РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 100120 СЕРВИС НА ТРАНСПОРТЕ (по видам транспорта: воздушный транспорт)


Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования московской области
«профессиональный КОЛЛЕДЖ «московия»

















рабочая программа учебной дисциплины

Естествознание

специальность 100120 СЕРВИС НА ТРАНСПОРТЕ (по видам транспорта: воздушный транспорт)
(базовая подготовка)




















2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г. №03-1180) и на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 100120 Сервис на транспорте.



Одобрена
на заседании предметной (цикловой)
комиссии №1,

протокол №___, от ______________ 201__г.

Председатель __________ /______________/

протокол №___, от ______________ 201__г.

Председатель __________ /______________/

протокол №___, от ______________ 201__г.

Председатель __________ /______________/


рекомендована
Методическим Советом колледжа


протокол №___, от ______________ 201__г.

Председатель __________ /_____________/

протокол №___, от ______________ 201__г.

Председатель _________ /______________/

протокол №___, от ______________ 201__г.

Председатель _________ /______________/





Составитель: Королева Марина Павловна, преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Профессионального колледжа «Московия».




Рецензент:






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

условия реализации примерной программы учебной дисциплины

20

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

22
















1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию. Протокол 24/1 от 27 марта 2008г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальностям:

100120 – Сервис на транспорте

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать
смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера,
вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
уметь
приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
энергосбережения;
безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
осознанных личных действий по охране окружающей среды.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.











2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117


36 физика
14 физика, 19 химия
30 биология
18 биология

в том числе:


практические занятия
32


???
??? физика, 10 химия
8
2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
59 (24 физика, 35 химия и биология)


Физика (24)
Химия (10)
Биология (25)

домашнее задание (подготовка к аудиторным занятиям)
???
4
10

подготовка реферата
???
2
8

составление таблиц
???
1
2

составление тематического кроссворда
???
1
2

составление схем
???
1
2

Выполнение письменных заданий, решение задач
???
1
1

Итоговая аттестация в форме:
2 семестр дифференцированный зачет


3 семестр контрольная работа


4 семестр экзамен











2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 3
Биология с элементами экологии
2 семестр (32 ч)
32


Тема 1. Основные признаки живого
Содержание учебного материала
4



Понятие «жизнь». Понятие «организм».
1
1


Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие.
1

2


Практическое занятие № 1
«Разнообразие живых организмов. Принципы их классификации»
2



Самостоятельная работа обучающихся:
- составление таблиц
- подготовка реферата

1
1


Тема 2.
Строение клетки

Содержание учебного материала
4



Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
1
1


Молекула ДНК – носитель наследственной информации.
1
3


Практическое занятие № 2
«Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»
2



Самостоятельная работа обучающихся:
- составление таблиц

1


Тема 3.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Содержание учебного материала
2



Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
1
1


Пластический обмен. Энергетический обмен.
1
2


Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка реферата

1


Тема 4.
Уровни организации живой природы
Содержание учебного материала
2



Уровни организации живой природы. Эволюция живого.
1
1


Клеточный, организменный, надорганизменный уровни.
1
2


Самостоятельная работа обучающихся:
- составление кроссворда

1


Тема 5.
Движущие силы эволюции
Содержание учебного материала
2



Движущие силы эволюции. Наследственность. Изменчивость.
Естественный отбор.
2
1



Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка реферата

1


Тема 6.
Питание
Содержание учебного материала
4



Ткани, органы и системы органов человека. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи.
1
1


Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма.
1
2


Практическое занятие № 3
«Действие слюны на крахмал»
2



Самостоятельная работа обучающихся:
- составление схем

1


Тема 7. Система пищеварительных органов

Содержание учебного материала
2



Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа,
дизентерии, холеры. Система пищеварительных органов.
1

1


Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.
1
1


Самостоятельная работа обучающихся:
- составление схем

1


Тема 8.
Органы дыхания

Содержание учебного материала
2



Дыхание организмов как способ получения энергии.
1
1


Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.
1
1


Самостоятельная работа обучающихся:
- выполнение письменных заданий

1


Тема 9.
Движение

Содержание учебного материала
4



Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы.
1

1



Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
1
3


Практическое занятие № 4
«Утомление при статической и динамической работе»
2



Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка реферата

1


Тема 10.
Кровеносная система
Содержание учебного материала
2



Основные функции крови. Кровеносная система.
Иммунитет и иммунная система.
1
2


Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.
1
1


Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка реферата


1


Тема 11.
Образование и развитие зародыша




Содержание учебного материала
2



Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
1
1


Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.
1
1


Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка реферата

1



Дифференцированный зачет
2



ВСЕГО по дисциплине:
- максимальной учебной нагрузки - 32 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки - 117 часов;
- самостоятельной работы - ? часов.




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
шкафы;
тумба под телевизор;
доска меловая классная;
ящик для таблиц;
Технические средства обучения:

Электронные средства обучения:
DVD – фильмы: «Земля. Развитие жизни», «Земля. Происхождение человека», «Эволюция животного мира», «Взаимоотношения между организмами»;

Наглядные средства обучения:
Плакаты;
динамические пособия: «образование эукариоты», «синтез белка», «кроссинговер» «деление клетки - митоз»;
микроскопы и набор микропрепаратов;
натуральные объекты: гербарные материалы, раковины моллюсков, комнатные горшечные растения, яйца птиц, коллекция минералов;
модель ДНК, модели кристаллических решёток, модели молекул органических веществ, глобус;
муляжы: «Модели мозга позвоночных животных», «Череп человека»;
оборудование: камертон, магниты, электромагнит; прибор для демонстрации электропроводности жидкостей.





3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2012.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2012.
Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2011, 2013.

Дополнительные источники:
Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений. – М.: ОООДИД «Альянс», 2006. – 512с.
Кабардин О.
·., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М., 2004.
Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. – М., 2003.











4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения



1
2
3

уметь



приводить примеры экспериментов и наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электро-магнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 7
Групповая: защита лабораторных работ и выполнение практических заданий, решение задач у доски.
Индивидуальная: проверка индиви-дуальных заданий, контроль домаш-него задания, описаний, приведённых примеров.тестовый контроль.


объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ОК 10
Групповая: оценка в ходе обсуждения, беседы.
Индивидуальная: проверка индиви-дуальных заданий.


выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6,
ОК 7, ОК 9
Групповая: решение проблемных задач, формулировка выводов.



работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5,
ОК 8, ОК 9
Индивидуальная: защита докладов, рефератов, проверка составленных кроссвордов и тестов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека электромагнитных волн; энергосбережения; безопасного использования материалов и химических веществ в быту; профи-лактики инфекционных заболева-ний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; осознанных личных действий по охране окружающей среды.
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 9, ОК 10
Групповая: решение проблемных задач.
Индивидуальная: защита индивиду-альных заданий.

знать



смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, химическая связь, химическая реакция, макромо-лекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, орга-низм, популяция, экосистема, биосфера;
ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 8
Групповая: оценка в ходе фронтального опроса.
Индивидуальная: проверка составленных описаний, приведенных примеров,
проверка словарных диктантов, тестовый контроль, контроль домашнего задания, работа по индивидуальным заданиям.


вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4,
ОК 6, ОК 8, ОК 9
Групповая: оценка в ходе фронтального опроса, обсуждения, беседы.























ОдобренО
на заседании предметной цикловой
комиссии №__,

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /______________/

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

№ п/п
Темы самостоятельных работ
Вид работы
Количество часов

1
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке
Реферат
1

2
Вода и ее значение в жизни человека
Реферат
1

3
Химия вокруг нас
Кроссворд
1

4
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка
Реферат
1

5
Кислотные дожди и их вред
Реферат
1

6
Устойчивое развитие природы и общества
Реферат
2

7
Охраняемые растения Домодедовского округа
Реферат
1

8
Охраняемые животные Домодедовского округа
Реферат
1

9
Охрана окружающей среды
Реферат
2

10
Экология
Кроссворд
2

11
Экологическая пирамида
Схема
2

12
Охрана окружающей среды
Таблица
2

13
Классификация неорганических соединений
Таблица
1

14
Классификация кислот
Схема
1

15
Вирусы и вирусные болезни
Письменные задания
1

16
Нахождение массовой доли вещества. Примеси и растворы.
Решение задач
1

17
Домашнее задание
14

Итого
35















ОдобренО
на заседании предметной цикловой
комиссии №__,

протокол №___, от ________________ 201__г.

Председатель ____________ /______________/

Тематический план практических занятий по дисциплине «Естествознание (биология)»

№ п/п
Тема практических занятий
Количество часов

1
Разнообразие живых организмов. Принципы их классификации.
2

2
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.
2

3
Действие слюны на крахмал.
2

4
Утомление при статической и динамической работе.
2


Итого:
8


Преподаватель: Королева М.П.























УТВЕРЖДЕНО
на заседании ПЦК, протокол № ____
«_____» ________________ 201__г.
_______________________
/Председатель ПЦК/
Комплект заданий для дифференцированного зачета
по дисциплине Естествознание (биология)
1 вариант
Воздействие экологических факторов на организм человека. Виды канцерогенов и их вред для человека.
Вирусные болезни. Их вред.
Зарисовать фазы митоза.
Перечислить виды определения пола и привести примеры.
Заслуги К. Линнея в развитии биологии.
Зарисовать схему изменчивости.
Зарисовать и объяснить транслокации и делеции.
Решить задачу «У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый с нормальным зрением мальчик. Ген близорукости (В) доминантен по отношению к гену нормального зрения (b), а ген кареглазости (С) доминирует над геном голубоглазости (с). Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого с нормальным зрением ребенка?»
Перечислить строение дыхательной системы человека.
Признаки цирроза печени. Меры профилактики.
2 вариант

Рациональное природопользование. Биологические и химические загрязнители.
Форма вирусов. Их польза.
Зарисовать фазы мейоза.
Соотношение полов. Перечислить причины.
Заслуги Ж. Б. Ламарка в развитии биологии.
Зарисовать схему геномных мутаций.
Зарисовать и объяснить дупликации и инверсии.
Решить задачу «У шортгорнской породы скота цвет шерсти наследуется по промежуточному типу: ген R обусловливает красную масть, ген r – белую; генотипы Rr имеют чалую шерсть. Комолость (Р) доминирует над рогатостью (р). Белая рогатая корова скрещена с гомозиготным красным рогатым быком. Какой фенотип и генотип будет иметь их потомство F1 и F2?»
Перечислить строение пищеварительной системы человека.
Признаки дизентерии. Меры профилактики.







Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, правильно обосновывает принятое решение;
оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос;
оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала;
оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.


Составила: _____________________________/М.П. Королева/
(подпись)

































УТВЕРЖДЕНО
на заседании ПЦК, протокол № ____
«_____» ________________ 201__г.
_______________________
/Председатель ПЦК/


Комплект заданий для контрольной работы

по дисциплине Естествознание (биология)

Тема «Учение о клетке, размножение клеток и решение генетических задач»

Вариант 1.
Задание 1. Строение и функции животной клетки.
Задание 2. Прокариоты и их размножение.
Задание 3. Вирусы – неклеточная форма жизни.
Задание 4. Строение и функции ядра.
Задание 5. Строение и функции мембраны.
Задание 6. Зарисовать процесс митоза.
Задание 7. Решить задачу (карточка).

Вариант 2.
Задание 1. Строение и функции растительной клетки.
Задание 2. Эукариоты и их размножение.
Задание 3. Борьба с вирусными болезнями.
Задание 4. Строение и функции митохондрии.
Задание 5. Строение и функции аппарата Гольджи.
Задание 6. Зарисовать процесс мейоза.
Задание 7. Решить задачу (карточка).

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, правильно обосновывает принятое решение;
оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос;
оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала;
оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.

Составил: _____________________________/М.П. Королева/
(подпись)

УТВЕРЖДЕНО
на заседании ПЦК, протокол № ____
«_____» ________________ 201__г.
_______________________
/Председатель ПЦК/


Комплект заданий для дифференцированного зачета №2

по дисциплине Естествознание (биология)


Вариант 1.
Задание 1. Что такое прокариоты? Привести примеры.
Задание 2. Зарисовать и обозначить ядро клетки. Записать функции ядра.
Задание 3. Зарисовать и обозначить строение крови человека.
Задание 4. Что такое белки? Их виды, структуры. Что такое денатурация белка?
Задание 5. Что такое комбинации?
Задание 6. Зарисовать и объяснить геномные мутации.
Задание 7. Решить задачу «Кареглазый мужчина, владеющий правой рукой лучше, чем левой, женился на голубоглазой женщине, которая была левшой. Определите, каких детей следует ожидать в этой семье, если известно, что доминирующим является ген, определяющий карий цвет глаз, и ген, определяющий способность лучше владеть правой рукой, чем левой. Какое число вариантов возможно в случае, если мужчина гетерозиготен по обоим генам?».
Задание 8. Каково влияние алкоголя и никотина на организм человека?
Задание 9. Перечислить причины нарушения осанки.
Задание 10. Решить задачу «При скрещивании красноплодных томатов (доминантный признак) в потомстве было получено 87 красноплодных и 29 желтоплодных растений. Сколько среди них было гетерозигот?».

Вариант 2.
Задание 1. Что такое эукариоты? Привести примеры.
Задание 2. Зарисовать и обозначит мембрану клетки. Записать функции мембраны.
Задание 3. Зарисовать и обозначить митохондрию.
Задание 4. Что такое жиры? Их классификация, физические свойства, применение.
Задание 5. Что такое модификация?
Задание 6. Зарисовать и объяснить хромосомные мутации.
Задание 7. Решить задачу «Оба родителя с курчавыми волосами и веснушками, а дочь с прямыми волосами и без веснушек. Их дочь вышла замуж за юношу с курчавыми волосами и веснушками. Мать юноши с прямыми волосами и без веснушек. Каких детей можно ожидать в молодой семье и какова их вероятность?».
Задание 8. Каково изменение мышц при тренировке?
Задание 9. Перечислить причины развития плоскостопия.
Задание 10. Решить задачу «В семье было два брата. Один из них, больной геморрагическим диатезом, женился на женщине также больной данным заболеванием. Все трое их детей (две девочки и один мальчик) были также больны. Второй брат был здоров и женился на здоровой женщине. Из четырёх их детей только один был боле геморрагическим диатезом. Определите, каким геном определяется геморрагический диатез».

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, правильно обосновывает принятое решение;
оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос;
оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала;
оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.

Составил: _____________________________/М.П. Королева/
(подпись)






















ОдобренО
на заседании предметной цикловой
комиссии №__,
протокол №___, от ________________ 201__г.
Председатель___________/____________/

Тематический план консультаций по дисциплине «Естествознание (химия с основами экологии)»

№ п/п
Тема консультаций
Количество часов

1
Строение животной клетки
1

2
Строение пищеварительной системы человека
1

3
Строение кровеносной системы человека
1

4
Строение мочевыделительной системы человека
1

5
Опорно-двигательная система человека
1

6
Вирусные болезни
1

7
Бактериальные болезни
1

8
Гигиена подростка
1

9
Иммунитет и аллергия
1

10
Режим труда и отдыха подростка
1


Итого:
10



















УТВЕРЖДЕНО
на заседании ПЦК, протокол № ____
«_____» ________________ 201__г.
_______________________
/Председатель ПЦК/


Комплект заданий для экзамена

по дисциплине Естествознание

Билет 1
Физика
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Причины и следствия экологической обстановки.
Решить задачу по генетике «От черной крольчихи получены 22 черных крольчонка и 21 белый. Определите генотип крольчат. Каков был самец по генотипу и фенотипу, если черный цвет доминирует?».

Билет 2
Физика
Химические и биологические загрязнители окружающей среды.
Решить задачу по генетике «В семье, где оба родителя имели нормальный слух, родился глухой ребенок. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы всех членов этой семьи?».

Билет 3
Физика
Вода. Химические и физические свойства воды.
Решить задачу по генетике «На поле посадили мешок гороха с зелеными плодами и мешок гороха с желтыми гетерозиготными плодами. Какой будет урожай на этом поле? Составьте схему скрещивания.».

Билет 4
Физика
Кислоты. Физические и химические свойства кислот. Их классификация и получение.
Решить задачу по генетике «Женщина с длинными ресницами (гетерозиготная по этой аллели) вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Составьте схему решения задачи и соотношение фенотипов и генотипов возможных потомков.».

Билет 5
Физика
Вирусы – неклеточная форма жизни. Вирусные болезни, передающиеся половым путем.
Решить задачу по химии «Какой объем углекислого газа выделится при разложении известняка массой 120 г, содержащего 12% примесей».

Билет 6
Физика
Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Решить задачу по химии «Нужно приготовить 0.5 л раствора поваренной соли, где молярная концентрация соли равна 0.3 моль/л».

Билет 7
Физика
Оплодотворение. Митоз и мейоз. Виды вегетативного размножения.
Решить задачу по химии «Какой массы нужно взять воду, чтобы, растворив в ней 20 г соли получить 25% раствор?».

Билет 8
Физика
Бактерии. Строение и размножение. Бактериальные болезни, их причины, признаки, меры профилактики.
Решить задачу по химии «Сколько соли образуется при взаимодействии 150 г 10% раствора гидроксида калия и 200 г 15% раствора серной кислоты».

Билет 9
Физика
Здоровый образ жизни. Рациональное питание и оптимальный двигательный режимы.
Решить задачу по химии «Получить медь реакцией замещения. Определите ее массу, если известно, что для реакции взято 15 г железа».

Билет 10
Физика
Формы вирусов, их польза. Вирусные болезни, передающиеся воздушно-капельным путем.
Решить задачу по химии «Определите массу сульфата бария, образовавшегося при взаимодействии 196 г серной кислоты с раствором, содержащим 104 г хлорида бария».

Билет 11
Физика
Оксиды. Их классификация. Физические и химические свойства.
Решить задачу по генетике «Определите вероятность рождения светловолосых детей в случае, когда один родитель гетерозиготный темноволосый, а другой светловолосый?».

Билет 12
Физика
Основания. Их классификация. Физические и химические свойства.
Решить задачу по генетике «У человека шестипалость (Р) доминирует над пятипалостью (р). 1)Какова вероятность рождения пятипалого ребенка в семье, где оба родителя гетерозиготные шестипалые? 2)Один родитель – гомозиготный шестипалый, а другой – пятипалый? 3)Оба родителя пятипалые?».

Билет 13
Физика
Соли. Их классификация. Физические и химические свойства.
Решить задачу по генетике «Рыжеволосая женщина выходит замуж за мужчину с не рыжими волосами, гомозиготного по этому признаку. Какова вероятность рождения от этого брака ребенка с не рыжими волосами, если известно, что рыжие волосы – рецессивный признак?».

Билет 14
Физика
Строение скелета человека. Нарушение осанки и развитие плоскостопия.
Решить задачу по химии «Вычислить объем водорода, полученный при взаимодействии кальция 730 г раствора соляной кислоты и массовой долей соляной кислоты 10%».

Билет 15
Физика
Мутации. Их виды. Причины и примеры мутагенных болезней.
Решить задачу по химии «Какова масса осадка, образовавшегося при взаимодействии 300 г раствора хлорида натрия и 200 г 1% примесей нитрата серебра».

Билет 16
Физика
Значение питания для роста развития и жизнедеятельности организма. Холестерин и его вред.
Решить задачу по химии «Вычислить объем оксида серы 4, полученного при взаимодействии 1 моля сероводорода с двумя молями кислорода».



Билет 17
Физика
Зарисовать и обозначить ядро и митохондрию. Каковы их функции?
Решить задачу по химии «Определите массу гидроксида кальция, образовавшегося при взаимодействии оксида кальция, массой 28 г с водой».

Билет 18
Физика
Типы химических реакций. Привести примеры.
Решить задачу по генетике «В семье кареглазого мужчины, мать которого имела голубые глаза, и кареглазой женщины родился голубоглазый сын. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье также будет голубоглазым?».

Билет 19
Физика
Генетика пола. Определение пола. Соотношение полов.
Решить задачу по химии «Определить массу и объем соли, образовавшейся при взаимодействии цинка массой 33 г с избытком раствора соляной кислоты массой 25 г».
Билет 20
Физика
Окислительно-восстановительные реакции. Привести примеры.
Решить задачу по генетике «У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В) - на голубым (в). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосового голубоглазого мужчины гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи.».

Билет 21
Физика
Электролитическая диссоциация. Кислот и солей. Привести примеры.
Решить задачу по генетике «У фигурной тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), и дисковидная форма - (В) над шаровидной формой (в). Как будут выглядеть F1 и F2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?».

Билет 22
Физика
Движущие силы эволюции. Заслуги К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина в развитие биологии.
Решить задачу по химии «Вычислить мессу хлорида магния, необходимого для приготовления двух килограмм строительного раствора с массовой долей растворенного вещества 8%».
Билет 23
Физика
Электролиты, неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Ионные уравнения.
Решить задачу по генетике «Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырех фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В)».

Билет 24
Физика
Основания в свете теории электролитической диссоциации. Химические свойства.
Решить задачу по генетике «Кареглазый мужчина, владеющий правой рукой лучше, чем левой, женился на голубоглазой женщине, которая была левшой. Определите, каких детей следует ожидать в этой семье, если известно, что доминирующим является ген, определяющий карий цвет глаз, и ген, определяющий способность лучше владеть правой рукой, чем левой. Какое число вариантов возможно в случае, если мужчина гетерозиготен по обоим генам?».

Билет 25
Физика
Углеводы и витамины. Их классификация, свойства, применение.
Решить задачу по генетике «Посеяна желтая морщинистая горошина неизвестного происхождения. Какие могут быть семена на растении гороха, выросшем из этой горошины?».

Билет 26
Физика
Зарисовать и обозначить мембрану и аппарат Гольджи. Назвать их функции.
Решить задачу по химии «Необходимо приготовить 230 г 7% раствора соли. Вычислить массу воды и соли, необходимые для приготовления раствора».

Билет 27
Физика
Строение животной и растительной клеток. В чем их сходство и различие?
Решить задачу по химии «Определите массу соли, полученной при взаимодействии 3 моль оксида магния с соляной кислотой».


Билет 28
Физика
Строение цитоплазмы. Ее функции.
Решить задачу по химии «Получить сульфат бария. Рассчитать массу серной кислоты, необходимой для получения 10 г осадка».

Билет 29
Физика
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.
Решить задачу по генетике «У томата гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Гомозиготная форма с гладкими плодами скрещена с растением, имеющим опушенные плоды. В F1 получили 54 растения, в F2 – 736.
Сколько типов гамет может образовывать растение с опушенными плодами?
Сколько растений F1 могут быть гомозиготными?
Сколько растений F2 могут иметь гладкие плоды?
Сколько растений F2 могут иметь опушенные плоды?
Сколько разных генотипов может образовываться в F2?».


Билет 30
Физика
Сравнение свойств оксидов и гидроксидов химических элементов 3 периода.
Решить задачу по генетике «Черный цвет щетины у свиней доминирует над рыжим. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черной свиньи с генотипом FF и черного хряка с генотипом Ff?».

Билет 31
Физика
Угольная кислота и ее соли. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение солей угольной кислоты.
Решить задачу по генетике «Нормальный слух у человека обусловлен доминантным геном S, а наследственная глухонемота определяется рецессивным геном s. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей.».

Билет 32
Физика
Амфотерные гидроксиды. Их физические и химические свойства.
Решить задачу по генетике «От скрещивания комолого быка айширской породы с рогатыми коровами в F1 получили 18 телят (все комолые), в F2 – 95. Каково количество комолых телят в F2?».

Билет 33
Физика
Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Решить задачу по генетике «У человека фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Определите вероятность развития заболевания у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному признаку.».

Билет 34
Физика
Реакции ионного обмена, условия их протекания.
Решить задачу по генетике «У кроликов шерсть нормальной длины доминантна, короткая – рецессивна. У крольчихи с короткой шерстью родились 7 крольчат – 4 короткошерстных и 3 с нормальной шерстью. Определите генотип и фенотип отца.».

Билет 35
Физика
Соли аммония. Их физические и химические свойства. Применение.
Решить задачу по генетике «Глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди) – рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка?».









13PAGE 15


13PAGE 142715




Рисунок 2Описание: C:\Users\Леонид\Desktop\23\logo2.jpg Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 615