КТП по литературному краеведению для 4 класса (для школ ЯНАО)


Календарно-тематическое планирование уроков ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ для 4 класса (на основе авторской программы Л.В. Федоровой, под редакцией А.А. Деревянченко) 1 час в неделю всего 34 часа
№ п/п № в разделе Название раздела, темы урока. Кол-во часов дата Основные виды деятельности учащихся. УУД Примечания.
план факт I четверть – 9 часов.
Сказки и эпические сказания северного края.
Связь северного фольклора с народным творчеством других народов (12 часов + 1 экскурсия).
1 1 Л. Лапцуй «Вавлевские камни». 1 ч. Работать с текстом стихотворения. Выразительно читать стихотворения.
Определять тему чтения. Сравнивать стихотворения, выделять эпитеты, сравнения. Определять тон и темп чтения. Наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделять логические ударения. Предметные: познакомить со стихотворением «Вавлевские камни»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 2 2 Л. Лапцуй «Вавлевские камни». 1 ч. Работать с текстом стихотворения. Выразительно читать стихотворения.
Определять тему чтения. Сравнивать стихотворения, выделять эпитеты, сравнения. Определять тон и темп чтения. Наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделять логические ударения. Предметные: продолжить работу над стихотворением «Вавлевские камни»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 3 3 «Педор Кирон защищает русскую землю» - коми эпическое сказание. 1 ч. Сравнение героических сказаний с былинами. Выделение исторических фактов. Выразительное чтение. Предметные: познакомить с коми эпическим сказанием «Педор Кирон защищает русскую землю»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 4 4 «Педор Кирон защищает русскую землю» - коми эпическое сказание. 1 ч. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов.
Предметные: продолжить работу над коми эпическим сказанием «Педор Кирон защищает русскую землю»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 5 5 М. Анисимкова «Ваули». 1 ч. Знакомство с произведением, темой и жанром. Особенность формы и содержания, языка, сравнение с эпическим сказанием. Предметные: познакомить с произведением «Ваули»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 6 6 «О Вавле» - коми поэма о герое ненецкого народа Ваули Пиеттомине. 1 ч. Слушание произведения, работа с текстом. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделение логических ударений. Предметные: познакомиться с коми поэмой о герое ненецкого народа Ваули Пиеттоне «О Вавле»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 7 7 «Старик и его дочери» ненецкая сказка. 1 ч. Слушание сказки, сравнение сказки с былиной. Анализ содержания, составление плана. Выразительное чтение по ролям. Предметные: познакомиться со сказкой «Старик и его дочери»; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли произведения; размышлять о характере и поступках героев.
Метапредметные: учиться работать по предложенному учителем плану; выражать мысль в устной форме; выразитель читать и пересказывать текст.
Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. 8 8 «Ими Хиты и Вошинг Урт»» ненецкая сказка. 1 ч. Выделение особенностей сказки. Рассказывание по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов. Предметные: познакомиться со сказкой «Ими Хиты и Вошинг Урт»; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли произведения; размышлять о характере и поступках героев.
Метапредметные: учиться работать по предложенному учителем плану; выражать мысль в устной форме; выразитель читать и пересказывать текст.
Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. 9 9 Экскурсия на предприятие №1. 1 ч. Знакомство с профессиями родителей, выделение круга их обязанностей. Необходимость их труда для города (села) и страны. Предметные: совершить экскурсию на предприятие нашего села; узнать назначение данного предприятия.
Метапредметные: определять тему и цель экскурсии; находить ответы на возникающие вопросы в ходе экскурсии.
Личностные: строить диалог с экскурсоводом. II четверть – 7 часов.
10 10 «Мальчик Идэ» сказка народа ханты. 1 ч. Чтение сказки, определение главной мысли. Характеристика героев (положительные и отрицательные).
Работа с текстом сказки. Предметные: познакомить со сказкой народа ханты «»Мальчик Идэ»; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли произведения; размышлять о характере и поступках героев.
Метапредметные: учиться работать по предложенному учителем плану; выражать мысль в устной форме; выразитель читать и пересказывать текст.
Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. 11 11 «Хитрый Ембо» ненецкая сказка.
Литературный диктант. 1 ч. Чтение сказки, беседа, образы героев, деление на части, самостоятельное перечитывание, краткий пересказ сказки по плану. Предметные: познакомить с ненецкой сказкой «Хитрый Ембо»; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли произведения; размышлять о характере и поступках героев.
Метапредметные: учиться работать по предложенному учителем плану; выражать мысль в устной форме; выразитель читать и пересказывать текст.
Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. 12 12 «Два вэхэляка» ненецкая сказка. 1 ч. Повторение особенностей сказок, сказки народные и литературные. Слушание сказки. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. Предметные: познакомить с ненецкой сказкой «Два вэхэляка»; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли произведения; размышлять о характере и поступках героев.
Метапредметные: учиться работать по предложенному учителем плану; выражать мысль в устной форме; выразитель читать и пересказывать текст.
Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. 13 13 «Два вэхэляка» ненецкая сказка. 1 ч. Характеристика героев (положительные и отрицательные). Работа с текстом сказки. Предметные: продолжить работу по изучению ненецкой сказки «Два вэхэляка»; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли произведения; размышлять о характере и поступках героев.
Метапредметные: учиться работать по предложенному учителем плану; выражать мысль в устной форме; выразитель читать и пересказывать текст.
Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Твои люди, Север! – (9 часов + 1 контрольный тест + 1 экскурсия).
14 1 Л. Лапцуй «Человеку поклон». 1 ч. Работа с текстом стихотворения: выделение главной мысли и чувств поэта, строфы, рифмы. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Предметные: познакомить с произведением «Человеку поклон»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 15 2 Л. Лапцуй «Врач». 1 ч. Повторение произведений Л. Лапцуя. Понятия: "эпитет", "сравнение", "рифма", "ритм", "тон", "логические ударения", "паузы". Определение темы. Комментирование заголовка стихотворения. Выразительное чтение наизусть. Предметные: познакомить с произведением «Врач»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 16 3 Контрольный тест №1
(за 1 полугодие). 1 ч. Самостоятельное выполнение контрольной работы тестового характера. Предметные: проверить знания по изученным темам за 1 полугодие. III четверть – 10 часов.
17 4 Л. Лапцуй «Победившие смерть». 1 ч. Повторение произведений Лапцуя.
беседа, работа с сюжетом, героями. Наблюдение за изменением настроения, определение главной мысли. Деление текста на части. Рассказ о герое. Предметные: познакомить с произведением «Победившие смерть»; характеризовать поступки героев.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; делить текст на части.
Личностные: высказывать свое отношение к поступкам героев. 18 5 Р. Ругин «Обские рыбаки». 1 ч. Справка о поэте.
Определение темы. Комментирование заголовка стихотворения. Работа с текстом стихотворения. Работа с содержанием (мысли и чувства поэта), строфы, рифмы. Выразительное чтение наизусть. Предметные: познакомить с произведением «Обские рыбаки»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 19 6 Р. Ругин «Хозяин тайги».
Литературный диктант. 1 ч. Определение темы. Комментирование заголовка стихотворения. Выразительное чтение, выделение эпитетов, сравнений. Предметные: познакомить с произведением «Хозяин тайги»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения. Проверить знания по изученной теме.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 20 7 Р. Ругин «Праздник оленевода». 1 ч. Справочный материал о празднике. Работа с сюжетом, героями. Наблюдение за настроением, определение главной мысли. Выделение и объяснение северных слов. Предметные: познакомить с произведением «Праздник оленевода»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 21 8 Р. Ругин «Оленьи гонки», «Есть обычай добрый у народа». 1 ч. Работа с текстом стихотворения: выделение главной мысли и чувств поэта, строфы, рифмы. Выразительное чтение. Словесное рисование. Заучивание наизусть. Предметные: познакомить с произведениями «Оленьи гонки», «Есть обычай добрый у народа»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 22 9 Л. Федорова «А.М. Зверев». 1 ч. Самостоятельное чтение, выделение ключевых моментов жизни героя, составление его словесного портрета, деление текста на части. Предметные: познакомиться с произведением «А.М. Зверев»; размышлять о характере и поступках героя.
Метапредметные: учиться высказывать свои предположения; оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации. 23 10 Экскурсия №2 в музей. «Замечательные люди нашего края». 1 ч. Работа с дополнительной литературой о героях войны и труда нашего края. Предметные: познакомиться с экспозицией музея о замечательных людях нашего края.
Метапредметные: слушать и понимать речь экскурсовода; находить ответы на интересующие вопросы.
Личностные: высказывать свое мнение о замечательных людях нашего края, их делах и поступках. 24 11 Л. Федорова «А.М. Зверев». 1 ч. Обобщение по разделу. Слушание сообщений о героях. Предметные: продолжить работу над произведением «А.М. Зверев»; размышлять о характере и поступках героя.
Метапредметные: учиться высказывать свои предположения; оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации. Храните землю со всем на ней живущим! (8 часов + 2 экскурсии).
25 1 Л. Лапцуй «Сова». 1 ч. Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительном чтении. Предметные: познакомиться с произведением «Сова»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 26 2 Ю. Вэлла «Боль вторая», «Крик гагары». 1 ч. Определение темы стихотворений. Комментирование заголовков. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении. Выразительное чтение наизусть одного стихотворения. Предметные: познакомиться с произведениями «Боль вторая», «Крик гагары»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. IV четверть – 8 часов.
27 3 Р. Ругин «Материнская любовь». 1 ч. Повторение произведений Ругина.
Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Повторение: логическое ударение. Предметные: познакомиться с произведением «Материнская любовь»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 28 4 Р. Ругин «Баллада об орле». 1 ч. Определение: Баллада-стихотворение-рассказ, в котором повествуется о каком- либо историческом, фантастическом или таинственном случае.Предметные: познакомиться с произведением «Баллада об орле»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 29 5 Р.Ругин «Мольба природы». 1 ч. Чтение стихотворения, выделение главной мысли, использование изобразительных средств.
Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступку героя. Предметные: познакомиться с произведением «Мольба природы»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 30 6 П. Явтысый «Песец».
Литературный диктант. 1 ч. Расширение знаний о животном мире Ямала, отрицательном воздействии на него хозяйственной деятельности человека.
Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Предметные: познакомиться с произведением «Песец»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения. Проверить знания по изученной теме.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 31 7 П. Явтысый «Земля моя, ты чахнешь на глазах».
Контрольный тест №2
(за год). 1 ч. Комментирование заголовка. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении.
Самостоятельное выполнение контрольной работы тестового характера. Предметные: познакомиться с произведением «Земля моя, ты чахнешь на глазах»; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; понимать смысл заглавия произведения. Проверить знания по изученным темам за год.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; выражать речь в устной форме; выразительно читать текст.
Личностные: оценивать конкретные поступки людей; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 32 8 Экскурсия №3 к памятному месту. Вахта памяти. 1 ч. Знать памятники и памятные места своего села, их значение для народа, чтить память погибших в годы войны, нести Вахту памяти. Предметные: осознанно формулировать тему и цели экскурсии; знакомиться с памятниками своего села.
Метапредметные: учиться высказывать свое мнение по теме урока.
Личностные: высказывать свое отношение к героям войны; чтить память погибших; нести Вахту памяти. 33 9 Ю. Шесталов «Когда качало меня солнце». 1 ч. Понятие о повести, главах повести. Образ Тасмана (внешний вид, его поступки, отношение к природе). Работа с сюжетно-композиционным треугольником. Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступку героя. Предметные: знакомиться с новым литературным жанром – повестью; давать характеристику героям произведения.
Метапредметные: находить ответы на вопросы в тексте; выразительно читать и пересказывать текст.
Личностные: высказывать свое отношение к героям произведения, к их поступкам. 34 10 Экскурсия №4 по населенному пункту. 1 ч. Знать названия главных улиц, памятные места, ориентироваться на улицах родного села, применять правила дорожного движения. Предметные: знакомиться с главными улицами своего села.
Метапредметные: объяснять название улиц; понимать значение памятных мест своего села.
Личностные: отвечать за свою безопасность, выполнять правила дорожного движения.