Литературное чтение, 2 класс, тема урока Басни И. А. Крылов Квартет, Слон и Моська


Карта-схема урока литературного чтения во 2 классе Шумейко Ирина Викторовна Предмет литературное чтение по программе «Школа 2100». Тема урока «Характерные особенности басенного жанра. И. А Крылов «Слон и Моська», «Квартет». Цели: - развивать умение анализировать текст, формулировать мораль басни - выявить характерные особенности басенного жанра;- воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к чтению.- Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с кроссвордами.Формы работы на уроке: фронтальная, групповая.Тип урока: открытие новых знаний
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
I Мотивация к учебной деятельности.Цель учителя: создать осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности.Цель учащихся: понять необходимость изучения нового материалаМетоды: словесный , формирование познавательного интереса Критерии достижения цели: дети включаются в беседу с учителем, высказывают свою точку зрения Ребята, на уроке литературного чтения в 4 классе мы узнали много нового о том, как зарождалась детская литература. Как создавались первые книги, кто был их автором. А зачем современному человеку нужно знать это? По вашему мнению, нужно ли нам с вами изучать произведения писателей, поэтов, живших несколько веков назад? Какие жанры литературных произведений вы знаете?Сегодня наш урок необычен. Нам предстоит исследовать необычный литературный жанр. А для этого нужно вновь отправиться в прошлое, а затем заглянуть в будущее. - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;-осознание ответственности за общее дело;
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.Цель учителя: организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализа, синтеза, классификации.Цель учащихся: продемонстрировать актуализированные знания в устной речи.Методы: эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха; познавательные: создание проблемной ситуации.Критерии достижения цели: ученики фиксируют место, где возникает проблема. I. Повторение пройденногоНа прошлом уроке мы вместе с героями побывали в девятнадцатом веке. Куда попали путешественники? -За кем они отправились?-Кем оказался незнакомец?Слайд № 1- Куда он направлялся? - Как вы представляете себе книжную лавку?- Какая книга заинтересовала незнакомца?II Сравнительный анализ творчества баснописцев-классиков.- Кто это - Эзоп? Что вы о нём узнали ?( Рассказ детей об Эзопе) Слайд № 2А знакомо ли вам имя Жана де Лафонтена? Это французский поэт семнадцатого века. Он писал стихи, поэмы, сказки. Но прославился он своими баснями. Главные его герои-звери. Одну из басен Лафонтена «Волк и ягнёнок» мы также знаем, благодаря переводу И. А. Крылова.Слайд № 3 Посмотрите какая интересная получается цепочка: Эзоп, Лафонтен, Крылов. Три великих баснописца., которые вошли в мировую литературу как баснописцы-классики. - анализ, синтез, сравнение, обобщение;- использование критериев для обоснования своего суждения;- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;- саморегуляция в ситуации затруднения;
III. Выявление места и причины затруднения.Цель учителя: организовать фиксацию места, где возникло затруднениеЦель учащихся: выявить место затруднения, соотнести свои действия с используемыми понятиями.Методы: проблемно-поисковый, побуждение к поиску альтернативных решений.Критерии достижения цели: дети учатся отстаивать свою точку зрения. I Фиксирование проблемной ситуацииСегодня на уроке часто звучит слово БАСНЯ. А чем этот жанр отличается от других литературных жанров? В чём его особенность? Нужны ли басни нам и нашим потомкам. В этом нам и предстоит сегодня разобраться.II Формулирование темы и целей урока Сформулируйте тему урока.Какие цели мы для себя поставим?Какой спор произошёл между профессором Рождественским и Крыловым в книжной лавке?Прочитайте, что говорит о басне И. А. Крылов. А вы согласны с его утверждением? Обоснуйте свой ответ. -постановка и формулирование проблемы; - анализ, синтез, сравнение, обобщение.- структурирование знаний.
IV Построение проекта выхода из затруднения.Цель учителя: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.Цель учащихся: сформулировать шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.Методы: выявление познавательных затрудненийКритерии достижения цели: дети учатся находить пути выхода из затруднений Что нужно для того, чтобы поставленные вами цели были достигнуты? -изучить особенности басни;понять, что отличает басню от других произведений; - раскрыть особенности басни на примере прочитанных басен. А ещё нам предстоит узнать о жизни и творчестве великого русского баснописца И. А. Крылове и выяснить, почему в наше время детям интересно читать басни. -выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи;-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.- планирование
V. Реализация построенного проектаЦель учителя: организовать реализацию построенного проекта в соответствии с поставленными целями;-ввести понятия: олицетворение, аллегория, мораль, сатираЦель учащихся: учиться преодолевать затрудненияМетоды: самооценка и коррекция своей деятельностиКритерии достижения цели: учащиеся реализуют построенный проект в соответствии с поставленными целями. Игра « Угадай басню»Ребята, а какие басни Крылова вы знаете?Кто является их главными героями?Угадайте, из какой басни эти иллюстрации? Постарайтесь вспомнить отрывки из этих басен.Слайд № 4, 5. Ворона и ЛисицаЛиса и виноградСлон и МоськаМартышка и очкиСтрекоза и МуравейВолк и ягнёнокЛебедь, рак и щукаКвартет. Молодцы, ребята, вы хорошо знаете басни Крылова и смогли это доказать. - Про зверей ли писал И. А Крылов? - Кого он имел в виду? - Он имел в виду людей, наделённых пороками: самоуверенных, берущихся за дело, в котором ничего не смыслят, невежественных.Работа над баснями « Слон и Моська» и « Квартет»- Что изображено на картинке?- Что так взволновало собаку?Чтение про себя.- Назовите героев басни, дайте им характеристику.кого подразумевает автор , какие пороки высмеивает?Как называется литературный приём, который основан на наделении человеческими качествами животных, оживление предметов?- Олицетворение. Используется этот приём в басне? Чтение вслух. Работа над интонацией.Какие особенности басни можно отметить?Язык басни - язык усмешки, намёка, недомолвок, иронии.Где особенно видна авторская насмешка? Как её назвать по-другому?Сатира.Над чем смеётся автор? Какие пороки высмеивает? а как он об этом пишет- прямо, или « между строк»? Такой приём в литературе, когда в произведении содержится скрытый смысл, называется аллегорией ( иносказанием).Работа над басней « Квартет» Как понимаете слова - прима, втора, квартет?Чтение про себя.Какие вопросы вы бы задали автору?( Кто герои басни? Почему им не удалось сыграть красивую музыку?Почему герои решили позвать именно соловья. Что значит затеяли, драть и т. д.) О каких пороках говорится в этой басне?)Какова главная мысль басни? ( Не умеешь - не берись за это дело, сначала научись).Почему для квартета И, А. Крылов выбрал именно этих героев?Где особенно видна авторская насмешка, сатира? Какая основная поучительная мысль содержится в этой басне?Это-мораль басни. Обычно она помещена вначале или в конце басни.
- поиск необходимой информации из текстов;- построение логической цепочки рассуждений;- осознание ответственности за общее дело;
VI. Первичное закреплении с комментированием во внешней речи.Цель учителя: зафиксировать новое учебное содержание вол внешней речи.Цель учащихся: учиться определять мораль басни, аллегорию. Методы: словесный, формирование рефлексии.Критерии достижения цели: дети учатся определять мораль басни. Находить сатиру, понимать, в чём иносказание басни А теперь давай те подведём итог. Чем же басня отличается от других произведений?Слайд № 7
Басня-это небольшой стихотворный рассказ, состоящий как правило из двух частей1) содержание;2) мораль( поучительный вывод).Что же характерно для басни?- наличие морали;- аллегория (иносказание)- сатира ( колкий юмор)- мораль ( поучительная мысль)Викторина «Угадай басню».А теперь предлагаю вам поиграть. Я зачитаю мораль басни, а вы попытайтесь угадать, из какой басни эти строки и продолжите их- Чем кумушек считать трудиться. ..Чтоб музыкантом быть…( так надобно уменье) –Квартет.За что же, не боясь греха,Кукушка хвалит петуха?…( За то, что хвалит он Кукушку) –Кукушка и петух-Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт.И выйдет из него…( не дело, только мука)Многие крыловские выражения и словосочетания приобрели самостоятельную жизнь, стали крылатыми выражениями. Вспомните, из каких они басен.
"А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь" ("Квартет")
"У сильного всегда бессильный виноват" ("Волк и Ягнёнок")
"За что же не боясь греха, кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку" ("Кукушка и Петух")
"Да только воз и ныне там" ("Лебедь, Щука и Рак")
"Ах, Моська, знать она сильна, коль лает на слона" ("Слон и Моська") -формируем умение строить логическую цепочку рассуждений;- формируем умение использовать критерии для обоснования своего суждения;
VII . Рефлексия учебной деятельности .Цель учителя: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;- организовать оценивание учащимися собственной деятельности на урокеЦель учащихся: адекватно оценивать свою работуМетоды: словесный, информационно-обобщающий.Критерии достижения цели: дети учатся соотносить цели урока и его результаты, производить самооценку работы на уроке.













 Разгадайте кроссворд, составленный по басням И.А. Крылова.Групповая работаСлайд № 8
1 Кто смеялся “вперёд чужой беде”? (Голубь.)2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)3. У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и дом”? (Муравей.)4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона.)5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”? (Моська.)6. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”. (Рак.)7. Кого “по улице водили, как будто напоказ”? (Слон.)
Сегодня мы очень много говорили о таком литературном жанре, как басня. А что же мы знаем о Крылове? Каким он был человеком. Как проходило его детство. Об этом нам расскажут ребята.Слайд № 9.Где нужно, он навесть умеет Свое волшебное стекло, И в зеркале его яснеет Суровой истины, чело. Весь мир в руках у чародея, Все твари дань ему несут, По дудке нашего Орфея Все звери пляшут и поют. Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта - наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят.
П.А. Вяземский.
Так нужно ли нам и нашим потомкам изучать басни Крылова?И. А Крылов - известный всему миру баснописец. Задача, которую он поставил перед собой,- казнить безжалостным смехом всякие недостатки людей – жадность, ложь, лень, хвастовство, приписывая эти недостатки животным. Задача выполнена Крыловым с таким талантом, которого не достиг ни один другой баснописец. -рефлексия способов и условий действия;адекватное понимание успеха/ неуспеха в учебной деятельности;
VIII.Домашнее заданиеЦель учителя: дать право выбора при отборе басни для заучивания наизусть.Цель учащихся: проанализировать свои знания. Выучить наизусть одну из басен Крылова, которая вам наиболее понравилась.