Урок литературного чтения на тему И.А.Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова

Предмет: Литературное чтение
Тема урока: «И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова»
Цели урока: познакомить детей с творчеством И.А. Крылова, продолжать формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать память, внимание, воспитывать интерес к чтению; определять басню по характерным признакам; находить необходимую информацию на страницах учебника; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Этап урока. Методы и приемы
Содержание урока.
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Настраиваться на предстоящую работу.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.


Актуализация знаний
-Ребята, обратите внимание на слайд. Что вы видите? (На слайде карта)
-Как вы думаете, а зачем нам карта на уроке литературного чтения? (Отправимся в путешествие)
-По предложенным иллюстрациям попробуйте определить маршрут нашего путешествия (Предложены иллюстрации к басням И.А.Крылова)
Сегодня  на  уроке я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие –  в Царство Басни.
Учиться выделять нужную информацию.


Самоопределение к деятельности
- Ребята, что такое басня?
 (Басня – один из старейших жанров литературы. Это короткий рассказ в стихах или прозе, в котором главная мысль – мораль (высказывается в виде поучительного вывода)
-Из каких частей состоит басня?   (Случай из жизни и мораль – вывод )
-Какие вы басни можете назвать?
- Кто может быть героем басни? (Люди, животные или разные предметы)
-А чему мы научимся на уроке?





Работа по теме урока
- Ребята, вы уже знакомы с выдающимся русским писателем Иваном Андреевичем Крыловым.
- Что вы помните о жизни и творчестве И.А.Крылова?
- Работая в парах, прочитайте краткую биографию Крылова на слайде и скажите, что нового вы узнали о жизни и творчестве А.И.Крылова.
(Родился Иван Андреевич Крылов, 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера.
Отец - Андрей Прохорович, умер рано, поэтому маленькому Ивану уже в 10 лет пришлось подрабатывать. Мать, Марья Алексеевна, не имела возможности дать образование своему сыну, но уделяла большое внимание его самообразованию
В 1782 году Крылов с матерью переехал в Петербург. И вскоре имя молодого драматурга стало постепенно приобретать известность в литературных кругах.
В 1809 году вышла первая книга басен Крылова. Девять книг, включающих более 200 басе, составляют басенное наследие Крылова.
Крылов скончался 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет и был похоронен в Петербурге.)
-А теперь давайте откроем наши учебники на стр. 44 и прочитаем, о чем говорят Иван Иванович Самоваров и его верные помощники Аня и Ваня.
-Итак, о чем же ведут разговор профессор и его помощники?
-С чем из сказанного вы уже знакомы?
-Что узнали нового?
Прекрасно, теперь вы мне с уверенностью можете ответить на вопрос кто такой И.А.Крылов ( Верно - баснописец)
А теперь прочтите определение басни на стр 45. Отлично.
- А сейчас, ребята, я предлагаю стать участниками викторины по басням Крылова.
- Слушайте внимательно, отвечайте на вопросы правильно. За каждый правильный ответ вы будите получать монетку читателя. Всем желаю удачи!
1. Кого просила Стрекоза «накормить и обогреть» ее?
а) Слона; б) Муравьеда; в) Таракана; г) Муравья +
2. Кто сказал такие слова?
«Друзья! К чему весь это шум? Я ваш старинный сват и кум...»
а) Волк («Волк на псарне»)+; б) Петух («Кукушка и Петух»); в) Щука («Лебедь, Щука и Рак»); г) Барс («Лев и Барс»)
3. Какие персонажи брались везти поклажу в одной из басен И. А. Крылова?
а) Ворона и Лисица; б) Ворона и Курица; в) Лебедь, Рак и Щука+; г) Лягушка и Вол
4. Из какой басни этот отрывок?
«Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица...»?
а) «Ворона и Лиса»+; б) «Ворона и Курица»; в) «Лисица и Сурок»; г) «Квартет»
5. Как звали собаку, которая лаяла на слона?
а) Тоська; б) Моська+; в) Доська; г) Амвроська
6. Кто в басне И. А. Крылова не знал, что делать с очками?
а) Профессор; б) Вол; в) Мартышка+; г) Моська
7. Кто из зверей не является героем басни «Квартет»?
а) Мартышка; б) Лев+; в) Осел; г) Козел
8. Из какой басни этот отрывок?
«Хоть видит око,
Да зуб неймет...»
а) «Лебедь, Щука и Рак»; б) «Синица»; в) «Прохожие и Собаки»; г) «Лисица и виноград»+
9. Сколько скрипок было у животных в басне «Квартет»?
а) три; б) одна; в) две+; г) четыре
10. У кого предлагал поучиться пению Осел в басне «Осел и Соловей»?
а) у канарейки; б) у попугая; в) у вороны; г) у петуха+
Учиться работать в паре, слышать собеседника, выделять главную информацию из прочитанного.






Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.
Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. минутка
- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку.
А теперь, ребята, предлагаю встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело.
Выполнять двигательные упражнения.
Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Самостоятельная работа.
-А теперь давайте выполним задание на стр. 45
Басни И.А. Крылова любят и знают очень многие. Мы часто в своей повседневной речи употребляем выражения из его произведений, ставшие, как говорят, крылатыми.
Работая самостоятельно, запишите в тетрадь, из каких басен эти выражения.
Квартет, ворона и лисица, волк на псарне, зеркало и обезьяна, кот и повар, ларчик, лисица и виноград.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону (на слайде дан правильный ответ или записано на доске) и оцените работу соседа..
Учиться работать самостоятельно, давать оценку своей работе и работе товарища. Читать выразительно отрывки из басен. Соотносить прочитанное с иллюстрациями.
Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.
Познавательные - высказывать предположения;
строить речевое высказывание в устной форме

Итог урока.

- Что же такое басня?
- Что вы знаете о семье Крылова?
- Какие басни Крылова вы знаете?
- Что нового вы узнали?

Отвечать на вопросы учителя.
Анализировать проделанную работу.
Делать выводы.
Оценивать свои достижения.
Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке

Домашнее задание
- Запишите домашнее задание.
Выучить понравившуюся басню
Записывать Д/З


Рефлексия

сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я научился
меня удивило
мне захотелось
- Ребята, спасибо за урок.

Регулятивные - анализировать проделанную работу.


Дђ Заголовок 215