МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ для студентов специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»


ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»











ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

для студентов специальности
38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»





















п.Сосновское
2015








Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины Экономика организации для студентов специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения самостоятельной работы. Методические рекомендации адресованы студентам очной и заочной форм обучения.










С О Д Е Р Ж А Н И Е


Пояснительная записка
4


Общие подходы к этапам выполнения самостоятельной работы
6


Этапы работы над рефератом
6


Контрольная работа
8


Семинарское занятие
9


Рекомендации по подготовке и выступлению с научным сообщением
на практическом занятии
10


Курсовая работа
12


Поиск литературы
13


Оформление списка литературы
14


Оформление библиографических ссылок
15


Примерный перечень самостоятельной работы по дисциплине «Экономика организации (предприятия)
16









































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель методических указаний – оказать помощь студентам в работе с учебной и научной литературой, в овладении определенными учебными умениями и навыками к которым относится:
- умение накапливать информацию:
- умение творчески ее перерабатывать:
- умение выдавать новую информацию:
- умение находить на все это время.
Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и
практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов:
творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
В учебном процессе среднего специального учебного заведения
выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Одной из форм самостоятельной деятельности студента является написание контрольных работ, докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, решением практических ситуаций.
Выполнение таких видов работ способствует формированию у студента навыков к самостоятельному творчеству, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.
Для успешного овладения навыками самостоятельной работы студенту обязательно следует научиться работать с учебной литературой. Для чего необходимо знать основные пути к литературным источникам, знать, как их находить в библиотечных фондах, уметь выбрать в них нужную информацию, правильно ее обрабатывать.
Чтобы правильно работать с учебной и научной литературой, необходимо, владеть, определенными, учебными, умениями, и навыками, к которым относится:
- умение накапливать информацию:
- умение творчески ее перерабатывать:
- умение выдавать новую информацию:
- умение находить на все это время.















ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ЭТАПАМ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Они могут быть следующими:
- выбор и утверждение или согласование с преподавателем темы;
- составление плана работы;
- анализ имеющейся литературы (информации) по изучаемой проблеме;
- изучение теории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях;
- осмысление собранного материала;
- расчет, анализ и обобщение полученных результатов практической работы;
- текстовое оформление работы;
- публичное выступление с результатами работы.
При этом студентам полезно помнить, что после каждого этапа выполнения плана самостоятельной работы они могут обращаться за консультацией к преподавателю или руководителю для дальнейшей корректировки работы.
А теперь рассмотрим какие виды самостоятельной работы за период обучения выполняют студенты и какие к этим работам предъявляются требования

Реферат
Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания проведенной работы, литературы по теме.
Это самостоятельная работа студента, где выбор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов, обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявлять и сам студент.

Этапы работы над рефератом

Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию.
Подбор и изучение основных источников по теме (не менее 6-10 различных источников).
Составление библиографии.
Обработка и систематизация информации.
Разработка плана реферата.
Написание реферата.
Публичное выступление с результатами работы.

Примерная структура реферата
Титульный лист
Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт)
Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы)
Основная часть (каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы)
Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации)
Список литературы




Образец оформления титульного листа
ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»
(шрифт 14, ж)







Р Е Ф Е Р А Т
(шрифт 18, ж)





по дисциплине__________________________________
(шрифт 14, ж)

на тему________________________________________
(шрифт 14, ж)





Выполнил(а)
Студент(ка)________________
Группа ____________________
Специальность_____________


Проверил
Преподаватель______________
(шрифт 12)















п.Сосновское
20_
(шрифт 14, ж)


Требования к оформлению реферата

Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц (размер шрифта - 12-14, интервал – полуторный, выравнивание текста – по ширине, шрифт – Times New Roman, абзацный отступ – 1 см, поля: низ, верх, справа - 2 см, слева – 2,5 – 3 см) или 10-20 рукописных; все приложения к работе не входят в ее объем.
Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
Обязательно должны иметься ссылки на использованную литературу.
Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Критерии оценки реферата.
- Актуальность темы работы.
- Соответствие содержания теме.
- Глубина проработки материала.
- Правильность и полнота использования источников.
- Соответствие оформления реферата стандартам.

Образец Содержания
Введение: .....................................................................
Глава 1. Предприятие – основное звено экономики .......
Глава 2. Классификация предприятий.............
Глава 3. Экономические показатели предприятия..........................
Заключение ............................................................................
Список литературы...................................................................

Доклад
Доклад вид самостоятельной работы, используется в учебных заведениях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интерес, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. К докладу по крупной теме могут, привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В настоящее время доклады, по содержащею практически ничем не отличаются от рефератов, и является зачетной работой студента.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольная работа -- одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности активности студентов в учебном процессе, эффективное т методов, форм и способов учебной деятельности.
Это своеобразный письменный экзамен, который требует серьезной подготовки.
При подготовке домашней контрольной работы необходимо руководствоваться примерной тематикой, которую рекомендуем руководитель.
Первым этапом подготовки данной контрольной работы является выбор темы, составления и изучение подобранной литературы, других источников. В процессе изучения литературы делаются краткие записи наиболее важных положений. Затем весь подготовленный материал систематизируется согласно плану, уточняются цитаты и выписки, составляется примерное содержание контрольной работы.
На последнем этапе контрольная работа доводится до «кондиции», при этом во введении дается характеристика и показывается актуальность темы: в соответствии с намеченными в плане вопросами раскрывается основное содержание, а в заключении делаются выводы, к которым пришел автор работы.
Контрольная работа имеет титульный лист, план, перечень вопросов, заданий. Обязательно указывается вариант работы.
Объем работы не должен превышать 10 печатных страниц или 12 листов школьной тетради, написанных от руки.
Контрольная работа не может быть оценена положительно, если в ней поверхностно раскрыты вопросы, допущены принципиальные ошибки, а также при условии механически переписанного материала из учебников или другой литературы.
Рекомендации
Работу пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Отвечайте на вопросы конкретно, логично, по теме, с выводами и обобщением, проявляя собственное отношение к проблеме.
В конце контрольной работы укажите используемую литературу.
Приводимые в тексте цитаты и выписки обязательно
Практическое задание
Выполнение практического задания следует начинать с изучения методических указаний заданий. В решении заданий следует делать ссылки на нормативные и законодательные акты, то есть свое решение подтверждать, указав номер статьи и пункта закона или положения.


Логическая схема базы знаний
Логическая схема базы знаний означает по изучаемой теме упорядочить и структурировать изученный материал в наиболее подходящем виде: пирамиды; дерева; круга; лестницы или любой иной приемлемой форме. В данное изложение можно включить перечень ключевых понятий темы (глоссарий).
Выполнение такого задания позволит формировать у будущего специалиста новаторское мышление, стремление к исследованию, добросовестность, мотивацию и понимание социальной ответственности своих действий.

Семинарское занятие
Семинарские занятия по экономическим дисциплинам являются не столько формой отчётности студентов об усвоении материала, сколько возможностью анализа разнообразных экономических проблем. В этом случае каждый студент может лично определить собственную позицию в связи с освоением курса экономики и понять её практическую значимость.
Естественно, наиболее приемлемой формой практического занятия является дискуссия (открытый разговор). Участие в дискуссии предполагает глубокое проникновение в суть обозначенных проблем, умение поставить вопрос, аргументировать свои доводы, свободно ориентироваться в материале, концентрироваться в неожиданной ситуации. И это требует большого усердия. Конечно, практические занятия по экономике проходят и в формах «вопросответ», письменной контрольной работы, реферирования, заслушивания сообщений. Но именно дискуссия является самой эффективной формой освоения курса экономики. Как же нужно готовиться к семинару по экономике?


Рекомендации по подготовке и выступлению с научным сообщением на практическом занятии
1. Тема сообщения должна быть выбрана на основе личного интереса к проблеме и определённого представления о ней. Работа «с нуля», хотя и не исключает хорошего результата, снижает качество взаимодействия автора сообщения с аудиторией.
2. В процессе подготовки сообщения студент должен освоить, если не полностью то по сути, основные источники по заинтересовавшей его проблеме. Этот этап работы должен определяться не механическим сбором информации из различных трудов, а собственным видением проблемы. Здесь должна осуществляться своеобразная «примерка» замысла к результату, суть которого состоит в том, чтобы аудитория проявила интерес к сообщению и могла сформулировать новое знание. Но основе своих интеллектуальных возможностей попробуйте ощутить тему «своей», не страшитесь познакомить слушателей со своей личной точкой зрения, пусть даже и несовпадающей с общепринятой. Выражение собственной позиции и критичность - обязательные элементы хорошего сообщения. В любом случае следование этим советам будет свидетельствовать о творческом отношении к делу, что и является необходимым условием качественного освоения учебного курса.
3. Обязательно составьте, хотя бы краткий, план сообщения и строго следуйте ему. Помните, что план, как и само сообщение, должны состоять из своеобразного введения, где обозначается проблема, её актуальность, причина научного интереса автора к теме. Далее следует основная часть, в которой излагаются главные положения сообщения. Необходимым элементом являются выводы, где подводится общий итог сказанному, даются акценты и определяется чёткая позиция автора по проблеме. Составление плана и следование ему важны не только с точки зрения качественного содержания сообщения, но и чисто организационно: время выступления ограниченно. Черновое прочтение сообщения до семинара (по плану) позволит избежать ситуации, когда автор вынужден просить время ещё и ещё, нарушая таким образом, структуру всего занятия.
4. Сообщение обязательно должно содержать в себе вопросы и для автора, и для аудитории. В этом плане сообщение отличается от реферата, который является лишь описанием источников, ознакомлением слушающих с их содержанием. В сообщении важен анализ и поиск путей дальнейшего продвижения к истине, что практически невозможно, когда делаются однозначные, констатирующие выводы. Если сообщение носит именно реферативный характер, то оно в лучшем случае будет принять к сведению. Оно же должно пробудить встречный интерес студентов, вопросы, возможное несогласие. Только в этом случае Вы дадите начало дискуссии, открытой беседе, что, безусловно, полезнее и эффективнее траты времени на заслушивание так называемых докладов, когда выступление превращается в скучный монолог-перечитывание академических трудов.
5. Сообщение должно быть изложено не сухим, академичным, а Вашим собственным, живым языком. Помните, когда выступающий «поёт с чужого голоса» - интерес к нему катастрофически падает. В этом смысле делать сообщение непросто, но следование этой рекомендации поможет Вам, во-первых, качественно освоить курс экономики, во-вторых, потренировать себя в качестве оратора, что, вне всякого сомнения, будет полезным для Вашей будущей профессиональной деятельности.
6. Не следует увлекаться академическими выкладками и специфическими, тем более новыми для Вас и слушателей, терминами. Свободное владение ими является результатом долгой профессиональной деятельности. Если же Вы употребляете их в сообщении, то обязательно потрудитесь, используя специальную литературу и словари, уяснить смысл новых слов и понятий. В ходе сообщения делайте необходимые пояснения к ним.
7. Сообщение, за исключением особых случаев, не требует специального оформления.
Опорным материалом для самостоятельной работы являются лекции ведущего преподавателя. Но этого недостаточно.
Студент должен вначале просто понять тему и вопросы к ней («почувствовать» тему). После этого можно перейти к основательному изучению материала.
Необходимо помнить, что студент обязан быть готовым по всем вопросам семинарского занятия. В противном случае он не сможет участвовать в обсуждении темы целиком. Итак, обозначим этапы самостоятельной подготовки.
Первый - осмысление темы.
Второй - работа с материалом лекций.
Третий - изучение учебных пособий и первоисточников и соотнесение их с материалом лекций.
Четвёртый - определение собственного отношения и собственной позиции по поставленным проблемам.
Естественно, это предполагает творчество, индивидуальный подход, критическое отношение. Все этапы полезно проходить, пользуясь словарями, т.к. часто встречаются незнакомые, специфические термины и понятия.
Итогом такой работы желательно иметь рабочие записи (форма произвольная, в зависимости от индивидуальных способностей и особенностей интеллектуального уровня).
Выступления на семинаре должны чётко соответствовать вопросам темы, выражать собственную позицию студента, быть обоснованными, критичными, заканчиваться выводом с оценками.


ПОИСК ЛИТЕРАТУРЫ
Любой студент рано или поздно сталкивается с необходимостью работать в библиотеке. Но прежде чем отравится туда с начала необходимо оценить свою домашнюю. Возможно, в ней найдутся полезные для работы книги и статьи журналов. Затем следует изучить книжный фонд техникума, а после чего обращаться в публичные библиотеки. Поиск необходимой литературы - продолжительный труд. Значение его огромно: ибо от полноты изучения материала будет зависеть качество написания самостоя тельной работы. Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращению к каталогу.
Каталог - это перечень книг, имеющихся в фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны сведения о книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке.
Если студенту точно известны названия книги или хотя бы фамилии их авторов, необходимо воспользоваться алфавитным каталогом. Если необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопрос (теме) имеются в данной библиотеке, необходимо обратиться к систематическому каталогу. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, все карточки в нем располагаются в системе отраслей знания. От алфавитного каталога систематический каталог отличается тем, что в каждом из его разделов отражается литература по вопросам одной отрасли.
В некоторых библиотеках ведется предметный каталог. Он значительно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога за основу наименования разделов берется не отрасль знания, а название предметов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком.
Следует отметить, что в каталогах студент может найти только названия книг, тогда как ему для написания и контрольной и курсовой работы необходим также материал, напечатанный в журналах, газетах и различного рода сборниках.
Для этого в библиотеках организуются библиографические картотеки, где помещаются описания журналов, книг и глав. Систематическая картотека статей включает карточки на статьи из газет и журналов, получаемых библиотекой, статьи из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, техники, культуры, образования.
Тематические картотеки включают по отдельным темам разные книги, статьи и другие произведения печати, где освещаются наиболее важные вопросы проблемы (темы), которой посвящена та или иная картотека.
В связи с активным внедрением компьютерных технологий карточные каталоги переводятся в машиночитаемую форму и создаются электронные каталоги. Они частично снимают неудобства в общении читателя с поисковой системой библиотеки и сокращают время поиска литературы студентом.
При написании курсовой работы для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов студентом широко используется справочная литература, которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки.
К справочной литературе относятся различные энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники и т. д.
Важными литературными источниками являются также брошюра, сборник научных статей, журнальная статья, рецензия, аннотация, учебное и методическое пособия.

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ.
В особом внимании нуждается оформление списка использованных источников или
литературы, который является составной частью реферата, контрольной или курсовой работы. Этот список помещается в конце работы, после "Заключения".
Каждая книга списка должна быть описана в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание документа.
Если книга написана одним, двумя или тремя авторами, в описание должно входить, фамилия и инициалы автора; полное название книги ; косая черта: сведения об ответственности; после тире название города, в котором издана книга; после двоеточия название издательства (без кавычек), которое её выпустило; после запятой год издания; после точки и тире количество страниц, например:
1 автор
Бор, М. 3. Основы экономических исследований / М.З.Бор. М.: ДИС, 2008. 140 с.
2 автора
Иванов, И.И. Мотивация : учеб пособие / И.И.Иванов, П.П.Петров.- М.: Наука,2012.-15с.
3 автора
Петров, П.П. Маркетинг / П.П.Петров, И.И.Иванов, С.С.Сидоров.- СПб.: Питер,2013.-123с.
Если книга издана без указания авторов или имеет четырех и более авторов, то она описывается под заглавием книги, например:
Реформирование и реструктуризация предприятий / В.Н.Тренев, В.А. Ириков, С.А. Ильдеменов, С.С.Петров. М.: ПРИОР, 2008. 318 с.
Для некоторых городов приняты специальные сокращения в описании: СПб. (Санкт-Петербург), М. (Москва), Ростов н/Д ( Ростов – на - Дону).
Особое внимание необходимо обратить на правильность описания официальных документов (законов, указов, положений, постановлений и др.). После названия официального материала ставится двоеточие и указывается, кем принят (утвержден) данный законодательный акт, дата принятия и его номер. Обычно такие материалы оперативно печатаются в газетах, поэтому далее надо указать, где опубликован этот материал, т. е. после двух косых линий указывается название газеты, год, номер, число и страницы, где напечатан этот документ.
О мерах по оздоровлению государственных финансов: указ Президента РФ от 11 декабря 2010г. // Российская газета. 2011.- № 1278. 16 декабря. С. 3-5.
При написании самостоятельных работ наиболее приемлемым является алфавитная группировка использованных источников, когда список невелик по объему. Но если имеются законодательные и нормативные документы, то они всегда располагаются по значимости в начале списка, а затем указывается остальная литература по алфавиту, например:
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 2009 г. М.: Юрист, 1997. 31 с.
О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ. М.: Интел-Синтез, 1997.32 с.
О Государственной комиссии по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей: постановление Правительства РФ от 14 июля 1997г. // Собрание законодательства РФ. - 1997. – Л. 29. - Ст. 3529.
Виханский, О.С. Практикум по курсу «Менеджмент» / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - М.: Гардарика, 2009. - 288 с.
Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Н.П.Кондраков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010.



ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК
При написании контрольных и курсовых работ студенту часто приходится обращаться к цитированию работ различных авторов, использованию статистического материала. В этом случае необходимо оформлять ссылку на тот или иной источник. Ссылки оформляются по ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо брать в кавычки и т. п.) следует также обратить внимание паточное указание источников цитат.
Существуют различные способы указания источников цитат в зависимости от характера работы. В контрольных и курсовых работах, как правило, используются подстрочные примечания и внутритекстовые ссылки.
В подстрочных примечаниях ссылки (сноски) оформляются внизу страницы, на которой расположен цитируемый материал. Для этого в конце цитаты ставится цифра, которая обозначает порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску (ссылку) от текста, этот номер повторяется и за ним следует название книги из которой взята цитата, с обязательным указанием номера цитируемой страницы. Например:
1 Виноградов П. К. Очерки по теории права. М.: Юрист, 2009. С. 31.
В подстрочных примечаниях можно также указывать источник фактических и статистических данных, приведенных в тексте.
Нумерацию ссылок можно делать сплошной или для каждой страницы давать свою.
Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда сведения об анализируемом источнике являются органической частью основного текста. Они удобны тем, что не отрывают внимание от текста. Описание в подобных ссылках начинается с инициалов и фамилии автора, в кавычках указывается название книги или статьи, выходные данные приводятся в скобках. Например (по тексту):
Профессор В. П. Щетинин, рассматривая образование как некоммерческую отрасль экономики, писал: "Проблема некоммерческого характера экономики системы образования и её учреждений относится к числу злободневных, но до конца не решенных проблем, которые сегодня имеют большое теоретическое и практическое значение" (И. П. Щетинин и др. Экономика образования. М., 2008 . С. 81).



















































Примерный перечень самостоятельной работы по дисциплине «Экономика организации (предприятия)
Самостоятельная работа 1
Тема: Основные организационно-правовые формы организаций (предприятий).
Задание: Составить опорный конспект по теме: «Особенности создания АО».
Норма времени: 2 часа.
Цели:
Подготовка студентов к самостоятельной учебной деятельности.
Формирование способов логического анализа источников учебной информации.
Воспитание профессионализма и активизации учебной деятельности студентов.
Примерный план опорного конспекта.
Нормативные документы, регламентирующие создание АО.
Понятие АО и его отличие от других организационно - правовых форм.
Виды АО и их характеристика.
Организация АО и его участники.
Уставный капитал АО: порядок его увеличения и уменьшения.
Управление АО.


Самостоятельная работа 2
Тема: Производственная структура организации (предприятия)
Задание: Подготовить доклад по теме: «Понятие качества и конкурентоспособности предприятия»
Норма времени: 2 часа.
Цели:
Подготовка студентов к самостоятельной учебной деятельности.
Формирование способов логического анализа источников учебной информации.
Воспитание профессионализма и активизации учебной деятельности студентов.
Примерный план доклада.
Понятие и показатели качества (продукции, работ, услуг).
Понятие и показатели конкурентоспособности предприятия.
Государственные и международные стандарты и системы качества.
Системы управления качеством и их развитие.


Самостоятельная работа 3
Тема: Основной капитал и его роль в производстве.
Задание: Подготовить реферат по теме: «Оборотные средства предприятия»
Норма времени: 2 часа.
Цели:
Подготовка студентов к самостоятельной учебной деятельности.
Развитие интереса у студентов к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого студента к тому, что объясняет преподаватель.
Воспитание профессионализма и активизации учебной деятельности студентов.

Примерный план реферата
Понятие и виды капитала предприятия.
Сущность основного капитала и его отличие от оборотного.
Понятие оборотных фондов.
Анализ показателей использования оборотных фондов.
Резервы (способы) улучшения использования оборотных фондов.
Самостоятельная работа 4
Тема: Оборотный капитал.
Задание: Составить и решить ситуацию по оценке эффективности применения оборотных средств.
Норма времени: 2 часа.
Цели:
Подготовка студентов к самостоятельной учебной деятельности.
Развитие у студентов логического мышления, формирование способов логического анализа источников учебной информации.
Воспитание профессионализма и активизации учебной деятельности студентов.
При составлении практической ситуации необходимо:
Помнить, что собой представляют оборотные средства.
Знать показатели эффективности применения оборотных средств.
Использовать в практической ситуации задания по расчету оборачиваемости оборотных средств, длительности оборота, коэффициента загрузки средств в обороте.
После решения ситуации сформулировать выводы.

Самостоятельная работа 5
Тема: Формы и системы оплаты труда.
Задание: Подготовить доклад по теме: «Методы мотивации труда»
Норма времени: 2 часа.
Цели:
Подготовка студентов к самостоятельной учебной деятельности.
Развитие интереса у студентов к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого студента к тому, что объясняет преподаватель.
Воспитание профессионализма и активизации учебной деятельности студентов.
Примерный план доклада.
Понятие мотивации труда и ее виды.
Подходы к построению системы мотивации сотрудников.
Значение мотивации труда для достижения поставленных целей предприятия.
Самостоятельная работа 6
Тема: Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность,
· основные показатели деятельности организации (предприятия).
Задание: Изучить теоретический материал по теме: «Отраслевые особенности структуры себестоимости»
Норма времени: 2 часа.
Цели:
Закрепление основных знаний и понятий по теме урока. Подготовка студентов к самостоятельной учебной деятельности.
Развитие интереса у студентов к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого студента к тому, что объясняет преподаватель.
Воспитание профессионализма и активизации учебной деятельности студентов.
Методические рекомендации по изучению материала «Отраслевые особенности структуры себестоимости»
При изучении этого материала в первую очередь необходимо усвоить такие понятия, как «себестоимость», «структура», «отрасль». Так как отрасль
· это группа качественно однородных предприятий или организаций, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую функцию в национальном хозяйстве, то наблюдаются различия в составе затрат, а следовательно и в структуре себестоимости. При изучении материала по этому вопросу необходимо определить эти различия и причины их возникновения.
После изучения материала должно быть достаточно знаний для ответа на следующие вопросы:
Если предприятие выпускает продукцию материалоемкую, то, как изменится структура себестоимости в отличие от предприятия, производимого трудоемкую продукцию?
В чем проявится отличие структуры себестоимости предприятий энергетической отрасли и предприятий
Самостоятельная работа 7
Тема: Ценообразование
Задание: Составить опорный конспект по теме: «Методы формирования цен»
Норма времени: 2 часа.
Цели:
Подготовка студентов к самостоятельной учебной деятельности.
Формирование способов логического анализа источников учебной информации.
Воспитание профессионализма и активизации учебной деятельности студентов.
Примерный план опорного конспекта.
Нормативные документы, регламентирующие ценообразование на предприятии.
Значение цен среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия.
Основные факторы, влияющие на выбор метода ценообразования.
Основные методы формирования цен.
Самостоятельная работа 8
Тема: Прибыль и рентабельность.
Задание: Изучить теоретический материал по теме: «Факторы, влияющие на прибыль»
Норма времени: 2 часа.
Цели:
Закрепление основных знаний и понятий по теме урока. Подготовка студентов к самостоятельной учебной деятельности.
Развитие интереса у студентов к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого студента к тому, что объясняет преподаватель.
Воспитание профессионализма и активизации учебной деятельности студентов.
Методические рекомендации по изучению материала «Факторы, влияющие на прибыль» При изучении этого материала в первую очередь необходимо усвоить такое понятие, как «прибыль». Надо знать, что источником формирования прибыли является в первую очередь выручка от основного вида деятельности, которая и является основным фактором, влияющим на прибыль. Прибыль
· это разница между доходами (выручкой) и расходами (себестоимостью) предприятия. Видим еще один фактор, влияющий на прибыль. Далее самостоятельно выявить другие факторы, влияющие на прибыль. После самостоятельного изучения материала необходимо ответить на вопросы:
Понятие прибыли и себестоимости.
Какая зависимость между прибылью и выручкой; между прибылью и себестоимостью?
Каким образом качество закупленных материалов для производства, скорость их оборачиваемости влияют на прибыль предприятии?
Квалификация кадров оказывает влияние на прибыль? (ответ обосновать)
Самостоятельная работа 9
Тема: Планирование деятельности предприятия.
Задание: Составить опорный конспект: «Структура бизнес-плана»
Норма времени: 2 часа.
Цели:
Подготовка студентов к самостоятельной учебной деятельности.
Формирование способов логического анализа источников учебной информации.
Воспитание профессионализма и активизации учебной деятельности студентов.
Примерный план опорного конспекта.

Понятие и значение бизнес-плана.
Содержание бизнес-плана.
Порядок разработки бизнес-плана.
Особенности разработки основных этапов бизнес-плана.
Самостоятельная работа 10
Тема: Планирование деятельности предприятия.
Задание: Составить таблицу: «Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия»
Норма времени: 2 часа.
Цели:
Закрепление основных знаний и понятий по основным видам ресурсов предприятия. Подготовка студентов к самостоятельной учебной деятельности.
Развитие логического мышления, творческого потенциала и повышение самостоятельности студентов.
Воспитание профессионализма и активизации учебной деятельности студентов.
Методические указания по составлению таблицы.
В таблице обязательно должны быть показатели: выпуска или реализации продукции, использования материалов и основных средств, производительности труда, прибыли и рентабельности. Кроме обязательных показателей можно в таблицу включить другие, характеризующие использование ресурсов предприятия. Значения показателей выбираются произвольно, но обязательно те показатели, которые зависят от основного показателя, рассчитываются согласно методике. Например: объем продаж и стоимость основных ОПФ определяется произвольно, а фондоотдача и фондоемкость определяются расчетным путем. Показатели в таблице представляются за 2-3 периода, и рассчитывается динамика этих показателей. В заключении необходимо сформулировать краткие выводы по данным таблицы.

Самостоятельная работа 11
Тема: Организация (предприятие) на внешнем рынке.
Задание: Изучение теоретического вопроса «Совместное предпринимательств, основные условия функционирования»
Норма времени: 2 час.
Цели:
Формирование учебно-познавательных мотивов студентов и подготовка их к самостоятельной учебной деятельности.
Развитие логического мышления, творческого потенциала и повышение самостоятельности студентов.
Воспитание профессионализма и активизации учебной деятельности студентов.
Методические указания по изучению вопроса «Совместное предпринимательство, основные условия функционирования».
При самостоятельном изучении данного вопроса необходимо более подробно остановиться на следующих моментах совместного предпринимательства:
Понятие и основные формы совместного предпринимательства.
Цели и порядок создания совместных предприятий.
Совместные предприятия с иностранными инвестициями
Плюсы и минусы совместных предприятий.
Литература:
Сафронов,Н.А. Экономика предприятия: учебник / Н.А.Сафронов. - М.: Юристь, 2007.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15