Методические рекомендации по литературе «Работа над композицией художественного произведения».


Методические рекомендации «Работа над композицией художественного произведения».
Подготовила заместитель директора по методической работе МБОУ «Базковская СОШ» Выпряжкина Наталья Дмитриевна
В школьной методике вопрос о композиции литературного произведения является одним из наиболее сложных. Учитель часто сталкивается с неясностью, неопределенностью в объяснении терминов : сюжет, фабула, композиция. Слово композиция иногда заменяют синонимами: построение, строение. Терминологическая неопределенность приводит к путанице: понятие композиции подменяют понятием сюжета или фабулы. Каковы же составные части композиции? Наименьшим элементом композиции является поэтическое слово: троп- художественный оборот речи. Троп- не украшение, а средство образного отображения действительности,
Ход событий, изображенных в художественном произведении, называется сюжетом. Композиция- общее построение произведения, включающее отбор, порядок расположения и связь всех его составных частей и сюжетных, и внесюжетных. Главными элементами сюжета являются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Однако важна не установка элементов сюжета, а раскрытие, показ их идейно- эстетической функции.
Читая небольшие лирические произведения, учащиеся обычно не замечают, как они построены. И не задумываются над вопросом: благодаря чему автор вызывает и обостряет какое- либо чувство, настроение. Обязанность учителя- показать учащимся в ходе анализа, что построение художественного произведения подчинено стремлению авторов высказать определенные мысли и вызвать у читателя определенные чувства. Обратимся к анализу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус».
Чувством тоскливого одиночества веет от него. Но предложим учащимся изъять последние двустишия из каждой строфы.
Останется шесть строк. Первые четыре из них сами по себе звучат почти нейтрально (за исключением эпитета одинокий).:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубомИграют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит
Первые строки последней строфы, взятые вне контекста, имеют мажорный оттенок:
Под ним струя светлей лазури
Над ним луч солнца золотой…
Чувством же тоски и тревоги насыщены двустишия, заключающие каждую строфу. В первой строфе заключающее двустишие представляет собой риторический вопрос, настраивающий на минорный лад:
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном.
Во второй- междометие увы, обозначающее сетование,усиливает чувство тревоги,которое вызывает первая строфа:
Увы!- он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
В последней строфе это чувство усиливается еще больше. Становится напряженно тревожным, щемящим душу. Оно подчеркивается эпитетом мятежный (тревожный, беспокойный) и оттеняется более резким,чем в первых двух строфах, противопоставлением содержания первого двустишия этой строфы двум финальным стихам:
А он, мятежный, просит бури.
Как будто в бурях есть покой!
Проделав такой эксперимент, мы обратим внимание детей на прием подразумеваемого сопоставления, с помощью которого автор вызывает у читателя чувство ноющей тоски. После этого можно перейти к освещению вопроса: чем было вызвано тяжелое настроение поэта, Учитель объяснит, что причиной этого были обстоятельства личного и общественного характера. Данные обстоятельства могли вызвать у Лермонтова настроение печального одиночества ,что и нашло отражение в своеобразии его композиции.
Перечитывая стихотворение после изложения событий, вызвавших его появление, учитель обратит внимание на то, что ощущение горечи и тоски в нем усиливается от строфы к строфе и эмоциональный контраст между первыми и последними двустишиями каждой строфы обостряется. Становится более резким.
Внимание к композиции объясняется необходимостью вырабатывать у детей ощущение гармонической целостности произведения, где все детали настолько слиты, что изъятие одной из них может помешать правильному его восприятию и толкованию.