Концепция «Повышение эффективности патриотического воспитания старшеклассников в процессе совершенствования военно-патриотической работы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 12
Концепция
«Повышение эффективности патриотического воспитания старшеклассников в процессе
совершенствования военно-патриотической работы»
Учитель ОБЖ:
Ларин Александр Анатольевич
Борисоглебск - 2016 г.
Актуальность

Одним из основополагающих документов, регламентирующих процесс воспитания патриотизма в нашей стране, является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление правительства от 30.12.2015 г. № 1493). Программа детально определяет содержание, пути, средства реализации данной воспитательной деятельности, устанавливает исполнителей, подчеркивая то, что школа является одной из фундаментальных площадок формирования личности, в том числе и в плане патриота своего Отечества.
В МБОУ БГО СОШ №12 процесс воспитания в целом основывается на идее здоровьесбережения. Еще в 2011 году была разработана и принята концепция воспитательной системы школы «Ступени к здоровью». Одним из приоритетных направлений данной Концепции является воспитание гражданина и патриота.
Человек не может заботиться только о физическом здоровье: личность определяют неразрывно связанные духовно-нравственное и физическое здоровье. Поэтому патриотическое воспитание органично вписывается в вышеназванную Концепцию.
Военно-патриотическое воспитание, являясь составной частью патриотического воспитания, представляет собой более конкретный подход, реализующий через военно-патриотическую урочную и дополнительную образовательную деятельность цели и задачи по воспитанию патриотизма. Данному виду работы с обучающимися на современном этапе уделяется достаточное внимание: уроки ОБЖ, ежегодные военно-полевые сборы десятиклассников, тематические классные часы и мероприятия.
Исходя из этого, нами определена ведущая идея опыта работы со старшеклассниками - организация системы военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.
Более продуктивным, на наш взгляд, является разнообразие в области дополнительного образования, которое не только образует с основной учебной деятельностью определенную целостную систему, но и ощутимо обогащает и разнообразит ее, делая привлекательной как для самого учителя, так и для учеников.
Целью формирования и совершенствования системы военно-патриотического воспитания является повышение эффективности патриотического воспитания в целом.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
-совершенствование нормативно-правового, методического,  информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания обучающихся;
- обеспечение единства и взаимосвязи урочной деятельности и дополнительного образования по подготовке молодежи к выполнению своего гражданского и военно-патриотического долга;
- внедрение в процесс гражданско-патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
создание условий для повышения активности патриотической деятельности, активизации работы зала боевой славы и военно-патриотического клуба «СПЕЦНАЗ»;
- формирование позитивного отношения обучающихся к военной службе;
- развитие материально-технической базы патриотического воспитания в учреждении;
- включение детей в разнообразные виды деятельности, формирование опыта патриотического поведения.
Таким образом, военно-патриотическое воспитание является важным этапом становления личности. Этому были посвящены работы таких авторов, как Ахметшина Г.Х. «Военно-патриотическое воспитание старших школьников во внеучебное время», которая одним из критериев воспитания и патриотического становления личности считает внеучебную работу, позволяющую вовлекать школьника в такие виды деятельности, в которых могут проявляться патриотизм и его военно-патриотические качества. Именно во внеурочное время формируются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками.
Военно-патриотическое воспитание через урочную деятельность
В постсоциалистической России отношение к самому понятию «патриот» весьма неоднозначно (это и смешение с понятием «националист», и полного неприятия со стороны отдельных представителей либерального толка и т.д.), поэтому перед учителем стоит непростая задача раскрытия самой сути этого определения с позиций общенациональной идеи, которую озвучил Президент РФ В.В. Путин: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм (…) Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России (…)».
В старших классах в силу возрастных и психологических особенностей завершается процесс осознания обучающимися морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, которые определены понятием «патриот».
Учебный предмет ОБЖ сформирован таким образом, что его содержание нацелено не только на ориентацию личной безопасности человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества.
В программе курса 10 класса предусмотрен раздел «Основы военной службы», который включает в себя 3 основные главы: «Вооруженные Силы Российской Федерации», «Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск», «Символы воинской чести»,в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск.
В программе курса 11 класса этот же раздел состоит из 5 глав «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России», «Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов», «Психологические основы подготовки к военной службе», в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся:
- с основами российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядком первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования;
- системойпризыва на военную службу, основными правами и обязанностями граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основными видами военно-профессиональной деятельности, особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.
В процессе совершенствования системы военно-патриотического воспитания в учебном процессе необходимо регулярно уделять внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности. Уроки ОБЖ позволяют сформировать такие гражданские черты, как чувство гордости, за свою страну, чувство ответственности, преданности.
Так, при изучении темы «Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды» мной используется технология проектной деятельности. Обучающиеся создают проекты об изменениях, происходивших в образцах обмундирования отечественной армии на протяжении столетий, реформировании системы воинских званий. Значимым этапом на таких уроках является обсуждение и защита работ, использование ИКТ технологии.
На уроках «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи» проводятся тренировки первой доврачебной помощи: искусственной вентиляции легких и непрямой массаж сердца, остановки кровотечения, первой помощи при различных травмах. Эти знания и навыки позволят обучающимся в случае нестандартной ситуации оказать первую помощь пострадавшим в мирное и военное время.
Важное место в процессе получения новых знаний занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. На уроках используются тестовые задания, разработанные учителем по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-х, 11-х классов. В тестовые задания включаются вопросы, интегрированные с другими предметами (история, физика, химия, биология), что способствует расширению кругозора учащихся и закреплению знаний по ним, что в свою очередь формирует целостную картину мира. В тестовых заданиях находятся и такие, которые имеют воспитательную направленность.
Урочный процесс для 10 класса завершается военно-полевыми сборами. Они проводятся с целью подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Родины, закрепления теоретических знаний, полученных на уроках ОБЖ. Обучающиеся получают возможность приобрести навыки, необходимые для быстрой адаптации к службе в вооруженных силах РФ, готовности выполнять воинский долг в их рядах. У многих юношей военно-полевые сборывызывают особый интерес и мотивацию, что определяет их дальнейший жизненный путь, выбор профессии.
В этот же период девушки 10 класса проходят социальную практику в школе по направлению оказания первой медицинской помощи.
Таким образом, процесс военно-патриотического воспитания через урочную деятельность основан на широком спектре форм и методов работы.
Итоги урочной деятельности
1.Тестирование и анкетирование на уроках ОБЖ по разделу «Основы военной службы» показало, что большая часть учащихся заинтересована вопросами анкетирования по патриотическому воспитанию молодежи в современном обществе, отвечают на вопросы честно, искренне.

2. Доклады, презентации, проектирование свидетельствуют о серьезном подходе подростков к постановке и разрешению вопросов, связанных с гражданской позицией.
3. Учащиеся владеют необходимой терминологической базой в области ощущения себя гражданином и патриотом.
4. Старшеклассники получают первичные навыки владения оружием и средствами индивидуальной защиты, что подтверждается высокими показателями на соответствующих соревнованиях и олимпиадах.
Военно-патриотическое воспитание через дополнительное образование
Как уже отмечалось, военно-патриотическое воспитание как форма патриотического воспитания должна существовать в системе, поэтому, немаловажную роль играет здесь дополнительное образование обучающихся. Оно представляет собой комплекс мероприятий, которые закладывают основы морально-психологической подготовки службы в рядах ВС РФ, формируют у учащихся желаниевыполнять воинский долг.
Результатом такой деятельности стало создание на базе школы военно-патриотического клуба «Спецназ», который осуществляет свою работу с 2012 года и занесен в областной реестр.
В рамках работы военно-патриотического клуба в МБОУ БГО СОШ №12, куда входят учащиеся различных возрастных групп, проводится ряд ключевых мероприятий согласно плану воспитательной работы школы (Приказ №100 от 30.08.2016 г.), который перекликается с программой курса ОБЖ по следующим основным направлениям:
I. Поисковая работа:
- борисоглебцы в Битве за Воронеж;
- дни Воинской Славы России;
- герои России;
- летопись генеральных сражений Великой Отечественной Войны;
- оружие Победы;
- ордена и медали Великой Отечественной войны;
- великие полководцы Великой Отечественной войны;
- забытые имена (труженики тыла).
- сбор историко-документального материала о героях - борисоглебцах;
- изучение документальных материалов в краеведческом музее города;
- работа с сотрудниками военкомата;
- изучение военно-исторической публицистики о героях Воронежского края.
II. Встречи с воинами – борисоглебцами:
- с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами-участниками «горячих точек»;
- встречи с курсантами военных институтов, демобилизованными воинами, прошедшими службу в Российской армии.
III. Пополнение экспозиций Зала Боевой Славы: «Наши герои-земляки»- участники освобождения Ленинграда, участники Сталинградской битвы, «Наши Борисоглебцы» - участники Берлинской операции, «Битва за Воронеж», «Оружие победы»;
IV. Обновление стенда «Есть такая профессия – Родину защищать» о выпускниках школы - героях горячих точек;
V. Демонстрация моделей военной техники, наград и т.д.
VI. Организация экскурсионной деятельности по Залу Боевой Славы с демонстрацией фильма «Говорят герои горячих точек», созданного членами военно-патриотического клуба (учащимися 10-11 классов).
Зал Боевой Славы МБОУ БГО СОШ № 12 открыт для посещения не только учащимися различных возрастных групп, но и гостями школы. В ходе исследовательской работы для создания экспозиций зала собран богатый документальный материал о героях – борисоглебцах и уроженцах Воронежской области, использованы выдержки из книг «Богатыри земли Воронежской», «Прощай, Шурави», «Их позвало небо», «Оборона Воронежа».
Участники военно-патриотического клуба «СПЕЦНАЗ» регулярно несут почетный караул в Дни воинской славы России у памятников воинам ВОВ, воинам-интернационалистам.
Итоги дополнительного образования в рамках
военно-патриотического клуба «Спецназ»
Результаты деятельности клуба отражаются в успехах учеников МБОУ БГО СОШ №12, занимающих призовые места в командных и личных соревнованиях.
- III место в городской игре на местности «Командарм», 2015;
- III место в городском конкурсе спортивного ориентирования на местности, 2015;
- II место в городском смотре строя и песни классных коллективов и военно-патриотических (военно-спортивных) клубов образовательных учреждений Борисоглебского городского округа в 2016 г. среди 5-6 классов;
- I место в городском конкурсе «Смотр строя и песни» среди 10 классов;
- II место в полуфинале областной военно-спортивной игры «Победа», 2016 г;
- II место в строевой подготовке в полуфинале областной военно-спортивной игры «Победа», 2016 г;
- II место на этапе «Снаряжения магазина» в полуфинале областной военно-спортивной игры «Победа», 2016 г;
- III место на этапе «Разборка-сборка ММГ АК-74» в полуфинале областной военно-спортивной игры «Победа», 2016 г;
- III место на этапе «Медицина» в полуфинале областной военно-спортивной игры «Победа», 2016 г;
- III место на этапе «Огневая подготовка» в полуфинале областной военно-спортивной игры «Победа», 2016 г;
- II место на этапе «Стрельба» в полуфинале областной военно-спортивной игры «Победа», 2016 г;
- II место на этапе «Силовая подготовка» в полуфинале областной военно-спортивной игры «Победа», 2016 г.
Существующая в настоящее время система военно-патриотической работы в образовательном процессе школы и регулярно освещаемая тематика патриотической направленности в различных СМИ, достаточно четко определяет требования, предъявляемые к патриоту и защитнику Отечества.
Анализ данной деятельности, показывает, что в настоящее время вопросы военной подготовки вызывают у подростков нашей школы большой интерес. Результаты проводимой работы в сфере военно-патриотического воспитания урочной и внеурочной деятельности в МБОУ БГО СОШ №12 в целом показывают динамику роста приобщения старшеклассников к здоровому образу жизни, развитию у юношей и девушек мотивации к выработке чувства коллективизма, ответственности за себя и товарищей, привития любви к своему Отечеству. Многие участники ВПК клуба «Спецназ» после окончания школы связывают свою дальнейшую судьбу с ВС РФ.
Так, 2015-2016 гг. 14 выпускников МБОУ БГО СОШ №12 поступили в высшие военные учебные заведения различных направлений.
По окончании 2016-2017 учебного года планируют поступление в высшие военные заведения 16 юношей.
Система работы, представленная в концепции, ее совершенствование, развитие с учетом инновационных технологий позволяет применять накопленный опыт в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.