Рабочей программы по ОБЖ для 5-9 классов. Предметная линия учебников М.П. Фролов и др., под редакцией Ю.Л.Воробьева.– М.: Астрель, 2013


Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ.
Примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности и Рабочей программы по ОБЖ для 5-9 классов. Предметная линия учебников М.П. Фролов и др., под редакцией Ю.Л.Воробьева.– М.: Астрель, 2013.) Учебного плана МОБУ ООШ №8 Пожарского муниципального района на 2014-2015 учебный год.
Положения «О рабочих программах» МОБУ ООШ №8 Пожарского муниципального района.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Основными целями изучения курса являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
Общая характеристика курса
Главная задача курса «Основы безопасности жизнедеятельности» - дать пятикласснику понимание общей логики безопасности, научить его предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения;
-формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
-выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
-приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
-повышение уровня знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
-формирование уверенности в успешном преодолении трудностей и веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
-продолжать повышение уровня знаний по безопасности дорожного движения, а также формирования навыков и умений оказания первой помощи при ранениях и травмах.
Обязательный минимум содержания основных разделов курса ОБЖ.
Обучение ОБЖ реализовывается в 5 – 9-ых классах основного общего образования. Оно начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Обучение включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):
 описание источников опасности и их видов;
 основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;
естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;
 стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;
 техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;
 безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;
 опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;
 ПМП и способы ее оказания пострадавшим;
опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения программы.
Структура программы состоит из двух разделов.
Раздел I Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Отработка практических навыков. («Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях», «Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера», «Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»).
Раздел II «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Отработка практических навыков
Место предмета в базисном учебном плане
На этапе основного общего образования в 5 - 9 классах на изучение ОБЖ выделяется 33 часа, из расчета 1 час в неделю.
Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 5—9 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующим курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.
Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- семинары и круглые столы;
- индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
Тематическое планирование .Наименование раздела Количество часов по классам
5 класс 6
класс 7 класс 8 класс 9 класс
Раздел 1
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Отработка практических навыков. 24
20 18
18
14
Раздел 2
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Отработка практических навыков. 5
8 8
8
6
Раздел 3
Основы здорового образа жизни. 4 5 9 4
13
Основы безлопастного поведения в чрезвычайных ситуациях 2 2 - 12 2
Всего часов 33 33 33 33 33
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
      Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Учащиеся должны знать/понимать:
 основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
Учащиеся должны уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
 оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
 пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
 соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
 пользования бытовыми приборами и инструментами;
 обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
 
Учащиеся должны знать:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
 факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 вредные привычки и способы их профилактики;
 потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера,
  права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
 приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
 
Учащиеся должны уметь:
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
 действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
 соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
 оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
 соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
 действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
 обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
 соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;
 безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
 проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
 
       Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
 
Учащиеся должны знать /понимать:
 основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
 правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
 способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
 
Учащиеся должны уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
 соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
 правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
 действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
 соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
 пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявление бдительности при угрозе террористического акта;
 обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе
Учащиеся должны знать /понимать:
 потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;
о здоровом образе жизни;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
 о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
 основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
  правила поведения населения при авариях;
 классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;
организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Учащиеся должны уметь:
 предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
 принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
 пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения основ безопасности жиз​недеятельности в 9 классе
Учащиеся должны знать /понимать:
 потенциальные опасности природного, тех​ногенного и социального характера, наиболее ча​сто возникающие в повседневной жизни, их воз​можные последствия и правила личной безопасности;
 основные виды активного отдыха в природ​ных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
 законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению бе​зопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
наиболее часто возникающие чрезвычай​ные ситуации природного, техногенного и соци​ального характера, их последствия и классифи​кацию;
 основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
 правила поведения при угрозе террорис​тического акта;
государственную политику противодей​ствия наркотизму;
Учащиеся должны уметь:
 предвидеть возникновение наиболее час​то встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
 принимать решения и грамотно действо​вать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
 пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; 
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь при​менять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 обеспечения личной безопасности в различ​ных опасных и чрезвычайных ситуациях природ​ного, техногенного и социального характера;
 активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи по​страдавшим;
соблюдения норм здорового образа жизни