Конспект урока по литературному чтению И. А. Крылов Слон и Моська.


Ивановский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ»

Конспект
урока по литературному чтению
«И.А. Крылов. Слон и Моська».
Учитель начальных классов: Бычкова Н.Н.
c.Ивановка2016
Тема урока: И.А.Крылов. Слон и Моська
Цель:  повторение изученных басен И.А. Крылова; знакомство с басней «Слон и Моська»; развитие логического мышления, творческого воображения, умения делать выводы; развитие речи, отработка навыка выразительного чтения.
Формирование УУД
Личностные:
1.Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
2.Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Регулятивные:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.
Познавательные:
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 
2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,
а, иллюстрация и др.)
4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебника.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Оборудование:
Портрет И.А. Крылова, выставка книг с баснями И.А. Крылова.
Деятельность учителя Деятельность детей
1.Мотивация познавательной активности
Здравствуйте ребята, начнем урок с проверки домашнего задания.
На доске висит портрет Крылова.
Как вы думаете, о произведениях какого писателя мы продолжим сегодня разговор? о произведениях И.А. Крылова
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.
Почему мы говорим, что И.А. Крылов – великий русский поэт-баснописец?
За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Строки из басен вошли в речь, стали привычными.
Давайте прочитаем стихи, посвященные баснописцу.
 Мы говорим «русский», потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. А «великий», потому что он написал много басен.
Дети читают стихи, записанные на доске:
«Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.»
3.Выявление места и причины затруднений.
Действительно, с баснями Ивана Андреевича Крылова мы знакомимся очень рано. Кто из вас может определить к каким басням относятся иллюстрации? Некоторые из них мы прочитали во 2-м классе. Давайте вспомним, из какой басни эти строки: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу»?
Как взялись за дело герои басни?
Как шла у них работа?
Чем закончилось дело?
Почему Лебедь, Щука и Рак не сумели сдвинуть воз с места?
Какие недостатки людей высмеивает автор в этой басне?
Как вы думаете, для чего И.А. Крылов рассказал людям эту историю?
Какие слова из этой басни стали крылатыми?
В каких случаях их говорят?
А откуда эти слова:
«Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Где под каждым ей листом
Был готов и стол и дом?
Что случилось со стрекозой?
Помог ли ей муравей?
Кто виноват, что стрекоза осталась без крова?
Какие слова из этой басни стали крылатыми?
Эти строки из басни «Лебедь, щука и рак» (ученик рассказывает басню наизусть)
Герои басни взялись за дело дружно.
Работа шла плохо.
Воз остался стоять на том же месте.
Потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону.
Он высмеивает несогласие, разобщенность.
Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно.
Крылатыми стали слова: «А воз и ныне там».
Их говорят, когда дело не идет на лад.
Это слова из басни «Стрекоза и Муравей» (дети читают басню)
Она осталась без жилья.
Муравей не помог Стрекозе. Он ответил ей: «Кумушка, мне странно это, да работала ль ты в лето?»
Виновата она сама, потому что летом не трудилась, а только пела и плясала.
«Ты все пела – это дело,
Так поди же, попляши!»
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Работа над пословицами
Прочитайте пословицы, как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?
1 группа. Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.
2 группа. Делу – время,  а потехе – час.
3 группа. Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
1 группа. Кто обычно является героями басен? Приведите примеры.
2 группа. Какие недостатки высмеиваются в баснях?
3 группа. Чему нас учат басни, которые мы прочитали?
Работа в группах. Каждая группа получает по пословице.
Группы обсуждают свои пословицы и выступают.
Я понимаю пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак».
Я понимаю пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».
Я понимаю третью пословицу так: если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой. Эту пословицу можно отнести к басне «Чиж и голубь».
Героями басен обычно являются животные. Например: лиса, волк, журавль, мартышка и другие.
В баснях высмеиваются зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть.
Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.
5. Реализация проекта выхода из затруднения.
Знакомство с басней «Слон и Моська»
Как вы думаете, над чем мы сегодня  будем продолжать работать на уроке?
Да, сегодня мы познакомимся с еще одной басней Ивана Андреевича Крылова. Она называется «Слон и Моська».В ней, как обычно в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?
Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 м. Весит больше 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.
Учитель читает басню (дети следят по учебнику)
Понравилась ли вам басня?
Что понравилось?
Какими художник рисует слона и моську? (показать иллюстрацию)
Минутка релаксации.
Да, понравилась.
Дети отвечают.
Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям:
Показывали на улице людям.
Невидаль, редкость.
Ходили группы любопытных бесцельно глядящих по сторонам.
Откуда-то внезапно вдруг появится.
Перестань себя позорить.
Придает смелости.
В каких словах, ставших крылатыми, заключен смысл басни?
Как вы понимаете эти строки?
Да, Моська – хвастунишка. Но она и хитрая. Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.
Водили напоказ
В диковинку у нас
Толпы зевак ходили
Отколь ни возьмись
Перестань срамиться
Вот то-то мне и духу придает.
«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!»
Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться.
Дети читают басню по ролям.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Дети самостоятельно читают басню и готовятся ответить на вопросы, записанные на доске.
Вопросы: (готовятся 3-5 минут в группах)
Как слон отнесся к нападению Моськи?
Какой вы представляете Моську?
Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.
За что Шавка осуждает Моську?
Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.
Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?
Чем смешна Моська?
8. Включение в систему знаний и повторение
Дети еще раз читают басню и пытаются ее выучить наизусть. 9. Рефлексия
Чему был посвящен наш урок?
С какой новой басней И.А. Крылова мы познакомились?
Кто в этой басне нравится вам?
Чье поведение вызывает осуждение?
Кого из героев следует одобрить?
Что высмеивает автор в басне?
Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?
Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона».
Молодцы, ребята!
Как вы можете оценить сегодня работу на уроке свою, своей группы и всего класса?
Урок был посвящен басням Крылова.
Мы познакомились с басней «Слон и Моська»
Мне нравится Слон, потому что он спокойный и невозмутимый.
А мне Моська, потому что она не боится лаять на такого огромного слона.
Поведение Моськи, потому что она стремится показать, что она смелая, хотя на самом деле это не так.
Я думаю, следует одобрить Шавку, потому что она понимает, что Моська зря лает на Слона, что она с ним не справится и советует ей не срамиться.
Стремление выделиться любой ценой.
Нельзя стремиться выделиться любыми средствами.
Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не под силу.
Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.
Дети оценивают работу на уроке.
Домашнее задание: стр.85-86 выучить басню наизусть