Классный час Сквернословие и здоровье

Классный час на тему: «Сквернословие и здоровье» в 3, 4 классе.
Цель: Формирование культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения. Формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи: Расширять знания детей о вредных привычках и влиянии их на здоровье. Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества – в частности к сквернословию. Побуждать к нравственному совершенствованию.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя.
- Каждый человек, независимо от того взрослый он или ребёнок, живёт среди людей. Ему необходимо общение.
Что же дано человеку для общения?
Речь и слово. Слово – это дорожка от сердца к сердцу. В нём заключена большая сила. Словом можно поддержать в трудную минуту, вселить в человека уверенность, унизить или оскорбить. Эпиграфом к нашему классному часу я выбрала слова В. Шефнера.
1 СЛАЙД.
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести.
/ В. Шефнер /
(стихотворение читает ученик)
Творить слова – извечно
Людское ремесло.
Люблю я человечность
Простых неброских слов.

Живут слова такие,
Которые народ,
Которые Россия
Для песен бережёт.

Для свадеб и в дорогу,
И для святых минут.
Когда в бою, не дрогнув,
За них на смерть встают.
СЛАЙД № 2.
- Но мы сегодня будем говорить о других словах. Тема нашего классного часа «Сквернословие и здоровье»
Вы узнаете, что называют сквернословием, какое влияние оказывает сквернословие на здоровье человека.
Эту тему я выбрала не случайно. Этому есть много причин. Одна из них словесная распущенность. Сквернословие можно услышать в магазине, транспорте, на улице, в семье, в школе. Ругаются мужчины и женщины, юноши и девушки, мальчики и девочки.
- Что же такое сквернословие?
СЛАЙД № 3.
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.
-У этого слова есть и другие определения: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина.
СЛАЙД № 4.
И всё это именуется сквернословием, от слова скверна (нечто мерзкое, порочное.).
- Приходилось ли вам слышать такие слова, где?
-Как вы думаете, для чего люди употребляют в речи такие плохие слова?
- Использовали ли вы в своей речи бранные слова?
- Что ты чувствуешь, когда при тебе ругаются матом?
Когда мы слышим скверное, плохое слово нам неприятно, нам обидно, у нас возникает плохое настроение. Любое нечистое слово оставляет черное пятно в нашем сердце. Не зря говорят «Доброе слово лечит, а злое – калечит».
- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: какую боль можно назвать настоящей?
(учащийся читает стихотворение).
Мне больно, мальчики.
Помню: с дерева в бору
Я упал однажды летом.
Было больно, но к утру
Я забыл уже об этом.

Помню: руку в мастерской
Я пилой поранил в школе.
Час прошёл или другой,
Я пилил, забыв о боли.

Помню: с братом как- то раз
Лбами мы в игре столкнулись.
Искры брызнули из глаз
Боль прошла – мы улыбнулись.

Но обидным словом друг
Рану мне нанёс когда-то.
Стало очень больно вдруг
Больно и сейчас, ребята.
- Какое значение имеет слово « боль»?
-Какая боль оказалась настоящей болью?
- Слово может нанести человеку очень большую рану. О таких словах послушайте стихотворение и подумайте, что советует автор этого стихотворения.
(учащийся читает стихотворение)
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем серьёзно:
О любом опрометчивом слове,
Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
- Что советует автор стихотворения?
- Откуда пришли к нам эти слова?
- Немного истории.
СЛАЙД № 5.
Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как это считают многие. Они имеют исконно русские корни. В давние – давние времена, когда жизнь людей полностью зависела от капризов природы, нецензурные слова помогали вступать в контакт со злыми силами.
СЛАЙД № 6
В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь
Слайд № 7.
В тоже время, все знали, что:
Бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
Материться в доме нельзя; бесы будут жить в этом жилище.
Нельзя ругаться в лесу: леший может обидеться.
Нельзя ругаться на берегу реки или озера: оскорбится водяной.
8.
Заблуждением является и общепринятое мнение о том, что мат это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины 19 века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно – наказуемым. Человека, ругнувшегося матом, подвергали публичной порке.
Слайд № 9.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объяснялось не только скромностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
Слайд № 10.
При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани.
СЛАЙД № 11.
Как вы думаете, как сквернословие влияет на здоровье человека.
СЛАЙД № 12.
Группа учёных под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского – 17лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что Люди, использующие ненормативную лексику, живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому, что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
СЛАЙД № 13.
Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. Как правило, невольными слушателями матерных слов являются дети.
СЛАЙД № 14.
Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80% состоит из воды) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
СЛАЙД № 15.
В 20 веке японский учёный Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.
СЛАЙД № 16.
То, что он увидел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали разной формы и чёткости – с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на разных языках или воздействовали на неё музыкой. Выяснилось, что красивые кристаллы получились, когда звучала похвала, а не просьба или требование. Ну а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.
(СЛАЙДЫ № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23)
СЛАЙД № 24.
Как видите, плохие слова даже не образуют форму. А положительно заряженная вода имеет красивые кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком. Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно матерятся.
Слайд № 25
У того кто сквернословит, есть два пути:
*Первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу уничтожения
*Второй – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.
Слайд № 26.
Запомните!
Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться.
Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с твоих губ. Услышать их может кто угодно, например дедушка с бабушкой или учитель. Люди могут подумать, что ты плохо воспитан.
Хорошие люди не сквернословят, а я хочу, чтобы люди считали тебя хорошим.
Сквернословие оскорбительно для многих. Большинство людей просто не хотят этого слышать, поэтому сквернословить при них – это грубость. Люди могут подумать плохо о твоей семье. А это значит, что из – за твоего поведения страдает репутация каждого из нас.
Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством или расовым оскорблением. Такие слова не только обижают тех, кому они адресованы, но могут также привести к серьёзным проблемам с законом.
Говорили мы много, пришло время подвести итог всему сказанному. Какой главный вывод вы для себя сделали?
( Ответы детей)
Счастья достигает тот, кто стремиться сделать добро другим. Знать это, всегда помнить об этом и следовать путями доброты – очень и очень важно.
(Песня « Дорогою добра»)
Отказавшись от матерного языка, вы обретете здоровье, счастье, везенье, ясность мыслей, любовь ваших близких.
СЛАЙД № 27.
Дополнить предложения:
Я сегодня понял, что .
Я сегодня задумался
Мне сегодня понравилось
Я изменил мнение о