Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи для специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Себряковский технологический техникум"









РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Культура речи

для специальности среднего профессионального образования
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
























2012


РАССМОТРЕНА
Протокол заседания ПЦК
№ _________
от «______» ____________ 20 _____ г.
_______________ О. И. Урюпинская

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
________________Н.А. Фирсова
«______» ____________ 20 _____ г.




Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»



Разработчики:
ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум» преподаватель О. И. Урюпинская




Эксперты:
____________________ __________________________ __________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________________ __________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11







паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Культура речи

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Экономик и бухгалтерский учет» (по отраслям).
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения культуры речи в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих специалистов среднего звена.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
- знать лексические и фразеологические единицы языка;
- знать служебные и самостоятельные части речи;
- знать синтаксический строй предложения;
- знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;
- владеть нормами словоупотребления, уметь пользоваться словарями, находить и исправлять в тексте лексические ошибки и ошибки в употреблении фразеологизмов;
- уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте;
- уметь редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
- уметь различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; создавать тексты учебно-научного и официально делового стилей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24

в том числе:
Составление таблиц

4

Выполнение упражнений
7

Реферативные работы
5

Исправление предложений с нарушением языковых норм
4

Мини-сочинение
1

Лингвистический анализ текста
2

Составление деловых бумаг
1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (в 1 семестре)









2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Культура речи»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения

1
2
3
4

Введение

Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества речи.
4
1


Самостоятельная работа:
Составление таблицы: «Языковые нормы».
2


Раздел 1. Фонетика.

10


Тема 1.1. Фонетические единицы языка.


Фонемы. Особенности русского ударения. Логическое ударение.

2


1



Тема 1.2. Орфоэпические нормы.
Произносительные нормы и нормы ударения, орфоэпия отдельных форм и отдельных слов.


2

2

Тема 1.3. Варианты русского литературного произношения.
Произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.


2

1

Тема 1.4. Фонетические средства речевой выразительности.
Ассонанс и аллитерация. Ритм и интонация.

2
1


Самостоятельная работа:
Реферативная работа: «Фонетические средства речевой выразительности».
2


Раздел 2. Лексика и фразеология.

12


Тема 2.1. Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность слов.
2
1

Тема 2.2. Лексические и фразеологические единицы русского языка.
Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.
2
1



Самостоятельная работа:
Задание 100 (внести исправления в предложения).
2


Тема 2.3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.
Употребление в устной и письменной речи синонимов, антонимов паронимов. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.
2
2

Тема 2.4. Речевые ошибки.
Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.
2
2


Самостоятельная работа:
Задание 106.
2


Раздел 3. Словообразование.

6


Тема 3.1. Способы словообразования.
Морфологический, лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический способы образования слов. Стилистические возможности словообразования.
2

1



Самостоятельная работа: