Конспект индивидуального занятия. Постановка звука [c]


Коррекционно – развивающее занятие на тему «Осень. Признаки осени. Деревья»
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитофон, аудиокассета с записью «Осенней песни» П.И.Чайковского, игра «Времена года», стойка и листья для игры «Осенние листочки», картина «Ранняя осень», мягкие игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики.
Предварительная работа. Прогулка в осенний парк, наблюдения за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев и плодов деревьев, разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья», подвижного упражнения «Дождик».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии.]
В кабинете тихо звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского. Дети входят в кабинет логопеда, здороваются с ним. Логопед встречает детей с улыбкой, здоровается с каждым ребенком, говорит, что рад видеть детей у себя в кабинете, а потом приглашает подойти к окну.
Логопед. Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?
Дети. Солнечная.
Логопед. Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?
Дети. Нет. Тепло.
Логопед. Правильно. Воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. А теперь посмотрите на дерево под окном. Вы знаете, как оно называется?
Дети. Береза.
Логопед. Верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?
Дети. Белая кора.
Логопед. Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви. А какие листья мы видим на березе?
Дети. Зеленые и желтые.
Логопед. На березе уже много желтых листьев. Почему?
Дети. Наступила осень.
Логопед. Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.
2. Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]
Логопед приглашает детей к стойке, на которой натянут шнур с прикрепленными к нему сухими желтыми листьями березы. Листья находятся на уровне рта ребенка.
Логопед. С какого дерева опали эти листья?
Дети. С березы.
Логопед. Правильно. Какие они?
Дети. Желтые.
Логопед. Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как сделаю это я.
Логопед медленно набирает воздух через рот, вытягивает губы трубочкой и дует на листок, не раздувая щек. Далее упражнение выполняют дети. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе и не раздували щеки на выдохе. Упражнение повторяется не более 3—5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.
Логопед. У вас получилось упражнение. Молодцы. А теперь пройдите к мольберту и сядьте на стульчики.
3. Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи.Уточнение и расширение словаря по теме.]
Логопед организует беседу по картине, привлекая внимание детей, используя указку или кисть руки, к той ее части, о которой идет речь.
Логопед. Вчера мы с вами ходили на прогулку в осенний парк, собирали там разноцветные листья, набрали желудей для поделок, понаблюдали за белками. А сегодня давайте рассмотрим картину «Ранняя осень». Кого вы видите на картинке?
Дети. Детей.
Логопед. На картине нарисованы мальчики и девочки. Куда они пришли?
Дети. В лес.
Логопед. Правильно. Дети пришли в осенний лес. Кого увидел мальчик, который стоит в центре?
Дети. Ежика.
Логопед. Мальчик стоит около пенька и рассматривает ежика. А на кого смотрит другой мальчик?
Дети. На белочку.
Логопед. Резвая белочка бежит по стволу дерева. Мальчику интересно наблюдать за ней. А что вы видите в руках у девочек?
Дети. Листья, ветки.
Логопед. Ночью в лесу дул сильный ветер, он сорвал с деревьев листья, обломал ветки. Девочки собрали красивый осенний букет. Мы вчера тоже принесли осенний букет с прогулки. Помните, мы говорили о том, что обламывать ветки с деревьев
нельзя? Можно собрать ветки, которые упали, или набрать опавших листьев. Посмотрите, что стоит рядом с девочками?
Дети. Корзинка.
Логопед. Правильно. В осеннем лесу много грибов. Вот дети и собрали их в корзинку. Осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел дождик, и сделаем упражнение, которое вы разучили с воспитателями.
4. Подвижное упражнение «Дождик». [Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.]Логопед. Вставайте вокруг меня. Вот так (помогает детям встать полукругом). И делайте как я, повторяя слова.
Логопед делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно надо выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.
Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе.
А потом, потом, потом 8 прыжков на носочках, руки на поясе.
Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.
5. Рассказ логопеда по картине. [Развитие речевого слуха.] Логопед предлагает детям вернуться на стульчики и выразительно рассказывает.
Рассказ по картине «Ранняя осень»
Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.
Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул сильный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.
6. Контрольные вопросы к прослушанному рассказу. [Совершенствование диалогической речи.]
Логопед организует беседу по картине.
Логопед. Мы с вами вспомнили вчерашнюю прогулку. Вам интересно было в парке?
Дети. Интересно.
Логопед. Что вам особенно понравилось?
1-й ребенок. Собирать листья.
2-й ребенок. Смотреть на белочку.
3-й ребенок. Собирать желуди.
Логопед. Конечно, вы вчера увидели много нового и интересного. А как вам кажется, детям на картине понравилась их прогулка в лес?
Дети. Понравилась.
Логопед. Почему вы так думаете?
1-й ребенок. Они увидели белочку.
2-й ребенок. А еще — ежика.
3-й ребенок. Они набрали много грибов.
4-й ребенок. А девочки собрали красивый букет.
Логопед. Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу или парке.
7. Игра «Что перепутал художник?» [Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.]
Логопед приглашает детей к наборному полотну, на котором закреплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю картину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.
Логопед. Посмотрите внимательно на картину, которую составил ваш знакомый медвежонок Жак. На картине тоже осень. Только все ли он сделал правильно?
Дети находят допущенные медвежонком Жаком ошибки, а логопед убирает эти изображения с наборного полотна.
1-й ребенок. Нет. Осенью нет снега.
2-й ребенок. Осенью нет клубники.
3-й ребенок. Медведь не спит в берлоге.
4-й ребенок. Зайчик не носит белую шубку.
Логопед. Вы нашли все ошибки, которые допустил медвежонок. Он еще маленький и многого не знает. Теперь на нашей картине настоящая осень: листья на рябине красные, созрели ягоды. Пожелтела трава. Выросли грибы. Вдалеке мы видим разноцветный лес. Небо покрыто тучами, идет дождь. На земле лужи. Птицы улетают на юг.
8. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]
Логопед объясняет детям, как следует сесть перед зеркалом — прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3—5раз.
Во время проведения артикуляционной гимнастики логопед находится за спинами у детей — сидит на маленьком стульчике так, чтобы дети видели его лицо в зеркале. Показывает игрушку, поднимая ее над головами детей, и они видят ее в зеркале. Далее логопед выполняет артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.
Логопед. Посмотрите на этого веселого лисенка. Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.
Дети широко открывают рот.
Логопед. А теперь посмотрите, как показывает зубы маленький волчонок. Растяните губы, покажите зубы.
Дети растягивают губы, обнажив сжатые зубы.
Логопед. А вот этот слоненок родом из Африки. Видите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком», а слоник скажет, правильно ли вы это делаете.
Дети вытягивают губы вперед «хоботком».
Логопед. Вы молодцы! Слоненку понравилось, как вы делаете упражнение.
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед убирает игрушки.
Логопед. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
1-й ребенок. Смотрели в окно. Видели деревья.
2-й ребенок. Смотрели картинку, видели детей и белочку.
3-й ребенок. Делали упражнения у зеркала.
4-й ребенок. Учились дуть на листочки.
Логопед. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, потом, какими бывают осенью деревья, какая осенью погода. А теперь занятие окончено. Вы можете идти в группу.
Коррекционно – развивающее занятие на тему: «Огород. Овощи»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания.Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый).Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, дыхания, мышления, конструктивного праксиса, тонкой, общей и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование. Натуральные овощи (целые и разрезанные на части), игрушечный грузовик, конверты с целыми и разрезанными предметными картинками с изображениями овощей, игрушки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики — волк и слон, лото «Один — много», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, наклейки.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи.]Логопед ввозит в кабинет большой игрушечный грузовик с овощами. Дети встречают его, сидя полукругом на ковре. Логопед читает стихотворение.
Логопед. В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
И ста одежках старичок?
Ребята, посмотрите, что привез нам грузовик?
Дети.Овощи.
Логопед.Откуда он их привез?
Дети.Из огорода.
Логопед.Где растут овощи?
1-й ребенок.В огороде.
2-й ребенок.На грядках.
3-й ребенок.В теплице.
4-й ребенок.В парнике.
Логопед.Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматривать овощи и говорить о них.
2. Рассматривание овощей. Беседа. [Уточнение и расширение словаря.Развитие тактильных ощущений.]
Логопед достает из грузовика овощи по одному, предлагает детям потрогать их и рассмотреть, задает вопросы.
Логопед.Что это? (Показывает морковь.)
1-йребенок.Это морковка.
Логопед.Какая она?
1-йребенок.Она длинная, красная, гладкая.
Логопед.Где она растет?
1-йребенок.В огороде, на грядке. Логопед.Что это? (Показывает помидор.)
2-й ребенок.Это помидор.
Логопед.Какой он?
2-й ребенок.Он круглый, красный, мягкий.
Логопед.Где он растет?
2-й р е б е н о к. На грядке. В теплице. Логопед.Что это? (Показывает огурец.)
3-й ребенок.Огурец.
Логопед.Какой он?
3-й ребенок.Зеленый, длинный, колючий.
Логопед.Где он растет?
3-й ребенок.На грядке. В парнике.
Логопед.Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!
3. Игра «Узнай овощ». [Воспитание правильного физиологического дыхания.Развитие глубокого вдоха.]
Логопед убирает овощи в грузовик и накрывает его тканью, чтобы он не отвлекал детей, достает блюдо с нарезанными овощами.
Логопед. Мы рассмотрели овощи, а теперь давайте их понюхаем. Сначала понюхаем ломтики огурца. Посмотрите, как нюхаю их я.
Логопед показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно, медленно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают ломтики огурца. Затем логопед и дети по очереди нюхают лук, чеснок, укроп и запоминают запахи.
Логопед. А теперь давайте проверим, запомнили ли вы, как пахнут овощи.
Логопед завязывает глаза по очереди детям и предлагает нюхать овощи, следя за тем, чтобы они делали вдох правильно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают овощи и называют их.
Логопед. Какие вы молодцы! Узнали все овощи по запаху!
4. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед убирает блюдо с овощами, приглашает детей к столу. Дети садятся на свои места, логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Вы рассмотрели и понюхали овощи, запомнили, как они выглядят и пахнут. Посмотрите, что нарисовано в тетради?
Дети. Помидор, огурец.
Логопед. Правильно. Послушайте стихи про помидор и огурец, а потом раскрасьте их карандашами.
Вот красавец помидор —
Круглый, толстый, гладкий.
Щеки докрасна натер
И висит над грядкой.
Вот зеленый огурец,
Длинноусый молодец.
Он от холода дрожит,
Весь в пупырышках лежит.
Дети обводят по контуру и раскрашивают помидор и огурец. Логопед. Какой огурец получился?
Дети. Зеленый огурец!
Логопед. А какой помидор?
Дети. Красный помидор.
Логопед оценивает выполнение задания каждым ребенком.
5. Упражнение «Урожай». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, формирование умения ходить по кругу в общем для всех темпе. Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Овощи».]Логопед приглашает детей встать на ковер и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.
В огород пойдем,
Урожай соберем. Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем «Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук.
И картошки накопаем. «Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой.
Срежем мы кочан капусты, «Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.
Круглый, сочный,
очень вкусный. Рисуют в воздухе круг три раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут»: приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками.
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
6. Лото «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).]
Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер.
Логопед. Вы немного отдохнули, подвигались. Теперь можно поиграть в лото.
Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков.
Логопед. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного овоща. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку, где много овощей. Овощи нужно подобрать парами. Например, помидор — помидоры. Выполняйте.
Дети подбирают карточки.
Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.
Дети показывают свои карточки и называют сначала один овощ, а затем много овощей.
1-й ребенок. Огурец — огурцы.
2-й ребенок. Кабачок — кабачки.
3-й ребенок. Боб — бобы.
4-й ребенок. Баклажан — баклажаны.
Логопед. Очень хорошо! Выберите наклейки и наклейте их на свои тетради. (Раскладывает перед детьми самоклеящиеся картинки.)
7. Артикуляционная гимнастика. [Развитие общей артикуляционной моторики.]
Логопед приглашает детей к зеркалу и, пока они занимают места, убирает лото.
Логопед. Сегодня к нам опять пришли маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение «Улыбка», а слоненок — «Трубочку». Давайте поиграем вот как: если я покажу волчонка, вы сделаете «Улыбку», а если я покажу слоненка, вы сделаете «Трубочку».
Упражнение «Улыбка — трубочка» выполняется 3—5раз.
Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гимнастику.
8. Разрезные картинки. [Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.]
Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им конверты, убирает игрушки.
Логопед. Садитесь за стол. Достаньте из конвертов целые картинки. Посмотрите, какие красивые овощи на картинках. Назовите их.
Дети вынимают картинки из своих конвертов, рассматривают, что на них изображено, и называют эти овощи.
1-й ребенок. Репка.
2-й ребенок. Свекла.
3-й ребенок. Редиска.
4-й ребенок. Лук.
Логопед. Теперь достаньте такие же, но разрезанные на части картинки. Возьмите их и попробуйте собрать, чтобы овощи стали целыми.
Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь. В зависимости от возможностей детей картинки могут быть разрезаны на 3—4 части, иметь горизонтальный и вертикальный разрезы (рис. 2).
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед просит детей убрать картинки в конверты, а затем предлагает им рассказать, чем они занимались, что им понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.
Конспект индивидуального занятия.
Постановка звука Р.
Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
Учить правильно произносить звук Р с механической помощью.
Продолжать учить выделять звук Р из ряда слов.
Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные.
Упражнять в правильном употреблении падежных форм имён существительных.
Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование.
Игрушка «Щенок»; зонд с шариком на конце (или закругленная палочка) для постановки звука Р; предметные картинки с изображением трактора, машины; набор геометрических фигур; набор предметных картинок ( зонт, шляпа, туфли, велосипед, глобус, телефон, утёнок) с символами на обратной стороне; картинки с изображением животных (заяц, белка, лев, олень); счётные палочки.
Организационный момент.
Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с маленьким щенком. Он учится рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук Р, значит, вы сможете друг другу помочь!
Для начала нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажи щенку, какие упражнения для этого нужно выполнить.
Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка: «Чашечка», «Индюк», Лошадка, Барабан и для воздушной струи: Парус, Жучок.
Давай немного погуляем вместе со щенком. Посмотри-ка, по дороге едет трактор и громко-громко тарахтит. Покажи щенку, как работает трактор, а я тебе помогу нашей волшебной палочкой (постановка звука Р от звука Ж с механической помощью)
Ребёнок выполняет.
Немного дальше водитель ремонтирует машину, ищет нужные детали, если в слове слышится звук Р, а щенок тебе поможет.
Логопед поочерёдно предлагает ребёнку детали – геометрических фигуры – и проговаривает ряд слов: корка, вилка, банка. Марка, белка, Парта, полка, норка, норма.
Ребёнок должен взять деталь, которую логопед сопровождает словом со звуком Р.
Отремонтировал водитель машину и завёл. Покажи щенку, как он это сделал ( постановка звука Р с механической помощью).
Ребёнок выполняет.
Побежал щенок за машиной по дороге. Чтобы он не заблудился, помоги ему запомнить дорогу. Для этого назови картинки и запомни символ на обратной стороне каждой из них. (Выкладывает картинки в виде дорожки, после называния каждую картинку переворачивает, и ребёнок видит соответствующий символ.)
Щенок оказался в зоопарке. Слышит громкое, сердитое рычание (постановка звука Р с механической помощью). Помоги ему определить, кто из этих животных так рычит. Покажи и назови это животное.
Ребёнок выполняет.
Конечно, это лев рычит, потому что нужна новая клетка. Построй ему новую, удобную, просторную клетку.
Ребёнок выполняет.
Рад лев новой клетке и довольно рычит (постановка звука Р с механической помощью).
Ходит щенок по зоопарку, животных рассматривает. Постоял около льва, посмотрел на лису, увидел зайца, остановился рядом с оленем, подошёл к медведю, подумал о волке, посмеялся над обезьяной. Посмотри, щенка очень хвосты интересуют. У него хвост собачий, а у лисы, зайца, волка, льва, оленя, обезьяны, чей хвост?Ребёнок образует прилагательные.
Тут обезьяна дёрнула щенка за хвост, и от неожиданности он зарычал, Покажи, кА он это сделал (постановка звука р с механической помощью).
Ребёнок выполняет.
Обрадовался щенок, что теперь сам может рычать, и побежал домой. Помоги ему вспомнить обратную дорогу. Посмотри на символы и назови картинки, которые они обозначают.
Ребёнок по символу вспоминает картинку, которую логопед тут же переворачивает, чтобы ребёнок мог проверить правильность своего ответа.
Итог занятия.
Логопед. Щенок по дорожке вернулся домой. И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты снова учился произносить звук р. Давай ещё раз посмотрим, как это у тебя получается ( постановка звука р с механической помощью).
Ребёнок выполняет.
Конспект индивидуального занятия.
Постановка звука [c]
Цели:
Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука с в полном объёме.
Формировать длительную направленную воздушную струю.
Упражнять в различении слов, близких по звучанию.
Учить определять наличие звука с в ряду звуков.
Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие обобщающие понятия.
Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
Развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику.
Оборудование
Книга со сказкой «Теремок» с иллюстрациями; карточки с вкладышами для упражнения «Обед»: кастрюля (суп) – горох; салатник (салат) – морковь; тарелка (пюре) – картофель; чашка (компот) – груша; пироги – яблоко; предметные картинки (кость, кастрюля, сосиска); разрезная картинка с изображением овощей.Организационный момент.
Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать сказку. ( Вносит книгу со сказкой «Теремок».) Ты узнал эту сказку? Как она называется?
Стоит в поле теремок (открывает 1-ю страницу книги), стоит он за забором (упражнение «Забор»). Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота»). Дверь открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.
Вошла в теремок и стала там жить.
Навела в теремке порядок (упражнения «Покусаем язычок, « Пошлёпаем по язычку») и села отдохнуть (упражнение «Лопата»).
Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, остановилась на крылечке (упражнение «Лопата»), спрашивает: « Кто в теремочке живёт?» (Ребёнок помогает произносить фразу.) Мышка впустила лягушку, стали они вместе жить. Растопили печку (ребёнок дует на кончик широкого языка), стали обед готовить.
Давай посмотрим, что у них сегодня на обед.
Суп из гороха, какой он?.. (Гороховый.)
Пюре из картофеля, какое?... (Картофельное)
Салат из моркови, какой?... (Морковный.)
Компот из груш, какой?...(Грушевый.)
Пироги из яблок, какие?...( Яблочные.)
Скакал мимо заяц (открывается следующая страница). Остановился и говорит: « Пустите меня в теремок». А у него с собой полная корзинка фруктов.
Пальчиковая игра «Фрукты»
Вот у зайчика Димочки
Фрукты в корзиночке:
Яблоки и груши.
Угощайтесь, кушайте!
Персики и сливы,
Спелые, красивые!
Посмотри-ка на ранет!
Вкуснее этих фруктов нет!
( Ребёнок повторяет за логопедом движения пальчиками.)
Корзинка тяжёлая, нелегко зайцу было её нести (ребёнок дует на кончик широкого языка). Пустили зайца в теремок и стали жить все вместе.
Бежит мимо лисичка - сестричка (открывается следующая страница). Бежит, хвостиком следы заметает, (упражнение « Почистим нижние зубки»).
Мечтает она о вкусном обеде. Покажи, о чём мечтает лисичка, тогда, когда услышишь правильное слово.
Кофть – тость – кошть – кость.
Чупчик-тупчик-суптик-супчик.
Шошишка – соситка – фосифка – сосиска.
Увидела лисичка теремок, постучалась, (ребёнок проговаривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Стали они вместе жить.
Бежит мимо волчок – серый бочок, несёт с собой какой-то мешок. Не удержал, уронил мешок, всё из него рассыпал. Помоги волчку всё собрать (ребёнок собирает разрезную картинку « Овощи»). Что же уронил волчок? Как это назвать, одним словом? (Называет).
Постучался волчок (проговаривает нужную фразу). Пустили его в теремок.
Идёт мимо большой… (открывается следующая страница) медведь. Остановился около теремка (упражнение « Лопата») и громко постучался. ( Проговаривает нужную фразу громким, сердитым голосом.) Спрятались все звери в теремке, боятся медведя (удерживает кончик языка за нижними зубами). Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на теремок. Заскрипел теремок: с-с-с.
Как только услышишь, что теремок скрипит, крикни громко зверям: « Убегайте!» Слушай внимательно: ф,с,ш,т,з,с… Сломал медведь теремок ( дует на кончик широкого языка), но ты помог зверям, предупредил их. Никто не пострадал!
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе «Рукавичка»
Коррекционно-образовательные цели:
- закрепить представления о домашних животных;
- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Домашние животные»;
- совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами (-онок-, -енок-), простых предлогов);
- совершенствовать умение пересказывать сказку «Рукавичка» с помощью педагога.
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать диалогическую речь;
- развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, тактильные ощущения.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формировать интерес к живой природе;
- воспитывать доброжелательность, инициативность, навык сотрудничества.
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, любимая еда животных, фланелеграф, фигурки животных, песочница, белые альбомные листы по количеству детей, восковые мелки, настольный театр «Рукавичка» с героями сказки.
Ход занятия
Логопед. Здравствуйте ребятки. Сегодня к нам в гости пришла сказка и мы с вами будем её рассказывать, показывать и да же рисовать.
Обронил как-то мужик в лесу рукавичку. (Логопед выставляет на столик декорацию с изображением рукавички). Бежит мимо мышка-норушка. Увидела рукавичку, остановилась и спрашивает:
- Кто-кто в рукавичке живет, кто-кто в меховой живет?
Никто не отзывается. Тогда залезла мышка в рукавичку и увидела на столе волшебный мешочек. (Логопед ставит изображение мышки в окошечко). Давайте посмотрим, что в нём?
Дети: Давайте.
Логопед: Это игра. Она называется «Потерялись дети». Ребята, кто это? (логопед показывает козу).
Дети: Коза.
Логопед: А кто у неё детёныш?
Дети: Козлёнок.
Логопед: Выходи Матвей и ставь животных (Ребёнок выставляет животных на фланелеграф). Кого ты поставил?
Ребёнок: Козу. У неё детёныш козлёнок.
Затем логопед показывает других животных (корову, собаку, свинью, овцу, кролика), дети также находят детёнышей и составляют предложения.
Логопед: Понравилась игра? Смотрите, кто-то бежит к рукавичке.
Прискакала к рукавичке лягушка-квакушка и спрашивает:
- Кто-кто в рукавичке живет, кто-кто в меховой живет?
- Я, мышка-норушка. А ты кто?
- А я лягушка-квакушка. Давай вместе жить?
А мышка отвечает: «Поиграй со мной в игру «Угости животных», пущу.
Ребята, а вы хотите поиграть с мышкой и лягушкой? Вспомните, чем человек кормит домашних животных. Посмотрите на доску, здесь находятся, помогайте:
- Собака, кошка, коза, кролик.
Логопед: Вам нужно накормить животное. Расскажите, кого и чем угостили (дети прикрепляют на фланелеграфе соответствующую еду к животному).
Дети: Я накормлю кролика морковкой. А я угощу собаку косточкой и мясом. Кошка любит пить молоко и есть рыбу. Коза обожает капусту.
Логопед. Какие вы молодцы. Накормили животных. (Логопед ставит изображение лягушки в окошечко). Кто же дальше пришёл к рукавичке?
Прибежал заяц:
- Кто-кто в рукавичке живет, кто-кто в меховой живет?
- Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка. А ты кто?
- Я, зайка-попрыгайка. Давайте вместе жить (Логопед ставит изображение зайца в окошечко).
- Заходи, да поиграй с нами.
Зашёл зайка и видит песок стоит и захотел поиграть в него вместе со своими новыми друзьями. Давайте с ними играть.
Дети садятся к песочнице.
Логопед: Ребята давайте сделаем отпечатки кистей рук. Что вы чувствуете?
Дети: Я чувствую тепло (прохладу) песка. Маленькие песчинки. И т.д.
Затем предлагается «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машинка); «пройтись» ладошками, каждым пальчиком оставляя следы; оставить отпечатки кулачков, рёбер ладоней.
Логопед: Ребята, зайка спрятал в песке фигурки животных. Давайте найдём их.
Дети находят фигурки и озвучивают свои действия: Я нашёл корову, а я нашла козу. У меня попалась кошка, а у меня кролик. А вот и медведь. У меня свинья.
Логопед: Посмотрите на животных и скажите, кто здесь лишний?
Дети: Медведь лишний. Потому что дикое животное, а все остальные домашние, живут с человеком.
Логопед. Правильно. Но вот посмотрите, прибежала лисица:
- Кто-кто в рукавичке живет, кто-кто в меховой живет?
- Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-попрыгайка. А ты кто?
- Я, лисичка-сестричка. Давайте вместе жить. Я вас научу играть в одну очень интересную игру. Называется «Телёнок» жить (Логопед ставит изображение лисы в окошечко).
Логопед приглашает детей на коврик и предлагает построиться в кружок.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.
Я рогатый. Показывают «рожки» из пальчиков.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.
Я хвостатый. Показывают «хвостик»: отводят руку за спину.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.
Я ушастый, Показывают «ушки» из ладошек.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.
Очень страшный. Показывают «рожки» из пальчиков.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.
Испугаю, Топают.
Бу-бу, Два прыжка на двух ногах вместе.
Забодаю. «Бодаются».
Логопед: Садитесь на стульчике. Стали звери вчетвером жить. Прибежал волк:
- Кто-кто в рукавичке живет, кто-кто в меховой живет?
- Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-попрыгайка, я лисичка-сестричка. А ты кто?
- Я, волк-зубами щёлк. Давайте вместе жить (Логопед ставит изображение волка в окошечко). Я рисовать люблю. Хотите вместе нарисуем любимое домашнее животное?
- Хотим. Только дети нам в этом помогут.
- Поможем?
Дети: Да.
Логопед: Садитесь за столы, открывайте альбомы, берите в руки мелки и давайте нарисуем любимое домашнее животное.
Дети рисуют, при этом логопед спрашивает у ребёнка: «Кого ты рисуешь? Почему? Как зовут? Каким цветом будешь раскрашивать. Тебе нравится твой рисунок? А рисунки других детей? Почему?»
После того как дети нарисовали домашних животных, логопед показывает и вывешивает рисунки на доску.
- Ребята, какой рисунок вам понравился больше всех? Почему?
Ребята, а кто-то ещё пришёл к варежке. Хотите посмотреть кто это?
Дети: Хотим.
Идёт медведь.
- Кто-кто в рукавичке живет, кто-кто в меховой живет?
- Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-попрыгайка, я лисичка-сестричка, я волк-зубами щёлк. А ты кто?
- Я, медведь-громко реветь. Давайте вместе жить.
Но тут послышался лай собаки, а из-за леса показался мужик. Звери испугались и разбежались кто куда. Собака подобрала рукавичку и отнесла её своему хозяину.
Логопед предлагает детям перечислить всех животных, живших в рукавичке и рассказать, что понравилось больше всего.