Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ БАЗОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»






УТВЕРЖДАЮ
Замдиректора по УР
ГБОУ СПО НО «НМБК»
_________ О.Ю. Лютова
________________2014г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности
«математического и общего естественнонаучного цикла»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
базовая подготовка








г. Нижний Новгород
2014 год



ОДОБРЕНО


ЦМК


общеобразовательных дисциплин
протокол № 1
«29» августа 2014г.


председатель ЦМК


_______________/Соколова А.В./






Разработчик: Соколова Анна Владимировна


Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Мулюкина Ольга Сергеевна - методист ГБОУ СПО НО «НМБК»
Содержательная экспертиза: Соколова Анна Владимировна - председатель ЦМК ООД ГБОУ СПО НО «НМБК»
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза: Березина Зинаида Викторовна, преподаватель высшей категории ГБОУ СПО «Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А. Семенова»






Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело»
СОДЕРЖАНИЕ






1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 4

2. результаты освоения дисциплины

3.СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 7

стр. 10

4.условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

стр. 15

5. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
стр. 21

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для очно-заочной формы обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
1.2. Место и роль дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» относится к математическому и общему естественнонаучному циклу ЕН.00 ППССЗ специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и содействует формированию общих (ОК1-ОК13), и профессиональных (ПК1.1– ПК1.3, ПК2.1– ПК2.3, ПК2.6) компетенций и является базой для всех профессиональных модулей.

Межпредметные связи:
Учебно-междисциплинарные связи с дисциплинами: ОГСЭ.01. Основы философии, ОГСЭ.02. История, ОГСЭ.04. Физическая культура, ЕН.01. Математика, ОП.02. Анатомия и физиология человека, ОП.03. Основы патологии, ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение, ОП.10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, ОП.11. Безопасность жизнедеятельности.
Исследовательско-междисциплинарные связи проблемного характера с дисциплинами: ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики, ОП.05. Гигиена и экология человека, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии, ОП.07. Фармакология, ОП.09 Психология, МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение, МДК.01.02. Основы профилактики, МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению, МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, МДК.02.02. Основы реабилитации, МДК.03.01. Основы реаниматологии, МДК.03.02. Медицина катастроф.
Ментально-опосредованные связи с дисциплинами: ОП.10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности, МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение, МДК.01.02. Основы профилактики, МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению, МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, МДК.02.02. Основы реабилитации, МДК.03.01. Основы реаниматологии, МДК.03.02. Медицина катастроф.
Опосредованно-прикладные связи с дисциплинами: ОГСЭ.01. Основы философии, ОП.02. Анатомия и физиология человека, ОП.05. Гигиена и экология человека, МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению, МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

1.3. Цель дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
- знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
- формировать общие и профессиональные компетенции согласно разделу 2 настоящей программы.
Задачи дисциплины:
Ориентированы на деятельность преподавателя и могут быть представлены в виде триединой дидактической цели (образовательные, развивающие, воспитывающие).
Образовательные:
- осуществлять обучения на дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» с целью усвоения знаний по разделам:
Введение;
Компьютер и информационные технологии;
Программное обеспечение информационных технологий;
Основы информационной и компьютерной безопасности;
Коммуникационные технологии
Организация профессиональной деятельности с помощью средств Microsoft Office;
Автоматизированная обработка информации;
Компьютерные технологии в медицине,
формирования умений, общих и профессиональных компетенций ОК 1-13, ПК1.1– ПК 1.3, ПК 2.1– ПК 2.3, ПК 2.6.
- формировать умения применять полученные знания и умения в учебно-исследовательской работе в рамках внеаудиторной деятельности.


Развивающие:
- содействовать развитию профессионально важных качеств специалиста: памяти, восприятия, внимания, ощущений, представлений, мышления через деятельностный подход организации учебного процесса на занятиях (познавательная, преобразующая, общеучебная, самоорганизующая деятельность обучающихся);
- развивать познавательный интерес к будущей профессии;
- развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;
- развивать познавательный и профессиональный интерес к информационным технологиям;
- развивать навыки исследовательской работы.
Воспитывающие:
Стремиться к воспитанию:
- гражданина и патриота своей Родины;
- духовно-нравственной личности;
- обладающей креативностью;
- профессиональной направленностью;
- общей культурой;
- способной к эффективному общению;
- владеющей современными информационными технологиями;
-ориентированной на здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
Каждое направление воспитывающих задач позволяет формировать общие компетенции специалиста.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. результаты освоения дисциплины
Результатом освоения программы дисциплины является:
2.1. Участие в формировании у обучающихся общих компетенций
(полностью или частично)
Код
Наименование ОК
Роль дисциплины в формировании компетенции



Знать
Уметь

ОК1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
+
+

ОК2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
в части учебных задач

ОК3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
+
+

ОК4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
в части учебных задач

ОК5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
в части учебной деятельности

ОК6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
+
+

ОК7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий.
+
+

ОК8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
+
-

ОК9
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
в части учебной деятельности

ОК10
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
+
+

ОК11
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
+
+

ОК12
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
в части учебной деятельности

ОК13
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
+
+



2.2. Участие в формировании у обучающихся профессиональных компетенций
Код
Наименование ПК
Роль дисциплины в формировании компетенции



Знать
Уметь

ПК 1.1
Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
- возможности и преимущества сетевых технологий в современном обществе;
- особенности построения локальных сетей;
- топологию локальных сетей.
- настраивать персональный компьютер для работы в локальной сети.

ПК 1.2
Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
- принципы организации поисковой деятельности в глобальной сети;
- возможности поиска с использованием браузера и встроенных возможностей поисковых систем.
- пользоваться поисковыми системами для удовлетворения собственных информационных потребностей.

ПК 1.3
Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
- возможности программы создания презентаций;
- основные приемы работы при создании презентации.
- создавать презентацию с дизайном, оформлением, разметкой, вставлять различные объекты, добавлять анимацию, звук, настраивать переходы между слайдами.

ПК 2.1
Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
- возможности электронных таблиц;
- основные приемы управления данными.
- работать с разными типами данных в электронной таблице, используя встроенные возможности программы.

ПК 2.2
Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
- особенности информационной деятельности человека;
- основные правовые и культурно-этические нормы информационной деятельности человека.
- выделять проблемы, возникающие при взаимодействии общества и человека.

ПК 2.3
Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
- виды сервисных услуг, предлагаемых глобальной сетью;
- основные возможности сетевых технологий;
- способы представления информации в Интернете.
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности.

ПК 2.6
Вести утверждённую медицинскую документацию

- возможности текстовых редакторов;
- основные приемы работы с текстовой информацией.
- задавать основной стиль документа.


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


лабораторные занятия
-

практические занятия
58

контрольные работы
-

курсовая работа (проект)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39

в том числе:


Подготовка информационных сообщений.
Работа с учебным материалом.
Создание мультимедийной презентации.
Составление кроссвордов по темам и ответов к ним.
4
15
15
5

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.


3.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения материала
Формирование





ОК
ПК

1
2
3
4
5
6

Раздел 1. Введение.
2




Тема 1.1.
Основные понятия информатики.
Содержание учебного материала:
2
1
ОК 5

ПК 1.1



1
Понятия информатики и информации.






2
Свойства и носители информации.






3
Виды информации и ее кодирование.






4
Измерение информации.






5
Системы кодирования данных.






6
Информационные процессы и IT-технологии.






7
Информатизация общества, развитие вычислительной техники.





Раздел 2. Компьютер и информационные технологии.
2




Тема 2.1. Технические средства персонального компьютера.
Содержание учебного материала:
2
1
ОК 8

ПК 1.3


1
Мониторы.






2
Печатающие устройства.






3
Сканеры.






4
Многофункциональные периферийные устройства.






5
Модем.






6
Плоттеры.






7
Дигитайзеры.






8
Цифровые камеры.






9
Источники бесперебойного питания.






10
Мультимедийный компьютер.






11
Технические средства презентаций.





Раздел 3. Программное обеспечение информационных технологий.
4




Тема 3.1. Программное обеспечение компьютера.
Содержание учебного материала:
2
1
ОК 1

ПК 1.2


1
Базовое ПО.






2
Прикладное ПО.






3
Операционные системы семейства Windows (Загрузка Windows, выход из Windows, организация работы в среде Windows, Windows-окно, справочная система).






Практические занятия:
2





1
Комплексная работа с информацией в среде Windows.
2
2
ОК 2
ПК 2.1

Раздел 4. Основы информационной и компьютерной безопасности.
2




Тема 4.1 Антивирусные средства защиты.
Содержание учебного материала:
2
1
ОК 4
ПК 1.3


1
Классификация средств защиты






2
Программно-технический уровень защиты






3
История возникновения компьютерных вирусов






4
Виды компьютерных вирусов






5
Организация защиты от компьютерных вирусов





Раздел 5. Коммуникационные технологии.
2




Тема 5.1.
Компьютерные сети.
Содержание учебного материала:
2
1
ОК 2
ПК 2.1


1
Компоненты вычислительной сети.






2
Классификация сетей по масштабам.






3
Классификация сетей по топологии.






4
Классификация сетей по стандартам организации.






5
Среда передачи данных.






6
Типы компьютерных сетей.






7
Сетевой контроллер.






8
Эталонная модель OSI.






9
Преимущества работы в локальной сети.





Раздел 6. Организация профессиональной деятельности с помощью средств Microsoft Office.
56




Тема 6.1.
Текстовые процессоры.
Содержание учебного материала:
2
1
ОК 11
ПК 1.2


1
Обработка информации средствамиMicrosoft Word.






Практические занятия:
20





1
MS Word. Создание документов в редакторе. Форматирование шрифтов.
2
2
ОК 5
ПК 2.6


2
MS Word. Оформление абзацев документов. Колонтитулы.
2
2
ОК 5
ПК 2.3


3
MS Word. Создание списков в текстовых документах.
2
2
ОК5
ПК 2.2


4
MS Word. Создание деловых документов в редакторе.
2
2
ОК 13
ПК 2.6


5
MS Word. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы.
2
2
ОК 5
ПК 2.2


6
MS Word. Создание текстовых документов на основе шаблонов. Создание шаблонов и форм.
2
2
ОК 6
ПК 2.3


7

2
2
ОК 2
ПК 2.1


8
MS Word. Оформление формул редактором MS Equatian.
2
2
ОК 9
ПК 2.6


9
MS Word. Организационные диаграммы в документе.
2
2
ОК 10
ПК 1.2


10
MS Word.Комплексное использование возможностей для создания документов.
2
2
ОК 3
ПК 2.6

Тема 6.2.
Электронные таблицы.
Содержание учебного материала:
2
1
ОК 1
ПК 2.2


1
Обработка информации средствами Microsoft Excel.






Практические занятия:
16





1
MS Excel. Организация расчетов в табличном процессоре.
2
2
ОК 4
ПК 2.1


2
MS Excel. Создание электронной книги.
2
2
ОК 12
ПК 2.2


3
MS Excel. Связанные таблицы. Расчёт промежуточных итогов в таблицах.
2
2
ОК 8
ПК 1.1


4
MS Excel. Подбор параметра. Организация обратного расчёта.
2
2
ОК 11
ПК 1.3


5
MS Excel. Задачи оптимизации.
2
2
ОК 10
ПК 2.1


6
MS Excel. Связи между файлами и консолидация данных.
2
2
ОК 4
ПК 2.1


7
MS Excel. Экономические расчёты.
2
2
ОК 6
ПК 2.2


8
MS Excel. Комплексное использование возможностей для создания документов.
2
2
ОК 5, 9
ПК 1.1

Тема 6.3.
Системы управления базами данных.
Содержание учебного материала:
2
1
ОК 1
ПК 2.6


1
Обработка информации средствами Microsoft Access.






Практические занятия:
10





1
MS Access. Проектирование базы данных.
2
2
ОК 6
ПК 2.3


2
MS Access. Создание таблиц и пользовательских форм для ввода данных.
2
2
ОК 7
ПК 1.3


3
MS Access. Модификация таблиц и работа с данными с использованием запросов.
2
2
ОК 8
ПК 1.2


4
MS Access. Работа с данными и создание отчётов.
2
2
ОК 9
ПК 1.1


5
MS Access. Комплексная работа с объектами.
2
2
ОК 7
ПК 2.3

Тема 6.4.
Электронные презентации.
Практические занятия:
4





1
MS Power Point. Разработка презентации.
2
2
ОК 8, 9
ПК 1.3


2
MS Power Point. Задание эффектов и демонстрация презентации.
2
2
ОК 5, 9
ПК 1.3

Раздел 7. Автоматизированная обработка информации.
2




Тема 7.1. Структура и классификация АИС.
Содержание учебного материала:
2
1
ОК 12
ПК 2.1


1
Основные понятия и классификация автоматизированных информационных систем.






2
Структура информационных систем.






3
Виды профессиональных автоматизированных систем.





Раздел 7. Компьютерные технологии в медицине.
6




Тема 7.1. Компьютерные технологии в медицине
Содержание учебного материала:
2
1
ОК 2
ПК 1.1


1
Компьютерный анализ медицинских данных






2
Медицинские информационные системы и технологии






3
Медицинские приборно-компьютерные системы (МПКС)






4
Телекоммуникационные системы в медицине






5
Информатизация здравоохранения






Практические занятия:
4





1
Поиск информации в глобальной сети Интернет.
2
2
ОК 3, 5
ПК 1.1


2
Электронная почта.
2
2
ОК 12
ПК 2.3

Дифференцированный зачет
2




Самостоятельная работа обучающихся:
39




1. Подготовка сообщений по темам «Информационное моделирование как метод познания», «Основные методы и средства компьютерных технологий», «Средства и технологии обработки текстовой информации. Текстовые редакторы, текстовые процессоры», «Информационно – поисковые системы», «Компьютерные коммуникационные системы ЛПУ Нижнего Новгорода и Нижегородской области», «Медицинские системы и технологии», «Вирусы и защита от них».
2. Работа с учебником по темам «Кодирование и измерение информации», «Технические средства информационных технологий», «Классификация программного обеспечения», «Операционная система Windows», «Компьютерные сети», «Глобальная сеть Интернет», «Основы информационной и компьютерной безопасности».
3. Оформление мультимедийных презентаций «Кодирование информации», «Антивирусная защита информации», «Файловая система организации данных», Компьютерные справочные правовые системы».
4. Составление кроссвордов по темам «Информация», «Устройство компьютера», «Программное обеспечение», «Интернет», «Компьютерные технологии в медицине».





Всего:
117




4. условия реализации программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает:
наличие учебного кабинета «Информационных технологий в профессиональной деятельности», а также библиотеки с читальным залом.

Оборудование учебного кабинета включает:
Комплект учебной мебели кабинета:
шкафы для хранения документации, учебно-наглядных пособий, раздаточного материала;
маркерная доска;
стол для преподавателя;
стул для преподавателя;
столы для студентов;
стулья для студентов.
Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
МФУ;
мультимедийный проектор.
Комплект учебно-наглядных пособий по разделу «Компьютер и информационные технологии»
Комплект учебно-методической документации:
- рабочая программа дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»;
- календарно-тематические планы дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»;
- учебно-методические комплексы (УМК) по темам дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
- УМК «Промежуточная аттестация».
Комплект средств обучения:
- электронные образовательные ресурсы:
практикумы по темам «Обработка информации средствами Microsoft Word»; «Обработка информации средствами Microsoft Excel»
- аудиовизуальные средства обучения:
презентации по разделам «Автоматизированная обработка информации», «Компьютер и информационные технологии», «Программное обеспечение информационных технологий», «Компьютерные технологии в медицине»
- наглядные плоскостные средства обучения
плакат «Компьютер и безопасность»
- демонстрационные средства обучения:
арифмометр;
магнитная лента;
интегральные схемы;
винчестер;
перфокарты;
перфоленты.
4.2. Информационное обеспечение обучения
- Основная литература:
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В.Михеева. – 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В.Михеева. – 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256с.
Михеева Е.В. Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / Е.В.Михеева, О.И.Титова. – 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352с.
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Е.В.Михеева. – 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192с.
- Дополнительная литература:
Ляхович В.Ф.Основы информатики: учебник / В.Ф.Ляхович, С.О.Комаров. –Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 713 с. – (СПО).