Урок физики по теме Звук в окружающем нас мире


Урок физики в 9-м классе по теме "Звук в окружающем нас мире"
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Звук. Звуковые явления», сформировать практические умения решать расчётные и качественные задачи по данной теме.
Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать изучаемые факты, делать выводы, развивать творческую активность учащихся.
Воспитательные: формировать интерес к изучаемому материалу, бережное отношения к своему здоровью, способствовать формированию научного мировоззрения.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, струнные музыкальные инструменты (гитара),демонстрационное оборудование (бусина на нити, камертон)
Подготовительный этап. За неделю до урока некоторые учащиеся-содокладчики получают задания подготовить выступления по повторяемой теме и представить сообщения в различных формах (демонстрация опытов, компьютерные презентации, решение задач на доске, стендовый доклад, выпуск газеты). Учитель предупреждает учеников о том что они должны подготовить вопросы и качественные задачи по данной теме для остальных учащихся и уметь ответить на них.
Тип урока: урок обобщения, закрепления и систематизации знаний.
Ход урока
1 Организационный момент. Формулирование целей и задач урока
В начале урока звучат звуки природы (шум прибоя, пение птиц в лесу)
Эпиграф урока Мир звуков так многообразен, Богат, красив, разнообразен, Но всех нас мучает вопрос… Откуда звуки возникают, Что слух нас всюду услаждают Пора задуматься всерьез.
Ответам на эти и другие вопросы о звуке и посвящается урок
Учитель объясняет как будет организована работа на уроке: в течении урока по мере выступления докладчиков учащиеся должны заполнить таблицу и в конце урока оценить свои знания что понял ученик и научился ли решать задачи по данному разделу (рефлексия). Роль учителя на уроке в организации и направлении работы учащихся.
Таблица(по мере заполнения, таблица показывается на слайде, чтобы ученики могли себя проконтролировать).
Мы повторяем Краткая запись Понял Умею решать задачи
1. Акустика-наука о звуке. Источники и приёмники звука Звук-это механические колебания с частотой от 20Гц до 20000Гц
2.Характеристики звука Высота, громкость, тон, тембр 3.Скорость звука в различных средах. Звук распространяется в средах, в вакууме нет. Скорость звука в различных средах различна. 4. Отражение звука. Звуковой резонанс. Эхо- отражение звука от преград.
Звуковой резонанс-Явление увеличения громкости звука 5. Влияние музыки и шума на человека Музыка-упорядоченные звуки, шум- неупорядоченные звуки. 6. Инфразвук и ультразвук Инфразвук- механические колебания с частотой до 20Гц.
Ультразвук- механические колебания с частотой свыше 20 000Гц.
2 Проверка Домашнего задания: упр32(1и2)
3.Выступление докладчиков. Заполнение таблицы.
Деятельность докладчиков Деятельность обучающихся
1. Рассказывает о акустике-науке о звуке. Источниках и приёмниках звука. (Показывает опыты по возникновению звука: колебание бусины на нити от камертона, колебание конца линейки)
Качественная задача: Почему полёт бабочки бесшумный? Заполняют таблицу
Звук-это механические колебания с частотой от 20Гц до 20000Гц
Бабочка в полёте машет крыльями с
меньшей частотой чем 20Гц.
2. Рассказывает о характеристиках звука. (презентация)
Качественная задача: Кто быстрее в полёте машет крыльями: шмель или комар? Высота, громкость, тон, тембр
Комар, т.к. высота звука выше.
3.Скорость звука в различных средах. (решение расчётных задач)
Длина волны в воздухе 17 см(при скорости 340м/с). Найти скорость распространения звука в среде, в которой при той же частоте колебаний длина волны равна 1,02м.
Физкультминутка (под звуки музыки) Звук распространяется в средах, в вакууме нет. Скорость звука в различных средах различна.
Совместно решают задачу
4. Рассказывает о отражении звука, Звуковом резонансе(презентация)
Качественная задача: Может ли возникнуть эхо в степи?
Качественная задача: Почему иногда при исполнении оперных арий хрустальные люстры начинают звенеть? Эхо- отражение звука от преград.
Звуковой резонанс-явление увеличения громкости звука.
Нет, т.к. нет преграды.
Наступает явление звукового резонанса при совпадении частот колебаний.
5. Рассказывает о влиянии музыки и шума на человека. (стендовый доклад)
Качественная задача: По звуку легко обнаружить в небе летящий самолёт обычного типа и трудно-реактивный. Почему? Музыка-упорядоченные звуки, шум- неупорядоченные звуки
Скорость реактивных самолётов больше скорости звука в воздухе, звук отстаёт от самолёта и мы не видим самолёта там, откуда приходит звук.
6. Рассказывает о инфразвуке и ультразвуке(газета).
Качественная задача: В какой последовательности на шкале длин волн следует расположить диапазоны слышимого звука, ультразвука и инфразвука? Инфразвук- механические колебания с частотой до 20Гц.
Ультразвук- механические колебания с частотой свыше 20 000Гц.
Инфразвука, слышимого звука, ультразвука.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия (заполняют 3и 4 столбец таблицы, отвечают на вопросы учителя: какие темы понял, может ли решать задачи). Выставление оценок.
5. Домашнее задание: подготовка к контрольной работе.