Мобилизация внимания учащихся на уроках ИЗО за счёт нестандартных ситуаций. Материал по обмену опытом работы

Мобилизация внимания на уроке ИЗО за счёт применения нестандартных ситуаций.
Материал из опыта работы учителя ИЗО
МБОУ «Лицей № 69»г Ростова-на-Дону
Коноваленко Натальи Фёдоровны
Иногда в начале урока дети бывают недостаточно готовы к восприятию сложного учебного материала Возможно влияние погодных условий или каких-то ещё личных причин, например, что-то было на перемене, что повлияло на детей, или на прошлом уроке (переутомление, чрезвычайная ситуация) Особенно это заметно в младших классах. В таком случае учитель должен быстро сориентироваться и использовать неожиданный приём активизации внимания учащихся. Приведу реальный пример. (Это описано мною в одном из моих рассказов).
Однажды, войдя во второй класс, я почувствовала, что продуманный мною план в данном случае будет не вполне эффективен. Обдумывая, как лучше подвести детей к изучению темы урока, я неожиданно взглянула в окно, и увидела «подсказку». Ещё полчаса назад за окном был густой туман, но теперь он исчез, а все ветви деревьев были густо усыпаны каплями росы, они сверкали повсюду. Решение изменить начало урока возникло мгновенно, тем более, что на предыдущем уроке как раз была тема «Украшение и реальность».
- Дети, - сказала я с нотками загадочности в голосе, - сейчас я покажу вам что-то волшебное!
Второклассники притихли настолько, что тишина стала ощутимой.
- Посмотрите очень внимательно в окно: что там, за стеклом?
Все дружно повернули головы, но молчали.
- Вы видите деревья, у них всё, как обычно: каждое имеет высокий и крепкий ствол, ветви, тоненькие веточки, кое-где с сухими коричневыми листочками
Я не подсказывала, лишь вела их взгляды:
- Но сегодня всё иначе - что же?
И тут одна девочка радостно воскликнула:
- Там - капельки!
- Умница, - заметила! Но откуда они? Что это?
Взметнулось вверх несколько нетерпеливых рук:
- Это дождик!
- Нет! Я знаю: это называется - роса!
- Они переливаются!
- Как бриллианты!
- Похоже на гирлянду
- Как бусы
И, наконец, долгожданное:
- Ой, как красиво!
- Сверкают
Пауза. Все молчат – увидели целиком. Смотрят. И я стала тихонько рассказывать:
- В Японии есть весенний праздник: любование цветущей вишней – сакурой. Удивительно красиво, когда цветёт дерево! Люди останавливаются и наслаждаются прекрасным видом и ароматом. Вот и нам с вами сегодня тоже необычайно повезло: мы увидели чудо тумана. Солнце согрело его - он повис на веточках капельками воды. Такое изумительное явление природы бывает довольно редко. Каждая капля озарена лучами и светится, а на ветвях сотни, тысячи таких сверкающих бусинок – и все деревья от них переливаются и искрятся. Запомните этот день, наш урок изобразительного искусства и чувство, что сейчас ощущаете. Смотрите, любуйтесь! Что чувствуете?
- Это так хорошо!
- Радостно!
- Красиво
Я видела, как преображались и начинали лучиться улыбками их лица.
- Дети, особенно приятно, что у нас с вами будет теперь общее воспоминание о том, как мы наблюдали украшение в реальности - красоту в природе. Она повсюду, нужно только научиться её видеть! И тогда это чувство радости будет наполнять вашу жизнь! И вы научитесь сами создавать её. Например, как художники, архитекторы Кто такой архитектор? Кому знакомо это слово? (поднялось несколько рук)
Я открыла файл – на экране появился Покровский собор Так мы подошли к теме «Постройка и фантазия». Нам помогла сама природа.
Урок вошёл в своё русло, дети были активны, внимательны и старались. А какие дома они нарисовали в качестве эскизов, какими были их лица – это нужно было только видеть!
Несколько минут любования красотой оставляют след в душе человека. Это можно сравнить с промелькнувшей в небе кометой: её уж нет, а шлейф всё светится и всё мерцает воспоминанием о чуде. Необходимо, чтобы таких воспоминаний у детей было много.