолжительность занятия: 20 минут
Тема: «Постановка звука Ш»
Тип занятия: по получению новых знаний, умений и навыков
Цель занятия: уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука
Основные задачи:
Образовательные:
- формирование правильного произношения звука Ш;
- формирование навыка выделения звука Ш из ряда слов.
Коррекционно – развивающие:
- формирование длительной направленной воздушной струи;
- развитие артикуляторного праксиса;
- развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти;
- развитие фонематического слуха.
Воспитательные:
- воспитание интереса к занятию;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: презентация «Артикуляционная гимнастика», ватный шарик на нитке, колючий мячик.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: Сегодня прекрасное весеннее утро, светит солнышко оно улыбается всем людям и дарит хорошее настроение. А у тебя какое сегодня настроение?
Логопед: Сегодня к тебе в гости пришел маленький Антошка.
(мальчик – презентация)
2. Сообщение темы занятия
Логопед: Он узнал, что ты будешь учиться шипеть, и пришел вместе с тобой поучиться.
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Улыбнитесь друг другу приветливо (Упр. «Улыбка») – презентация, Трубочка (счет до 10)
Логопед: У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (Упр. «Забор»)
Логопед: Антошка очень любит круглые баранки (упр-е «Колечко») Баранки он ест со вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»). Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.
Логопед: Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка») - улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними.
Логопед: Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Антошке, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).
4. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи
Логопед: Антошка любит показывать фокусы и смотреть на них.
Логопед: Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (ребенку предлагается ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
Логопед: А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.
5. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!
(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)
6. Развитие фонематического слуха
Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА - ОСЁЛ
7. Постановка звука
Логопед: Антошка любит кататься на паровозике. Покажем ему паровозик?
(сильно дуть на кончик языка, не останавливаться. А затем постепенно паровозик замедлять – ч – ч- ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш»)
Ч – ч- ч – ч- ч – ч – ч- ч, паровозик я веду,
Я везу своих друзей,
Вместе ехать веселей!
Паровозом управляю,
Остановки объявляю.
(паровозик останавливается)
Логопед: Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
Логопед: Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (картинка)
Логопед: Теперь произнеси звук «С», а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С», чтобы пошел теплый воздух.
Логопед: Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш… .)
8. Итог занятия.
Логопед: Кто к нам в гости приходил? С каким звуком ты сегодня познакомился? Ты сегодня очень постарался, молодец!