Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе с подростками.


 Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе с подростками.
Одним из основных направлений в воспитательной работе нашей группы является внедрение здоровьесберегающих технологий. Воспитательный и образовательный процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий. Поэтому основной задачей воспитательной работы в группе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных мероприятий. Так как отмечается неутешительная статистика: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся школ в частности. С целью приостановки ухудшения состояния здоровья школьников, в воспитательной работе начата разработка комплексного подхода и воздействия педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья школьников и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни.  Разработана программа «?». В настоящее время воспитательная работа в нашей группе опирается на основное направление – сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача – создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволит сохранить физическое и психическое здоровье школьников. В рамках внедрения здоровьесберегающих технологий опираюсь на следующие подходы к воспитанию учащихся: 
1. Личностно-ориентированный - создание атмосферы уважительного отношения к различным особенностям личности.
2. Гуманистический – поддержка и защита ребенка (социальная, правовая, педагогическая, медико-психологическая).
3. Системный – вся воспитательная и учебная работа проходят по общей системе, разработана программа развития школы.
Здоровьесберегающее обучение и воспитание достигается за счет:
1) Учета особенностей коллектива.
2) Создания благоприятного психологического фона, использования приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к какому-либо делу.
3) Создания условий для самовыражения.
4) Инициация разнообразных видов деятельности.
5) Предупреждения гиподинамии.
Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. Взаимоотношения с воспитателями строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями, но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому ставлю при проведении занятий воспитательные задачи – формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в группе. Любое мероприятие носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получают положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшем воспитании, но и на состоянии подростка в целом.  Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. Отдельное внимание отводится гигиене - все воспитанники имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых находятся подростки, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру. Большое внимание уделяется профилактической работе с детьми и их родителями. Создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни, работа по формированию здорового образа жизни. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Рассказываю детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы даю и родителям.       Мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение подростков к здоровому образу жизни, к спорту, к правильному питанию. Поэтому работу в этом направлении следует продолжать и расширять, более активно привлекать родителей воспитанников, ведь семья – опора здорового воспитания. Но воспитание любых качеств личности требует большого терпения.  Регулярно проводятся опросы среди ребят группы для выявления направленности их увлечений, уровня мотивации к обучению, изучения личностных характеристик и  социально-психологических проблем.  С подростками, у  которых  выявлялись  какие-либо  проблемы (тревожность, замкнутость, агрессивность  и  др.), провожу индивидуальную  беседу. Также  даются  рекомендации  для их родителей.
Проблемы, с  которыми  приходится сталкиваться; школьная  неуспеваемость;  проблемы  взаимоотношений подростков со  сверстниками, проблемы  семьи;  проблемы  детских  страхов; замкнутость, стеснительность;  непосещение  занятий  в  школе; агрессивное  поведение  ученика; подростковая  ложь; повышенная  тревожность  ребенка; проблемы  адаптации. Основной упор  во время проведения мероприятий делается на формирование культуры поведения и культуры отношения к своему здоровью. Важно, чтобы школьники осознавали, что культура поведения, терпимого, сочувствующего отношения друг к другу, умение строить общение на толерантной основе  является неотъемлемой составляющей межличностного общения,  и что все это в конечном итоге служит профилактикой конфликтов и создает базу толерантного поведения. Совместно воспитателями поставлена цель: -овладение учащимися объективными  знаниями, а также формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению ПАВ (психо-активные вещества). Задачи: -предоставить детям объективную информацию о вредных привычках, -научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению, -способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними, -учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения, -помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся к табаку и алкоголю. Нет ни одного курящегоподростка, они имеют хорошую установку на здоровый образ жизни и устойчивые навыки ответственного поведения к своему здоровью. Думаю, что в этом сыграла большую роль профилактическая работа. Для пропаганды активного образа жизни среди подростков проводятся систематически спортивные мероприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ         Можно научить детей делать зарядку, правильно чистить зубы, есть здоровую пищу. Но важно, чтобы человек с детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, коллективе раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
В заключение хочется привести в пример одну притчу: Однажды шли странники. В пути из застала ночь. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил: «Кто вы?»  Здоровье, Любовь, Богатство! Впустите нас переночевать.  Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьей, кого из вас впустить. Больная мать сказала: «Давайте впустим Здоровье». Дочь настаивала, чтобы впустили Любовь, а жена – Богатство. Пока они спорили, странники исчезли. Я желаю всем хорошего здоровья, а если будет Здоровье, значит, рядом будут Любовь и Богатство!
Список использованной литературы  А.А.Александров, В.Ю.Александрова «Курение и его профилактика в школе», Москва, 1996  С.В. Алексеев и др., Формирование  здоровьесберегающего поведения и укрепления здоровья учащихся: Методические материалы. СПб.: СПбАППО, 2008.  О.А Бабекова и др., Современные образовательные технологии в обучении географии:      опыт работы, разработка уроков. Волгоград: Учитель, 2011.      4. Л.В.Баль, В.В.Ветрова «Букварь здоровья», издательство «Эксмо», Москва, 1995      5.  С.Б.Белогуров, В.Ю.Климович  «Профилактика подростковой наркомании», Центр         «Планетариум», 2004      6. М.Г. Ермолаева, Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Учебно-    методическое пособие. СПб.:КАРО,2011.     7.  В.Ю.Климович «Детство без алкоголя», Центр «Планетариум», 2004  Л.Т.Машкова «Алкоголь враг семьи», Ленинград, 1981Источник: http://pismoref.ru/3135181235.html