Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02. История для специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА №9»
(ГБПОУ КАТ № 9)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОГСЭ.02.
ИСТОРИЯ
для специальности 23.02.03.
Техническое обслуживание и ремонт автомобильноготранспорта
Углублённая подготовка среднего профессионального образования
МОСКВА
2015

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 27
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 29
Аннотация к рабочей программе дисциплины «История»
1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью образовательной программы по реализацию среднего (полного) общего образования по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины «История», автор – Рыжов А.Н., одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 25 января 2011 г. с учётом технического профиля получаемого образования.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» относится к циклу общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
на основе полученных исторических знаний находить, определять и анализировать причинно- следственные связи общественных процессов и явлений
анализировать исторические процессы и определять вектор их развития и их социальные акторыприменять компаративный метод исследования исторических событий и явлений, уметь находить исторические аналогии, анализировать и прогнозировать возможный ход развития исторических процессов
уметь рассматривать исторические процессы и явления во взаимосвязи и взаимозависимости и противоречивости их развития
уметь комплексно анализировать исторические ситуации, выявлять ведущие тенденции исторического процесса
уметь работать с историческими документами – письменные и устными текстами, как источниками исторической информации – находить, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, критиковатьуметь отличать факты от домыслов, владеть навыками использования вероятностных, статистических и иных методов исторического познания
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные исторические события мировой и отечественной истории
основные процессы (интеграционные, культурные, конфессиональные, экономиче-ские, политические, социальные и др.) определившие ход развития мирового исто-рического процесса
исторические терминологию и основные исторические даты
мировые исторические события и процессы, определившие характер развития мир-ового исторического процесса
социальные, ментальные и экономические структуры, политические и правовые и правовые системы, культурные парадигмы определившие общее и особенно в процессе цивилизационного развития России и зарубежных стран
4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка).
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа
самостоятельной работы обучающегося 12 часов
5. Тематический план
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 80-е годы XX века
Тема 1.1.1. Внутренняя политика государственной власти в СССР в начале 80 – х годов XX века.
Тема 1.1.2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура
Тема 1.1.3. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»
Тема 1.2.1. Национальные движения и международные конфликты в 80 – начале 90-х гг. XX века.
Тема 1.2.2. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х годов XX века.
Тема 1.2.3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ
Тема 1.2.4. Российская Федерация как правопреемница СССР
Тема 1.2.5. Российская экономика на пути к рынку. Потери и обретения.
Тема 1.2.6. Конституция Российской Федерации 1993 г. – ядро правовой системы российского общества
Раздел 2. Россия и мир в конце XX – начале XXI века
Тема 2.1.1. Локальные, национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы XX века.
Тема 2.1.2. Военно – политический кризис в Чечне
Тема 2.1.3. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве
Тема 2.1.4. Планы НАТО в отношении России
Тема 2.2.1. Россия на постсоветском пространстве – проблема отношений со странами ближнего зарубежья
Тема 2.2.2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе
Тема 2.2.3. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации
Тема 2.3.1. Проблема экспансии в Россию западных систем ценностей и формирование «массовой культуры»
Тема 2.3.2. Тенденция сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и свобода совести в России
Тема 2.3.3. Идеи «политкультурности» и молодёжные экстремистские движения
Тема 2.3.4. Усиление борьбы с терроризмом
Тема 2.4.1. Проблема территориальной целостности России, уважение прав населения и народов, входящих в её состав – главное условие стабильного политического развития
Тема 2.4.2. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI века
Тема 2.4.3. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в Российской Федерации
Тема 2.4.4. Россия XXI века в процессе глобализации

6. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.История: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков.- 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
2.История России, 1945 -2007 гг. 11 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений/ под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. М.: Просвещение, 2014
3. История современной России, 1991 – 2009: Учебное пособие /Короткевич В.И. СПб: Издательство СПб ун-та, 2011
7. Итоговая аттестация в форме зачёта
8. Разработчик:
ГБПОУ КАТ № 9 Преподаватель А.А. Попов
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»
1.1. Область применения программы: Рабочая программа по учебной дисциплине «История» является частью образовательной программы по реализации среднего (полного) общего образования по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины «История», автор – Рыжов А.Н., одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 25 января 2011 г. с учётом технического профиля получаемого образования.
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП: учебная дисциплина «История» относится к циклу общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования по специальности 23.02.03. и направлена на формирование общих компетенций, (ОК -10) согласно ФГОС как результат образования, выражающийся в овладении наиболее социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия и общеучебных компетенций: информационной, самоорганизации, самообучения, коммуникационной
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Применительно к изучаемой дисциплине формировать у учащихся представления о роли и месте своей профессии в процессе развитии российского общества
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется как выявление универсальных и специфических форм исторического бытия и методов выбора исторических альтернатив в исторической парадигме «вызов – ответ»
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется как анализ исторических ситуаций и оценка действий субъектов исторического процесса, принимаемых исторических решений.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется как потребность к поиску объективной исторической информации, позволяющей адекватно рассматривать и анализировать исторические ситуации в процессе их диалектического развития.
ОК 5 Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется и реализуется как овладение современными формами и методами поиска и отбора исторической информации, владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространять по каналам СМИ, применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется и реализуется как знание способов взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми; владение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями, с учётом изучаемой дисциплины учащийся должен уметь представлять себя письменно и устно, уметь представлять себя, страну, коллектив в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, уметь использовать в диалоге культур аксиологическую и социальную функции истории, как основу диалога культур
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется и реализуется как знание способов взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми; владение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями, с учётом изучаемой дисциплины учащийся должен уметь представлять себя письменно и устно, уметь представлять себя, страну, коллектив в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, уметь использовать в диалоге культур аксиологическую и социальную функции истории, как основу диалога культур
ОК 7 Брать на себя за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий. Применительно к изучаемой дисциплине, данная общая компетенция формируется в процессе изучения исторических событий, анализа и оценки действий субъектов истории (личностей, партий, коллектив, корпораций, групп), их ответственности за достигнутые результаты, соотнося исторические итоги развития общества с формированием социальных установок личности – ответственности за себя и других членов команды, что реализуется в качестве в качестве социальной установки на занятия в процессе коллективной и групповой деятельности учащихся
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышения квалификации. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется и реализуется как потребность в повышение общего социально – культурного уровня учащегося, которое является базовых условием профессионального и личностного развития, основой которого является увеличение объёма социально – экономических знаний, в том числе истории, которые позволяют анализировать ситуация на рынке труда, действовать в соответствии с общей и личной выгодой, владеть этикой трудовых и социальных отношенийОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется и реализуется в углублённом изучении экономических процессов происходящих в обществе, их развития, усложнении, смены, акцентируя внимание учащихся на необходимость повышения общекультурного уровня знаний в сфере экономики, развития социальных потребностей общества, развития технического прогресса в современных условиях, что объективно требует углублённых знаний о исторических тенденциях социально- экономического и политического развития современной цивилизации
ОК10 Исполнять воинскую обязанность в том числе, с применением полученных профессиональных знаний для (для юношей). Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетентность формируется и реализуется в процессе изучения военной истории России, воспитания чувства преемственности и гордости за ратный подвиг народов России в годы Великой Отечественной войны, формируя понятие защиты своего Отечества как гражданского долга и обязанности. Составной частью процесса формирования общей компетенции патриотизма является исследование в ходе поисковой работы вклада военных автомобилистов в общую победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «История» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях (ПОО), реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных
рабочих и специалистов среднего звена. Согласно «Рекомендациям по реализации образо-вательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреж-дениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих прог-раммы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормати-вно-правового образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учётом профиля получаемого профессионального образования.
Программа учебной дисциплины «История» ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравствен-ных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно- историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В процессе реализации Программы учебной дисциплины «История» формируются межпредметные связи с другими общеобразовательными дисциплинами – Литература, Обществознание, дисциплинами цикла ОГСЭ - Основы философии, Психология общения, и профессиональными дисциплинами – Правовое обеспечение профессиональной деятель-ности, Безопасность жизнедеятельности, целью реализации межпредметных связей являе-тся выход на конечный продукт обучения учащихся – формирование востребованного рынком труда профессионально подготовленного специалиста автомобильного транспор-та.В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
на основе полученных исторических знаний находить, определять и анализировать причинно- следственные связи общественных процессов и явлений
анализировать исторические процессы и определять вектор их развития и их социальные акторыприменять компаративный метод исследования исторических событий и явлений, уметь находить исторические аналогии, анализировать и прогнозировать возможный ход развития исторических процессов
уметь рассматривать исторические процессы и явления во взаимосвязи и взаимозависимости и противоречивости их развития
уметь комплексно рассматривать исторические ситуации, выявлять ведущие тенденции исторического процесса
уметь работать с историческими документами – письменными и устными текстами, использовать статистические и иные методы исторического познания
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
владеть приёмами работы с источниками исторической информации – находить, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, оценивать
уметь отличать факты от домыслов, владеть навыками критики источников инфор-мацииуметь применять полученные знания в процессе межнационального общения в практических ситуациях, возникающих в процессе производственной деятельности и бытового общения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные исторические события мировой и отечественной истории на рубеже XX и XXI вв.
основные процессы (интеграционные, культурные, конфессиональные, экономические, политические, социальные и др.), определивших ход развития мирового исторического процесса
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов
в конце XX – начале XXI вв.
мировые исторические события и процессы, определившие характер развития мирового исторического процесса, роль и назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности в мировом историческом процессе
социальные, ментальные и экономические структуры, политические и правовые системы, культурные парадигмы определившие общее и особенное в процессе цивилизационного развития России и зарубежных стран
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
В процессе изучения дисциплины «История» в системе предметов общеобразовательного цикла учащиеся должны овладеть общеучебными компетенциями – самоорганизация, самообучение, информационная и коммуникативная. Общеучебная компетенция определяется как способность и готовность субъекта эффективно сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Общеучебные компетентности относятся к общему кругу учебных предметов и образовательных областей и моделируют деятельность учащегося для его полноценной жизни в будущем.
Общеучебные компетенции
Общеучебные компетенции Содержание, навыки и умения
Самоорганизация Это совокупность компетенций учащегося в сфере учебной и трудовой деятельности направленных на выбор целевых и смысловых установок для своих действий и поступков, принятие решения. Данн-ые общеучебные компетенции обеспечивают механизм самоопределе-ния учащегося в ситуациях учебной и иной деятельности. Навыки и умения – выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение различными способами самоконтроля; определять содержание своей учебной деятельности; определять проблемы собственной учебной деятельности и корректировать его объёмы; определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины
Самообучение Это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической деятельности, куда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками: добыванием знаний, овладением приёмами познавательной деятельности, действиями в нестандартной ситуации. Навыки и умения- определять причинно- следственные связи между сторонами объекта; выполнять сравнения по аналогии; осуществлять опроверже-ния аргументов; решать проблемные задачи, комбинировать известн-ые средства для решения новых проблем; проводить работу исследо-вательского характера; владеть навыками анализа и синтеза; осущест-влять мысленный эксперимент.
Информационная Это совокупность компетенций учащегося в сфере поиска, отбора, анализа необходимой информации, её преобразования, сохранения и передачи. Навыки и умения - составлять конспект текста, выступлен-ия; составлять рецензию на ответ; выполнять реферативные работы; выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста; исполь-зовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования; составление тезисов, конспектирование; работа с основными компон-ентами учебника; использование справочной и дополнительной лите-ратуры; подбор и группировка материалов; составление планов разли-чных видов; создание текстов различных типов; владение различными формами изложения текста; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; подготовка рецензии; владение цитированием и различными видами комментариев; подготовка реферата, доклада
Коммуникационная Это совокупность компетенций учащегося в сфере личного общения, организации взаимодействия и сотрудничества с окружающими, дост-ижения взаимопонимания и организации совместной деятельности с другими людьми. Навыки и умения – владение приёмами риторики; владение различными формами устных публичных выступлений; владение культурой речи; способность вести дискуссии; организация совместной деятельности; оценка разных точек зрения; владение приёмами действий в ситуациях общения, умение искать и находить компромиссы
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины: С учётом технического профиля занятия по предмету «История» ориентированы на рассмотрение проблем социально- экономической истории России и зарубежных стран, акцентируется внимание учащихся на проблемы технического развития и технической модернизации России, на историю отечественной науки и отечественного изобретательства, профильная составляющая данного предмета общеобразовательного цикла реализуется через развитие межпредметных связей – совместные круглые столы по истории отечественного автомобилестроения, истории конструкторской мысли в России, а также в ориентации самостоятельной работы учащихся на проблемы истории достижений и неудач отечественного автотранспорта.
1.5. Количество часов, отведённое на освоение программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:
максимальная учебная нагрузка – 64 час
обязательная аудиторная учебная работа – 52 часов
самостоятельная (внеаудиторная) работа – 12 часов
1.6. Изменения, внесённые в рабочую программу по сравнению с примерной программой по общеобразовательной дисциплине «История»:
В целях более углублённого изучения учащимися истории России конца XX в. в рабочую программу по сравнению с примерной внесены изменения, а именно объём обязательной аудиторной учебной работы увеличен до 52 часов, вместо рекомендованных 48 часов в примерной программе, объём самостоятельной (внеаудиторной) работы планируется в размере 12 часов, вместо рекомендуемы примерной программой 24 часов, согласно реко-мендациям Минобрнауки по организации режима труда и отдыха учащихся, увеличения объёма часов осуществлено за счёт общего резерва времени, предусмотренного для обуч-ения по специальности 23.02.03., дополнительный резерв времени используется следую-щим образом:

Внесена тема занятия – Российская федерация как правопреемница СССР – 2часа
Проведение обязательной контрольной работы – 2 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 52
в том числе: Контрольная работа 2
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 12
в том числе: выполнение реферата 4
работа с учебной и справочной литературой 2
создание презентаций 6
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 2.2. Тематический план и содержание учебной программы предмета «История»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа студента Объём часов Уровень освоения
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 80-е гг. XX в. 18 Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР в начале 80-х гг. XX в. 6 Тема 1.1.1. Внутренняя политика государственной власти в СССР в начале 80-х годов XX в. 1. Социально-экономическая, политическая, идеологическая, социально-псих-ологическая ситуация в стране в 80-е XX века (нарастание кризисных явлений в экономике – дефициты, переход в ряде регионов к карточной (распределительной) системе реализации продуктов, политический абсентизм в обществе, рост оппозиционных настроений (диссидентство), отторжение идеологических установок коммунистической партии широкими массами общества, критика системы правления геронтократии и т.) 2. Начало процесса модернизации – причины, цели, подходы, характер (осознание необходимости модернизации общественных отношений в правящей элите СССР конец геронтократии, избрание М.С. Горбачёва генеральным секретарём ЦК КПСС, борьба в высших эшелонах партии по вопросам модернизации, конфликт между М.С. Горбачёвым и Б.Н. Ельцыным) 3. Реформы М.С. Горбачёва – цели, причины, особенности и итоги («Перестройка и ускорение» - попытки осуществления реформ сверху – кооперативное движение, «больше демократ –ии-больше социализма», реакция общества на инициативы М.С. Горбачёва, Первый съезд Советов народных депутатов СССР – избрание М.С. Горбачёва президентов СССР) 2 2
Самостоятельная работа студента Рассмотрение фото и кино-материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х годов Тема 1.1.2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура 1. Процессы развития русской культуры к началу 1980-х гг. (нарастание оппо-зиционных настроений в среде интеллигенции, протесты творческой элиты против контроля партийных органов, диссидентское движение в 80-е годы, спор между «деревенщиками» и «западники») 2. Процессы развития национа-льных культур в Советском Союзе (рост оппозиционных настроений в творче-ской элите союзных республик, националистические мотивы в творчестве на-циональных писателей и поэтов) 3. Попытки партийных и советских органов наладить диалог между властью и культурной элиты (политика «кнута и прян-ика») 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творч-ества художников, писателей, архитекторов, учёных СССР 80-х годов на фоне традиций русской культуры Тема 1.1.3. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, «странами третьего мира» 1.Отношения со странами входящими в СЭВ и организацию ВД (проблемы экономического и военно-политического взаимодействия между СССР и стра-нами социалистического лагеря, попытки СССР преодолеть негативные тенд-енции в развитии экономических и политических отношений между странами входящими в СЭВ и ВД) 2. Отношения между СССР и ведущими державами Западной Европы и США (диалог между СССР, США и ведущими странами Западной Европы по проблемам ядерной безопасности, проблемы экономиче- ского сотрудничества, дискуссия по проблемам прав человека) 3. Отношения СССР со странами т.н. «третьего мира» (экономические и политические отно-шения со странами Латинской Америки, Азии, Африки, проблемы и поиск путей сотрудничества в отношениях между СССР, Китаем и Индией) 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Самостоятельный анализ исторических карт и договоров, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 80-х гг. XX в. Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Восточной Европе во второй половине 80-х годов 10 Тема 1.2.1. Национальные движения и международные конфликты в 80-х – начале 90-х годов XX в. 1. Обострение национальных противоречий в Восточной Европе в начале 80-х годов (причины конфликтов, этапы дезинтеграции в Восточной Европе, реакц-ия политических кругов Западной Европы и США на процессы дезинтеграции в Восточной Европе, попытки СССР, а затем России сохранить своё влияние на постсоциалистическом пространстве Восточной Европы, причины неудач советской, а затем российской дипломатии) 2. Перерастание национальных противоречий в вооружённые столкновения, преддверие полномасштабных боевых действий ( модели формирования новых национальных образований, ход развития кризисов, роль международных организаций в прекращении конфликтов) 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Выполнить работу над таблицей - схемой «Национальные движения в Восточной Европе в конце 80-х годов», таблица должна сопровождаться комм-ентариями – программы национальных движений, лидеры, территориальные, экономические и политические требования, последствия конфликтов
Тема 1.2.2. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х годов 1. Кризисное развитие в Польской народной республике (причины кризиса, организация движения «Солидарность», роль католической церкви в демонта-же социализма, попытки ПОРП силовыми методами прекратить кризис, даль-нейшее углубление кризиса, фактическое прекращение деятельности ПОРП, формирование новых политических центров и партий влияния) 2. Развитие кризиса в Румынии (нарастание экономических трудностей, структурирование и формирование оппозиционных сил в обществе, попытки коммунистических властей предотвратить переход власти к оппозиционным силам, позиция армейских кругов, события в Будапеште, казнь Н. Чаушеску 3. Развитие конф-ликта на Балканах (причины обострения межконфессиональных, межнацион-альных противоречий, вхождение в военную фазу кризиса) 2 2
Самостоятельная работа студента Выполнить работу над таблицей – «Общее и особенное политических процессов в Восточной Европе в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. Тема 1.2.3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ 1. Ситуация в стране в начале 90-х годов (формирование новых политических сил в обществе, кризис в структурах КПСС, отмена 6-ой статьи Конституции СССР, борьба между Горбачёвым и Ельциным, нарастание экономических трудностей) 2. Обострение национальных противоречий в СССР (рост сепаратистских настроений – события в Прибалтике, Алма-Ате, Нагорном Карабахе, формирование массовых национальных движений, парад суверенит-етов) 2. Суверенизация России (процесс суверенизации в России, попытки Горбачёва сохранить свою власть и влияние в обществе, Ново-Огарёвский процесс, попытка преодоления кризиса силовым методом – ГКЧП и его провал) 3. Ликвидация СССР (попытки М.С. Горбачёва реанимировать Ново-Огарёвс-кий процесс, Беловежские соглашения – причины распада СССР) 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Проанализировать биографии политических лидеров конца 80-х начала 90-х годов, дать анализ программных документов и взглядов лидеров
Обязательная контрольная работа 2 Тема 1.2.4. Российская Федерация как правопреемница СССР 1. Ситуация в России после ликвидации СССР (усиление экономической нест-абильности, обретение самостоятельности и внешнеэкономическая конъюкту-ра, обязательства России по долгам СССР) 2. Формирование новой внешнепо-литической доктрины (отказ от роли сверхдержавы, проблема договоров СНВ -1 и СНВ-2, вопрос о расширении НАТО на восток) 3. Формирование нового внешнеполитического курса 2 2
Самостоятельная работа студента Работа над таблицей «Ликвидация СССР. За и против», на основе Интернет ресурса доказательно определить отрицательные и положительные стороны имело ликвидация Советского Союза, точку зрения надо аргументировать Тема 1.2.5. Конституция Российской Федерации 1993 г. - ядро правовой системы общества 1. Ситуация сложившаяся в стране к осени 1993 года (нарастающий экономич-еский коллапс, рост недовольства населения резким падением жизненного уровня) 2. Кризис власти (предложение ряда депутатов осуществить корректи-ровку реформ, поиски компромисса, итоги референдума 1993 г) 3. Октябрьск-ие события 1993 г. и принятие новой Конституции (дальнейшее углубление кризиса – силовое решение вопроса о власти, принятие новой Конституции - окончательная ликвидация формальных признаков советской системы власти) 2 2
Самостоятельная работа студента 1 На основе использования Интернет ресурсов – воспоминания участников событий, фото документов создать хронологию действия противоборствующих сторон в период с 21сентября по 4 октября 1993 г. Аргументировано определить, были у противоборствующих сторон возможности компромисса, в чём он мог быть выражен? Раздел 2. Россия и мир в конце XX – XXI века 34
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е годы XX века 10 Тема 2.1.1. Локальные, национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы XX века. 1. Этнические, религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР (причины конфликтов, возникновение дуги нестабильности на границах России, попытки руководства России выполнить роль посредника между кон-фликтующими сторонами) 2. Вооружённый конфликт в Приднестровье (прич-ины конфликта, боевые действия, переход конфликта в «замороженную» фазу состояния) 3. Конфликт в Абхазии и Южной Осетии и ингушско – осетинский конфликт (причины обострения ситуации, поиск путей выхода из кризиса) 2 2
Самостоятельная работа студента Работа с контурной картой – определить, используя материалы Интернет ресу-рса, дуги нестабильности и возможные зоны раскола единого пространства России Тема 2.1.2 Военно – политический кризис в Чечне 1.Взаимоотношения России с республиками (самоорганизация национал- сепаратистских сил, формирование альтернативных органов власти, попытки центральной власти стабилизировать ситуацию в стране, давление местных элит на федеральные органы власти, территориальные претензии субъектов федерации, вооружённые конфликты на территории России – осетино- ингуш-ский конфликт, обострение ситуации в Карачаево – Черкесской республике и др.) 2. Чеченская проблема (самоорганизация национал-сепаратистских сил, образование параллельных органов власти, провозглашение суверенитета Чечни, утверждение авторитарного режима ген. Дудаева, образование на терр-итории Чечни особой криминальной зоны, вытеснение русских из Чечено – Ингушетии, подготовка сепаратистов к войне) 3. Боевые действия российской армии в 1994 – 1996 гг. 2 2
Самостоятельная работа студента Примерные варианты заданий: Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к госу-дарственной политике. Ответ объясните. Оцените эффективность мер Презид-ента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. Тема 2.1.3. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве 1. Рост напряжённости на пространствах бывшего СССР и их влияние на стаб-ильность ситуации в Западной Европе
2. Участие международных организаций (Красного Креста, ООН, ЮНЕСКО и др.) в оказании гуманитарной помощи пострадавшим
3. Социально – экономические и политические аспекты деятельности междун-ародных организаций на пространстве бывшего СССР 2 2
Самостоятельная работа студента Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, Красного Креста по их позиции в отношении конфликтов на постсоветском пространстве, анализ деятельности международных организаций в «горячих» точках Тема 2.1.4. Российская Федерация и международные организации – сотрудничество и противоречия 1. Деятельность российской дипломатии в ООН (попытки найти консенсус в Совете Безопасности ООН по важнейшим вопросам международных отношений – вопрос о химическом оружии в Ираке, вопрос о нераспростране-нии ядерного оружия – проблемы ядерной программы Ирака и Северной Кореи, конфликт в Сирии, проблемы международного терроризма) 2. Отношения между Российской Федерацией и Евросоюзом (проблемы торговых отношений между Евросоюзом и Россией, интеграционные процессы – противоречия и достижения) 2 2
Самостоятельная работа студента Подготовка сообщений по теме «Деятельность российской дипломатии в международных организациях в период 1990 – 2000 гг.»
Тема 2.1.5. Планы НАТО в отношении России 1. Нарушение военно- геополитического равновесия в Европе после ликвидац-ии СССР (проблема ядерной безопасности и проблема обычных вооружений в Европе, получение безъядерного статуса Украиной, Белоруссией и Казахстан-ом, формирование новой военной доктрины России) 2. Политика НАТО в отношениях с Российской Федерацией (стремление добиться односторонних преимуществ в военной сфере, планы расширения НАТО на восток, вступление в НАТО бывших республик СССР) 3. Меры российского руководс-тва по сохранению баланса сил и вооружений в Европе ( развитие мер доверия в отношениях между НАТО и РФ, взаимные консультации и военно – техниче-ское сотрудничество, военно – политическая конкуренция) 2 2
Самостоятельная работа студентов Предложите в тезисной форме перечень важнейших геополитических задач, стоящих перед Россией Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве 6 Тема 2.2.1. Россия на постсоветской пространстве-проблема отношений со странами ближнего зарубежья 1. Экономические, политические и социальные процессы на пространствах бывшего СССР 2. Договоры России с Украиной, Белоруссией, Молдовой и др. 3. Экономическое и политическое сотрудничество РФ со странами ближнего зарубежья 2 Самостоятельная работа студентов 1 Анализ договоров между РФ и членами СНГ Тема2.2.2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе 1. Вторая чеченская компания (итоги боевых действий, переход к политике ди-алога, восстановление конституционного строя в Чечне) 2. Мероприятия правительства по восстановлению экономики и социальной сферы в Чечне 3.Сложность адаптации чеченского народа к новым реалиям жизни, процесс обретения новых политических и экономических возможностей Чечни в составе РФ, формирование новой политической элиты в Чечне 2 2
Самостоятельная работа студента Подготовка сообщений на тему «Терроризм – новая угроза XXI века” Тема 2.2.3. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации 1. Парад суверенитетов в 90-е годы XX века, угроза распада России
2. Опережающие мероприятия правительства с целью стабилизации ситуации в стране, процесс разграничения полномочий между центром и регионами, образование ассиметричной федерации
3. Проблемы функционирования новой модели территориального устройства 2 2
Самостоятельная работа студента Варианты заданий: 1. Как Вы считаете, преодолена ли опасность развала России на нынешнем этапе развития? 2. Будет ли выравниваться ассиметрия в федеративном устройстве России, или ассиметрия является способом сохране-ния единства России? Тема 2.3. Развитие культуры в России 10 Тема 2.3.1. Проблема экспансии в Россию западных систем ценностей и формирование «массовой культуры» 1. Проблема культурной открытости и экспансия западных систем ценностей в Россию (падение «железного занавеса», культурный обмен, внедрение запад-ных образцов поведения, образа жизни, размывание традиционных норм жизни общества, взаимодействие культур 2. Национальная самоидентификац-ия и вестернизация культурной среды ( проблема утраты национальнной самоиндентификации народов России, протесты в обществе и части культ-урной элиты против вестернизации) 3. «Массовая» культура, «элитарная» культура и народная культура (среда их существования, роль СМИ в культурном пространстве России) 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Варианты заданий: 1. Опасна ли культурная экспансия Запада в плане утраты культурных традиций и самоидентификации народов России? 2. Протесты против «вестернизации» части общества имеют реальные основания или нет? Тема 2.3.2. Тенденция сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и свобода совести в России 1. Обострение проблемы национальной самоидентификации после ликвидации СССР 2. Усиление влияния религиозного фактора в жизни постсоветского общества (мусульманский и православный «ренессанс» на постсоветском пространстве, политизация религиозной жизни общества, возрождение религиозного фундаментализма) 3. Роль основных религий России в диалоге культур и сохранении традиционных ценностей 2 2

Самостоятельная работа студента Варианты заданий: 1.Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология? 2. Роль религии и церкви в обществе на современном этапе его развития усилилась, не усилилась, осталась прежней? 3. Этническая и религиозная самоидентификация – это тождественное явление или нет? Тема 2.3.3. Идеи «политкультурности» и молодёжные экстремистские движения 1. Процесс формирования новой политической культуры в процессе обретения новой государственности на постсоветском пространстве ( формирование нов-ых политических традиций, новых представлений о политической элите, новой политической структуры общества) 2. Политические партии на территории современной России 3. Молодёжный экстремизм в политическом процессе (причины возникновения, методы прямых насильственных действий) 2 2
Самостоятельная работа студента Варианты заданий: 1. Современная молодёжь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»? 2. Какие явления социальной, эконо-мической, политической жизни являются питательной средой для экстремизма? Тема 2.3.4. Усиление борьбы с терроризмом 1.Международный терроризм на современном этапе, включение территории России в зону «войны» международного терроризма 2. Исламский фундамент-ализм в странах ближнего зарубежья, экспорт терроризма на территорию Росс-ии 3. Участие России в международной борьбе с террористами 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Дать анализ террористических угроз России, определить зоны нестабильности, дать анализ международным правовым актам и документам по борьбе с терроризмом, к которым присоединилась Россия, оценить факты международ-ного сотрудничества России с другими странами в борьбе с терроризмом Тема 2.3.5. Проблемы развития Российской Федерации на современном этапе 1.Проблемы социально- экономического развитие России в начале XXI века (экономический потенциал страны, состояние социальной сферы общества, - проблема выбора вектора развития экономики – выборы приоритетов) 2. Проблемы политического развития общества (два вектора в политическом процессе – сторонники западно-либеральной модели политического развития и прагматики – государственники, модернизация политической системы обще-ства в период президентства В.В. Путина, курс на стабилизацию политической жизни – курс на управляемую демократию – возвращение государства в политическую сферу, преемственность политического курса В.В. Путина в период президентства Медведева, стабилизация политических элит) 3. Внешняя политика Российской Федерации (отношения с Евросоюзом и США, челночная дипломатия, усиление влияния России на международные процессы) 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Варианты заданий: 1. Какие факторы стимулировали повышение жизненного уровня населения в начале века? 2. В чём причины популярности В.В. Путина на посту президента? Тема 2.4. Перспективы развития России в современном мире 8 Тема 2.4.1. Проблема территориальной целостности России, уважение прав населения и народов – главное условие стабильного политического развития 1. Роль института уполномоченных президента в территориальных округах как органа координации и гармонизации отношений между федеральным центром и субъектами федерации (сфера деятельности института уполномоченных президента, характер принимаемых решений) 2. Установление консенсуса национальных элит и федерального центра (роль фактора личных особых отношений между местными элитами и президентом) 3. Достижение компромисса по вопросам разграничения полномочий центра и регионов 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Варианты заданий: 1. Почему по мере ослабления центральной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР – России в период 1980 – 2000 годов? 2. Как вы считаете, кто более прав – сторонники ограничения роли государства на политические процессы, или сторонники укрепления роли гос. власти на политические процессы? Аргументируйте свою точку зрения.
Тема 2.4.2. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI века 1. Социально- экономическая ситуация в стране в период 2000 – 2012 гг. (рост ВВП и рост ВНП, причины роста, структурные изменения в экономике, рост доходов населения, развитие регионов, проблема импортозамещения и пробле-ма нефтедолларов, программа приватизации гос. собственности, слабые сторо-ны российской экономики – нефтяная «игла» и газовая труба, проблема импор-тозависимости, старение основных фондов, проблемы инфраструктуры, паден-ие доли НИОКР, «отвёрточные» инвестиции, утечка капиталов) 2. Мероприят-ия государства по стимулированию сектора реальной экономики и банковского сектора (валютные интервенции, предоставление кредитов, создание точек роста и производственных кластеров) 3. Развитие социальной сферы в период 2000 -2012 гг. (рост зарплаты бюджетников, увеличение льгот и выплат слабо-защищённым слоям населения, введение материнского капитала, увеличение пенсий и пособий, проблема демографического роста, невысокий уровень пенсий, пособий и зарплат в сравнении с Западной Европой) 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Подготовить реферативную работу (5-7 стр.) по проблемам экономического развития страны в данный период Тема 2.4.3.Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ 1. Проблема сохранения и укрепления нравственных ценностей в условиях распада традиционных культур, создания искусственной среды обитания, раст-ущей зависимости человека от техногенных факторов развития 2.Проблема бо-рьбы с социальной деградацией человека в массовом обществе и проблема сох-ранения индивидуальных свобод человека 3. Стимулы к развитию гуманистич-еских ценностей в обществе Самостоятельная работа студента Выполнить реферативную работу (5-7 стр.) по проблемам формирования духовных ценностей общества в современной России Тема 2.4.4. Россия XXI века в процессе глобализации. Итоговое обобщение. Зачёт 1. Глобализация всех сфер жизнедеятельности мирового сообщества и место России в системе глобального мира (участие России в системе международного разделения труда и международной торговли, научно- технический потенциал России и его востребованность в сфере интеллектуальной деятельности) 2. Мировые экономические процессы и место России в них (участие России в системе ВТО и других международных экономических организациях) 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Защита презентаций, творческих работ, опрос по пройденному материалу Всего Максимальная учебная нагрузка 64 Обязательная аудиторная учебная нагрузка 52 Самостоятельная работа обучающегося12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»3.1. Требования к минимальному материально-техническомуобеспечениюРеализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО. Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением. Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
не предусмотрено. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,дополнительной литературы.Основная литература Учебные пособия:История России, 1945-2013 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся обще-образовательных учреждений. /Под ред. Данилова А. А., Уткина А.И., Филиппова А.В. - М.: Просвещение, 2014. - 367 с.
История современной России, 1991-2013: учеб. пособие /В.И. Короткевич. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. - 293 с.
Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашки-ной Л.Н. - М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
Интернет-ресурсы:http: //school-collection. edu .ruДополнительная литература.Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношен-ия, 1998. - 254 с.
Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
Ванюков Д. А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХ1 века. /Д. А. Ванюков. М.: Мир книги, 2013. - 240 с.
Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;
МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. М. : Юристъ, 2005. - 237 с.
5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. - М.: Артсти-
ль полиграфия, 2013
Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. - М.: Аквариум, 1998. - 217 с.
Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. - М.: Институт экономических стратегий, 2012. - 544с.
Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000-2008. /Н.Леонов. М., 2008. - 545 с.
Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. - 416 с.
ПеченевВ.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. - 365 с.
11. Россияи страны мира. 2014. Статистический сборник. М.: Росстат, 2015. - 361 С.
12. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. - 49 с.
13. ШубинА. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005. - 232 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(основные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: объяснять роль общественных наук в развитии человеческой цивилизации, ориентироваться в движущих силах исторического процесса, устанавливать логические внутренне присущие причинно- следственные связи между общественными процессами и явлениями, выявлять цивили-зационные векторы исторического процесс-са и их акторов, характеризовать роль личн-ости в общественном процессе, типизирова-ть определённые общественные явления, анализировать политические и религиозные движения, определять системообразующие элементы общественного развития фронтальный опрос, письменная самостоят-ельная работа
решать познавательные задачи, составлять элементарные схемо – конспекты обществе-нных событий, описывать специфические особенности исторического процесса разли-чных цивилизаций фронтальный опрос, письменная самостоят-ельная работа, решение исторических задач, оценка работы над компаративными схемо-конспектами, оценка сообщений и докладов
выявлять узловые события общественного процесса, характерные особенности истори-ческой среды обитания этносов, особеннос-ти окружающей их среды, проблемы социо-генеза и этногенеза человеческого сообщества письменная самостоятельная работа, зачет-ное практическое занятие
сравнивать общественные процессы, харак-тер и параметры развития общества в соци-альном и историческом разрезе, иллюстри-ровать их на примерах письменная самостоятельная работа, практ-ическое занятие, тестирование
определять основные характеристики и па-раметры развития общества в социальном и историческом разрезе, иллюстрировать их на примерах фронтальный опрос
анализировать и оценивать различные гипо-тезы о сущности, причинах и следствиях исторических процессов и являний, анализ-ировать глобальные общественные пробле-мы и возможные последствия принятия данных решений комбинированный метод – фронтальный опрос, решение исторической задачи, соста-вление исторического кроссворда, задание на составление ответа по методу «фэншбоу»
изучать изменения происходящие в челове-ческом сообществе в процессе его историч-еского развития находить информацию о субъектах исторической деятельности в раз-личных источниках (учебниках, справочни-ках, научно-популярных изданиях, компью-терных базах, ресурсах сети Интернет) и кр-итически её оценивать письменная самостоятельная работа
Знания: основные положения теорий исторического развития и закономерностей: формацион-ной, цивилизационной, институциальной и др. устный фронтальный опрос, письменная самостоят-ельная работа
социальные структуры общества в их исто-рическом развитии, исторически сложивш-иеся социальные институты, персоналии исторических деятелей мировой и отечеств-енной истории, характер причин обусловив-ших развитие исторического процесса устный фронтальный опрос, оценка подгот-овленных сообщений учащихся
сущность социальных процессов: возникно-вение и формирование примитивных форм человеческого общежития, причины услож-нения его форм и перехода к государствен-ному бытию, процесс развития форм госуд-арственности и власти, причины появления идеальных форм выражения человеческого бытия – религии, искусство и др., причины социальных катаклизмов – войн, революций и т.п. и исторически обусловленные методы разрешения противоречий; устный фронтальный опрос
вклад выдающихся (в том числе отечествен-ных) учёных в развитие социальных наук; устный фронтальный опрос, оценка подгот-овленных сообщений, докладов, выполнен-ных презентаций
исторической терминологии оценка работы над словарём исторической терминологии и персоналий