МодельОрганизации внутришкольного мониторинга качества образования .


Организация внутришкольного мониторинга качества образования.
Автор : Заместитель директора по УВР Лабазанова П.Л Каждому образовательному учреждению интересна и значима его оценка со стороны, место, отводимое ему внешними потребителями. В связи с этим возникает острая необходимость в способности, во-первых, самостоятельно и объективно оценивать качество образования, предоставляемого учебным заведением, а во-вторых, - управлять изменением этого качества. Решение таких задач требует разработки модели внутришкольного мониторинга, основанной на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги. Под внутришкольным мониторингом качества образования мы понимаем вид деятельности по информационному обеспечению процесса управления образовательным учреждением, основанной на систематическом, стандартизированном изучении состояния основных процессов, условий и результатов их осуществления. Для администрации образовательного учреждения всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, вносить требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образования. Каждый год в школе собирается некая статистическая информация разного рода: начиная от отчета ОШ-1, заканчивая результатами ЕГЭ. Из года в год поток информации увеличивается. Заместители руководителя, психологи, социальные педагоги проводят различные исследования, анкетирования. Собранная информация анализируется, доводится до сведения коллектива, обсуждается на педагогических советах. На основе этих данных принимаются соответствующие решения, вносятся изменения в план ВШК. Создавая систему мониторинга в своей школе, нами изучался опыт других школ, был проведен обзор и анализ литературы, учитывался практический опыт, накопленный при работе коллектива нашей школы в 2008-2011 году в составе городской экспериментальной площадки «Формирование модели оценки качества общего образования в Москве». Все это постепенно формировало свое представление о мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности как механизма слежения и контроля за качеством образования. В проектировании модели была использована идея сферного подхода, в соответствии с которой структура школы как социальной организации образует единство четырех сфер: материальной, организационной, духовной, гуманитарной. Источник развития этих сфер - диалектическое противоречие между ними, а высшая цель развития - гуманитарная сфера, ученик, развитие способностей и удовлетворение потребностей которого являются главной задачей развивающейся школы. Следующий шаг при выстраивании модели внутришкольного мониторинга нами был сделан в сторону выбора и конструирования параметров для каждого из трех элементов, отражающих положение дел по направлениям мониторинга. Выбор параметров и критериев их оценки, на наш взгляд, является самым важным звеном в системе работы руководства школы по управлению качеством. При выборе мы основывались на следующих принципах:
Параметр должен существенно влиять на качество образования.
Исходная информация должна быть количественной, а не носить характер суждений.
Параметры, по возможности, должны опираться на стандартную статистическую отчетность.
Перейдем к описанию содержания трех основных составляющих нашей модели. Качество условий (ресурсов). В понятие «ресурсы» мы включаем различные факторы, влияющие на качество образовательного процесса. Наиболее важными ресурсами школы, которые мы оцениваем, являются: кадровые, материально-технические, информационно-методические, финансово-экономические. Кадровые ресурсы: 
Педагогический стаж
Уровень образования
Квалификационная категория
Итоги аттестации
Повышение квалификации
Профессиональные достижения (конкурсы, самосовершенствование)
Текучесть кадров
Материально-технические ресурсы: 
Обеспечение кабинетов средствами обучения, в том числе компьютерами
Обеспеченность учебно-методической литературой
Смотр кабинетов
Доступ в Интернет
Информационно-методические ресурсы: 
Разработка авторских программ
Разработка методических и дидактических материалов
Обобщение и распространение передового опыта
Финансово-экономические ресурсы: 
Обеспечение условий безопасности
Внедрение новой системы оплаты труда
Санитарно - гигиенические условия. Эстетические условия. Из всех процессов, протекающих в школе, образовательный, на наш взгляд, является ведущим, потому что несет в себе три функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Анализ качества образовательного процесса осуществляется по следующим позициям: Содержание образования: 
Эффективность образовательных программ
Внедрение программ расширенного, углубленного изучения, авторских
Эффективность учебного плана
Уровень преемственности учебных программ
Организация профильного обучения
Индивидуальная работа с мотивированными детьми
Учебный процесс 
Качество проведения уроков
Четкость выполнения учебного плана и программ
Дозировка домашнего задания
Охват обучающихся занятиями по выбору, факультативными занятиями
Уровень психологической комфортности
Уровень тревожности
Воспитательный процесс 
Уровень воспитанности
Уровень здоровья и физической подготовки
Уровень общественной активности учащихся
Охват обучающихся дополнительным образованием
Качество основных результатов. Образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки, ведь именно выпускник и его результаты: предметные, надпредметные и личностные, является главным продуктом производства школы. Причем эти результаты еще не являются конечным показателем качества выпускника. Дальнейшая востребованность, конкурентноспособность – вот те индикаторы, по которым можно судить о качестве работы школы. Предметные результаты 
Процент обучающихся на 4 и 5 по ступеням обучения, по классам, по параллелям, по предметам
Процент обучающихся с одной, двумя 3 (резерв)
Количество отличников
Количество медалистов
Результаты текущих контрольных работ
Надпредметные результаты 
Школьные олимпиады, конкурсы, интеллектуальный марафон
Поступление выпускников в учебные заведения
Все предметные и надпредметные результаты рассматриваются в динамике. Личностные результаты 
Уровень развития мотивации
Уровень умственного развития
Уровень социализации
Ценностные ориентации
Следует отметить, что представленный перечень параметров не является исчерпывающим, закрытым. Параметры оценки находятся в движении и могут меняться исходя из необходимости администрации школы узнать о состоянии того или иного объекта. Также на текучесть параметров оказывают влияние потребители образовательных услуг (обучающиеся, родители, социум). Так в последнее время программа внутришкольного мониторинга была дополнена блоком «Социальная эффективность», включающим: 
 Наличие конкурса при поступлении
Информационная открытость
Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг
Специально созданной службы мониторинга в нашей школе нет. Все мониторинговые процедуры разделены между членами администрации. При необходимости в постоянную группу добавляются другие представители школы или родительской общественности. Виды мониторинга и состав постоянной группы, проводящей его, представлены в таблице. Соответствие видов мониторинга и ответственных за его проведение 
Вид мониторингаКто проводитВиды деятельностиУправленческийДиректор, заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности, бухгалтер Финансово-хозяйственная деятельность, кадровое обеспечение
Дидактический  Заместитель директора по учебной работе, председатели методических объединений Учебная работа, учебный процесс,промежуточная и итоговая аттестация, учебный план, программы
МетодическийЗаместитель директора по методической работе,   заместитель директора по учебной работе Методическая и экспериментальная работаВоспитательныйЗаместитель директора по воспитательной  работе, социальный педагог Воспитательная работаПсихолого-педагогическийПсихолог, классные руководителиПсихологический климатМедицинскийСоциальный педагог, медицинский работникОхрана здоровья 
Как процесс, мониторинг представляет собой определенные этапы, последовательно сменяющие друг друга, нами выделены следующие: 1 этап – подготовительный (определение объекта мониторинга, формирование экспертных групп, разработка инструментария). 2 этап – информационный (сбор информации с помощью подобранных методик, наблюдение, анкетирование, опросы устные и письменные, изучение нормативных, инструктивных, методических и других вопросов). 3 этап – аналитический (обработка, систематизация полученной информации, анализ результатов проведенной работы, оценка состояния объекта мониторинга, сопоставление его с «нормативными показателями», установление причины отклонений на основе логического анализа). 4 этап – прогностический (оценка состояния объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов, прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта). 5 этап – коррекционный (разработка стратегии коррекционно- развивающей работы). 6 этап – итоговый (определение эффективности проведенной работы на основе логического анализа). Этапы мониторинговых исследований расположены в определенной логической последовательности, все элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы, делает мониторинг малоэффективным и некачественным. Надо отметить, что этот цикл наполняется разным содержанием в каждом конкретном случае, но алгоритм действий остается неизменным. Проведение мониторинга оценки качества образования требует значительных временных затрат. Но компьютеризация школы позволила администрации перевести бумажную работу по обработке информации, оформлению и хранению результатов в электронный вид. Благодаря использованию локальной сети стало возможным систематизировать все информационные потоки в единой форме и в одном месте. Для повышения эффективности функционирования системы мониторинга необходима автоматизация труда учителя и администрации образовательного учреждения. Такую возможность предоставляет Московский регистр качества образования (МРКО), участником которого является наша школа. Работа в МРКО сразу упростила технологию мониторинга, так как данная информационная система объединяет в себе информацию о качестве образовательных услуг в образовательном учреждении и позволяет оперативно влиять на внутреннюю аналитику образовательного учреждения, одновременно внося рекомендации по изменению параметров качества образования. На уровне образовательного учреждения эта система позволяет: проводить внутренний самоаудит образовательного учреждения на уровне класса, параллели, всего образовательного учреждения; выявлять обучающихся, не осваивающих стандарт образования, а также обучающихся, которых можно подтянуть по тем или иным предметам; выявлять педагогов с большим количеством проблемных компонентов; формировать и пополнять портфолио педагогического работника с учетом достижений работника и его обучающихся; автоматически выявлять занижение или завышение итоговых оценок; снизить нагрузку по формированию отчетности. Образование на современном этапе нуждается в системе управления качеством, которую должно иметь каждое образовательное учреждение. Такая система невозможна без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности. Его обеспечение требует формирования специализированных механизмов управления качеством, одним из которых, несомненно, является мониторинг. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.Разработанная модель внутришкольного мониторинга качества образовательного процесса, раскрывающая взаимосвязь между условиями, процессом и результатами мониторинговой деятельности, может быть использована в качестве средства управления качеством образования в любом образовательном учреждении. 
Циклограмма внутришкольного мониторинга нач. школы
в МКОУ СОШ № 11 на2013-14уч.год
Параметры Даты Методы, технологииОтветственныйКачество обученности 
Уровень успеваемости
По окончании каждой четверти
 В конце учебного года регистр качества образованияЗаместитель директора по УВР (учебная работа)  
Результаты административных контрольных работОктябрь Январь Май регистр качества образованияРезультативность участия в олимпиадах, конкурсах и т. п. МайПортфолио ученикаКачество проведенных уроков1 раз в полугодие Программа Развитие учебных кабинетовМартОценочная таблицаМетодический мониторингУровень развития ИКТ – компетентности  ДекабрьАнкетаЗаместитель директора по УВР (методическая и экспериментальная работа)
Профессиональные достижения педагоговАпрель -майПортфолио педагогоаУдовлетворенность родителей качеством образовательных услуг АпрельАнкетаПсихолого-педагогический мониторингУровень умственного развития обучающихся 1-4 классов ЯнварьМетодика ШТУР Психолог, классные руководителиУровень тревожностиСентябрь АпрельШкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина  
Уровень мотивацииНоябрь-декабрьМетодикаН. Лускановой 
Воспитательный мониторингУровень воспитанностиСентябрь-апрель  Заместитель директора по воспитательной работе
Определение ценностной ориентации личностиНоябрь-декабрьМетодика Г.Н. Поповой, Г.А. Размеровой, И.Б. РемчуковойРезультативность участия в спортивных соревнованиях, творческих и социальных конкурсах МайПортфолио ученикаУправленческий мониторингУправление образовательным процессомАпрельСамооценкаДиректорВыполнение СанПин, ГОСТ Август ДекабрьОценка отклонений от нормыЗаместитель директора по УВРЗаместитель директора по АХР
Материально-техническая базаАвгуст ДекабрьОценка объема и развитияЗаместитель директора по АХР
Полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации 1 раз в месяцОценка отклонений от нормыЗаместитель директора по УВР
Зам директора по УВР нач. кл Лабазанова П.Л