Конспект урока по литературному чтению для 3 класса И.А. Крылов Слон и Моська


Конспект урока по литературному чтению (3 класс)
Тема: И.А. Крылов «Слон и Моська»
Цель: повторение изученных басен И.А. Крылова; знакомство с басней «Слон и моська»; развитие логического мышления, творческого воображения, умения делать выводы; развитие речи, отработка навыка выразительного чтения.
Вырабатывать умение слушать и оценивать одноклассников, слушать и принимать критику других.Оборудование. Портрет И.А. Крылова, выставка книг с баснями И.А. Крылова.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Сообщение темы урока.
Как вы думаете, о произведениях какого писателя мы продолжим сегодня разговор? - о произведениях И.А. Крылова
Вводная беседа.
Почему мы говорим, что И.А. Крылов – великий русский поэт-баснописец?
За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Строки из басен вошли в речь, стали привычными.
Давайте прочитаем стихи, посвященные баснописцу. - Мы говорим «русский», потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. А «великий», потому что он написал много басен.
Дети читают стихи, записанные на доске:
«Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.»Повторение изученного материала.
Действительно, с баснями Ивана Андреевича Крылова мы знакомимся очень рано. Кто из вас может определить к каким басням относятся иллюстрации? Некоторые из них мы прочитали во 2-м классе. Давайте вспомним, из какой басни эти строки: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу»?
Как взялись за дело герои басни?
Как шла у них работа?
Чем закончилось дело?
Почему Лебедь, Щука и Рак не сумели сдвинуть воз с места?
Какие недостатки людей высмеивает автор в этой басне?
Как вы думаете, для чего И.А. Крылов рассказал людям эту историю?
Какие слова из этой басни стали крылатыми?
В каких случаях их говорят?
А откуда эти слова:
«Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Где под каждым ей листом
Был готов и стол и дом?
Что случилось со стрекозой?
Помог ли ей муравей?
Кто виноват, что стрекоза осталась без крова?
Какие слова из этой басни стали крылатыми? Эти строки из басни «Лебедь, щука и рак» (ученик рассказывает басню наизусть)
Герои басни взялись за дело дружно.
Работа шла плохо.
Воз остался стоять на том же месте.
Потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону.
Он высмеивает несогласие, разобщенность.
Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно.
Крылатыми стали слова: «А воз и ныне там».
Их говорят, когда дело не идет на лад.
Это слова из басни «Стрекоза и Муравей» (дети читают басню)
Она осталась без жилья.
Муравей не помог Стрекозе. Он ответил ей: «Кумушка, мне странно это, да работала ль ты в лето?»
Виновата она сама, потому что летом не трудилась, а только пела и плясала.
«Ты все пела – это дело,
Так поди же, попляши!»
Физминутка Работа над пословицами
Прочитайте пословицы, как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?
1 группа. Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.
2 группа. Делу – время,  а потехе – час.
3 группа. Не рой яму другому – сам в нее попадешь. Работа в группах. Каждая группа получает по пословице.
Группы обсуждают свои пословицы и выступают.
Я понимаю пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак».
Я понимаю пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».
Я понимаю третью пословицу так: если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой. Эту пословицу можно отнести к басне «Чиж и голубь».
Повторение изученного материала (продолжение)
1 группа. Кто обычно является героями басен? Приведите примеры.
2 группа. Какие недостатки высмеиваются в баснях?
3 группа. Чему нас учат басни, которые мы прочитали? (продолжается работа в группах)
Героями басен обычно являются животные. Например: лиса, волк, журавль, мартышка и другие.
В баснях высмеиваются зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть.
Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.
Знакомство с басней «Слон и Моська»
Как вы думаете, над чем мы сегодня  будем продолжать работать на уроке?
Да, сегодня мы познакомимся с еще одной басней Ивана Андреевича Крылова. Она называется «Слон и Моська».В ней, как обычно в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?
Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 м. Весит больше 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.
Учитель читает басню (дети следят по учебнику)
Понравилась ли вам басня?
Что понравилось?
Какими художник рисует слона и моську? (показать иллюстрацию) Над баснями И.А. Крылова.
Дети отвечают.
Да, понравилась.
Дети отвечают.
Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.
Дети самостоятельно читают басню и готовятся ответить на вопросы, записанные на доске.
Вопросы: (готовятся 3-5 минут в группах)
Как слон отнесся к нападению Моськи?
Какой вы представляете Моську?
Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.
За что Шавка осуждает Моську?
Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.
Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?
Чем смешна Моська?
Работа над образными выражениями.
Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям:
Показывали на улице людям.
Невидаль, редкость.
Ходили группы любопытных бесцельно глядящих по сторонам.
Откуда-то внезапно вдруг появится.
Перестань себя позорить.
Придает смелости.
В каких словах, ставших крылатыми, заключен смысл басни?
Как вы понимаете эти строки?
Да, Моська – хвастунишка. Но она и хитрая. Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер. Водили напоказ
В диковинку у нас
Толпы зевак ходили
Отколь ни возьмись
Перестань срамиться
Вот то-то мне и духу придает.
«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!»
Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться.
Дети читают басню по ролям.
Итог урока.
Чему был посвящен наш урок?
С какой новой басней И.А. Крылова мы познакомились?
Кто в этой басне нравится вам?
Чье поведение вызывает осуждение?
Кого из героев следует одобрить?
Что высмеивает автор в басне?
Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?
Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона».
Молодцы, ребята!
Как вы можете оценить сегодня работу на уроке свою, своей группы и всего класса? Урок был посвящен басням Крылова.
Мы познакомились с басней «Слон и Моська»
Мне нравится Слон, потому что он спокойный и невозмутимый.
А мне Моська, потому что она не боится лаять на такого огромного слона.
Поведение Моськи, потому что она стремится показать, что она смелая, хотя на самом деле это не так.
Я думаю, следует одобрить Шавку, потому что она понимает, что Моська зря лает на Слона, что она с ним не справится и советует ей не срамиться.
Стремление выделиться любой ценой.
Нельзя стремиться выделиться любыми средствами.
Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не под силу.
Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.
Дети оценивают работу на уроке.
Домашнее задание.
Над чем дома вам надо поработать?
Какое домашнее задание вы бы себе дали? Проговорите. Выучить басню наизусть, нарисовать к ней иллюстрации.
Изменить басню, её окончание.