Статья Использование подвижных игр на уроках физической культуры и внеурочной деятельности


Использование подвижных игр на уроках физической культуры и внеурочной деятельности
Подвижные игры могут быть: составной частью учебного занятия и служить для обучения, тренировки, проверки достижений занимающихся; полностью составлять содержание учебного занятия; могут быть составной частью внеурочных занятий; могут представлять самостоятельную организационную форму (самодеятельные индивидуальные и коллективные игры с непостоянным составом участников; товарищеские встречи и календарные состязания по играм; игры на местности, в оздоровительно-спортивных, туристических лагерях; праздничные вечера и утренники; утренняя гимнастика).
Говоря об учебных занятиях, следует отметить, что игры здесь имеют большое воспитательное значение. Подбирая игры, следует учитывать возраст, подготовленность занимающихся, обстановку, в которой проходят занятия и поставленные педагогические задачи. Учитель физической культуры должен быть хорошо знаком с современными играми, чтобы уметь выбирать из большого игрового материала то, что соответствует конкретным задачам, разрешаемым посредством игры. Поскольку подвижные игры на уроках физической культуры сочетаются с другими средствами физического воспитания, необходимо определить место игры среди других упражнений в уроке. Между играми и другими видами занятий устанавливается методическая преемственность, что способствует лучшему разрешению поставленных задач, повышению плотности учебного занятия и позволяет правильно дозировать упражнения. Большинство игр может быть составлено на материале гимнастики для закрепления умений и навыков при выполнении строевых упражнений, общеразвивающих упражнений, элементов акробатики, упражнений на снарядах и т. д. Подвижные игры можно проводить в любой из частей учебного занятия.
В начале проводятся игры, направленные на укрепление и совершенствование двигательных навыков, так как при этом обучающиеся могут лучше выполнять и анализировать сложные двигательные действия. Затем следуют игры, направленные на воспитание физических качеств.
В подготовительной части учебного занятия подвижные игры включают с целью общей и специальной разминки, повышения эмоционального состояния обучающихся, повторения и закрепления отдельных упражнений или их направленного использования для развития определенных двигательных качеств, для организации внимания. Следует подбирать такие игры или эстафеты, в которых участвуют одновременно все обучающиеся или задания выполняются поочередно, но с минимальными паузами между повторениями.
В начале основной части учебного занятия перед изучением нового материала, с целью повторения и закрепления пройденных упражнений, связанных по структуре с новыми двигательными действиями, - применяют настроечные упражнения, которые и используются для специальной подготовки (например, игра «чехарда» перед опорным прыжком).
В середине основной части урока после отдельных видов упражнений с целью качественной проверки изученного материала в усложненных условиях, повышенном эмоциональном возбуждении, высокой ответственности перед коллективом, подбираются игры и эстафеты, включающие 1-2 задания, простые по организации и требующие минимального времени для проведения.
В конце основной части учебного занятия включаются задания с той же целью, что и в середине учебного занятия, но уже с применением любых самых сложных игр и эстафет, вплоть до комбинированных, а так же с использованием и установкой различного оборудования. В заключительной части учебного занятия следует включать подвижные игры, эстафеты, танцевальные упражнения, игры с использованием музыки и т. д. с цель. Активного отдыха, перехода к спокойному состоянию и организации внимания обучающихся.
Одно только представление о предстоящей игре или эстафете способно вызвать у обучающихся положительные эмоции. Это значительно повышает их интерес к занятиям.
Подвижные игры на материале гимнастики
«Удержи обруч»Содержание:
Участники команд становятся в две шеренги лицом друг к другу и рассчитываются по порядку. Между шеренгами в круге находится водящий, который поддерживает одной рукой обруч, стоящий на полу вертикально. Водящий вращает обруч вокруг оси и называет номер. Участники под этим номером бегут к обручу и стараются быстрее схватить его. Затем называется другой номер.
Правила:
Обруч нужно успеть схватить до того, пока он не упал на пол. Игрок, первым взявшийся за обруч, получает очко.
Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Начало вращения обруча должно совпадать с вызовом номеров.
Инвентарь:
Гимнастический обруч.
«Придумай сам»Содержание:
Игроки двух команд строятся в шеренгу и на разных сторонах зала лицом друг к другу и рассчитываются по порядку номеров. Преподаватель называет любой номер. Игрок должен быстро выйти на середину зала и показать три разных акробатических элемента. Затем вызывается игрок из другой команды, который показывает три новых движения, не похожих на прежние.
Правила:
Упражнения не должны повторяться, иначе команде начисляется 1 штрафное очко.
Побеждает команда, имеющая меньше штрафных очков.
В соревновании учащиеся должны использовать ранее изученные элементы и их комбинации.
«Кто сядет первым»Содержание:
Игроки стоят на скамейке друг за другом на некотором расстоянии. По сигналу преподавателя они спрыгивают на пол, ноги врозь, затем снова вспрыгивают на скамейку, с нее – на пол в сторону и садятся. Задание могут выполнять все участники одновременно определенное количество раз или последовательно друг за другом.
Варианты задания:
прыжки через скамейку с приземлением справа и слева от скамейки,
комбинированный способ, где чередуются прыжки на скамейку с прыжками через скамейку или поворотами в разные стороны.
Правила:
Игру начинать только по команде преподавателя. Игроки должны точно выполнять все требования. Победительницей считается команда, первой выполнившая задание.
Для синхронного выполнения задания учащиеся могут повторять подаваемые капитаном команды.
Инвентарь:
Гимнастические скамейки.
«Обруч на себя»Содержание
Игроки выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу. Интервал между игроками – 1 – 1,5 м. Правофланговые каждой из шеренг надевают на себя обруч. По сигналу преподавателя они быстро прокручивают обруч и передают его стоящему рядом партнеру, который надевает обруч на себя сверху вниз (или наоборот) и передает следующему участнику.
Вариант игры: команды выстраиваются в два круга. Передача нескольких обручей идет по кругу. Обручи возвращаются к головным игрокам, которые их надевают на себя.
Правила
Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
Окончанием игры можно считать момент, когда последний в шеренге игрок надел обруч.
Инвентарь
Гимнастические обручи.
«Построй мост»Содержание
Соревнуются несколько команд по 4—6 человек в каждой. Перед началом игры выстраиваются в колонны за линией старта. В пяти шагах от первой линии проводится вторая.
По сигналу преподавателя первый игрок бежит до условленной отметки и становится на мост. После этого выбегает следующий игрок и, проползая под мостом, «строит» второй мост за первым. Затем под двумя мостами проползает третий игрок, за ним — четвертый и т. д. Последний игрок проползает самый длинный путь под мостом, а затем командует: «Встать!». Все игроки поднимаются, бегом устремляются к линии старта и строятся в колонны
Правила
Команда, первой выполнившая задание, объявляется победителем.
Необходимо, чтобы игроки правильно выполняли и хорошо «держали» мост.
«Смена мест»Содержание
Во время выполнения любых гимнастических упражнений, при любом построении по указанному сигналу учащиеся меняются местами и принимают стойку «смирно». Например, можно выполнять упражнения стоя в кругах, на гимнастических скамейках с предметами и т. д.
Правила
При наличии нескольких колонн заранее оговаривается, кто с кем меняется местами. При использовании станций круговой тренировки соревнуются нечетные номера с четными. За каждую выигранную смену команда получает одно очко. Побеждает команда, набравшая в сумме большее количество очков
Следует оценивать не только быстроту смены, но и качество выполнения упражнений
Инвентарь
Любой набор: от мелкого штучного (палки, обручи) до снарядов (скамейка, стенка и др.).
«Спасатели»Содержание
Команды соревнуются в расстановке снарядов, выполнении упражнении на них и уборке снарядов. Например, игроки устанавливают гимнастическую скамейку наклонно к гимнастической стенке, укрепляют рядом подвесной мостик, а внизу кладут гимнастический мат. Затем потоком они выполняют упражнения и после этого убирают снаряды на место
Правила
Команда, выполнившая здание первой, объявляется победительницей.
Инвентарь
Гимнастическая скамейка либо стенка, подвесной мостик, перекладина, гимнастический мат.
«Гимнастический марафон»Содержание
Две команды должны преодолеть все препятствия, выполнив задания:
1) сделать на матах переворот боком («колесо»);
2) пролезть под конем;
3) пробежать по бревну;
4) перепрыгнуть через козла (ноги врозь);
5) сделать два кувырка на матах и финишировать
Правила
Засекается время от старта первого игрока до финиша последнего.
Каждый последующий игрок выбегает к первому снаряду, когда его предшественник перешел на второй снаряд. За каждую ошибку при выполнении упражнения начисляются 2 с. штрафного времени.
Побеждает команда, быстрее выполнившая задание
В заранее продуманном порядке в зале должны быть расставлены снаряды. При отсутствии парных снарядов команды соревнуются поочередно.
Инвентарь
Гимнастические снаряды, маты.
Подвижные игры на материале легкой атлетики
«Комбинированная эстафета»Содержание:
Команды выстраиваются в колонны по одному. По сигналу первые игроки бегут до поворотной стойки, огибают ее и добегают до линии броска. Выполняют бросок теннисным мячом в цель, ловят мяч и передают его в свою колонну следующему участнику, который продолжает эстафету, а сами становятся в конец колонны.
Правила:
Бег и метание в цель необходимо выполнять условным способом. В случае непопадания мячом в цель игроки должны повторять броски до тех пор, пока мяч не достигнет цели, и только после этого следует передать его в колонну очередному участнику.
Побеждает команда, раньше заканчивающая эстафету
Целью для броска могут быть: баскетбольный щит, кольцо, мишень на стене.
На начальной стадии игры броски можно совершать без целевого попадания. Эстафету можно усложнить за счет увеличения количества бросков и изменения способов их выполнения
Инвентарь:
Теннисные мячи, стойки или конусы.
Эстафета «Вокруг встречной колонны»Содержание:
Игроки каждой команды распределяются на две встречные колонны.
Первые игроки одной колонны принимают старт с эстафетными палочками в руках, бегут к противоположной половине своей команды и огибают ее. Подбежав к началу колонны, они передают эстафетную палочку головному игроку противостоящей колонны и, в свою очередь, передает эстафету игроку, стоящему впереди этой колонны, и т. д.
Правила:
Необходимо соблюдать все правила эстафетного бега. За нарушение правил назначается штрафное очко.
Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету и имеющая меньше штрафных очков.
Соревнование заканчивается, когда игроки в колоннах поменяются местами на площадке (или в случае двойной пробежки снова окажутся на своих местах).
Инвентарь:
Эстафетные палочки
«Третий лишний»Содержание:
Игроки команд располагаются парами внутри площадки. Расстояние между парами 2-3 м. Водящий и один из игроков (убегающий) располагаются за линией. Водящий стремится запятнать убегающего, а убегающий может встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становится «третьим лишним» и убегает от водящего. Если же водящему удается запятнать свободного игрока, то они меняются ролями
Правила:
Убегающий может занять свое место в паре, только если он пробежал полный круг. Пересекать линию круга не разрешается. Пятнать можно только во время бега.Побеждает команда, игроки которой меньшее количество раз были водящими
Содержание игры можно изменить введением различных исходных положений, из которых будут стартовать игроки
Инвентарь:
Не требуется.
«Встречные старты»Содержание:
Игроки распределяются по двум командам, каждая из которых, в свою очередь, делится пополам на две встречные колонны. Первые номера в колоннах принимают положение низкого старта и по сигналу преподавателя устремляются вперед. Как только они достигнут линии второй половины своей команды, помощник судьи, касаясь плеча второго номера команды, дает ему старт. Прибежавший игрок встает в конец колонны, а каждый оказавшийся впереди ее принимает положение низкого старта для последующего бега
Правила:
Эстафета продолжается до тех пор, пока все игроки не вернутся на исходные позиции.
За каждый фальстарт команды снимается 1 очко из числа тех 20, которые даются командам перед началом игры. Команда, раньше закончившая эстафету, получает 2 премиальных очка.
Между колоннами с каждой стороны должен находиться помощник судьи, который удерживает участников от фальстарта
Инвентарь:
Не требуется.
«Собери флажки»Содержание:
На старте — 8 участников. По сигналу они начинают бег, и каждый старается завладеть флажком на этапах. Не успевшие это сделать игроки выбывают из игры. После второго этапа остается шесть участников, затем четыре и, наконец, соревнуются лишь двое сильнейших
Правила:
Игрок, уронивший флажок на землю, должен сначала поднять его и только затем продолжать бег.
Победителем является игрок, овладевший последним флажком
Необходимо расставить через каждые 10— 20 м группы флажков. В первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем начинающих игру участников забега, во втором — еще на два флажка меньше и т. д. Итак, если старт принимают 10 человек, то флажков должно быть 8, 6, 4, 2, 1
Инвентарь:
Флажки.
«Старт с преследованием соперника»Содержание:
Команды располагаются в шеренгах на расстоянии 5 м одна от другой.
По сигналу обе шеренги устремляются вперед. Задача игроков, находящихся сзади,— осалить бегущих впереди. После подсчета осаленных проводится обратный забег, причем команды меняются ролями.
Вариант игры: игроки распределяются по четырем шеренгам. Игроки одной команды составляют первую и третью шеренги, второй — вторую и четвертую. Задача игроков каждой шеренги — коснуться рукой бегущего впереди игрока и не дать бегущему сзади осалить себя. При обратных перебежках команды меняются ролями
Правила:
После каждой перебежки команды подсчитывают количество осаленных игроков.
Побеждает команда, сумевшая осалить больше игроков
Все игроки могут принимать положение низкого либо высокого старта.
По мере освоения участниками игры можно увеличивать как саму дистанцию, так и расстояние между шеренгами
Инвентарь:
Не требуется.