Умножение многозначного числа на двузначное (4 класс УМК Гармония)


Конспект урока математики в 4 «А» классе
Тема: Умножение многозначного числа на двузначное.
02.11.2016
Цели:
Формировать умение у учащихся работать по алгоритму.
Научить работе с выражениями нового вида: умножение многозначного числа на двузначное.
Развивать математическую речь, внимание, память, мышление.
Воспитывать бережное отношение к своей планете, к природе.
Задачи:
Предметные:
Повторить таблицу умножения, представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых, свойства умножения,  вывести способ умножения многозначных чисел на двузначные, через интегративную технологию обучения сделать урок интереснее и содержательней.
Метапредметные:
Личностные
Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Регулятивные
Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
КомуникативныеСодействовать развитию у школьников умений общаться.
Обеспечить развитие у школьников монологической и диа-логической речи.
Оборудование: карточки с заданиями, учебник; алгоритмы; записи на доске; компьютер, проектор.Орг.момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
Сегодня нас с вами ждет необычный урок математики: мы будем путешествовать и искать решения для жизненноважных и математических задач. Желаю, чтобы глаз у вас был острым, ум гибким, а знания, которые вы приобретёте на уроке,крепкими.
Устный счет
Ну что ж, отправляемся вперед к тайнам математики! И начнем мы с устного счета. Назовите, как называются компоненты при сложении? Вычитании? Умножении? Делении?
Актуализация знаний
- Я буду читать задание, а вы в таблице с числами закрашивайте квадрат с правильным ответом.
14 10 64 18 6
27 21 54 49 32
28 42 31 72 30
25 45 63 15 40
20 36 9 4 35
- Произведение чисел 9 и 8?
- Частное чисел 81 и 9 ?- Сумма чисел 35 и 7?
- Увеличь 8 в 8 раз.
- 1 –й множ–ль 6, 2 –ой множ –ль 9. Найди произведение.
- 45 уменьши на 14.
- 60 уменьши в 2 раза
- Увеличь 9 в 7 раз
-Найди произведение 7 и 4.
-Поднимите карточки вверх. Вижу, что почти у всех получился красный крест. Ребята, а где мы обычно видим этот знак? (скорая помощь) Совершенно верно. Только ли люди нуждаются в помощи? А чему еще необходима помощь? Вы, наверное, догадаетесь, послушав стихотворение:
Она ни рек и ни морей
От глаз наших не прячет.
Ни росных трав, ни голубых озер.
Ее для всех хватает теплоты,
И мы живем, запечатлив навеки,
В душе ее прекрасные черты:
Поля, луга, леса, моря и реки. (Что это?) Наша планета Земля.(слайд)
2016 год в Московской области объявлен годом экологии?
Почему?
Да, эта проблема волнует и ученых и всех жителей планеты.
Для нашего путешествия мы выберем самый экологически безопасный воздушный транспорт. Какой из них самый удобный для быстрых путешествий?(дети предлагают варианты)
Самолеты и вертолеты очень загрязняют атмосферу, поэтому они нам не подойдут.
(слайд дирижабль)
-Что это ребята?
-А может кто-то вспомнит фамилию ученого, который создал первый технически обоснованный проект дирижабля?
Конечно, это Константин Эдуардович Циолковский - основатель космонавтики и ракетной техники.(работа в парах.)
- Выполнив работу на карточках, вы узнаете, в каком году родился Константин Эдуардович Циолковский, в каком месяце и какого числа.
год рождения   619 увеличь в 3 раза
месяц рождения   произведение 527 и 6 уменьши на 3153
число  918:54
Устраивайтесь поудобнее! Полетели! Посмотрите, какая красота! Но что это?Слайд(полет над Балашихой)
(раздаются сигналы «SOS»)звук
К нам поступили сигналы «SOS»! SOS – международный радиосигнал. Его подают с тонущих кораблей. Всякий, услышавший его, на каком бы языке не говорил сам, в какой бы стране не жил, знает: где - то гибнут люди, они молят о спасении.
Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще звучит в природе «SOS! SOS! SOS! ОСТАНОВИСЬ! ОДУМАЙСЯ! ПОЩАДИ!»
О помощи просят подмосковные леса.(слайд)
И им помогают. (слайд)
А вы хотите им помочь?
Постановка учебной задачи
Тогда послушайте задачу:
Для участия в акции «Лес победы» в Московской области закупили 25 630 саженцев сосны. В акции приняли участие 456 бригад, которые посадили по 45 сосен. Хватило ли закупленных саженцев? (схема на доске)
-Какие данные нам известны из условия задачи?
На какой вопрос мы должны ответить?
Каким будет первое действие?
Что мы узнаем выполнив его?
Будет ли в задаче второе действие?
Вернемся к умножению чисел. Удастся ли нам выполнить это действие? Какая у вас возникла проблема?
- Какие способы умножения можете предложить? (мозг.штурм)
(Калькулятор, подбором, представить в виде суммы разрядных слагаемых, в столбик, устно).
-Самым быстрым способом, конечно, будет счет на калькуляторе, но…он не всегда есть у нас , он может испортиться , сломаться. Поэтому , мы сегодня должны научиться очень важному делу. Стр. 58
Построение проекта выхода из затруднения
№154Давайте посмотрим, что говорят Маша и Миша.
Работа с учебником.
Ребята, при умножении на двузначное число, так же, как и при умножении на однозначное удобно выполнять запись в « столбик». №155. Как же мы должны действовать при умножении на двузначное число?
Записать двузначное число под соответствующими разрядами первого множителя.
Умножить первый множитель на разрядные единицы двузначного числа и записать первое неполное произведение
Умножить первый множитель на число десятков второго множителя и записать второе неполное произведение под соответствующими разрядами первого неполного произведения
Сложить числа, полученные в первом и во втором неполных произведениях.
Первичное закрепление
-Хорошо, что есть алгоритм. Давайте выполним №156, чтобы усвоить его действие.(работа у доски с проговариванием алгоритма)3 выражения первого столбика, используя распр. св-во умножения; 4 выражения- в столбик с проговариванием алгоритма.
Физкультминутка
-Звуки леса, (пение птиц и легкая музыка)
-Давайте немного отдохнем и прогуляемся по лесу.
Большую тревогу в разных странах вызывает вопрос уничтожения лесов. Леса украшают нашу Землю. «Рощи да леса – всему краю краса» - говорит мудрая народная пословица. Лес – одно из чудес света. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, которые есть на Земле. Густая, пышная растительность выделяет в воздух много кислорода. Именно леса называют «легкими нашей планеты». А люди уничтожают леса – ради древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и длясельхоз посевов. Ученые подсчитали, что для каждого человека в течение жизни нужно не менее 200 деревьев. Долг каждого человека – бережно относиться к лесным богатствам. Собирая макулатуру, мы сберегаем лес от вырубки. 60 кг макулатуры сохраняет 1 дерево, которое растет в течение 50 - 80 лет.
Каждый год мы всем классом участвуем в сборе макулатуры.
В прошлом году мы собрали 247 кг. А сколько это будет в граммах?(ученик у доски) 247000г. А всей гимназией было собрано 5647кгмакулатуры.Давайте переведем эту массу в центнеры и кг.(56ц 47кг). А в тонны и кг(5т.647 кг.)
Ребята, а как же мы можем помочь сберечь наши леса? Какое полезное дело можем мы совершать каждый день? Давайте попробуем больше не выбрасывать бумагу, а заведем для нее специальную коробку, в которую будем складывать ненужные листочки, тетради, которые закончились, обрезки цветной бумаги. А если каждый класс возьмет с нас пример, представьте, сколько деревьев мы сможем сохранить!(принести коробку) Согласны? Да!
Закрепление
Узнав алгоритм умножения на двузначное число, мы легко сможем ответить теперь на вопрос задачи о саженцах. Кто хочет выйти к доске и проверить работу алгоритма?
( решает 1 ученик на закрытой доске)
Рефлексия деятельности:
Почему мы не смогли решить задачу про саженцы в начале урока? Чего мы не знали?
- Какой способ умножения многозначного числа на многозначное мы использовали сегодня?
- Какое свойство умножения нам помогло?
-А чему еще очень важному мы научились?
Молодцы, ребята! А теперь, мне бы хотелось, чтобы каждый из вас оценил свою работу и наш урок.«Пантомима» Кто мне ответит, что такое пантомима? (искусство объяснений без использования речи). Если вам все понравилось, и все было понятно – поднимите руки вверх.
Если вы не достаточно поняли тему урока- опустите голову вниз. Если вы ничего не поняли и остались безразличны к теме урока- закройте лицо руками.
Благодарю вас за работу на уроке. Вы – большие молодцы! Судя по вашей
оценке, мы достигли своей цели и можем идти дальше навстречу новым
знаниям. Урок окончен.