Классный час о здоровом образе жизни : «Сквернословие».


Классный час: «Сквернословие».
Цель: формирование навыков здорового образа жизни
Задачи:
- расширить знания о губительном влиянии мата на здоровье и личность человека;
- способствовать формированию у детей неприязни к сквернословию;
- воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Форма мероприятия: час общения.
Методические приемы: беседа, дискуссия, игра.
Класс: 5
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- листы бумаги, ручки, словарь Ожегова
Подготовка к классному часу:
- проведение анкетирования
План
1.Организационный момент.
- Психологический настрой.
-Объявление темы, цели.
2.Основная часть
- Для чего употребляются скверные слова
-Результаты анкетирования
- Вредное влияние на здоровье человека
-Физминутка -Как бороться с этим явлением
- Творческая работа в парах
- Игра «Ассоциации»
3.Рефлексия. Подведение итогов.
I.Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит,
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей….
- Спасибо!
Начать наш классный час я хотела бы со стихотворения: (Слайд презентации 1)
Когда свои уста ты открываешь,
Чтоб скверные слова произнести,
Ты этого, наверное, не знаешь,-
На метр Ангел должен отойти.
Коль два произнесешь ты слова,
Удвоишь расстоянье сам.
Останешься без сильного покрова,
Доступным станешь всем бесам. ( Юлия Светличкина)
О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Какая тема нашего занятия? Да тема занятия «Сквернословие». (Слайд презентации 2)
А что такое сквернословие, как вы понимаете это слово? Перед вами лежат книги словари Ожегова. По словарю посмотрите, что означает слово сквернословие. Да ребята, Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами. (Слайд презентации 3)
Работа в группах . (Слайд презентации 4)
У этого явления много определений: нецензурная брань, ненормативная лексика, матерщина, нецензурная лексика, слова-паразиты. Давайте еще раз обратимся к словарю, поищем смысл этих слов. Печальным является то, что в настоящее время такие слова можно услышать из уст любого человека: ребенка, подростка, девушки, молодого человека, дедушки или женщины. Их не произносит разве что младенец. Сквернословие становится привычным способом общения среди взрослых и детей. Многие настолько привыкли к нецензурным словам, что им представляется даже невозможным говорить по- другому.
Предлагаю сегодня на нашей беседе разобраться с актуальными вопросами современности: Почему мы употребляем эти слова в своей речи? Как с этим бороться? Как сквернословие влияет на наше здоровье?
II. Основная часть.
Ребята, как вы думаете, для чего употребляются скверные, бранные слова? (ответы детей) (Слайд презентации 5)
Специалисты выделяют следующие функции употребления их в речи:
повышение эмоциональности речи;
снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);
оскорбление, унижение адресата речи;
демонстрация агрессии;
демонстрация отсутствия страха;
демонстрация раскованности, независимости говорящего;
демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
демонстрация принадлежности говорящего к «своим». Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах.
И как бы печально это не звучало, нецензурную брань можно услышать в стенах нашей школы.
Анализ и обсуждение результатов анкетирования. (Слайд презентации 6)
Ребята, вы анонимно отвечали на вопросы анкеты. Предложенные вопросы анкеты во многом подготовили нас к сегодняшнему разговору. Давайте проанализируем и обсудим результаты анкетирования. Вам предлагалось ответить на 12 вопросов. Какие же получились результаты? Обсуждение результатов тестирования. Вывод: Согласно результатам проведенного тестирования 40% учащихся 5 класса используют при общении со сверстниками нецензурную лексику и как это не печально даже мат.
Совместный анализ и обсуждение результатов анкетирования.

А как вы думаете, употребление мата, ненормативной лексики наносит людям какой-либо вред? Какой? Слушаем ответы, обсуждаем.
Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос- кал, грязь и лалия- речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. (Слайд презентации 7)
Вред, который наносит нецензурная брань организму и личности человека.
Я хочу рассказать вам о вреде, который наносит нецензурная брань нам с вами.
1) Духовный и нравственный вред:
В одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит (ранит, сочится) мне сердце”.
Почему у медведя от слов жены охотника болит сердце? Что он этим хотел сказать? Когда нас обзывают, ругают, бранят, мы обижаемся, замыкаемся. Это обида может остаться на всю жизнь. Поэтому надо говорить только хорошие слова.
2) Физический вред организму человека: (Слайд презентации 8,9)
Некоторые ученые доказывают, что плохие слова изменяют гены человека, которые влияют не только на организм человека, но и на потомство; ускоряется старение ; люди чаще начинают болеть.
3) Опыты ученых. (Слайд презентации 10)
В XX веке японский ученый Масару Эмото проводил эксперименты с водой и научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках.. (Слайд презентации 11)
Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком. Ведь человек из 80% состоит из воды. И это лишь самые «безобидные» слова.
Физминутка - игра «Эстафета добрых слов» (Слайд презентации 12)
Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека- это тоже очень хорошее и доброе слово. ( дети выполняют задание)
Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Творческое задание. Работа в команде. (Слайд презентации 13)
Ребята, как вы думаете, мы можем избавиться от сквернословия? Каким образом? Предлагаю вам составить памятки «Как избавиться от сквернословия?». Что бы вы сюда включили? (дети высказываются). У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:
1. перестать ругаться самому;
2.выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;
3.избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;
4. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво, читать русскую классическую литературу.
Как борется с нецензурной лексикой закон Российской Федерации? (Слайд презентации 14)
Статья 130 «Оскорбление» Уголовного Кодекса Российской Федерации гласит:
3.Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработанной платы, или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев. Статья 20, часть 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Игра «Ассоциации». (Слайд презентации 15)
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Ассоциации». Говорят, что каждое слово для нашего мышления и воображения имеет свои индивидуальные характеристики: запах, цвет, эмоции. Если я скажу слово ЛЕТО, каждый из вас вспомнит что-то свое: запах и вкус клубники, тепло солнечных лучей, ощущение обжигающе горячего песка под босыми ногами, шум морской волны и т.д.
Я буду называть вам слова, а вы записывайте на листочек, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.
МАМА
КОНФЕТА
ДРУЖБА
НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ
III. Рефлексия, подведение итогов. (Слайд презентации 16)
А сейчас давайте подведем итоги. Каждого из вас я попрошу закончить оба предложения: «Я не знал…», «Теперь я знаю...». Итак, что же нового вы сегодня узнали? Какой вывод вы сделали для себя?
Ребята, каждый раз, когда вам захочется произнести матерное слово, вспомните про тот вред, который оно наносит вам и окружающим, подумайте, красиво ли вы выглядите в глазах своих друзей.
А закончить наш классный час хотелось бы словами Омара Хайяма (Слайд презентации 17)
Не бойтесь дарить согревающих слов
И добрые делать дела!
Чем больше в огонь Вы вложите дров,
Тем больше возьмете тепла.
Давайте же и мы, ребята, будем беречь наш красивый русский язык, беречь себя и своих близких. Будем следить за каждым словом, которое мы говорим, чтобы каждое наше слово служило только добрым и светлым чувствам. И делиться добротой. (Слайд презентации 18)
ГКОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении Шафрановская санаторная школа-интернат
План – конспект классного часа на тему: «Сквернословие»
Подготовила: воспитатель 5 группы Шаяхметова Гульшат ГалиевнаШафраново 2015г.