Методические рекомендации для преподавателей и студентов по проведению текущего и итогового контроля дисциплины «Английский язык»

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский индустриально-педагогический колледж
(ГАПОУ СО «ТИПК»)














Методические рекомендации для преподавателей и студентов
по проведению текущего и итогового контроля
дисциплины «Английский язык»



























Баранова Е.А. Методические рекомендации для преподавателей и студентов по проведению текущего и итогового контроля дисциплины «Английский язык» -Тольятти, Изд.ТИПК,2016.- 33 с.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с государственными требованиями к содержанию и оформлению научно-исследовательских работ студентов и содержат перечень рекомендаций и требований по выполнению самостоятельных работ. Разработаны для студентов и преподавателей общеобразовательных дисциплин.




































© ГАПОУ СО «ТИПК»






Содержание
стр.
Введение..4
Пояснительная записка..4
Порядок слов в предложении5
Вопросительные предложения..5
Артикль...8
Времена группы Indefinite..14
Времена группы Continuous...15
Времена группы Perfect..16
Неопределённые местоимения и их производные...18
Имя прилагательное20
Модальные глаголы и их эквиваленты..21
Задания для самостоятельной работы22
Контрольная работа № 1..25
Контрольная работа № 2..29
Источники и используемая литература..33



































Введение
Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов в помощь и при проведении текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков. Основной целью рекомендаций является активизация и углубление приобретённых и формирование новых грамматических навыков и умений. Тесты и контрольные задания включают в себя не только грамматический материал, но и лексический, который охватывает темы, предусмотренные для повторения и закрепления знаний, полученных в средней школе и усвоения знаний, полученных в период обучения на I курсе.

Пояснительная записка
При выполнении контрольных и самостоятельных работ студент должен овладеть следующими знаниями и умениями.
Грамматика: Порядок слов в английском предложении. Студент должен знать структуру построения простого предложения, прямой и обратный порядок слов в предложении. Студент должен уметь составлять предложения с прямым и обратным порядком слов.
Вопросительные предложения. Студент должен знать виды вопросительных предложений. Студент должен уметь составлять вопросительные предложения различных типов.
Артикль. Студент должен знать значение артикля в английском предложении и употребление определённого, неопределённого и «нулевого» артиклей. Студент должен уметь правильно употреблять артикль в предложении и объяснить их употребление.
Времена группы Simple, Progressive, Perfect. Студент должен знать образование и употребление видовременных форм глагола, применение вспомогательных глаголов. Студент должен уметь ориентироваться в употреблении глаголов в начальной форме в нужном времени.
Неопределённые местоимения some, any, no и их производные. Студент должен знать значение неопределённых местоимений и уметь правильно употреблять их в письменных упражнения и в устной речи.
Имена прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Студент должен знать значение имен прилагательных, на какие группы делятся прилагательные, сравнительные конструкции прилагательных. Студент должен уметь употреблять в предложении односложные, двусложные и многосложные прилагательные.
Модальные глаголы и их эквиваленты. Студент должен знать значение и употребление модальных глаголов и их эквивалентов и уметь употребить их в упражнениях.
При выполнении контрольных работ по тематике студенты должны знать лексику тем, страноведческие реалии. Уметь вести беседу по теме, высказываться по теме, выполнить устный перевод текста для быстрого ориентирования при выполнении заданий к тексту. Тематика контрольных работ приводится ниже:
Моя семья. Моя биография.
Учебное заведение.
Мой рабочий день.
Будущая специальность.
Наша страна.
Страна изучаемого языка.
Перед выполнением заданий студенты могут повторить грамматику, данную в методическом пособии.
Также в пособии даны тренировочные упражнения после каждого правила, задания для самостоятельной работы студентов и задания для контрольной работы.


4
В данных методических рекомендациях предлагаются 2 контрольные работы по 3 варианта каждая. Контрольная работа № 1 из трех вариантов рекомендована для студентов I курса, а контрольная работа № 2 также состоящая из трех вариантов может быть предложена как для студентов I курса, так и для студентов II курса в I полугодии.

Порядок слов в английском предложении.
( The word order )
Вспомним, что в английском языке каждый тип предложения имеет твёрдый порядок слов, т.е. каждый член предложения имеет своё определённое место в предложении.
Приведём схему повествовательного предложения:

подлежащее
сказуемое
дополнение
обстоятельство




образа действия
места
времени

I
met
the teacher
by chance
in the country
in summer

Я
встретил
учителя
случайно
за городом
летом


Тренировочное упражнение

1. Составьте предложения из нижеследующих слов, обращая внимание на члены предложения:

1. in, the, classroom, are, his assistant, Mr. Black, and.
2. there, any, are, on, the blackboard, figures?
3. he, many,
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Вопросительные предложения.
(The Interrogative Sentences)

В вопросительном предложении содержится запрос о какой-либо информации. В английском языке существуют несколько типов вопросительных предложений: общие вопросы, специальные вопросы, альтернативные и разделительные.


5
Схема общего вопроса:
0
Вспомогательный
глагол
1
подлежащее
2
сказуемое
3
дополнение
4
обстоятельство


Do
You
you
live
live
-
-
in Moscow.
in Moscow?


Does
She
she
likes
like
her profession.
her profession?



Do
I
I
study
study
English.
English?



Общие вопросы требуют краткого ответа. Например:

Yes, I do. No, I don’t.
Yes, she does. No, she doesn’t.

Схема специальных вопросов.
?
Вопросительное
слово
0
Вспомогательный
глагол
1
подлежащее
2
сказуемое
3
дополнение
4
обстоятельство






места
времени



You
read
books
at home
in the evening

What
do
you
read
-
at home
in the evening?

Where
do
you
read
books
-
in the evening?

When
do
you
read
books
at home?



Если вопрос относится к подлежащему или к его определению, то вопросительное слово ставится на место подлежащего.

?
0
1
2
3
4


-

-
He
Who
reads
reads
books
books
at home
at home
in the evening.
in the evening?


-

-
We
Who
Live
lives
-
-
in Moscow.
in Moscow?



-

-
The book
What
Is
is
-
-
on the table.
on the table?



Необходимо запомнить, что после слов who и what глагол ставится в 3-м лице единственного числа.

Специальные вопросы требуют полного ответа. Например:

He likes to read books in the evening.
What does he like to read in the evening? He likes to read books in the evening.
Who likes to read books in the evening? He does.



6
Схема альтернативного вопроса.
Вспомогательный
или модальный глагол
Подлежащее
Знаменательная часть сказуемого
Союз
or
Вспомогательный или модальный глагол
Подлежащее
Знаменательная часть сказуемого









Is


she
Она
laughing
смеётся
оr 6
или
( is )
( she )
(она )
crying?
Плачет?

Can
you
Вы
skate
умеете кататься на коньках
or
или
( can )
( you )
( вы )
ski?
(умеете кататься)
на лыжах?


Ответом на альтернативный вопрос служит повествовательное предложение, соответствующее одной из частей альтернативного вопроса:

« Can you skate or ski ?» - Ты умеешь кататься на коньках
или на лыжах?

« I can skate. » - Я умею кататься на коньках.

Разделительный вопрос состоит из двух частей: повествовательной и вопросительной. Если сказуемое повествовательной части выражено смысловым глаголом в форме Present или Past Indefinite, то в вопросительной части употребляется вспомогательный глагол в соответствующей форме:
You live in Moscow, don’t you? Ты живёшь с родителями, да?
Если повествовательная часть разделительного вопроса содержит утверждение, то в вопросительной части глагол, как правило, употребляется в отрицательной форме, и, наоборот, если в повествовательной части глагол-сказуемое употребляется в отрицательной форме, то в вопросительной части глагол не имеет отрицания:

He is tired, isn’t he? Он устал, не так ли?
He isn’t tired, is he? Он не устал, не так ли?

Утвердительная повествовательная часть свидетельствует о том, что говорящий ожидает утвердительного ответа, а отрицательная повествовательная часть предполагает отрицательный ответ.
Утвердительная
повествовательная часть
Отрицательная
повествовательная часть
Утвердительный ответ


“ Jack works hard.
- Джек много работает,

doesn’t he?”
не так ли?

“ Yes, he does.”
- Да.





Отрицательная повествовательная часть
Утвердительная вопросительная часть
Отрицательный ответ


“ Jack doesn’t work hard,
- Джек не работает много,

does he?”
не так ли? 7

“ No, he doesn’t.”
- Нет


Возможен, однако, и ответ, которого говорящий не ожидает:

“ Jack doesn’t work hard, does he?” - Джек не работает много, не так ли?
“ But he does.” - Но он работает.

В русском языке таких предложений нет, и на русский язык присоединённая вопросительная часть может переводиться различными способами: не правда ли?, не так ли?, да?, верно ведь?

Тренировочные упражнения

1. Определите тип вопросительных предложений.

1. Do you work at a factory? 2. Are you a student? 3. Where do you live?
4. How many brothers have you? 5. Does he like fishing?. 6. What is his
hobby? 7. Do you play the guitar?

2. Составьте к предложениям следующие типы вопросов: а) общий вопрос; б) вопрос к подлежащему: в) вопросы ко всем членам предложения.

1. My mother works at a hospital. 2. I go to the technical school. 3. We have grandparents. 4. He is a worker. 5. My sister combines her work and her studies.

Артикль ( The Article ).

Общие сведения.
Артикль служит определителем существительного, он передаёт значение определённости и неопределённости в существительном и при этом собственного, отдельного вещественного значения не имеет.
В английском языке используются два артикля:
1. определённый ( the Definite Article ) the и
2. неопределённый ( the Indefinite Article ) a ( an ). В предложении артикль не является ударным элементом.
Определённый артикль the перед словом, начинающимся с согласной, произносится как [ р
· ], а перед словом, начинающимся с гласной буквы,- как [ р
· ]. Например: the book [ р
·
· buk ] книга, the author [ р
·
·
·:
· ‰ ] автор.
Неопределённый артикль a перед словами, начинающимися с согласной буквы, произносится как звук [ ‰ ] – a man [ ‰
· m ж n ] человек.
Перед словами, начинающимися с гласной буквы, неопределённый артикль приобретает форму an и произносится как [ ‰ n ]: an answer [ ‰ n
· a: n s ‰ ] ответ.
Употребляемый в современном английском языке артикль имеет исторические корни. Определённый артикль произошел из древнеанглийского указательного местоимения sл ( that тот) и в некоторых
случаях сохраняет это указательное значение. Например:
This is the sort of thing I like. Это то, что я люблю.
Неопределённый артикль произошел из древнеанглийского числительного an ( one один). Это значение числительного он сохраняет и сегодня в таких, например, предложениях, как:
Just a minute! Одну минуту!

8
Неопределённый артикль может сочетаться только с существительными в единственном числе.

Хотя артикль и не переводится на русский язык, он влияет на порядок слов при переводе. Например:
A man came into the room. В комнату вошел человек.
The man came into the room. Человек вошел в комнату.
Отсутствие артикля, или « нулевой » артикль ( the Zero Article ), перед существительными также является значимым. Например:
Man is mortal. Человек смертен. ( = Все люди смертны.)
( Man в значении все люди, люди вообще употребляется без артикля.)

Употребление определённого артикля с именами существительными нарицательными.
Определенный артикль употребляется с нарицательными существительными, стоящими как в единственном числе , так и во множественном числе, в следующих случаях:
1. Когда из ситуации или контекста ясно, какое именно лицо или предмет имеется в виду:
If you happen to be in the centre, Если будешь в центре, зайди в один
drop in at one of the big stores. из больших магазинов.
( Существительное centre употреблено с определенным артиклем, так как в городе может быть только один центр.)
2. Когда существительное, называющее лицо или предмет, имеет при себе определение, выделяющее это лицо или предмет из ряда им подобных.
This is the house that Jack built. Вот дом, который построил Джек.
3. Когда ситуация показывает, какое лицо или предмет выделяется.
Учитель прочитал ученикам рассказ и задал вопрос:
Have you understood the story? Вы поняли рассказ?
4. Когда существительное обозначает предмет, единственный в своем роде или в определенной ситуации.
The Moon moves round the Earth. Луна вращается вокруг Земли.
5. Когда существительное, обозначающее лицо или предмет, обобщает весь класс подобных лиц ( предметов ). В этом значении существительное употребляется в единственном числе.

The elephant is found in Asia and in Africa. - Слоны обитают в Азии и Африке.

6. Определённый артикль входит в ряд устойчивых сочетаний, например:

the other day на днях ( по отношению к прошлому)
the day after tomorrow послезавтра
the day before yesterday позавчера
in the morning утром
in the afternoon днём
in the evening вечером
in the plural во множественном числе
in the singular в единственном числе
in the past в прошлом
in the present в настоящем
on the whole в целом
on the one handon the other hand с одной стороныс другой стороны
out of the question исключено, невозможно
just the same то же самое

9
by the by
by the way между прочим
to play the piano ( guitar) играть на рояле ( гитаре)
What is the time? Который час?
to tell the time сказать, который час
to tell the truth сказать правду
to go to the cinema (theatre ) пойти в кино ( театр )

Употребление определённого артикля с именами собственными

Как общее правило, имена существительные собственные употребляются без артикля. Некоторые имена собственные употребляются с определённым артиклем:

1. Географические названия: The North Pole Северный полюс
2. Названия рек: the Thames [t e m z] Темза
и названия озёр, если они употребляются без слова lake: The Ontario Онтарио
Но: Lake Ontario озеро Онтарио.
3. Названия морей и океанов: The Black Sea Черное море
4. Названия горных цепей: The Urals [
· j u
· r
· l z ] Урал
5. Названия пустынь: The Sahara [ s
·
· h a: r
· ] Сахара
6. Названия каналов: The Panama Canal [
· p ж n
·
· m a: k
·
· n ж l ] Панамский канал
7.Названия некоторых государств и республик:
The United Kingdom Объединённое Королевство
8. Названия большинства газет: The Morning Star “ Морнинг Стар”
9. Фамилии (в форме множественного числа ), называющие всю семью в целом: the Browns Брауны
Употребление неопределённого артикля.
Неопределённый артикль ставится перед нарицательными существительными ( преимущественно исчисляемыми ) в единственном числе. С существительными во множественном числе неопределённый артикль не употребляется. В предложении перед существительными во множественном числе неопределённый артикль либо отсутствует
( « нулевой артикль» ), либо его заменяют неопределённые местоимения some и any. Например:
This is a lamp. Это лампа.
There are some lamps on the desk.. На столе лампы.
Is there a lamp on the table? На столе есть лампа?
Are there any lamps on the table? На столе есть лампы?

Неопределённый артикль употребляется в следующих значениях:
классифицирующем, обобщающем и числовом.

1. Классифицирующее значение. Наличие неопределённого артикля перед нарицательными существительными показывает, что данный предмет ( лицо, животное ) является представителем класса ему подобных, аналогичных предметов ( лиц, животных ). Например:
Have you a sister or a brother? У тебя есть сестра или брат?
Неопределённый артикль в классифицирующем значении может употребляться с существительными без определения и с имеющими определение. Определение может стоять либо перед существительным, либо после него, если оно не имеет выделительного значения, а носит описательный характер. Например:
10

This young man is a journalist. Этот молодой человек – журналист.
This young man is a talented Этот молодой человек- талантливый
Russian journalist. русский журналист.
This young man is a talented Этот молодой человек – талантливый
Russian journalist whose ar- русский журналист, чьи статьи
ticles can be found in many можно найти во многих журналах.
magazines.

( Все определения к слову a journalist носят описательный характер и называют отличительные признаки, которые могут принадлежать как ему, так и другим подобным лицам.) Чаще определение, следующее за определяемым существительным,

Имеет выделяющее значение и обозначает предмет (лицо), отличный от класса ему подобных. Например:
This young man is the journalist whose article you read last night.
Этот молодой человек – журналист, чью статью вы вчера прочитали.
(В этом предложении существительное the journalist выделяется из класса ему подобных (whose article you read ), так как обладает признаком, присущим только этому лицу.)

2. Обобщающее значение. Существительное с неопределённым артиклем в этом значении обозначает любой, всякий предмет ( лицо, животное ) этого класса предметов ( лиц, животных ).
A cow gives milk. Корова ( всякая ) даёт молоко.
Существительное во множественном числе в обобщающем значении употребляется без артикля.
Cows give milk. Коровы дают молоко.
3. Числовое значение. Неопределённый артикль может употребляться в значении один. В этом случае неопределённый артикль сохраняет своё историческое значение, так как он произошел от древнеанглийского числительного an (one один ).
In a day or two через день или два

Исчисляемые существительные (абстрактные и вещественные ), употреблённые с неопределённым артиклем в числовом значении, становятся исчисляемыми, конкретными.

Неисчисляемое существительное
Исчисляемое существительное
Примеры


Ice – cream мороженое

An ice-cream порция
мороженого

Give me an ice-cream, please. Дайте мне,
пожалуйста, порцию мороженого.

Tea - чай
A tea – чашка чаю
I ordered a tea. Я заказал чашку чая.

Примечание.
Неопределённый артикль в сочетании с порядковыми числительными означает ещё один.
She gave me a second cup of tea. Она дала мне ещё одну (вторую) чашку чая.
4. Неопределённый артикль входит в ряд устойчивых сочетаний, например:

a few несколько
a little немного
a lot of много
a great deal of много
as a result в результате
11
as a rule как правило
for a while на некоторое время
in a low (loud) voice тихим (громким) голосом
to be at a loss быть в растерянности
(to be) in a hurry в спешке (спешить)
to go for a walk идти гулять
to have a good time хорошо провести время
to tell a lie солгать
It is a pity. Жаль.
It is a pleasure. С удовольствием.
It is a shame!
What a shame! Как не стыдно! Какой позор!

Употребление « нулевого» артикля

В современном английском языке артикль отсутствует с следующих случаях:

1. Перед исчисляемыми существительными во множественном числе, когда то же существительное, стоящее в единственном числе, было бы употреблено с неопределённым артиклем:
We are pupils. Мы ученики.
Horses are domestic animals. Лошади-домашние животные.

Те исчисляемые существительные, которые в единственном числе употребляются с определённым артиклем ( обобщающее значение ) или неопределённым артиклем ( классифицирующее значение ), во множественном числе артикля не имеют. Например:
She is a pianist. Она пианистка.
They are pianists. Они пианисты.
Примечание.
Перед исчисляемыми существительными во множественном числе ( если важно подчеркнуть значение их количества) вместо « нулевого» артикля ставится неопределённое местоимение ( some, any ) или количественное числительное, например:
I have three apples. У меня есть три яблока.
There are some apples on the plate. На тарелке есть яблоки.

2. Перед неисчисляемыми существительными ( названия веществ и абстрактные понятия ), употреблёнными в общем смысле.
I like milk. Я люблю молоко.
The socks are made of thick grey wool. Носки связаны из толстой
серой шерсти.

3. Перед именами собственными, как правило, артикль не употребляется.
( см. Употребление определённого артикля с именами собственными.)
Washington is the capital of the USA. Вашингтон – столица США.

4. Перед существительными, употребляемыми в предложении в значении обращения.
How is the world, good friend? Как дела, приятель (дорогой друг)?

5. Перед существительными, обозначающими названия времён года и приёмов пищи.
Summer is my favourite season. Моё любимое время года – лето.
12

We have breakfast and supper at home, but we do not have dinner at home.
Дома мы завтракаем и ужинаем, но не обедаем.
6. Перед существительными, обозначающими общественные учреждения, такие, как: school школа , hospital больница, prison тюрьма и др.
I started school when I was seven. Я пошел в школу, когда мне было семь лет.
Примечание.
Если существительное обозначает здание, в котором находится соответствующее учреждение, артикль употребляется по общим правилам.
A new school will be built next year. Новая школа будет построена в следующем году.
The school was at the bottom of Школа стояла в конце улицы.
the street.
7. Перед существительными, называющими звания и титулы конкретного лица, артикль не употребляется.
Mr. West. мистер Уэст
Dr. Brown доктор Браун
8. В ряде устойчивых словосочетаний артикль отсутствует:
At breakfast (dinner, lunch supper), за завтраком (обедом, ленчем, ужином)
at first сначала, сперва
at first sight с первого взгляда
at home дома
at peace в состоянии мира
at war в состоянии войны
at school в школе (на занятиях )
at table за столом
by chance случайно
by heart наизусть
by name по имени
by mistake по ошибке
by means of посредством
in time вовремя
to ask permission просить разрешения
to be in bed лежать в постели, болеть
to go by tram ( bus, train ) ехать трамваем (автобусом, поездом)
to go by water ( air, sea, land ) передвигаться водным (воздушным, морским, сухопутным) путём
to go to school ходить в школу
to go to town поехать в город
to tell lies говорить неправду

Тренировочные упражнения

I. Перепишите предложения, вставляя неопределённый артикль там, где нужно.
1. In the shop you can see coats, suits, shoes and other things. 2. There are fifty-two weeks in year. 3. Will you give me kilo and half of sweets. 4. What nice lake that is! 5. He can spend month or two at the seaside. 6. Take shopping-bag for the things you must buy.

II. Вставьте артикли a, an, the , где необходимо.
1. Yesterday I saw new film, but film wasn’t very interesting. 2. London is situated on Thames. 3. Yuri Gagarin was first man to fly over Eart
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·. Выполните тест, выбрав единственно правильный ответ.

A the C an
B a D -
1. Pushkin is outstanding Russian poet.
2. Can you play
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Времена
+
?
-

PRESENT
Always, usually, often, never,
Seldom
Употребляется:
Констатировать общеизвестный факт, постоянные и регулярно повторяющиеся действия, действия происходят последовательно, постоянно и часто.
Все лица ед. и мн. числа, кроме 3 л. ед.ч. инфинитив глагола без частицы to.

They get up at 7 o’clock in the morning.
В 3 л. ед.ч. к глаголу добавляем окончание – s (-es)
She gets up at 7 o’clock in the morning.
При помощи вспомогательного глагола to do ( без частицы to), в 3 л..ед.ч. does

Do they get up at 7 o’clock in the morning? Yes, they do.
No. they do not.(don’t)

Does she get up at 7 o’clock in the morning? Yes, she does.
No. she does not (doesn’t).
При помощи вспомогательного глагола to do
( без частицы to), в 3 л .
ед.ч. does + not
They do not (don’t) get up at 7 o’clock in the morning.



She does not (doesn’t) get up at 7 o’clock in the morning.


PAST
Yesterday, ago, last
Действия, происходившие в прошлом и не связанные с настоящим,
когда указано определённое время в прошлом,
законченные действия в прошлом
При помощи второй формы глагола. К правильным глаголам присоединяется окончание – ed ;
неправильные глаголы вы сможете найти в соответствующей таблице
They got up at 7 o’clock yesterday.

It rained two days ago.
При помощи вспомогательного глагола
to do ( did), который ставится перед подлежащим, а смысловой глагол переходит в начальную форму.
Did they get up at 7 o’clock yesterday? Yes, they did.
No, they did not ( didn’t).
Did it rain two days ago?
Yes. it did. No, it did not (didn’t)
При помощи глагола
Did + not , смысловой глагол переходит в начальную форму




They did not get up at 7 o’clock yesterday.

It didn’t rain two days ago.

FUTURE
Tomorrow, next
Действия, которые будут происходить в будущем.
При помощи вспомогательных глаголов shall для 1 л. ед. и мн.ч. и will для остальных лиц.
We shall go to the theatre tomorrow evening.


You will pass the exam next week .

Вспомогательный глагол ставится перед подлежащим.


Shall we go to the theatre tomorrow evening? Yes, we shall. No, we shall not (shan’t)
Will you pass the exam next week ? Yes, you will.
No, you will not (won’t)
При помощи вспомогательных глаголов shall , will + not


We shall not go to the theatre tomorrow evening.


You will not pass the exam next week.
Shall not ( shan’t )
Will not ( won’t)


CONTINUOUS (Progressive)

PRESENT
Now, at the moment
Действие длится в данный момент речи,
Действие происходит в определенный момент в прошлом,
Действие, которое является постоянной привычкой.
При помощи вспомогательного глагола to be в Present Indefinite и причастия настоящего времени
( Participle I )
To be – am, is, are + Ving
(am, is, are + reading)

I am writing a letter now.

He is watching TV at this moment.

They are reading a book now.

Вспомогательный глагол ставится перед подлежащим





Am I writing a letter now?
Yes, I am. No, I am not.
Is he watching TV at this moment? Yes, he is. No, he is not.(isn’t).
Are they reading a book now?
Yes, they are. No, they are not ( aren’t).

Частица not ставится между вспомогательным глаголом и смысловым глаголом.





I am not writing a letter now.
He is not watching TV at this moment.

They are not reading a book now.

PAST
All day ( night ) long, all the time,
The whole evening (morning, afternoon), from five to six.
Действие происходит в определённый момент в прош-лом с точным указанием вре-мени, Другим действием, выраженным глаголом, стоя-щим в простом прошедшем времени в придаточном предложении времени.
При помощи вспомогательного глагола to be в Past Indefinite и причастия настоящего времени (Participle I ).
To be – was,were + Ving.

He was going home at 5 o’clock yesterday.


We were cleaning the room , when they came.
Вспомогательный глагол ставится перед подлежащим.





Was he going home at 5 o’clock yesterday? Yes, he was. No, he was not
( wasn’t).
Were we cleaning the room, when they came? Yes, we were. No, we were not.
Частица not ставится между вспомогательным глаголом и смысловым глаголом.





He wasn’t going home at 5 o’clock yesterday.


We were not cleaning the room, when they came.






FUTURE
Действие, которое будет протекать в какой-то период времени в будущем, после момента речи
При помощи вспомогательного глагола to be в Future Indefiniteи причастия настоящего времени
( Participle I ).
Shall be, will be + Ving.
We shall be watching the football match this time tomorrow.

He will be waiting for you at 5 o’clock in the evening tomorrow.
Вспомогательный глагол будущего времени shall или will выносится перед подлежащим.



Shall we be watching the football match this time tomorrow? Yes, we shall. No, we shall not ( shan’t).
Will he be waiting for you at 5 o’clock in the evening tomorrow? Yes, he will. No, he will not ( won’t ).
Частица not ставится после вспомогательного глагола shall или will
Shall not-shan’t.



We shall not be watching the football match this time tomorrow.

He will not be waiting for you at 5 o’clock in the evening tomorrow.
Will not – won’t


PERFECT

PRESENT
Just, already, yet.
Заинтересованы в результате, а не в факте или во времени совершенного действия. Здесь точное указание времени не нужно. Сказуемое переводится глаголом совершенного вида.
При помощи вспомогательного глагола to have в Present Indefinite ( has для 3 л. ед ч.) и причастия прошедшего времени (Participle II )

They have already read this book.

She has just cleaned the room.
Вспомогательный глагол have/ has ставится перед подлежащим.





Have they read this book?
Yes, they have. No, they have not.(haven’t).
Has she cleaned the room?
Yes, she has. No, she has not (hasn’t).

Частица not ставится после вспомогательного глагола have/ has.





They haven’t read this book yet.


She hasn’t yet cleaned the room.

PAST
Действие, которое совершилось перед другим действием в прошлом или определённым моментом в прошлом.
При помощи вспомогательного глагола
to have в Past indefinite
(had) и причастия прошедшего времени
Participle II.

I had finished my work by Saturday.

He had already left, when we arrived.
Вспомогательный глагол had ставится перед подлежащим.





Had I finished my work by Saturday? Yes, I had. No, I had not ( hadn’t).
Had he left, when we arrived?
Yes, he had. No, he hadn’t
Частица not ставится после вспомогательного глагола had.






I hadn’t finished my work by Saturday.

He hadn’t left, when we arrived.



FUTURE
Действие, которое будет закончено к определенному моменту в будущем.
При помощи вспомогательного глагола to have в Future indefinite

Shall have / will have и причастия прошедшего времени ( Participle II )
I shall have finished the report by tonight.
He will have come back home by 3 o’clock.
Вспомогательный глагол shall / will ставится перед подлежащим.


Shall I have finished the report by tonight?
Yes, I shall. No, I shan’t.
Will he have come back home by 3 o’clock?
Yes, he will. No, he won’t
Частица not ставится после вспомогательного глагола shall / will


I shan’t have finished the report by tonight.

He won’t have come back home by 3 o’clock.




Таблица неправильных глаголов

II форма - PAST INDEFINITE (-ed)

III форма – времена группы PERFECT

Например: I II
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Тренировочные упражнения

1. Перепишите предложения, употребляя глаголы, данные в скобках, в нужной форме.

1. She didn’t her daughter to the concert. ( to take )
2. Brazil good coffee. (to produce )
3. I this film. ( see, just )
4. T
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Выполните тест, выбрав единственно правильный ответ.
1. She didn’t her daughter to the concert.
a) to take; b) took; c) take
2. Brazil good coffee.
a) to produce; b) produces; c) produced
3. I
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Неопределённые местоимения и их производные

Местоимение some (какой-то, какой-нибудь, некоторый, несколько, немного ) употребляется :

1. В утвердительных предложениях:
There are some books on the table.- На столе несколько книг.
2. В побудительных предложениях:
Pass me some bread, please. – Передай мне, пожалуйста хлеб.
3. В специальных вопросительных предложениях:
Who has some good paper? – У кого есть хорошая бумага?

Местоимение any ( какой-нибудь, несколько, немного, любой ) употребляется:

1. В общих вопросах.
Have you any salt? - У тебя есть соль?
2. В отрицательных предложениях.
No, I haven’t any. – Нет.
3. В условных предложениях.
18

If you have any suggestions, we’ll be glad to hear them.
Если у вас есть какие-нибудь предложения, мы будем рады их услышать.
В утвердительных предложениях, реже в вопросительных, any употребляется со значением любой.
Any task is easy for him. – Любая задача для него легка.
Местоимения, производные от some , any и no
Производные неопределённые местоимения образуются посредством присоединения к местоимениям some и any компонентов – thing, - body, -one.

Неопределённые
местоимения
Производные местоимения
Употребление


- thing
-body
-one



some

something
что-то,
что-нибудь

somebody
кто-то,
кто-нибудь

someone
кто-то
В утвердительных
предложениях


any

anything
что-нибудь

anybody
кто-то,
кто-нибудь

anyone
кто-то,
кто-нибудь
В вопросительных
предложениях


no

nothing
ничто

nobody
никто
no one
никто
В отрицательных
предложениях



Подобно some и any, местоимения somebody, someone и something
употребляются в утвердительных предложениях, а anybody, anyone и anything – в отрицательных предложениях, общих вопросах и условных предложениях.

Тренировочное упражнение

1. Перепишите предложения, вставив some, any, no или их производные

1. He is reading very interesting in this magazine. 2. All are present. is absent. 3. Is there chalk in the box
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Заполните пропуски неопределёнными местоимениями some, any, every, no или их производными.
1. You must ask to help you in this work. 2. Have you heard about our plan? 3. There are new words in this lesson. 4. Are there tickets for this perfor
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Имя прилагательное
(The Adjective)

Степени сравнения прилагательных
(Degrees of Comparison)

По своему значению прилагательные делятся на качественные и относительные.
Качественные прилагательные обозначают такие признаки ( качества) предмета, которые отличают один предмет от другого по форме, по размеру, по свойству, по цвету, по вкусу, по весу и т.д. Эти качества могут быть присущи предмету в большей или меньшей степени, поэтому качественные прилагательные имеют формы степеней сравнения.
Относительные прилагательные передают такие признаки предмета, которые не могут быть в предмете в большей или меньшей степени. Обычно они обозначают материал, из которого сделан предмет, место действия, область знаний, эпоху и т.д.
Относительные имена прилагательные не имеют степеней сравнения и не сочетаются с наречием very очень.

Качественные прилагательные имеют следующие степени сравнения:
положительную (которая является основной формой прилагательного), сравнительную, превосходную.
Существуют три способа образования степеней сравнения английских прилагательных:
1. при помощи прибавления суффиксов –er и -est к основной форме;
2. за счет употребления слов more и most перед основной формой;
3. путём образования степеней сравнения от разных корней.
Односложные прилагательные образуют форму сравнительной степени при помощи суффикса –er , а форму превосходной степени при помощи суффикса -est, которые прибавляются к основной форме.
Large-larger- (the) largest Hot - hotter –(the) hottest
Некоторые двусложные прилагательные: а) имеющие ударение на втором слоге и б) оканчивающиеся на –y,-ow, -er, -le, образуют степени сравнения этим же способом.
Polite - politer –(the) politest Funny – funnier – (the_ funniest
Narrow – narrower – (the) narrowest Able – abler – (the) ablest
Большинство двусложных прилагательных, а также прилагательные, состоящие из трех или более слогов, образуют сравнительную степень при помощи слова more- более, а превосходную – most- наиболее.
Эти слова ставятся перед прилагательным в форме положительной степени.
Interesting – more interesting – (the) most interesting
Прилагательные good, bad, much, many, little образуют степени сравнения от разных корней.
Good – better – (the) best Bad – worse – ( the) worst
Much, many – more – (the) most Little - less – ( the) least

Сравнительные конструкции с прилагательными

1. Если при сравнении предметов (явлений ) один предмет уподобляется другому, то в таком предложении используется союз asas такойкак, а прилагательное стоит в положительной степени. Например:
He is as brave as a lion. Он храбр, как лев.


20
2. Если сравниваемые предметы обладают одним и тем же признаком в разной степени, то в предложении употребляются либо союз than чем и прилагательное в сравнительной степени, либо союз not soas не такой, как и прилагательное в положительной степени.
She is prettier than her sister. Она более хорошенькая, чем её сестра.
Her sister is not so pretty as she is. Её сестра не такая хорошенькая, как она.

Тренировочные упражнения.

I. Раскройте скобки и поставьте прилагательное в соответствующей степени сравнения.

1. London is one of the (large) seaports in Europe. 2. Modern London is (big) than London of the past centuries. 3. This hat is the (good) we have in the shop. 4. This text is (much) difficult. 5. He reads (good) now. 6. The (much) he works the (good) are the results.

II. Перепишите предложения, употребив сравнительные конструкции asas, not soas.
1. Mike is tall Pete. 2. Is Russian difficultEnglish? 3. New York is oldLondon. 4. The problem was complicated I first thought.
5. This book is interesting I read last week. 6. The weather in October was sunny in September
Модальные глаголы. ( Modal Verbs )

1. Can - мочь ( иметь физическую возможность ), уметь.
He can read. Can he read? He cannot read.
Yes, he can.
No, he cannot (can’t).
Запомните: cannot = can’t.

2. May - мочь ( иметь право, разрешение ); выражает предположение.
She may read. May she read? She may not read.
Yes, she may.
No, she may not (mayn’t ).
Запомните: may not = mayn’t

3. Must обозначает обязанность, долженствование.
He must read. Must he read? He must not read.
Yes, he must.
No, he must not (mustn’t)
No, he needn’t.
Запомните: must not = mustn’t
need not = needn’t

ЗАПОМНИТЕ: 1. Модальные глаголы в инфинитиве не имеют частицы to
2. Не имеют окончания - s в 3-м лице единственного числа.
3. После модальных глаголов инфинитив основного глагола употребляется без частицы to
4. Для образования вопросительной и отрицательной форм не требуется вспомогательный глагол.
5. Отрицание not пишется с глаголом can слитно: сannot
21
Модальные глаголы и их эквиваленты
Вы уже знаете основные модальные глаголы can, may и must в настоящем времени ( Present Indefinite Tense ).
Рассмотрим эти глаголы и их эквиваленты в других временах.

Can = to be able (to)


Модальный глагол и его эквивалент

Present Indefinite Tense

Past Indefinite Tense

Future Indefinite Tense (shall, will)

Can =
to be able (to)
I can read.
I am able to read.
I could read.
I was able to read.
----
I shall be able to read


May = to be allowed (to)

May =to be allowed (to)
I may do this.
I am allowed to do this.
I might do this.
I was allowed to do this.
----
I shall be allowed to do this.

To have (to)
Must = to be (to)

Must =
to have (to)
to be (to)
I must go there.
I have to go there.
I am to go there.
----
I had to go there.
I was to go there.
----
I shall have to go there.
I shall be to go there


Тренировочные упражнения

1. Напишите данные предложения во всех временах, используя модальные глаголы и их эквиваленты.
1. He can speak English well. 2. You may take this box. 3. We must translate this text.

2. Заполните пропуски модальными глаголами can, may, must.
1. Betty asked: “ I open the window?” 2. Nina is ill. She stay in bed. 3. Mary is free tonight. She go to the dance. 4. Mark is a good student. He speak English well. 5. There is no ink in my pen. I write with a pencil? 6. Who translate this sentence? 7. They learn the new words regularly.
Задания для самостоятельной работы.
I
1. Из нижеследующих слов образуйте предложения. Помните об образовании английского предложения.
1. like – sing - we – to – songs.
2. he – working – not – is – the – factory – at.
3. English – you – did – books – read?
4. I – French – do – know – not.
5. they – these – allowed – take – are- books – to.
6. am – to – I – read – going.

II
1. Выполните задания по теме « Вопросительные предложения».
1. Какие типы вопросов вы знаете?
2. Какие вопросы называются общими, а какие специальными?
3. Назовите (напишите) известные вам вопросительные слова.
22

4. Если задаётся вопрос к подлежащему, что следует за словами who или
what? Употребляется ли в данном случае вспомогательный глагол?
5. В каком лице и числе ставится глагол после who или what?

2. Напишите по одному вопросу к каждому предложению, начиная их словами, данными в скобках.
1. They work on a farm. ( Where )
2. The children play in the park, not in the square. ( Do or )
3. He has a glass of milk for supper every day. ( Do )
4. Boris took his place at the dinner table. ( Who)
5. The teacher gave us Exercise 21. ( What exercise )
6. We shall meet at the cafe at 5 o’clock. ( When )

III
1. Ответьте на вопросы по теме « Артикль».
1. Сколько артиклей существует в английском языке?
2. Назовите артикли в английском языке.
3. Какой артикль употребляется с именами существительными нарицательными?
4. Какой артикль и в каких случаях употребляется с именами существительными собственными?
5. Употребляется ли по общему правилу артикль с именами существительными собственными?
6. Назовите (напишите) устойчивые сочетания с каждым артиклем.

2. Перепишите предложения, вставив вместо пропусков нужный артикль.
1. town library is in centre of town. 2. On right there was small door. 3. room had very low ceiling and glass doors. 4. I looked at title of book of poems the librarian gave me. 5. Where can I find books written by greatest writers and poets.

IV
1. Ответьте на вопросы по теме « Временные формы глагола»
1.Как переводится на русский язык Present Indefinite Tense?
2.По каким признакам можно определить в предложении глагол – сказуемое в Present Indefinite Tense?
3. Какой требуется вспомогательный глагол для образования вопросительной формы Present Indefinite Tense?
4. Переводятся ли вспомогательные глаголы на русский язык?
5. Когда употребляется Past Indefinite Tense?
6. На сколько групп делятся все глаголы по способу образования Past Indefinite? Как называются эти группы?
7. Дайте формулу образования Past Indefinite правильных глаголов.
Как образуется Past Indefinite неправильных глаголов.
8. Когда употребляется Future Indefinite Tense?
9. Дайте формулу образования утвердительной формы Future Indefinite Tense во всех лицах и числах.
10. В каком времени берётся вспомогательный глагол to be в Present
Continuous Tense? Напишите формы глагола во всех временах группы Continuous.
11. Как переводится на русский язык Past Continuous Tense? Когда употребляется это время?
12. Дайте формулу образования Past и Future Continuous tense.
23

13. Напишите формы глагола to be в Future Continuous Tense.
14. Как узнать глаголы в Past и Future Continuous Tense?
15. Как переводятся на русский язык: Present Perfect, Past Perfect, Future Perfect Tenses?
16. Дайте формулу образования этих времён.
17. Как узнать в тексте глаголы, стоящие во временах группы Perfect?
18. На 2, 3, 10, 12, 13, 16, 17 пункты вопроса дайте свои примеры.

2. Укажите номера английских предложений, содержащих правильный перевод русских.
А) Я хожу в техникум.
1. I am going to the technical school. 2. I went to the technical school.
3. I go to the technical school. 4. I shall go to the technical school.

Б) Вы ходили в библиотеку?
1. Did you go to the library? 2. Do you go to the library? 3. Will you go to the library? 4. Have you gone to the library?

В) Вечером он будет работать.
1. He is working now. 2. He works in the evening. 3. He worked in the evening. 4. He will work in the evening.

3. Укажите номера предложений, глаголы – сказуемые которых стоят во временах группы Continuous. Уточните время глагола. Например:
1. I am reading now. 2. I like to read. 3 He was playing football.
1 – Present Continuous; 3 – Past Continuous

1. I shall go to the cinema tomorrow. 2. We shall be playing. 3. I go to school every day. 4. I am sitting at the table. 5. Were they present at the lesson? 6. They
were not writing their control work from 3 to 4.

4. Дайте краткие утвердительные и отрицательные ответы на следующие вопросы.
1. Will they have written the text by 5 o’clock?
2. Had he written his letter before you came?
3. Have you ever been to London?

V
1. Ответьте на вопросы по теме « Неопределённые местоимения и их производные»
1. В каких предложениях употребляются местоимения some, any, no?
2. Как переводится слово any в утвердительных предложениях?
3. В каких предложениях употребляется no?
4. Назовите производные этих местоимений.
5. Напишите вопросительные и отрицательные предложения с местоимением any и его производными.
6. В каких вопросительных предложениях употребляется местоимение some?
2. Выберите нужное местоимение или его производные из данных в скобках.
1. Do you learn (some, any) foreign languages? 2. I didn’t get ( some, any) letters yesterday. 3. There are (some, any) books on the table. 4. We’ll discuss (some, any) problems at the conference. 5. You can get this newspaper at (some, any) book-stand. 6. There isn’t (some, any) water in the well. 7. Can you hear (something, anything)? 8. I have never seen him and I know (anything, nothing) about him. 9. If (somebody, anybody) comes to see me ask him to wait for me.
24
10. ( somebody, anybody) wants to see you. 12. Why didn’t you ask (somebody, anybody) to help you?

VI
1. Ответьте на вопросы по теме « Имена прилагательные и степени сравнения прилагательных»
1. На сколько групп делятся прилагательные по способу образования степеней сравнения?
2. На какие группы делятся прилагательные по своему значению?
3. Какие прилагательные имеют степени сравнения?
4. Как образуют степени сравнения односложные прилагательные?
5. Какие двусложные прилагательные образуют степени сравнения также как и односложные?
6. Дайте формулу образования степеней сравнения многосложных прилагательных.
7. Какие прилагательные образуют степени сравнения от разных корней?
8. Образуйте степени сравнения следующих прилагательных:
Ripe, remote, simple, beautiful, wet, modern, dirty, little, much.

2. Выберите нужное прилагательное из данных в скобках.
1. What is the name of the ( big) port in the United States?
2. The Moscow underground is the (good) in the world. 3. The rivers in America are much (big) than those in England. 4. I know the English Channel is (wide) than the Thames. 5. Her eyes are (dark) than Helen’s. 6. Which is the ( beautiful) place that you know in our country?
VII
1. Ответьте на вопросы по теме « Модальные глаголы и их эквиваленты»
1. Назовите модальные глаголы в настоящем времени.
2. Укажите смысловую разницу между глаголами may и can.
3. В какой форме ставится смысловой глагол после модальных глаголов?
4. Какой модальный глагол обозначает долженствование?
5. Напишите эквиваленты модальных глаголов can, may must?
6. Какой модальный глагол не имеет прошедшего времени?
7. Напишите предложения с эквивалентами модальных глаголов в
Present, Past, Future Indefinite.
2.Какой модальный глагол или его эквивалент вы бы употребили при переводе следующих предложений. Глагол выпишите и укажите правильную форму.
Например Я могу плавать. – могу - can ( Present Indefinite)
1. Я могу сделать (составить) карту. 2. Вы можете взять эту книгу. 3. Мы
должны написать ему письмо. 4. Вы должны были начать работу в 9 часов. 5. Он смог вас встретить? – Нет, он не смог нас встретить. 6. Кто может перевести это предложение? 7. Вам пришлось остаться дома, потому что была плохая погода? 8. Они не могут купить сейчас машину, но они смогут купить её через три месяца. 9. Сегодня утром он должен встать рано, но он не должен будет вставать так рано завтра. 10. Ей разрешили взять эти книги.


Контрольная работа № 1

Вариант I

1. Переведите текст и ответьте на вопросы.

About myself and my family

25

My name is Masha. I am 14. I am in the 9th form. I live in Moscow. I learn many interesting subjects at school. They are: English, Russian, History, Music and others. I am fond of English. I like reading English books, and learn easy poems and songs. My hobby is swimming. I go to the small swimming – pool twice a week. I have got many friends. We play different games together.
Now I want to tell you about my family. Our family is not large. It consists of four members. They are: my mother, my father, my sister and I. My mother’s name is Anna Petrovna. She is 40. She is a doctor. She is a skilled doctor. Anna Petrovna is a very nice woman.
My father’s name is Boris Ivanovich. He is 42. He is a worker. Boris Ivanovich likes his work very much. My sister’s name is Tanya. She is 15. She is a pupil. Tanya is in the 10th form. She studies well and has many friends. My sister is fond of music, and she plays the piano.
In the evening all the members of our family like to watch TV. Sometimes we go to the theatre or to the concert. When the weather is fine, we like to go for a walk.

WORDS
to swim плавать
swimming – pool бассейн
be fond of увлекаться
skilled квалифицированный

1.How old is Masha? 2. What form is she in? 3. What subjects does she learn at school? 4. Her hobby is swimming, isn’t it? 5. Does she live in Moscow or in Togliatti? 6. Is her family large?
7. How old is her mother? 8. What is her father’s name? 9. Has she got a sister or a brother?
10. What do the members of her family like to do in the evening?

2.Выполните задания

1. Выпишите предложения из текста в 3 лице единственного числа в Present Indefinite Tense.
2. Выпишите предложение, содержащее артикль в числовом значении.
3. Составьте вопросы к следующим предложениям. Обратите внимание на тип вопроса, указанного в скобках.
1. I live in Moscow. ( специальный к слову Moscow)
2. It consists of four members. ( общий, специальный к слову four members)
3. He is a worker. ( альтернативный)
4. I go to the small swimming – pool twice a week.( разделительный)
5. Boris Ivanovich likes his work very much. ( специальный к слову Boris Ivanovich, общий)
5. Выпишите те предложения, которые соответствуют содержанию текста.
1. My mother’s name is Olga Petrovna.
2. Our family is not large.
3. I live in a good flat in Moscow.
4. We play different games together.
5. My hobby is music.
6. My mother is a skilled doctor.
7. My father is a driver.
8. My sister is fond of music.
9. When the weather is fine, we like to go for a walk.
10. I like to buy and read books too.


26

Контрольная работа № 1

Вариант II

1. Переведите текст и ответьте на вопросы.

My college.

Our college is large and light. It is neither old nor new. There is a yard around it. It is a pity, but there are no flowers near the college. You can see a sportsground in the yard . Sometimes we have physical training lessons there. Our college has got two floors. There is a workshop in the yard. It is big. There are all kinds of tools and machines there. There are some computer classes, and students like such subjects as computing. The dining – room is a clean one. There is a gymnasium near the dining – room. All students like to go there, because they like physical training lessons. Our college has got a library. It is on the ground floor too. It has a reading – room. Our college has got many classrooms. We have got two English classrooms, History, Geography and others. There is an assembly hall on the second floor where meetings and conferences take place. The academic session began on the first of September and will end in June. Every day we attend lectures and have practice. At the end we’ll take exams. Some of our students live in the hostel. It is not far from our college. It takes them ten minutes to get to the college.

WORDS
neither nor нини
tool рабочий инструмент
gymnasium спортивный зал
assembly hall актовый зал
academic session учебный год
to attend посещать
hostel общежитие

1. What can we see in the yard? 2. What is there in the workshop?
3. What subjects do the students like best of all? 4. Why do the students like to go to the gymnasium? 5. Where is a library? 6. When did the academic session begin? 7. Some of the students live in the hostel, don’t they? 8. Does it take the students ten or twenty minutes to get to the college? 9. Is the dining – room a clean one? 10. What will they do at the end of the academic session?


2. Выполните задания

1. Выпишите предложение в Past Indefinite Tense.
2.Выпишите предложения с модальным глаголом и неопределённым местоимением. Модальные глаголы и неопределённые местоимения подчеркните.

3 . Составьте вопросы к следующим предложениям. Обратите внимание на
тип вопроса, указанного в скобках.
1.Our college is large and light. ( общий)
2. Our college has got many classrooms.( специальный к слову classes)
3. The academic session began on the first of September.( общий, разделительный)
4. The academic session will end in June.( альтернативный)
5. It takes them ten minutes to get to the college.( специальный к слову ten minutes)
27


5. . Выпишите те предложения, которые соответствуют содержанию текста.
1. There is a yard behind our college.
2. There is a workshop in the yard.
3. The library is on the first floor.
4. We attend lectures three days a week.
5. There are some computer classes.
6. The academic session began in October.
7. Our college has got many classrooms.
8. At the end we’ll take exams.
9. The hostel is not far from the college.
10. It takes the students twenty five to get to the college.

Контрольная работа № 1
Вариант III

1.Переведите текст и ответьте на вопросы.

My working day.

I get up at 7 o’ clock on Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday and Friday. I make my bed. Then I do my morning exercises. I go to the bathroom, where I wash.
Then I dress, go to the kitchen and have breakfast at 8 o’ clock. I have a cup of tea, bread, butter and two eggs.
I put my books, pens, copy-books and other things into my bag. Then I go to school. Our school is near my house. It takes me ten minutes to get there. Usually I have 6 lessons at school. For example, yesterday I had English, Russian, Physical
Training, Biology, Physics and History.
I come home at 3 o’clock and I have dinner. At 4 o’clock I go for a walk with my friends. At 6 o’clock I do my homework. I like to learn oral subjects, but I don’t like written exercises.
At 8 o’clock in the evening I have meat, cheese, fruit and a cup of tea for supper. Sometimes my mother prepares a cake for supper. I always read books and watch TV in the evening. I go to bed at 11 o’clock.

Words:
Subject предмет
Meat мясо
Oral устный
Physical Training урок физкультуры

1. When do you get up? 2. It is difficult for you to get up early, isn’t it?
3. Do you make your bed? 4. When do you go to school? 5. Where is your school? 6. How long does it take you to get to school? 7. Do you like to read books in the evening? 8. When do you go to bed?
2. Выполните задания

1. Выпишите отрицательные предложения в Present Indefinite.
2. Выпишите предложения с притяжательными местоимениями.
3. Составьте вопросы к следующим предложениям. Обратите внимание на тип вопроса, указанного в скобках.
28

1. I get up at 7 o’clock. ( общий )
2. It takes me ten minutes to get there.( альтернативный )
3. I like to learn oral subjects. ( специальный 2 )
4. Sometimes my mother prepares a cake for supper.( разделительный, общий)
5. I always read books and watch TV in the evening.( специальный )
4. Выпишите предложения, соответствующие содержанию текста.
1. I get up at 9 o’clock.
2. I have breakfast at 8 o’clock.
3. Our school is far from my house.
4. It takes me fifteen minutes to get there.
5. Usually I have 4 lessons at school.
6. I go to bed at 11 o’clock.
7. At 7 o’clock I do my homework.
8. I like written exercises.
9. I do my morning exercises.
10. I come home at 3 o’clock and I have dinner.

Контрольная работа № 2
Вариант I

1. Переведите текст и ответьте на вопросы.
My Future Profession

Finishing school is the beginning of the independent life for mil1ions of school leavers. Many roads are opened before them: vocational and technical schools, institutes and universities. But it is not an easy thing to choose а profession out of more than 2,000 existing in the world. Some pupils do this stil1 at the industrial training centres, sоmе follow the advice of their parents, others can't decide even after leaving school.
As fоr mе I mаdе mу choice long ago. I want to bеcomе а teacher of the Russian language and literature. Mу choice of this occupation didn't соmе as а sudden flash. During аll school years literature was mу favourite subject. I've read а lot of books bу Russian and foreign writers.
I understand that reading books helps people in self-education and in solving different life pгоbеms. I would like to teach my pupils to enjoy reading, to encourage them to learn our national language and literature, which is the source of national culture.
Мy parents are also teachers and I know that teaching is а very specific and difficult job. It shouldn't bе taken easily. The teacher is а person who is learning as well as teaching all his life. Most jobs саn bе done within the usual office hours fгоm 9 а.m. til1 5 p.m., but teacher's work is never done and evenings are usually spent in mаrking exercise-books and preparing for the next lesson.
Teachers do not only teach their subjects. They bring up the younger generation in the spirit of high mоral ideals. They develop their pupils' intellect, form their views and characters, their attitudes to life and to other people. It’s а great responsibility and the teacher must bе а mоdеl оf соmреtеnсе himsеlf. It's not as easy as it may sееm at first. But I think that love for children соmbined with the knowledge I’ll get at the University would bе quite enough to succeed in mу work. I'm applying to the Philological Dераrtmеnt and I am sure my dream will come true sooner or later.
WORDS
Independent – независимый to follow - следовать
choice – выбор flash - вспышка, проблеск
to solve – решать to encourage – поддерживать
job- работа generation – поколение responsibility - ответственность
to succeed – преуспевать
29


1. Is it easy thing to choose a profession? 2. How do pupils chose their profession?
3. What was your favourite subject at school? 4. What kind of job is teaching? 5. Do teachers only teach their subjects? 6. What do the teachers do? 7. The profession of a teacher is easy, isn’t it? 8. What are your parents?

2. Выполните задания.

1. Выпишите предложения с существительными во множественном числе в притяжательном падеже.
2. Выпишите предложения в Future Indefinite Tense.
3. Выпишите предложения в Present Perfect Tense.
4. Переведите следующие предложения письменно.
1. Finishing school is the beginning of the independent life for millions of school leavers. 2. As for me I made my choice long ago. 3. The teacher is a person who is learning as well as teaching all his life. 4. My choice of this occupation didn’t come as a sudden flash.
5.Выпишите предложения, соответствующие содержанию текста.
1. I want to become a teacher of the Russian language and literature.
2. My choice of this occupation came as a sudden flash.
3. My parents are also workers.
4. Most jobs can be done within the usual office hours from 9 a.m. till 5 p.m.
5. Teachers do not only teach their subjects.
6. It’s a great responsibility and the teacher must be a model of competence himself.
7. It is an easy thing to choose a profession out of more than 2000 existing in the world.
8. Teaching should be taken easily.
Контрольная работа № 2
Вариант II

1. Переведите текст и ответьте на вопросы.

The Russian Federation
The Russian Federation (Russia) is the world's largest country in area. It extends from the Arctic Осеаn to the Black Sea, and from the Baltic Sea to the Раcifiс Осеаn. It is located in Europe and Asia. Its total area is over 17 million square kilometers. Russia borders mаnу countries, such as Finland, the Ukraine, the Вaltic States, China, Mongolia, and others.
The surface of Russia is various. Yоu сan see lowlands and highlands, forests and wide grasslands оn its territory. The Russian Federation is situated on two plains. The longest mountain chains are the Urals, which separate Europe and Asia, the Caucasus, the Altai. There are many rivers and lakes in our country. Major rivers include the Volga in Europe, the Yenisei, the Ob, the Lena in Asia. Lake Baikal in Siberia is the world’s deepest lake.
There are different climatic zones оn the vast area of our country.
Тhе population of Russia is over 150 million people. Тhе Europеаn part of the country is densely populated. Most of the people (about 70 per cent) prefer to live in cities, towns, and their outskirts. Тhе
official language of the country is Russian.
Тhе head of the state is the President. Тhе President appoints the ministers, but they must bе approved bу the Federal Assembly. Тhе head of the government is the Prime Minister.
Тhе Russian flag was adopted in 1991. It has three horizontal stripes which symbolize: white - the earth, blue - the sky, red - the freedom. Besides, the Russian flag, there is another national symbol of 30
Russia - а two-headed eagle.

WORDS
to extend тянуться, простираться
to border граничить
surface поверхность
densely густо, плотно
to prefer предпочитать
to appoint назначать
to approve одобрять
to adopt принимать

1. Where is Russia located? 2. Is the Russian Federation the world’s largest country in area? 3. The surface of Russia is various? Isn’t it? 4. What can you see on its territory? 5. What are the longest mountain chains? 6. Are there different climatic zones on the vast area of our country? 7. How is the European part of the country populated? 8. What is the official language of the country? 9. When was the Russian flag adopted? 10. Is the national symbol of Russia a two or a three headed eagle?

2. Выполните задания.

1. Выпишите предложения с существительными в притяжательном падеже.
2. Выпишите предложение с модальным глаголом.
3. Выпишите предложение с именами прилагательными в превосходной степени сравнения.
4. Найдите в тексте английские эквиваленты следующих слов и словосочетаний:
самая большая страна, простирается, общая площадь, граничит с, низменности, нагорье, самые длинные горные цепи, густо заселена, глава государства, глава правительства, которые символизируют.
5. Из нижеследующих слов составьте предложения. Первое слово предложения начинается с большой буквы.
1. all, of, parts, our, country, in, There, many, rivers, are.
2. has, stripes, three, The Russian, horizontal, flag.
3. is, Russia, various, The surface.
4. two, situated, plains, on, The Russian Federation.
5. 150, is, Russia, , million, of, The Population, over, people.
6. Выпишите предложения, которые соответствуют содержанию текста.
1. The Russian Federation is located in Europe and Asia.
2. Its total area is over 14 million square kilometers.
3. The Russian Federation is situated on three plains.
4. There are many rivers and lakes in our country.
5. The European part of the country is densely populated.
6. The population of Russia is over 100 million people.
7. The Russian flag was adopted in 1990.
8. The head of the state is the President.я начинается с большой





31 Контрольная работа № 2
Вариант III

1. Переведите текст и ответьте на вопросы.

The United Kingdom of Great Britain and Northern Island.

The United Кingdom of Great Britain and Northern Ireland (UK) occupies а territory of the British Isles (5,500 islands) with the total area of 244, 100 sq. km.
The UK is situated off the north-western coast of Europe between the Atlantic Ocean and the North Sea. It is separated from the continent bу the English Channel and the Strait of Dover.
The UK consists of four parts and еvеrу part has its national emblem: England - the red rose, Scotland - the thistle, Wales – the daffodil and the leek, Northern Ireland - the shamrock. The capitals of the four parts are London, Edinburgh, Cardiff, and Belfast respectively.
Оnе can't describe the country without mentioning its surface. The island of Great Britain саn bе divided into two main regions: Lowland Britain and Highland Britain. Lowlands comprise southern and eastеrn England. Highlands include Scotland, Wales, the Pennines, the Lake District, and the southern peninsula of Britain. Many rivers аге flowing through Great Britain, such as the longest Sеvеm with its tributaries, the swiftest Sреy, the busiest Thames, etc. Аll parts of Great Britain аге worth seeing.
The population of he UK is оvеr 57 million people. The official language is English, but some people continue speaking their mother tongue.
The flag of the UK is made up of three crosses of the patron saints: the upright red against а white background – St. George of England, the white diagonal against а blue background – St. Andrew of Scotland, the red diagonal against а white background – St. Patrick of Northern Ireland. The English people have the habit of naming their national flag 'the Union Jack".
The UK is а constitutional monarchy. The Head of the state is the Queen who reigns with the support of Parliament.
For а long time the UK has succeeded in remaining one of the important commercial centres of the world. Nowadays the UK doesn't depend upon economics and industrial manufacturing of other countries.
WORDS
To occupy занимать
Total общий
To be situated находиться
To consist of состоять из
To separate отделять
Tributary приток (реки)
Patron покровитель
To reign господствовать
To succeed преуспевать, достигать цели
1. What territory does the UK occupy? 2. Where is the UK situated?
3. What parts does the UK consist of? 4. It is separated from the continent bу the English Channel and the Strait of Dover, isn’t it? 5. What national emblem has Wales? 6. Is the population of the UK 57 million people? 7. How many crosses is the flag of the UK made up? 8. Who is the head of the state? 9. Nowadays the UK doesn’t depend upon economics and industrial manufacturing of other countries, does it? 10. Is the national emblem of England the shamrock?

2. Выполните задания

1. Выпишите предложения в 3 лице единственного числа в Present Indefinite.
2.Выпишите предложения с именами прилагательными в превосходной степени.

32
3.Переведите письменно предложение Оnе can't describe the country without mentioning its surface.

4.Найдите в тексте английские эквиваленты следующих слов и словосочетаний:
общая площадь, расположено в стороне от, отделяться от континента, соответственно, нельзя описать, протекают через (по), родной язык, белый фон.
5. Из нижеследующих слов составьте предложения. Первое слово, с которого должно начинаться предложение, выделено курсивом.
1. is, off, situated, the North Sea, The UK, the Atlantic Ocean, Europe, between, coast, the, northwestern, of, and.
2. also, the Irish Sea, the North Channel, is, The UK, by, washed, and.
3. its, Every, national, part, the UK, of, has, emblem.
4. continue, Some, mother, tongue, speaking, people, their.
5. doesn’t, The UK, depend, manufacturing, upon, countries, other, of.
6. Выпишите предложения, которые соответствуют содержанию текста.
1. The UK is situated off the north-western coast of Europe between the Pacific Ocean and the North Sea..
2. The UK consists of four parts.
3. Аll parts of Great Britain аге worth seeing.
4. The island of Great Britain саn bе divided into three main regions.
5. The population of he UK is оvеr 57 million people.
6. Nowadays the UK depends upon economics and industrial manufacturing of other countries.
7. The English people have the habit of naming their national flag 'the Union Jack".
8. It is separated from the continent bу the Panama Channel and the Strait of Dover.



Источники и используемая литература:
1) Агабекян И.П., Английский язык для ССУЗОВ : учеб.пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 280 с.
2) Агабекян И.П. Английский язык – Изд.22-е, Ростов н/Д: Феникс,2013.-318с.
3) Агабекян И.П., Коваленко П.И. Английский для технических ВУЗов.-Ростов - на-Дону.: Феникс,2009
4) Агабекян И.П. Деловой английский, Ростов – на Дону «Феникс» 2008 г.- 319 с
5) Базанова Е.М. Тесты по английскому языку. Учебно-метод.пособие.- М.:Дрофа, 2011
6) Богацкий И.С., Н.М.Дюканова«Бизнес курс английского языка»Киев «Логос» 2009,-349 с.
7) Брюсова Н.Г., Лебедева Н.А. Контрольные и проверочные работы по английскому языку. Метод. пособие М.: Дрофа, 2011
8) Гичева Н.Г., Дворжец О.С., Черкашина Л.П. 1200 тестов по английскому языку.- М.: Рольф, 2010
9) Голубев А.П., Балюк Н.В., Смирнова И.Б. Английский язык: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
10) Карпова Т.А., Английский для колледжей. М. 2007 – 320 с.
11) Масюченко И.П. Английский язык. Справочник школьника. - Донецк: ПКФ «БАО». 2007 -0 448 с.

Интернет – ресурсы:
12) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 15) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 16) http://www.belleenglish.com
14) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 17) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/map.htm


33
Заголовок 115