Повышение эффективности работы на уроках английского языка


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХФОРМ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКЕ
В современной школе учебный предмет «Иностранный язык» входит в образовательную область «Филология» и является средством познания других народов и стран, их культуры, инструментом межкультурного общения, способом более глубокого осмысления родного языка и культуры. Английский язык является одним из главных языков международного общения.
Специфика школ с углублённым изучением ИЯ заключается в их ориентированности на подготовку учащихся к межкультурному общению, чему способствует участие школьников в международных акциях, обменных программах, выезды на учебу в летние языковые школы за рубежом, общение с носителями языка в стенах школы.
Согласно федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования целью обучения ИЯ является формирование и развитие межкультурной коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений.
На вопрос «Почему вы изучаете английский язык?» не все учащиеся 6 –х классов, участники школьного этапа олимпиады смогли дать развернутый ответ. В основном отвечали, что смогут разговаривать на английском, когда поедут заграницу, или найдут престижную работу. Все забыли, что это учебный предмет в расписании. Однако, большое число участников олимпиады свидетельствует о положительной мотивации при изучении ИЯ.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для предмета И.Я. естественная потребность общение с учителем и учениками на уроке и во внеурочной деятельности. При этом интерес к языку не должен гаснуть при столкновении с неизбежно возникающими трудностями.
Противоречие между необходимостью освоения большого объема учебного материала и недостаточно сформированными обще учебными умениями и навыками школьников побуждает к применению активных методов обучения. В Современном словаре по педагогике под редакцией Е. С. Рапацевича мы находим такое определение активных методов обучения:
«Активные методы обучения – методы обучения, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируется познавательный интерес и творческое мышление».
Поэтому эффективность обучения ИЯ определяется не только объемом усвоенных знаний, умений и навыков, но и теми методами обучения, которые являются более эффективными для данного возраста. Учителю необходимо учитывать, с одной стороны общие психолого-физиологические особенности школьников, с другой стороны, индивидуально-психологические особенности и психологическое своеобразие сложившегося коллектива.
В нашей школе используется коммуникативный, личностно-ориентированный метод обучения ИЯ. Этот метод предполагает проведение нетрадиционных форм занятий. К таким занятиям следует отнести следующие виды уроков:урок в форме игры, конкурса, викторины, соревнования;
урок, основанный на имитации деятельности при проведении массовых мероприятий: заочная экскурсия, заочное путешествие, интервью;
перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, праздник, спектакль;
видео урок;
интегрированный урок по содержанию: ИЯ + Информатика, ИЯ + география и т.д.
На таких уроках удается достичь разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно обобщить следующим образом:
осуществляется контроль знаний, умений и навыков по теме,
обеспечивается деловая атмосфера, более серьёзное отношение к уроку, происходит осознание себя как члена группы,
приобретается новая информация,
повышается эмоциональный настрой детей и учителя,
предусматривается перенос центра процесса обучения с учителя на учеников.
Проведение уроков ИЯ невозможно представить без использования технических средств обучения - компьютера и Интернета. Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения в нашей гимназии.
Обучать ИЯ – это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Поэтому использование Интернета выводит обучение ИЯ на новый уровень. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, значительно облегчается и ускоряется. Заключенные во всемирной паутине огромные пласты информации становятся доступны, информация актуальна и аутентична. Публикация в Интернете может осуществляться путем создания собственной страницы, сайта и имеет более широкую аудиторию, чем в журнале или газете. Наиболее полно возможности Интернета раскрываются при наличии компьютерного класса с подключением к сети. Учителю необходимо определить для кого, для чего, в каком объеме он должен использоваться.
Проведение Интернет проектов.
Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов. Современная молодежь разбирается лучше в компьютерах, чем их родители и учителя. Они быстро схватывают полученную информацию, умеют ее применять. Поэтому использование информационных образовательных программ соответствует интересам ребят. Становится возможным организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы им было интересно учиться. Достигнуть этой цели поможет постановка проблемы, актуальной для учащихся, позволяющей задуматься над связями с другими объектами и явлениями, увидеть практическое применение добываемых знаний ("Почему это важно для меня?") и, тем самым, обеспечивающей мотивацию к учебной деятельности. Каждое задание должно содержать проблему, которую учащиеся самостоятельно замечают, определяют, вырабатывают возможные пути решения проблемы, дают им оценку.
Образовательная программа «Intel – обучение для будущего» призвана помочь учителю и ученикам выйти за привычные рамки учебного процесса через творчество, использовать возможности компьютерных технологий для того, чтобы зажечь воображение школьников. Работа с проектом подразумевает умение работать в команде, стараться стать лидером. Возрастает уверенность учащихся в собственных силах и улучшение отношения к учебе. В работе над проектами учащиеся берут на себя ответственность за собственное обучение. В результате повышается качество обучения.
Для меня эффективными формами работы с ИКТ оказалась следующие
-организация самостоятельной работы учеников за компьютером. В 6-11 классах для выполнения заданий в тестовом режиме, обучающих заданий, прослушивания аудио текстов, чтения и проверки понимания использую интерактивное пособие “Listen+Read+Learn”, созданное на базе Курского университета, гимназии № 44 при поддержке Посольства США в Москве. В младших классах используются интерактивные задания “Enjoy English-3. Enjoy listening and playing” М.З. Биболетовой для 3 и 4 классов;
-для формирования лексико-грамматических навыков в 2-3 классах использую пособие “Grammar Friends-2” Tim Ward ,Oxford University Press;
-использование презентаций для введения нового материала, закрепления и повторения, создания красочного образа;
-просмотр фильмов;
-использование интернет ресурсов;
-ведение электронного журнала.
В заключении хотелось бы сказать, что включение различных видов деятельности в учебный процесс содействует эффективности его результатов, поскольку каждый из них по своему активизирует учащихся, побуждает их самостоятельность, углубляет интерес к знаниям, учению в целом.