Литературная игра по басням И.А. Крылова

И.А.Крылов.
Литературная игра «В мире басен Крылова» для 5 класса

Люблю, где случай
есть пороки пощипать.

Цель: привлечь интерес к творчеству И.А. Крылова
Задачи:
Развитие интереса к творчеству И.А.Крылова
Развитие интереса к изучению литературы
Развитие чувства сопереживания
Способствовать развитию коллективного творчества
Воспитывать желание сопричастности к общему делу

Описание игры:
Игра проводится на параллели 5-х классов (между двумя классами), либо в классе командами. Класс разбивается на команду и группу поддержки.

( Оформление. Портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг Крылова.)

Слово о писателе, баснописце и драматурге И.А.Крылове.

Прошло уже более двухсот сорока лет со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели. Они как и прежде учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
Родился Иван Андреевич Крылов 2 февраля (14 февраля по новому стилю) 1769 года в Москве в семье бедного армейского капитана, который получил офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец оставил военную службу и поселился в Твери, стал мелким чиновником.
Детство и отрочество Ивана Андреевича прошли в тяжёлых условиях в Твери. Грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых. Будущий баснописец не учился в школе. Но он всегда тяготел к знаниям, и способностями он обладал отменными. Он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать, Мария Алексеевна, ходила читать и отпевать усопших в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец в 1777 году начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом».
С самого начала службы Иван Андреевич познакомился с судейским произволом, взяточничеством, унизительной ситуацией человеческого бесправия.
В 17771790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще. В 14 лет он написал либретто к опере «Кофейница», в которой изобличил нравы провинциальных помещиков. С 1786 по 1788 гг. появляются комедии «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей», но успеха они не имеют.
Далее И.А. Крылов издает журнал «Почта духов» (1789). В нем писатель публикует сатирические послания, которые обличают злоупотребления государственных чиновников.
В 1792 г. И.А. Крылов выходит в отставку. В этот период, уже живя в Петербурге, писатель покупает печатает типографию, и печатает в ней сатирический журнал «Зритель». В этом же году выходит в свет его повесть «Каиб». Крылов занимается политической сатирой. Его творчество вызывает огромнейшее недовольство у Екатерины II и Крылову приходится на время уехать из Петербурга и жить то в Москве, то и Риге.
В 1812 Иван Крылов стал работать библиотекарем в только что открывшейся Публичной библиотеке. На этом поприще он прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841 году.
И.А. Крылов оказался не только хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но и отличным составителем библиографических указателей и славяно-русского словаря.
16 декабря 1811 И.А. Крылов был избран членом Российской Академии, а 14 января 1823 получил от нее Большую золотую медаль за литературные заслуги (золотую медаль он получил в 1818 году). С 1829 года Крылов является почетным членом Петербургского университета. В 1841 году, при преобразовании Российской Академии в Отделение русского языка и словесности Академии Наук, Иван Крылов был первым утвержден ординарным академиком. 2 февраля 1838 в Петербурге торжественно праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности.
Скончался И.А. Крылов 21 ноября (по старому стилю - 9 ноября) 1844 года. Похоронен в Некрополе мастеров искусств. 12 мая 1855 памятник Крылову был открыт в Петербурге в Летнем саду.







Задания для станции «Блиц-опрос»


В каком городе родился Крылов?
(в Москве)

Какое образование получил и почему?
(занимался самообразованием, т.к. семья бедствовала)

Кто был первым наставником Крылова в детстве?
(мама)

Каков любимый жанр творчества Крылова?
(басня)

Что такое басня?
(краткий поучительный рассказ в стихах с нравоучением)

Писатель, сочиняющий басни?
(баснописец)

Что означает слово «квартет»?
(Музыкальное произведение для четырёх инструментов.)

Где установлен памятник Крылову?
(в Петербурге, в Летнем саду)

Как в народе прозвали Крылова?
(«дедушка»)

Профессия, в которой Крылов проработал 30 лет?
(библиотекарь)

Город, с которым связано детство К
·рылова
(Тверь)

Важная часть в басне, вывод-поучение
(мораль)

Задания для станции «Викторина»

Кто из персонажей говорит? Из какой басни?

1. - Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Моё
С песком и илом?
(Волк, «Волк и ягнёнок»)

2. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица
(Лисица, «Ворона и лисица»)

3. - Все про очки лишь мне налгали;
А проку нб волос нет в них.
(Мартышка, «Мартышка и очки»)

4. - Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

5. - Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
(Осёл, «Осел и соловей»)

6. - Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
(Моська, «Слон и Моська»)

7. - А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
(Соловей, «Квартет»)

8. - Я ваш старинный сват и кум.
(Волк, «Волк на псарне»)

9. - Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.
(Свинья, «Свинья под дубом»)

10. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню.
(Повар, «Кот и повар»)


Задания для станции «Угадай»

Из какой басни эти строки:

1. Да только воз и ныне там.
(«Лебедь, Щука и Рак».)

2. Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
(«Мартышка и очки»)

3. У сильного всегда бессильный виноват;
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Историю не пишем.
(«Волк и Ягнёнок».)

4. Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
(«Ворона и Лисица».)

5. Он порча, он чума, он язва здешних мест!
(А Васька слушает да ест)
(«Кот и повар»)

6. Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
(«Слон и Моська»)

Задания для станции «Телеграмма»
Вчера я получила посылку, в которой обнаружила очень странный набор предметов и письмо. Вот оно (показываю ребятам письмо):

“Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы.
С благодарностью ученики 5 “Б” класса СОШ № 1.”
Очки “Мартышка и Очки”
Ларец “Ларчик”
Тарелка и ложка “Демьянова уха”
Зеркало “Зеркало и Обезьяна”

Задания для станции «Почемучка»
Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Объясните их смысл.
а). «Слона-то я и не приметил»;
б). «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;
в). «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»;
г). «На задних лапках я хожу»;
д). «Да только воз и ныне там»;
е). « рыльце у тебя в пуху».

Задания для станции «Домашнее задание»

ИНСЦЕНИРОВКА БАСНИ.


Используемая литература:

Калюжная Л., Иванов Г. 100 великих писателей. – М.: ВЕЧЕ, 2004. – 592 с.
Крылов И.А. Басни. – М.: РОСМЭН, 2000. – 120 с.
Крылов И.А. Басни. Комедии. Повесть. – М.: АСТ, «Олимп», 2000. – 528 с. – (Школа классики)




Директор___________
Организаторы_______
__________________



2014

Грамота


_________________
ученикам 5.1 класса за особый артистизм при инсценировании басен Крылова.


«На задних лапках я хожу»;

«Да только воз и ныне там»;

« рыльце у тебя в пуху».

«Слона-то я и не приметил»;

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»;









15