Рабочая программа по истории


Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А. Сорокина»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор ГАПОУ
______________ О.А. Кузниченко ОНТ им. В.А. Сорокина
«____» _______________ 2015 г. _____________Т.Б.КочетковаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОДБ. 04 «История»
Для специальностей среднего профессионального образования
социально-экономического профиля (базовый уровень):
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Разработал преподаватель: ______________ О.Ю. Иванова
Одобрено цикловой комиссией гуманитарных и социальных дисциплин
Протокол № ____ от «___» ______________ 2015 года
Председатель _______________ Д.А. Туйменова
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), а также требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и примерной программы учебной дисциплины «История», предназначенной для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и примерной программой.
История в среднем специальном учебном заведении является одной из главных гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла. Данная рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО естественнонаучного профиля.
В рабочей программе отражено содержание федерального компонента государственных образовательных стандартов, но изучение разделов 3-15 планируется как параллельное, а не последовательное в связи с целесообразностью для обеспечения развития умения обучающихся сравнивать и анализировать.
Данная рабочая программа по дисциплине ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Содержание учебного материала структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе. Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.
Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.
Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв.Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.
Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.В результате изучения учебной дисциплины «История» студент должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Программа включает следующие структурные компоненты:
Пояснительная записка
Тематический план по дисциплине
Содержание учебной дисциплины, состоящее из 15 разделов
Тематический план самостоятельной работы студентов по отдельным темам программы
Перечень литературы и средств обучения.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов для специальностей социально-экономического профиля 38.02.01:
максимальная учебная нагрузка – 170 часов,
обязательная аудиторная учебная нагрузка – 117 часов,
самостоятельная работа студентов – 53 час.
Формой проведения промежуточной аттестации является дифференцированный зачет (2 семестр).
Тематический план учебной дисциплины «История» для специальности социально-экономического профиля 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет»

п/пНаименование
разделов и тем Количество часов
аудит.занятия117 сам.работа53 макс.нагрузка
170
1 Введение .Древнейшая стадия истории человечества. 2 2
2 Раздел 2. Цивилизации Древнего мира. 4 4
2.1 Цивилизации Древнего Востока и античная цивилизация. 2 2
2.2 Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций. 2 2
3 Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века 8 6 14
3.1 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. 2 6 8
3.2 Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации. 2 2
3.3 Становление и расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. 2 2
3.4 Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья. 2 2
4 Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века. 20 12 32
4.1 Особенности становления цивилизации в Восточной Европе. 2 2
4.2 Киевская Русь в IX–начале XII вв. 2 2
4.3 Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. 2 6 8
4.4 Борьба Руси с иноземными захватчиками. 2 2
4.5 Русь на пути к возрождению. 2 2
4.6 От Руси к России. 2 2
4.7 Россия в царствование Ивана Грозного. 2 2
4.8 Смута в России начала XVII в. 2 6 8
4.9 Россия в середине и второй половине XVII в. 2 2
4.10 Русская культура в IX- XVII вв. 2 2
5 Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII вв. 10 10
5.1 Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. 2 2
5.2 Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации. 2 2
5.3 Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Европа XVII века. 2 2
5.4 Революции XVIII в. и их роль в истории. 2 2
5.5 Развитие культуры в Новое время. Идеология Просвещения. 2 2
6 Раздел 6. Россия в XVIII веке. 7 6 13
6.1 Россия в период реформ Петра I. 2 6 8
6.2 Внутренняя и внешняя политика приемников Петра I (1725 – 1762 гг.) 2 2
6.3 Россия во второй половине XVIII века. 2 2
6.4 Культура России в середине и второй половине XVIII в. 1 1
7 Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации. 6 6
7.1 Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. 2 2
7.2 Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. 2 2
7.3 Особенности духовной жизни Нового времени. 2 2
8 Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. 2 2
8.1 Процесс модернизации в традиционных обществах Востока 2 2
9 Раздел 9. Россия в XIX веке. 14 10 24
9.1 Россия в первой половине XIX века. 2 6 8
9.2 Внешняя политика Александра I и Николая I 2 2
9.3 Интеллектуальная и художественная жизнь России в первой половине XIX в. 2 2
9.4 Россия в эпоху великих реформ Александра II. 2 2
9.5 Пореформенная Россия. Культура России во второй половине XIX в. 2 2
9.6 Россия в системе международных отношений второй половины XIX века. 2 4 6
9.7 Повседневная жизнь населения России в XIX в. 2 2
10 Раздел 10. От Новой истории к Новейшей. 10 5 15
10.1 Мир на рубеже XIX–XX вв. 2 2
10.2 Россия в начале XXв. 2 2
10.3 Первая мировая война. Россия в первой мировой войне. 2 5 7
10.4 Февральская революция в России. 2 2
10.5 Приход большевиков к власти в России. Октябрь 1917 г. 2 2
11 Раздел 11. Между мировыми войнами. 10 4 14
11.1 Страны западной Европы и США в 20-30-е годы XXвека. 2 2
11.2 Международные отношения в 20-30-е годы XXвека. 2 2
11.3 Гражданская война 1918-1921 гг. в России. Образование СССР. 2 4 6
11.4 Установление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы XXвека. 2 2
11.5 Строительство социализма в СССР. 2 2
12 Раздел 12. Вторая мировая война. 6 6 12
12.1 Вторая мировая война: причины, ход, значение. 2 2
12.2 СССР в годы Великой Отечественной войны. 2 6 8
12.3 Советское общество в годы войны. 2 2
13 Раздел 13. Мир во второй половине XX века. 4 4
13.1 Страны Западной Европы и США во второй половине XX в. 2 2
13.2 Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. 2 2
14 Раздел 14. СССР в 1945 – 1991 годы. 8 4 12
14.1 СССР в послевоенный период. 2 2
14.2 Советский Союз в период частичной либерализации режима. 2 2
14.3 СССР в конце 1960 – начале 1980-х годов 2 4 6
14.4 СССР в период перестройки. 2 2
15 Раздел 15. Россия и мир на рубеже XX–XXI вв. 6 6
15.1 Российская Федерация на современном этапе. 2 2
15.2 Мир в XXI в. 2 2
15.3 Зачёт 2 2
Всего 117 53 170
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. Введение. Древнейшая стадия истории человечества.
Студент должен:
Знать:
источники исторического знания и концепции исторического развития;
методы исторического исследования;
периодизацию исторического процесса;
основные источники сведений о первобытности;
теории происхождения человека;
характерные черты развития родового строя;
предпосылки возникновения и характерные черты древних цивилизаций
Уметь:
определять место и роль российской истории в мировой истории
Тема1.1.Введение. Древнейшая стадия истории человечества.
Древнейшая стадия истории человечества
История как наука .История в системе гуманитарных наук. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. Периодизация всемирной истории, история и время. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.
Раздел II. Цивилизации Древнего мира
Студент должен:
Знать:
основные черты традиционного общества
основные черты Древневосточных и Античных цивилизаций;
особенности развития материальной и духовной культуры цивилизаций Древнего мира
религии цивилизаций Древнего мира
Уметь:
выявлять условия формирования древневосточных и античных цивилизаций;
сопоставлять Древний Восток и Античность
раскрывать влияние древних цивилизаций на развитие человеческого общества
Тема 2.1 Цивилизации Древнего Востока и античная цивилизация
Цивилизации Древнего мира и Средневековья. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай АРХАИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНОСТИ. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Политический строй. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ.
Тема 2.2 Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КАРТИНЫ МИРА. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе. Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Культурное наследие древних цивилизаций.
Раздел III. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
Студент должен:
Знать:
характерные черты христианских цивилизаций Европы: Западная Европа и Византия;
роль церкви в формировании средневековой цивилизации
отличительные черты католического и православного мира;
политическое развитие Западной Европы и Византии;
социальную структуру средневекового общества;
развитие культуры и науки в средневековой Европе;
роль ислама, арабские завоевания;
связь исламской и христианской цивилизации
Уметь:
сопоставлять два типа христианской цивилизации;
характеризовать социальную организацию средневекового общества;
выявлять причины и последствия противостояния исламского Востока и христианской Европы
Тема 3.1 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века
Китайско-конфуцианская цивилизацияПериодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни. Роль Конфуция и суть конфуцианских принципов общественных и семейно-личных взаимоотношений. Влияние конфуцианства на развитие китайской цивилизации. Эпоха Тан. Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.
Арабская культура. Достижения в области архитектуры. Знаменитые мечети. Образование: медресе, университеты и наука. Достижения математиков, медиков, астрономов. Авиценна. Арабские философы. Аверроэс. Поэзия и проза. Культура повседневности.
Тема 3.2 Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации
Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии.
Тема 3.3 Становление и расцвет западноевропейской средневековой цивилизации
Хронологические рамки западного Средневековья. Великое переселение народов и его исторические результаты.
Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Начало формирования «феодальной лестницы».Основные формы государственной власти.
Тема 3.4 Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья.
Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.
Раздел IV. История России с древнейших времен до конца XVII века
Студент должен:
Знать:
особенности жизни восточнославянских племен до образования государства;
версии происхождения государственности на Руси;
этапы образования Древнерусского государства;
причины, характерные черты, последствия христианизации Руси;
особенности борьбы Руси с иноземными захватчиками;
связь Древней Руси и Византии, России и Западной Европы;
причины и этапы централизации российского государства;
особенности становления сословно-представительной монархии в России
основные направления политики Ивана Грозного;
причины, Содержание, последствия Смуты
особенности экономического, политического и социального развития страны в XVII в.
Уметь:
сопоставлять процессы политической раздробленности в Западной Европе и на Руси;
оценивать деятельность русских правителей;
сопоставлять процессы централизации в Европе и России;
раскрывать своеобразие социально-экономического развития России;
раскрывать ключевые события политической истории России в XVI – XVII вв.
давать объективную оценку правления и личности Ивана IV, Бориса Годунова, Лжедмитрия I
Тема 4.1 Особенности становления цивилизации в Восточной Европе
Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. ПЕРЕХОД ОТ ПРИСВАИВАЮЩЕГО ХОЗЯЙСТВА К ПРОИЗВОДЯЩЕМУ. ОСЕДЛОЕ И КОЧЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО. ПОЯВЛЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОРУДИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. Споры о происхождении и прародине славян. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Тема 4.2 Киевская Русь в IX – начале XII вв.
Русь в IX - начале XII вв. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. Общественный строй. Князья и дружина. Первые русские князья и их деятельность. Принятие христианства. Категории населения. КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ. Христианская культура и языческие традиции. Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». КОНТАКТЫ С КУЛЬТУРАМИ ЗАПАДА И ВОСТОКА. Влияние Византии. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ.
Племенные союзы восточных славян. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь.
Тема 4.3 Древняя Русь в эпоху политической раздробленности (XII – XIII вв).
Русские земли и княжества в XII в. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Хозяйственное, социальное и политическое развитие Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств, Новгородской боярской республики.
Тема 4.4 Борьба Руси с иноземными захватчиками.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. ВКЛЮЧЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ. Золотая Орда, ее социально-экономическое и политическое устройство. РОЛЬ МОНГОЛЬСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ В ИСТОРИИ РУСИ. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО.
Тема 4.5 Русь на пути к возрождению
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. РОЛЬ ГОРОДОВ В ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. БОРЬБА ЗА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ГЕГЕМОНИЮ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ. Москва как центр объединения русских земель. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОРДЫНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА. ЗАРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. Великое княжество Московское в системе международных отношений.
Русь и Золотая Орда в XIV в. ПРИНЯТИЕ ОРДОЙ ИСЛАМА. АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.
Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву.
Тема 4.6 От Руси к России.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. "МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ". РОЛЬ ЦЕРКВИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.
Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели.
Тема 4.7 Россия в царствование Ивана Грозного.
Территория и население России в XVI в. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ.. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного. Реформы середины XVI в. Судебник 1550 г.Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина и причины ее введения. РОСТ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРИТЕТА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. Основные направления внешней политики Ивана Грозного.
Тема 4.8 Смута в России начала XVII в.
Смута. ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВЯЩЕЙ ДИНАСТИИ. Обострение социально-экономических противоречий. Учреждение патриаршества. Борис Годунов и его политика. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Семибоярщина. Первое и второе ополчения. Восстановление самодержавия. Первые Романовы. РОСТ ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВА.
Тема 4.9 Россия в середине и второй половине XVII в.
Территория и население. РОСТ ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВА. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Реформы Никона и церковный раскол. СТАРООБРЯДЧЕСТВО. Социальные движения XVII в. Формирование национального самосознания. Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер российской колонизации.
Тема 4.10 Русская культура в ХIII–ХVII вв.
Развитие культуры народов России в ХIII - XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе. Симеон Полоцкий. Протопоп Аввакум.
Раздел V. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII вв.
Студент должен:
Знать:
особенности абсолютизации власти в Европе;
характерные черты «модернизации» стран Западной Европы;
отличительные черты Возрождения, Реформации и Просвещения, их роль для развития западноевропейской цивилизации;
основные аспекты внешней политики Западной Европе на переходном этапе;
причины, содержание, значение европейских революций XVII – XVIII вв.
Уметь:
выделять особенности развития европейской культуры и науки;
определять отличительные черты политической, экономической и духовной сфер жизни западноевропейского общества;
характеризовать влияние Западной Европы на развитие России
Тема 5.1 Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу
Понятие «Новое время». Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА. ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ТЕХНОГЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ХОДЕ МОДЕРНИЗАЦИИ.
Тема 5.2 Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации
Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Европа в период Реформации и Контрреформации.
Тема 5.3 Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Европа XVII в.
Образование централизованных государств. От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе.
Тема 5.4 Буржуазные революции XVIII в.
Буржуазные революции XVII - XVIII вв. Нидерландская революция: хронологические рамки, причины, основные события, результаты, последствия. Английская буржуазная революция: хронологические рамки, причины, основные события, результаты, последствия.
Французская революцияXVIII в.
Тема 5.5 Развитие культуры в Новое время. Идеология Просвещения.
Идеология Просвещения И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.
Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Процесс профессионализации. Новый этап в развитии исторического сознания. Николо Макиавелли, Жан Боден.
Понятие «Просвещение» и его содержание. Просветительские идеи в литературе и искусстве.
Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Промышленный переворот
Раздел VI. Россия в XVIII веке
Студент должен:
Знать:
характерные черты российского абсолютизма;
особенности политической и социальной жизни России в XVIII в.
основные тенденции развития русской культуры данного периода
Уметь:
анализировать основные изменения в различных сферах жизни общества на протяжении XVIII в.
раскрывать изменения геополитической ситуации в мире, в Европе, в России на протяжении XVIII в.
анализировать деятельность крупнейших политических фигур XVIII в.
раскрывать взаимосвязь политической и духовной сфер на примере культурных изменений в России
Тема 6.1 Россия в период реформ Петра I
Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.
Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Петровские преобразования. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ИМПЕРИИ. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Культурный переворот петровского времени.
Тема 6.2 Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I(1725–1762 гг.)
РОССИЯ В ПЕРИОД ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ. Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. Воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.
Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.
Тема 6.3 Россия во второй половине XVIII в.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. УПРОЧЕНИЕ СОСЛОВНОГО ОБЩЕСТВА.Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.
Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.
Тема 6.4 Культура России в середине и во второй половине XVIII в.
Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.
Раздел VII. Становление индустриальной цивилизации
Студент должен:
Знать:
определение и характерные черты гражданского общества
основные тенденции развития Западной Европы и США в XIX в.
Уметь:
определять последствия промышленного переворота
анализировать реформы и революции в Европе XIX вТема 7.1 Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
РАЗЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА ОТ ТРАДИЦИОННОГО К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ. Мировосприятие человека индустриального общества. Варианты политического переустройства общества: реформа или революция? Европейские революции середины XIX в. Объединение Германии и Италии. Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база.
Тема 7.2 Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.
Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.
Тема 7.3 Особенности духовной жизни нового времени
Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени. Мировосприятие человека индустриального общества. Расцвет книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм.
Раздел VIII. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.
Студент должен:
Знать:
особенности модернизации восточных цивилизаций
особенности реакции Востока на колониальную экспансию Запада
Уметь:
анализировать проблемы модернизации Востока
Тема 8.1.Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА В УСЛОВИЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ XV - СЕРЕДИНЕ XIX ВВ.
Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Попытки модернизации в Османской империи.Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».
Раздел IX. Россия в XIX веке
Студент должен:
Знать:
опыт реформаторской деятельности самодержавия в первой половине XIX в.
основные направления внешней политики Российской империи
причины, ход событий, значение Отечественной войны 1812 г.
аспекты развития общественных движений в России в середине XIX в.
содержание реформ и контрреформ в России во второй половине XIX в, их влияние на российское общество
особенности капиталистической модернизации экономики России
характерные черты повседневной жизни российского общества
в XIX в.
Уметь:
определять место России в системе международных отношений
устанавливать влияние западноевропейских общественных идей на проекты и реализацию реформ в России
сопоставлять эволюции государственности в России и в странах Западной Европы
выявлять неиспользованные возможности в проведении преобразований в России
выявлять взаимосвязь между особенностями экономического развития и внутриполитической нестабильности в России в конце XIX в.
Тема 9.1 Россия в первой половине XIX столетия
Территория и население империи. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Особенности экономики России в первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».
Реформы начала царствования Александра I.
Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники.
Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.
Тема 9.2 Внешняя политика Александра I и Николая I
ИМПЕРСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. «Священный союз».
Кавказская война. Вхождение Закавказья в состав России. Крымская война.
Тема 9.3 Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой первой половины XIX вв. Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».
Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в.Рост национального самосознания. Реформа системы образования. Университеты и научные общества.Правительственная политика в отношении образования.
Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.
Тема 9.4 Россия в эпоху великих реформ Александра II
Реформы 1860-х - 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. САМОДЕРЖАВИЕ, СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ И МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор.
Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.
Тема 9.5 Пореформенная Россия. Культура России во второй половине XIX в.
Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны.
Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм. Общественное движение: спад и новый подъем. Неолибералы и неонародники. Первые марксисты. Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознания народов империи.Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.
Тема 9.6 Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.
"Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX - XX вв. Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.
Раздел X. От Новой истории к Новейшей
Студент должен:
Знать:
пути развития индустриального общества на рубеже XIX – XX вв.
основные тенденции общественно-политической и экономической жизни России в начале XX в.
особенности российской монархии
причины, содержания и последствия российских революций начала XXв.
предпосылки.причины, основные этапы и последствия первой мировой войны
роль России в первой мировой войне
этапы утверждения большевистской диктатуры в России
особенности российского парламентаризма
уметь:
выделять причины кризиса индустриального общества
на примере стран Европы, Америки и Азии характеризовать различные пути разрешения социальных противоречий
выявлять особенности субъективных и объективных факторов развития России нач. XX в. в контекстеобщемировойисториисравнительно описывать положение, образ жизни, быт различных слоев населения в России в начале XX в.
определять сходства и различия во взглядах различных общественных кругов, идейных течений на пути преобразований и на её будущее
выявлять альтернативы развития России в 1917 г.
обосновывать мотивы и способ действия лидеров и других представителей, боровшихся в революции сторон
высказывать различные современные суждения о событиях октября 1917 г.
Тема 10.1 Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв.
От Новой к Новейшей истории:
Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX вв. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. ЭВОЛЮЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ, ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. Изменение социальной структуры индустриального общества. Кризис классических идеологий на рубеже XIX - XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ, СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ, ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ.
Тема 10.2 Россия в начале XX в.
Социальный и демографический состав российского общества.
Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации
Особенности российской монархии. Система министерств. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX - XX вв. Русско – японская война.
Тема 10.3 Россия в начале XX в.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905 - 1907 гг. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА.
Аграрная реформа П.А. Столыпина.
Тема 10.4 Первая мировая война. Россия в Первой мировой войне
Россия в Первой мировой войне. Истоки и причины. Версальская система. ВЛИЯНИЕ ВОЙНЫ НА РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат.
Тема 10.5 Революция 1917 г. в России
Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Причины и ход революции. Двоевластие. Временное правительство и Советы. ТАКТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. Провозглашение и утверждение Советской власти. УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ. БРЕСТСКИЙ МИР. ФОРМИРОВАНИЕ ОДНОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ. Условия прихода к власти большевиков. Точки зрения о методах захвата власти.Первые шаги советской власти.
Тема 10.6 Гражданская война в России
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика "военного коммунизма". "БЕЛЫЙ" И "КРАСНЫЙ" ТЕРРОР. РОССИЙСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ. Переход к новой экономической политике. СССР в 1922 - 1991 гг. Образование СССР. Выбор путей объединения.
XI. Между мировыми войнами
Студент должен:
Знать:
основные тенденции развития стран Западной Европы и США в 1918 – 1939 гг.
этапы и итоги Гражданской войны
этапы складывания советского государства
определение и признаки тоталитарного режима, особенности советского тоталитаризма
причины, содержание и последствия политики индустриализации и всеобщей коллективизации
Уметь:
обосновывать появление фашизма и национал-социализма
выделять особенности складывания режима личной власти И.В.Сталина
характеризовать политику «военного коммунизма» и «красного террора»
давать сравнительный анализ модернизации страны
Тема 11.1 Страны Западной Европы и США в 20-30-е годы ХХ в.
Послевоенное восстановление Великобритании, Франции, США, Германии. Социально – экономическое и политическое развитие стран Западной Европы в 30-е гг.Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. МАРГИНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ УСКОРЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
Тема 11.2 Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в.
Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Рибентропа.
Внешняя политика СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕРЕДИНЕ XX ВВ.
Тема 11.3 Особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки в первой половине XX века.
Новые индустриальные страны" Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: АВТОРИТАРИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, экономические реформы. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ В СТРАНАХ АЗИИ И АФРИКИ.
Тема 11.4 Установление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы XX в.
Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Массовые репрессии. Признаки тоталитарного политического режима. Особенности становления советского тоталитарного режима. Роль Сталина в этом процессе. КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СТРАНЕ.
Тема 11.5 Строительство социализма в СССР
Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. "Культурная революция". СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ СССР.
Раздел XII. Вторая мировая война
Студент должен:
Знать:
причины, характер и последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн
основные этапы
особенности жизни советского общества в годы войны
развитие международных отношений в годы войны
Уметь:
давать анализ и оценку советско-германских договоров 1939 г.
давать анализ и оценку политики СССР в 1939-1941 ггопределять значение Великой Отечественной войны и русского народа в окончательном разгроме фашистского режима
характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны
определять роль тыла и партизанского движения в Победе
Тема 12.1 Вторая мировая война: причины, ход, значение
Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира. Мировые войны в истории человечества: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ, экономические и политические причины и последствия.
Тема 12.2 СССР в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. СОВЕТСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне. Восстановление хозяйства. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.
Тема 12.3 Советское общество в годы войны.
Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. Общество в годы войны. Национальная политика.
Раздел XIII. Мир во второй половине XX века.
Студент должен:
Знать:
основные тенденции мирового развития во второй половине XX в.
этапы раскола мира на «западный» и «восточный» блоки
характер международных отношений во второй половине XX в.
Уметь:
определять причины, проявления, последствия «холодной» войны
характеризовать развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в.
Тема 13.1 Страны Западной Европы и США во второй половине XX в.
«Холодная война» Сверхдержавы: США и СССР. Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Распад колониальной системы.
Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».
Тема 13.2 Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в.
Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка.
Раздел XIV. СССР в 1945 – 1991 годы
Студент должен:
Знать:
особенности послевоенного развития СССР
место СССР в послевоенном мире
характерные черты хрущевской «оттепели», причины провала
истоки и последствия кризиса советского общества
особенности советской «перестройки», её результаты
Уметь:
прослеживать эволюцию в жизни страны в период «оттепели»
давать анализ и оценку общественно-политической атмосферы в стране
оценивать деятельность Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева, М.С.Горбачева
и пр.
Тема 14.1 СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. СКЛАДЫВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. ОВЛАДЕНИЕ СССР РАКЕТНО-ЯДЕРНЫМ ОРУЖИЕМ.
Тема 14.2 Советский Союз в период частичной либерализации режима
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг., ПРИЧИНЫ ИХ НЕУДАЧ. КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИЗМА. Культурная жизнь общества. «Оттепель». Внешняя политика СССР.
Тема 14.3 СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов
ТЕОРИЯ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА. Конституция 1977 г. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. ДИССИДЕНТСКОЕ И ПРАВОЗАЩИТНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Особенности развития советской культуры в 1950 - 1980 гг. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СССР. "Застой". Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. ПОЛИТИКА РАЗРЯДКИ. АФГАНСКАЯ ВОЙНА. Хельсинские соглашения.. Заключительный этап «холодной войны».
Тема 14.4 СССР в период перестройки
Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. КРИЗИС КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ. СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. ПРИЧИНЫ РАСПАДА СССР.
Раздел XV. Россия и мир на рубеже XX – XXI веков
Студент должен:
Знать:
основные тенденции мирового развития на рубеже веков
место и роль современной России в мировых интеграционных процессах
этапы становления новой российской государственно-правовой системы
основные аспекты экономического, политического и социального развития Российской Федерации на современном этапе
Тема 15.1 Российская Федерация в 1991- 2003г.
Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС СЕНТЯБРЯ - ОКТЯБРЯ 1993 Г. Конституция Российской Федерации 1993 г. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ЧЕЧЕНСКИЙ КОНФЛИКТ. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. РОССИЯ И ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
Тема 15.2 Человечество на этапе перехода к информационному обществу
ДИСКУССИЯ О ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ СТАДИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. Информационная революция и становление информационного общества. СОБСТВЕННОСТЬ, ТРУД И ТВОРЧЕСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX - XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ И ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВВ. "Неоконсервативная революция". СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ "ТРЕТЬЕГО ПУТИ". АНТИГЛОБАЛИЗМ. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. ПРИЧИНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В НАЧАЛЕ XXI В. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Изменения в научной картине мира. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА. РОЛЬ ЭЛИТАРНОЙ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Перечень самостоятельных работ по дисциплине «История» для специальности социально-экономического профиля 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет»
№ п/п№ урока Вопросы для самостоятельного изучения Часы Виды работ Формы контроля
1 1-4 Периодизация всемирной истории 4 составление памятки Индивидуальные консультации, проверка памятки
2 5-6 Средневековый город 2 сообщение Индивидуальные консультации, проверка сообщения
3 10-11 Александр Невский – государственный деятель и полководец 2 схема сражения Индивидуальные консультации, проверка схемы сражения
4 12-14 Россия в XIII – XVI вв. 3 составление теста и эталона ответов к нему Индивидуальные консультации, проверка теста
5 15-18 Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты 4 исторический словарь и хронологическая таблица Индивидуальные консультации, проверка словаря и таблицы
6 21 Война за независимость североамериканских колоний 1 сообщение Индивидуальные консультации, проверка глоссария
7 23-26 Внутренняя и внешняя политика Петра I 4 кроссворд Индивидуальные консультации, проверка кроссворда
8 27-30 Возникновение и развитие молодежных, антивоенных, экологических, феминистских движений в истории 4 опорный конспект Индивидуальные консультации, проверка конспекта
9 31-36 Общественно – политическое движение в России в XIX в. 6 доклад Индивидуальные консультации, проверка доклада
10 38-40 Фронт и тыл в годы Первой мировой войны 3 кроссворд Индивидуальные консультации, проверка кроссворда
11 41-43 Генералы красной и белой армии 3 презентация Индивидуальные консультации, проверка презентации
12 44-54 Великая Отечественная война 12 научно – исследовательская работа Индивидуальные консультации, проверка работы
13 56-58 Холодная война 3 кроссворд Индивидуальные консультации, проверка кроссворда
Перечень литературы.
Основная литература
Самыгин П.С. История . Среднее профессиональное образование - Ростов-н/Д: «Феникс», 2012 г.
Дополнительная литература
Алексеев С.В. Отечественная история: Учебное пособие. – М.: Форум, 2006 г.
Апальков В.С. История Отечества: учебное пособие. – М.: Альфа – М, 2008 г.
Курукин И.В. История Отечества: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы – М.: Дрофа, 2005 г.
Орлов А.С. Основы курса истории России – М.: Проспект, 2010 г.
Пономарева Г.М. История цивилизаций мира: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 г.
Интернет-ресурсы
7. http://infourok.ru/8. http://interneturok.ru/9. http://school-collection.edu.ru/10. https://my.1september.ru/Технические средства обучения
Видеопроектор, ПК, экран (интерактивная доска).