Презентация по литературному чтению на тему: Басни Эзопа ( 3 класс)


Дата 17 февраля ФИО учителя Шеварихина Наталья Викторовна
Класс 3 «В» ФИО практиканта Темнышева Карина Алексеевна
Технологическая карта урока №4
Предмет: литературное чтение
Целевой блок
Тема урока: Басни Эзопа
Цель урока:
Ознакомить учащихся с баснями Эзопа, показать их отличительные особенности; дать понятие о басне ; выяснить, какие человеческие пороки высмеиваются в баснях Эзопа; совершенствовать навык выразительного чтения.
Планируемые результаты: Предметные УУД:
Давать определение изучаемых понятий.
Выявлять отличительные признаки басен Эзопа
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о баснях Эзопа
Называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
Личностные УУД:
Принятие социальной роли обучающегосяРазвитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Метапредметные УУД:
*Регулятивные:
Умение планировать и регулировать свою деятельность.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
*Коммуникативные:
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге,
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Использовать информационные ресурсы для поиска информации
Донести свою позицию до других. 
Выразительно читать и пересказывать текст.;Постановка вопросов .Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
*Познавательные:
Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
Устанавливать причинно- следственные связи.
Давать определения понятиям.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Инструментальный блок
Тип урока:
Урок введения нового знания и формирования УУД.
Формы, приёмы и методы Словесный, наглядный, практический, логические
Образовательные ресурсы: Учебник, раздаточный материал, таблицы
Дополнительная литература: книга для чтения, толковый словарь, справочники
ТСО (компьютер, проектор, презентация)
Доска, мел
Наглядный материал
План урока.
Организация начала урока.1-3 мин.
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися 5-10 мин
Обеспечение мотивации учения 3-4 мин
Физминутка 1-2 мин
Усвоение нового материала 10-15 мин
Установление правильности и осознанности усвоения нового материала 3-6 мин
Объяснение домашнего задания 1-2 мин
Подведение итогов урока. Рефлексия 1-3 мин.
Ход урока:
1. Организация начала урока Подровнялись! Здравствуйте, садитесь! Меня зовут Карина Алексеевна. Урок чтения сегодня у вас проведу я.
Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел. Прочитайте его название. Мы уже немного знакомы с баснями. Вспомните, какие басни мы читали в 1м классе. (дети отвечают). Хорошо. Ребята, у меня есть друг, которого зовут Почемучка. Он прислал мне письмо, в котором написал, что хочет прийти к нам на урок, но с одним условием: если вы выполните его задание. А задание простое: нужно быстро произнести скороговорки:
1. Чистил
Чиж
ЧижихеЧетки..Чистил
Щёткой
Четки
Четко(проговаривают)
2. Мышки бегали по крышке,
Суп мешать мешали мышки.
Мышка Маша мышке Мишке
Проскочила под подмышки!(проговаривают)
Молодцы, ребята! А вот и наш гость ! Поздоровайтесь с ним! Сегодня Почемучка будет наблюдать за нашим уроком, и если вы себя будете хорошо вести, то придет к нам в гости еще раз.
(на доске вывешивается картинка Почемучки)
Ребята, за правильные ответы на уроке вы будете получать цветные квадратики, а затем получите оценки, в зависимости от того сколько у вас квадратиков и как вы работали на уроке.
2.Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися Дома вы читали произведение Виктора Драгунского : «Смерть шпиона Гадюкина».
Скажите, автор говорит от своего лица или от лица Дениски? (От лица Дениски)
Соответствует ли название текста его теме или основному переживанию? (Название уже содержит оценку, отношение к медвежонку, значит, он назван в соответствии с его основным переживанием)
Кто главный герой рассказа Драгунского? (Дениска)
Что нужно было сделать Дениске на концерте, чтобы помочь ребятам? (позвенеть в звонок и хлопнуть по стулу дощечкой)
Зачитайте отрывок из текста, где описывается переживание мальчика, когда он не нашел звонок? (Я просто не знал, что делать. Где звонок? Он только что был здесь! Не мог же он сам ускакать, как лягушка! Может быть, он скатился за батарею? Я присел на корточки и стал шарить по пыли за батареей. Звонка не было! Нету!.. Люди добрые, что же делать?!)Дениска помог ребятам? У него все получилось? Почему? (нет, не все)
Где же на самом деле был велосипедный звонок? (в кармане)
Хорошо, молодцы! Я могу отметить таких учащихся……
3. Обеспечение мотивации учения. Ребята, на прошлых уроках вы уже читали басни. Помните? Про чижа, который попал в беду, и голубя, который смеялся над ним. Про льва, которому помогла мышь…Истории разные, но у всех басен было что-то общее. Подумайте, что именно? (дети высказывают мнения)
Еще в древности люди сочиняли маленькие истории, объясняющие, почему змеи меняют кожу или как птицы получают оперение. Затем герои этих историй стали олицетворять человеческие качества, высмеивать пороки, недостатки людей. Так появились басни. В басне всегда есть скрытый смысл, иносказание. Так, например, читаю басню о лисе, мы понимаем, что речь идет о хитром и коварном человеке. В конце басни есть мораль, в которой заключается смысл произведения. Иногда яркая и краткая мораль может стать пословицей. Басни не только поучают людей, но и развлекают. Так, а кто же скажет, что такое басня?
( Басня-это краткий поучительный рассказ, в котором в иносказательной форме высмеиваются пороки человека) Верно, молодцы!
4. Физминутка. А сейчас мы немного отдохнем. Встаньте все!
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!(дети выполняют физминутку!)
Присаживайтесь!
5.Усвоение нового материала
6. Установление правильности и осознанности усвоения нового материала.
Объяснение домашнего задания Мы с вами сказали, что басня- это краткий поучительный рассказ, в котором в иносказательной форме высмеиваются пороки человека.
Первым создателем жанра басни считается Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до н. э. Об Эзопе нет достоверных сведений, однако сохранилось множество легенд о том, что он был рабом, люди его считали народным мудрецом. Ему приписывались почти всех известных в древности басен, которые были собраны в сборник. Басни записаны прозой, а в более позднее время сюжеты из этого сборника брали другие баснописцы и записывали стихами.
С именем Эзопа связано такое выражение, как «эзопов язык», под которым подразумевается тайнопись, иносказание, маскирующее мысль (идею) автора. Но это только в древности басни были простыми рассказами о животных и их жизни, а позднее, в рабовладельческом обществе началась применяться иносказательная форма, которая была удобной для выражения какой-либо морали, вытекающей из повседневной жизни.
Традиционным иносказательным приемом басни является ирония, т. е. осмеяние человеческих пороков.
Сейчас мы прочитаем несколько басен Эзопа из его сборника и посмотрим, в чем их особенность.
Первая басня: «Пчелы и Зевс» (читаю: Пчелам было жалко отдавать людям свой мед, и они явились к Зевсу с просьбой
дать им силу поражать жалом всякого, кто подойдет к их сотам.
Рассердился на них Зевс за такую злобу и сделал так, чтобы, ужалив кого-нибудь,
они тотчас теряли жало, а вместе с ним и жизнь.
Эта басня относится к людям злобным, которые сами себе приносят вред.) Хорошо! У вас на столах лежат листочки, на которых написаны вопросы. Прочитаем!
? Слова с незнакомым лексическим значением
! Интересное (веселое, грустное, страшное..)К Красивые слова и выражения
[……] Главная мысль
Вам необходимо устно ответить на вопросы. ( отвечают). А чтобы вам представить басню, я составлю к ней схематический рисунок.(составила)
Итак, кто же будет отвечать?
? Зевс-в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром.
! ужалив кого-нибудь,
они тотчас теряли жало, а вместе с ним и жизнь.
К к Зевсу с просьбой
дать им силу поражать жалом всякого, кто подойдет к их сотам.
[……] Эта басня относится к людям злобным, которые сами себе приносят вред.)Хорошо, вы верно сказали, что эта басня относится к людям злобным, которые сами себе приносят вред. Ведь если каждый будет делать добро людям, то и к нему все вернется добром.
Прочитаем следующую басню «Дровосеки и дуб»
(Дровосеки рубили дуб; сделав из него клинья, они раскалывали ими ствол. Промолвил дуб: "Не так кляну я топор, который меня рубит, как эти клинья, которые от меня же рождены!"
О том, что обида от близких людей тяжелее, чем от чужих.)Задание выполняем устно по листочкам.
Отвечает….
? Клинья- заострённый книзу и расширяющийся кверху кусок дерева или железа, употребляемый для расщепления, раскалывания чего-либо.
Кляну- проклинать
Дровосеки- люди, которые вырубают деревья
! Дровосеки рубили дуб; сделав из него клинья, они раскалывали ими ствол.
К Не так кляну я топор, который меня рубит, как эти клинья, которые от меня же рождены!"
[……] О том, что обида от близких людей тяжелее, чем от чужихКакой же вывод можно сделать? (мнения детей)
Верно, ведь люди сами сажали деревья, чтобы природа была более красивой, яркой, интересной; а потом сами люди это и губят.
Еще одна басня Эзопа «Львица и лиса»
(Лиса попрекала львицу за то, что та рожает только одного детеныша. Львица ответила: "Одного, но льва!"
Басня показывает, что ценно не количество, а достоинство.)Работаем по табличкам.
Отвечает…
? Попрекала-упрекать, обвинять
! Лиса попрекала львицу за то, что та рожает только одного детеныша.
К Льва
[……] Басня показывает, что ценно не количество, а достоинство
Хорошо, вы верно отметили, что важно не количество, а ценность того, что мы имеем. Нашей гостье нравится, как вы работаете.
Скажите, басни, которые мы прочитали, это проза или поэзия?
А что общее у всех басен?
Они записаны в иносказательной форме о животных, но имеют поучительное значение для людей. Нравоучение заключается в последних словах, после основного повествования, – в них открыто и прямо сказано, к кому относится басня и какие человеческие пороки отмечает.
Послушайте басню Эзопа «Галка и вороны» и ответьте на вопрос: Чему учит нас эта басня?
(Одна галка была ростом больше всех других галок; и вот, воспылав презрением к своей породе, отправилась она к воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос был воронам незнаком, и они побили ее и прогнали. Отвергнутая, вернулась она к своим галкам: но те, негодуя на ее спесь, отказались ее принять. Так и осталась она ни при тех и ни при этих.
Так и с людьми, покидающими отечество для чужих краев: на чужбине их не уважают, а на родине чуждаются.)Кто же ответит: чему учит нас эта басня?(отвечают)
Верно, никто не выбирает каким ему родиться, как он будет выглядеть, как говорить; и если что-то не так в птице, животном, зверьке, а даже в людях, то никто в этом не виноват.
7. Итог урока. Рефлексия. Итак, с произведениями, какого баснописца мы с вами сегодня познакомились? (Эзоп)
Какие басни мы читали?
Что общего у всех басен?
Запишите домашнее задание: прочитать все басни выразительно на странице 64-65, можно найти басни Эзопа и прочитать их всему классу.
Нашему гостю очень понравилось, как вы работали, вы молодцы. Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок! До свидания!