Сообщение на тему Значение практических работ по географии в курсе 6 класса


Значение практических работ в курсе географии 6 класса
География – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом, как особым методом познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Значение географии определяется:
- огромным воспитательным и развивающим потенциалом, способствующим развитию личности;
- формированием географического мышления, которое дает возможность видеть объекты и явления в тесной связи и взаимосвязи во времени и в пространстве, позволяет понимать современную ситуацию;
- пониманием современного мира как многоликого, но единого; осмыслением места России в мире, осознанием включенности каждого в жизнь своей страны;
- реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека, формированием «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать и закреплять умения и навыки, но получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении, проверке знаний.
Следовательно, ведущей образовательной целью практической работы является овладение умениями как способами действий, например, составление описаний и характеристик объектов и явлений по различным картам, чтение карт разного содержания, составление картограмм, картодиаграмм. Выполняя эти действия, учащиеся получают новые знания.
В современной методике практическая работа определяется как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний. Практические работы с разнообразными средствами обучения на уроке позволяют решать следующие задачи:
Образовательные: формирование системы географических знаний и умений;
Воспитательные: формирование самостоятельности, навыков учебного труда, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
Развивающие: формирование у учащихся некоторых приемов умственной деятельности.
Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:
- выделять, описывать и объяснять признаки объектов и явлений;
- находить и анализировать в разных источниках географическую информацию;
- приводить примеры географических объектов, явлений, процессов;
-составлять географическую характеристику территорий на основе различных источников географической информации;
- выявлять эмпирические зависимости.
В своей первооснове практические работы призваны подчеркнуть специфику содержания географии: обучить школьников способам работы с различными источниками знаний – географическими картами, учебниками, статистическими материалами и т.д., без которых невозможно успешно учиться в дальнейшем.
Термин практическая работа по географии возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания предмета география. В отличие от многих других, также называемых устных школьных предметов, содержание школьной географии обеспечивало возможность практической деятельности – работы на местности, наблюдения в природе и производстве, решения конкретных задач по планам и картам, работы со статистико-экономическими показателями – как бы в противовес словесным формам: «прочитай и перескажи параграф». Практические работы, включенные в программы по географии в 70-е годы, отличались именно такой практической направленностью. К практическим работам по географии относится различная учебная работа, направленная на ознакомление учащихся с методами географической науки и на выработку у них географических приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой. По мнению В.А. Коринской практическая работа – это общее название разных по образовательным целям учебных работ по географии с обязательным представлением учащимися результатов работы.
Практическая работа – это форма организации обучения, предназначенная для совершенствования умений, расширения, углубления и применения знаний по определенной теме курса географии в процессе выполнения учащимися комплекса самостоятельных практических работ на основе различных источников информации.
Под практической работой учащихся мы понимает такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме( устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.
Вся система практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательного процесса школы в целом, предполагает решение одной из важнейших задач – интеллектуального развития личности ребенка.
Другой образовательной задачей практической работы является формирование новых знаний. Знания становятся целью, а овладение способами их получения – средством достижения цели. Такие практические работы целесообразно проводить в старших классах, так как они все более совершенствуются в способах действий, в работе с разными источниками информаций.
Практические работы рассматриваются как средство связи теории с практикой. Выполнение их способствует формированию у учащихся практических умений и навыков, развитию познавательных интересов, активности и самостоятельности.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
Используемая литература:
1. Баринова,И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии/ И.И. Баринова. - М.:Просвещение, 1999.
2. Бибик, А.Е. Методика обучения географии в школе/ А.Е. Бибик. - М.: Просвещение, 1999.
3. Коринская, В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии материков: книга для учителя/ В.А. Коринская. – М.: Просвещение, 1993