Конспект урока по литературному чтению Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Парадокс басни.


Тема: Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Парадокс басни.
Цель: достичь образовательных результатов
  1. Личностный результат –
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.
2. Метапредметный результат –
-самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации,  устанавливать логические связи.
-организовывать и регулировать свою деятельность. - сотрудничать с соучениками
3. Предметный результат – -знать основные составляющие басен;  
-находить и понимать мораль басен;  
-уметь находить парадокс в басне И. А. Крылова.
Организационный момент
-Покажите свою готовность к уроку. Садитесь.
Актуализация знаний.
-Начнем наш урок с традиционной разминки. Замените следующие словосочетания строчками из басни  «Ворона и Лисица»
глаз не сводит  – смотрит пристально, не отрываясь; на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно; вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать; во всё горло – каркнула очень громко; была такова – исчезла, скрылась; дыханье спёрло – трудно стало дышать; бог послал – нашёл случайно, без особого труда.Сопоставьте понятия с их определением
Басня Странное высказывание или явление, кажущееся невероятным и неожиданным
Мораль Короткий - обычно стихотворный - нравоучительный или сатирический рассказ, построенный на олицетворении животных, растений
Парадокс Нравоучение, наставление
-От какого слова образовалось слово «басня»?
- Назовите основные признаки басен И. А. Крылова
-Что такое мораль?
3. Целеполагание
-Почему слово «парадокс» стоит рядом со словами «басня», «мораль»?
-Какую цель вы поставите на уроке?
4. Реализация проекта.
–Сегодня я предлагаю вам работать с технологической картой темы. У каждого она, как обычно, своя. Я даю вам 30 секунд для составления индивидуального плана работы на уроке.
Кто хочет проговорить свой план? С кем бы хотели бы обсудить свой результат или обратиться за помощью? А кто ещё?
План у каждого свой, но цель у нас одна. Давайте еще раз назовем её.
Время для работы 20 минут.
Музыкант
А. Прослушайте звучание нескольких инструментов. Как звучит инструмент подходящий Лисице, а как - Вороне? Что интересного заметили? Кто, на ваш взгляд, больше нравится автору?
Б. Прочитайте мораль басни. Кого осуждает И. А. Крылов в морали?
В. Сравните свои выводы из задания А с задания Б.
В чем парадокс? Художник
А. Сравните рисунки с изображением Лисицы и Вороны (портфолио темы) Какие цвета вы брали, чтобы показать этих героев? По цветовой гамме определите отношение автора к каждому герою. Что интересного заметили?
Б. Прочитайте мораль басни. Кого осуждает И. А. Крылов в морали?
В. Сравните свой вывод из задания А с выводом задания Б.
В чем парадокс?
Конструктор
А. Вспомните, где сидела Ворона, а где находилась Лисица.
Подберите фигуры по форме и размеру подходящие к месту нахождения каждого героя. Наклейте фигуру на то место, где находились герои.
Кому, на ваш взгляд, досталось большее пространство? Почему?
Б. Прочитайте мораль басни. Кого осуждает И. А. Крылов в морали?
В. Сравните свой вывод из задания А с выводом задания Б.
В чем парадокс?
Математик
А. Сосчитайте, сколько слов в басне относится к Лисице и сколько к Вороне. Кому автор уделяет большее внимание? Кто больше нравится автору?
Б. Прочитайте мораль басни. Кого осуждает И. А. Крылов в морали?
В. Сравните свой вывод из задания А с выводом задания Б.
В чем парадокс? Натуралист
А. Перечитайте басню. Найдите слова характеризующую Ворону и определите отношение автора к этому герою.
Б. Прочитайте отрывок из книги Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» Какой интересный факт заметили?
В. Сравните свой вывод из задания А с выводом задания Б.
В чем парадокс?
14 - 15 баллов – «5»
11 - 13 баллов – «4»
10 - 8 баллов – «3»
7 и менее баллов – «2»
-Вернемся к цели урока.
-Какой парадокс нашли музыканты? Что помогло вам это понять? (художники, конструкторы, математики, натуралисты)
-В чем парадокс басни «Ворона и лисица»? Обобщите свои открытия.
-Почему И. А. Крылов больше любит Лисицу, а не Ворону?
Лисица целеустремленная
Лисица умная
Лисица глупая
Лисица веселая
Лисица красивая
-Выберите, какие советы хотел бы дать И. А. Крылов вам для успешности в жизни
Стремиться достигать цель правильными способами
Уметь общаться
Быть лгунами
Быть бдительными
Быть сообразительными
- Что же хотел нам показать этой басней Крылов?
5. Рефлексия
- На доске у меня записаны замечательные строки А.С. Пушкина, которые очень подходят к нашему сегодняшнему уроку. Послушайте.
О сколько нам открытий чудныхГотовят просвещенья духИ опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг…
-Какие слова можно отнести к нашему уроку?
-Вы сделали открытие, а значит получили новое знание. В строке «знаю» запишите количество баллов, заработанных вами. Кто получил сегодня «5» и «4»?
-Кто хочет поделиться со своими трудностями? Спасибо за смелость и честность.
-Какое слово ещё подходит к нам? Мы получили какой то опыт, а значит вы уже что-то можете, заполните строке «Могу».
- Есть ли еще подходящее к нам слово? Вы узнали, что в басне И, А. Крылова есть парадокс. Тогда, чтобы вы хотели? Заполните строку «Хочу»
-Это и будет вашим домашним заданием.