Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе по теме Декоративное искусство 17 века. урок 1


ТКУ ИЗО, 5кл. Учитель Попова Елена ВасильеванаПредмет / Класс / Автор УМК ИЗО. 5 класс. УМК Неменский Б.М.
Место урока по теме Урок № 5, тема Декор - человек, общество, время
Тема урока Декоративное искусство Западной Европы 17 века
Тип урока Урок исследования (групповой работы, выполнения проектов)
Форма урока: Форма учебной деятельности: Методы обучения:
Понятия:
коллективная творческая деятельность, проект фронтальная. парная. групповая. индивидуальная активные методы обучения. выполнение проектов. барокко, костюм, жюстокор, камзол
Цель урока Задачи урока
- личностный результат:
- воспитывать культуры языкового общения, уважительного отношения к культуре и традициям других стран и друг к другу, толерантности;
- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;
- метапредметный результат:
- извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
- предметный результат: изучить декоративное искусство Западной Европы 17 века, проанализировать особенности интерьера, женского и мужского костюма эпохи барокко 1. по принесенным иллюстрациям к сказкам братьей Гримм, Х. Андерсена, Ш. Перро рассмотреть и определить характер построек, особенности одежды героев и сравнить с декоративным искусством Западной Европы 17 века (барокко, возможно готика)
2. на основе материала учебника изучить особенности костюма, мебели, интерьера (по группам) и выполнить часть коллективной работы "Жизнь в сказочном городе"
Примечание: на следующем уроке части коллективной работы собираются вместе
Педагогические технологии Оборудование
метод проектов компьютер, проектор, слайдовая презентация. раздаточный материал. музыкальное оформление. рисунки учащихся. иллюстрации. Учебник: Изобразительное искусство 6 кл. под рук НеменскогоХОД УРОКА
Этап Прием Деятельность
учителя Деятельность ученика УУД Оценивание/формы контроля
Организационный момент -1 мин - проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность;. - создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс - настраиваются на предстоящую работу в классе;. - организуют свое рабочее место
Познавательные УУД:
- осуществлять самопроверку готовности к уроку;
Коммуникативные УУД:
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий - самоконтроль, самооценка;
Актуализация знаний - 4 мин тест - проводит опрос учащихся по пройденному материалу; обеспечивает мотивацию учения:
раздает тест, объявляет сроки работы и критерии оценивания
- демонстрируют знания по теме, отвечая на вопросы теста;
- осуществляют взаимопроверку в парах
учащиеся индивидуально решают тест по пройденному материалу, затем обмениваются листочками; проверяют по эталону и выставляют оценки Познавательные УУД:
- осуществлять актуализацию знаний полученных на предыдущих уроках;
Коммуникативные УУД:
- строить рассуждения, делать выводы;
Регулятивные УУД:
- определять границу "знания - незнания";
- организовать выполнение заданий учителя;
- оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Личностные УУД:
- оценивать результат своей работы;
- связывать свои успехи с усилием, трудолюбием - взаимоконтроль;
- оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений
Создание проблемной ситуации, целеполаганиеПроблемная ситуация
слайд 1
слайд 2
слайды 3-4 - выдвигает проблему
Звучит текст (отрывок из сказки Ш. Перро): Принц, которому доложили, что на бал приехала прекрасная, но никому не известная принцесса, сам выбежал встречать ее. Он подал ей руку, помог выйти из кареты и повел в зал, где уже находились король с королевой и придворные.
Все сразу стихло. Скрипки замолкли. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу, которая приехала на бал позже всех.
“Ах, как она хороша!” - говорили шепотом кавалер кавалеру и дама даме.
Даже король, который был очень стар и больше дремал, чем смотрел по сторонам, и тот открыл глаза, поглядел на Золушку и сказал королеве вполголоса, что давно уже не видел такой обворожительной особы.
Придворные дамы были заняты только тем, что рассматривали ее платье и головной убор, чтобы завтра же заказать себе что-нибудь похожее, если только им удастся найти таких же искусных мастеров и такую же прекрасную ткань.
- организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирует учебную задачу;. А во что были одеты Золушка, придворные и гости, принц и король? Какому историческому времени могла соответствовать обстановка?
тема и цель проекта - определяют границы знания и незнания;
- участвуют в обсуждении предложенной ситуации, высказывают свои мнения, суждения;
- формулируют проблему, принимают цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия;. - планируют собственную деятельность на уроке. Познавательные УУД:- выявлять сущность, особенности объектов, устанавливать аналогии;. - формулировать проблему;. - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;. . Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
Регулятивные:
- планировать реализацию целей и задач;
- составлять план решения задачи совместно с учителем - оценочное суждение;. Организация и проведение исследовательской деятельности учащихся слайд 5
Во время практической работы групп звучит лютневая музыка 16-17 вв. в исполнении В. Вавилова, погружающая в эпоху - организует групповую исследовательскую деятельность учащихся по решению проблемы;
- предъявляет критерии оценки выполнения работ;
- обеспечивает учащихся необходимым методическим материалом для проведения исследования:
по учебнику:
1. с. 124-124 (интерьер)
2. с. 126-128 (мужской к.)
3. с. 129-130 (женский к.)
дополнительно:
- книги с иллюстрациями к сказкам Ш. Перро, братьев Гримм, Х. Андерсена, в том числе принесенные детьми
- ватман
- рисунки костюмов
- выполняют исследовательскую, проектную деятельность по решению проблемы:
Изучить особенности декоративного искусства Западной Европы 17 века:
- особенности интерьера/экстерьера
- особенности женского костюма
- особенности мужского костюма
- выполняют практическую работу
1. на большом листе выполнить подмалевок интерьера дворца или рисунок средневекового города, где будут происходить иллюстрируемые события
2. 3. выполнить зарисовки людей в разных позах и костюмах соответственно эпохе (одна группа – женский костюм, вторая – мужской) Познавательные УУД:
- выделять главную информацию в тексте; - обобщить и систематизировать знания в практической (исследовательской) деятельности;
- осуществлять поиск информации;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений;
Регулятивные:
- осуществлять анализ учебного материала;
- планировать свою деятельность, работать по плану;
- осуществлять самоконтроль - работа в группе;
- исследовательская деятельность;
- создание продуктов деятельности
Презентация выполненных заданий, проектов - организует презентацию учащимися выполненных работ с аргументированием своей позиции (позиции группы). - выбирают ответственных для представления работы, слушают выступления других групп, задают вопросы, участвуют в оценивании представленных работ Коммуникативные УУД:
- презентовать результаты своей деятельности.
Регулятивные:
- определять правильность выполненного задания на основе сравнения различных образцов - выступления от каждой группы;. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению - задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание;
С.124-131. оформить результаты в виде краткого сообщения (по группам)
Принести дополнительно клей, ножницы
- проверяет понимание выполнения домашнего задания, обсуждает возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся - осмысливают задания, задают вопросы, если что-то непонятно по домашнему заданию;
- записывают домашнее задание в дневник Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- применять знания в нестандартной ситуации;
Коммуникативные УУД:
- слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы;
Регулятивные:
- соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;
- способность организовать собственную деятельность - оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений
Рефлексия, подведение итога "Свободный микрофон" - организует рефлексию и самооценку учащихся.
Учитель объясняет правила игры: Передается "микрофон" по классу, задача получившего микрофон продолжить фразу: "Сегодня на уроке я...", окончание фразы не должно повторяться
- устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока. - проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке;
- соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируют степень их соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели, намечают цели дальнейшей деятельности. Познавательные УУД:
- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы;. - оценивать результаты своей деятельности;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других; Регулятивные:
- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения - рефлексия с использованием клише
ПРИЛОЖЕНИЕ
Словарик
Барокко (итал.) - причудливый, вычурный - художественный стиль в европейском искусстве конца 16 - середины 17 в., чрезвычайно торжественный, парадный, пышный, декоративный.
Костюм - не просто одежда для носки, а художественный образ платья; сочетает в себе собственно одежду, а также обувь, прическу, головной убор и аксесуары.
Жюстокор (франц.) - строгий, плотно щблегающий фигуру кафтан с широкими манжетами-обшлагами на рукавах и карманами в виде клапанов, по талии опоясывался широким шарфом. Первоначально такой кафтан был принадлежностью военных, потом превратился в придворную одежду французскиз дворян второй половины 17 в.
Камзол - мужская одежда с рукавами, играющая роль жакета. Такую одежду носили в Европе 17-18 вв.
ТЕСТ 5 класс 3 четверть для актуализации знаний учащихся (повторение)
1.Символический цветок Древнего Египта
А) лотос, Б) пион, В) роза;
2.К какому виду изобразительного искусства относится орнамент
А) к скульптуре, Б) к декоративно-прикладному искусству, В) к живописи;
3.Цвет одежды китайского императора
А) красный, Б) белый, В) желтый;
4.Знатные китаянки носили одежду изА) грубой ткани, Б) шелка, В) бамбука;
5.Знаками отличия военных китайских чиновников были
А) вышивка животного, Б) погоны, В) цветы.
правильно: абвба, за каждый правильный ответ 1балл