Технологическая карта урока литературы в 5 классе по ФГОС на тему «И.А. Крылов. Тщеславие и глупость в басне «Ворона и Лисица»»

Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература: 5 класс: в 2 ч./ Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана –Граф (электронный).
Тема урока: «Крылов. Тщеславие и глупость в басне «Ворона и Лисица»».
Цели урока: знакомство с И.А. Крыловым, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ басни «Ворона и Лисица».
Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с басней И.А. Крылова, обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснописце  И. А. Крылове, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация по учебнику и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; развитие творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, электронный учебник.
Межпредметные связи: география, скульптура, архитектура, живопись.
Ресурсы сети Интернет:
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Издательство «1 сентября» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












План урока
Методы обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


Организация начала урока
Словесный, метод мотивации учебной деятельности
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
- Сегодня замечательный день, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем успеха на уроке и начнём наш урок!
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


1.Сквозной элемент урока
Индивидуальная работа, парная, коллективная
регулятивные: саморегуляция
Артикуляционная гимнастика.
Книги – корабли мысли.
Книга мала, а ума придала.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.
регулятивные УУД: целеполагание
Проблемный вопрос:
Что общего у всех этих пословиц и чем они различаются?

А теперь мы совершим небольшую экскурсию в один из прекраснейших городов мира – Санкт-Петербург.
Мы пройдем по его улицам и окажемся в Летнем саду. Прогулявшись по его аллейкам, подойдем к памятнику.

Виртуальная экскурсия.
Проблемный вопрос: Случайно ли мы оказались рядом с именно этим памятником? Опишем его.
Для чего автор создал этот памятник? А кто автор памятника?

Анализ, сопоставление.


Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.








Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.


3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.





Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание
Задание: Обратим внимание на слайды.
- Так кому же поставлен памятник в Летнем саду?
- Вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на барельефах.
- Что такое барельеф?

Целеполагание. Вы догадались, о ком и о чем мы будем говорить сегодня?
Попробуем сформулировать тему нашего урока.
Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.





Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок



Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


1. Проверка домашнего задания


















Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.
регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.


Проверка: заполнение маркировочной таблицы “Знаю/Умею/Хочу”
(Учащимся дано задание дома: вспомнить понятия басенного жанра, сведения о жизни И.А Крылова, заполнить 1 колонку)

Беседа.
-Что такое басня? (Тема прошлого урока)
- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку).
- Какие басенные приёмы вы знаете? (Олицетворение, аллегория, иносказательность, «эзопов язык»).
-На какие части делится басня? (мораль и основной рассказ)
- Что такое мораль?
Чтение таблицы «ЗУХ»
(1 колонку «Что вам известно о басне как жанре?» заполняли на предыдущем уроке).
2 колонка – материалы статьи учебника «И.А.Крылов».
3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца.

Отвечают на вопросы учителя.










2.Работа с литературоведческими понятиями.



«Карта жанра»
– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.
Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры: волк  злой человек, лиса  хитрый, попрыгунья-стрекоза – легкомысленный, муравей – трудолюбивый, мартышка – необразованный, осёл - глупый

На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.
Групповая работа. 
Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Басня  это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл.
Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.


Предполагаемый ответ: Аллегория  иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

3.Мини-исследование в группе.



Задание.
-Что вы знаете о жизни и творчестве А. Крылова?
- А к чему можно обратиться, чтобы узнать больше о Крылове?
Познакомьтесь со статьёй «И.А.Крылов» в учебнике на стр. 235-237, выпишите во 2 колонку новые факты о поэте.
Прочитайте, что нового вы открыли для себя?
Исследовательская работа.
(Заполняется 2 колонка – материалы статьи учебника «И.А.Крылов»).
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ:
Делятся открытиями по прочитанной статье.


Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.
Физ.минутка.
Организует разминку.
Активно выполняют физические упражнения


Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом


Работа с текстом басни «Ворона и Лисица», стр. 237.








Проблемный, метод фронтальной организации учащихся






личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Беседа:
- Сегодня мы познакомимся с баснями Крылова:
«Ворона и Лисица», «Волк и ягненок».
-Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ героям в названиях басни?
-Давайте проверим, действительно ли ворона глупая, а лисица – хитрая?
волк отображает грубость и вероломство, а ягненок – беззащитность и слабость.
3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.



1. Прослушивание аудиозаписи выразительного чтения басни.



Беседа о просмотренном.
-Понравилось ли вам чтение басни Крылова?
- Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев?
- Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басни?
 Какое явление жизни аллегорически описывает басня? В каких ситуациях эта басня может служить уроком?

Слушают аудиозапись. Делятся впечатлением.
Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.



2. Анализ басни. Словарная работа. Характеристика героев. Значение морали


Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.
Выполняет роль консультанта
1 группа работает над лексикой
















2 группа работает над характеристикой героев



3 группа определяет мораль в басне, комментирует вывод.



Групповая работа.
Группы работают над заданиями.





Вещунья – ??? предсказательница. В народных легендах и сказках ворон, ворона изображены как вещие птицы
Сырный дух - ??? запах
Ангельский голосок. Как это? Красивый, нежный, как у ангелов.

В зобу дыханье сперло - ??? чуть не задохнуться от похвал

Зоб – ??? кожный мешочек у птиц на горле, в который попадает еда при глотании



Ворона – ??? (тяжелая, огромная, неуклюжая, громкоголосая)
Лиса – ??? (плутовка, хитрая, льстивая)

Найдите в басне мораль 
(Уж сколько лет твердили миру)
-Что такое ЛЕСТЬ? (лицемерие, угодливое восхваление)
-Почему она гнусна, то есть омерзительна, внушает отвращение? (неприятно видеть человека, готового ради своей выгоды на лицемерие).
-А почему лесть вредна? (вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искаженном свете).
-А почему в сердце льстец всегда отыщет уголок? (слушать комплименты – очень заманчиво и при этом не прилагать никаких усилий)
-Почему Лисица получила сыр? (Ворона ей поверила и потеряла бдительность)
-Есть в басне положительный герой? (Нет. Льстец страшен, а кто принимает эту лесть – смешон. И тот, и другой теряют чувство собственного достоинства).
Коллективная проверка, с записью в тетрадях

3.Выразительное чтение учащимися.
Работа над инсценированием басни

Выполняет роль консультанта.
- Какой группе удалось точнее изобразить происходящее?
Чтение по ролям басни
Подготовка к чтению. Чтение.

4. Словесное рисование.

Метод словесного рисования


-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?
Словесное рисование.
Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

Этап 5. Закрепление полученных знаний


Использование сформированных умений и навыков
Устные высказывания
личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.
познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач
Учитель читает стихотворение П. Вяземского.
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль;  Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят. 
(П.Вяземский)
-Что вы знаете о жизненном и творческом пути Крылова?
- Какие басни Крылова вам известны?
- Почему Крылова называют народным поэтом-баснописцем?
- Над какими пороками человека смеется автор в басне «Ворона и Лисица»?
Опрос по теме.

В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной.


Этап 6. Подведение итогов урока


1.Обобщение
Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.




Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное написание сиквейна на басню «Ворона и Лисица»:
Афиширование результатов.



2.Самооценка
Самоанализ
Регулятивные: Соотнесение
поставленных задач
с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.
Анализ работы учащихся.
Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное домашнее задание.
1Нарисовать иллюстрацию к басне.
2Инсценированное чтение басни (наизусть).
3Ответ – размышление: почему «лесть гнусна, вредна»?

Записывают
задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,
познавательно-рефлексивный
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Организует рефлексию.
Урок понравился?
Что делали на уроке?
Нужно изучать басни?
Что интересного узнали на уроке?

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»












15