Технологическая карта урока ИЗО на тему Чернофигурные вазы Древней Греции (5 класс)


По программе: ФГОС Изобразительное искусство:интегрированная программа:5-8(9)классы/ [Л.Г.Савенкова,Е.А.Ермолинская,Е.С.Медкова].-М. :Вентана-Граф,2014.
Технологическая карта урока ИЗО для 5 класса
Урок № 16 «Чернофигурные вазы Древней Греции»
Основные задачи урока:
Образовательные: познакомиться с искусством вазописи. Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их
форме, декоре, символике;
Развивающие: развивать творческое воображение, наблюдательность, умение анализировать. Совершенствовать навыки работы с
художественными материалами, применяя художественные техники: граттаж, изображение фигуры человека «от пятна».
Воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к культурному наследию предков.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: практическое занятие.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Основные понятия и термины: вазопись, керамика, форма, силуэт, пропорции, динамика.
Демонстрационный материал: таблицы, мультимедийная презентация по теме, учебник.
Оборудование:
учебник, лист для граттажа, инструмент для процарапывания, цветной картон, карандаш, кисти, черная гуашь, салфетка,
баночка для воды.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: расширить представление об искусстве Древней Греции, познакомить с древнегреческим искусством вазописи, его
символикой, научить видеть форму, цвет, декор изделия, выполнять вариации орнаментальных и сюжетных композиций по мотивам
древнегреческой керамики, совершенствовать навыки работы с художественными материалами.
Метапредметные УУД:
Регулятивные – научить принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания;
Познавательные – научить находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать
выводы.
Коммуникативные – рассуждать, формировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя,
вести познавательный диалог по теме урока.
Личностные – иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности, научить объяснять свои чувства и ощущения от восприятия
объектов.
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения. Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 2 3 4 5
I. Организа-ционный момент. Проверка готовности класса к уроку. Настрой на урок. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
- Мы создадим палитру хорошего настроения. Выложим на нее только те цвета, которые описывают хорошее настроение.
- Какая красота у нас получилась! Я желаю, чтобы весь урок вас сопровождало вот такое яркое, солнечное настроение. Выкладывают на доске «палитру хорошего настроения». Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
II. Введение темы, постановка целей урока. - На протяжение уже нескольких уроков мы с вами знакомились с культурой Древней Греции, и сегодня мы продолжим ее изучение.
Представьте себе, что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами (ваза, чашка, кастрюля, вилка). Какие предметы мы можем объединить и по какому признаку?
- Ответы ваши верные. Ваза, чашка и кастрюля – это сосуды, так как в них можно налить воду, а вилка – столовый предмет. Слова «сосуды» и «посуда» на латинском - vas «вазы».
- Ребята, как вы считаете, какой из этих предметов мог бы принадлежать эпохе Древней Греции (вилка появилась позже, лет 300 назад).
- Конечно же это знаменитые античные вазы. В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины. По-гречески глина – «керамос», посуда из глины – «керамика», а роспись керамических сосудов – вазопись.
- Попробуйте назвать тему урока.
- В этом вам помогут ответы на следующие вопросы:
- Какого цвета фигуры на вазах? (черные)
- Где изготавливали вазы? (в Древней Греции)
- Как определим тему нашего урока? Ваши мысли?
Значит тема нашего урока «Чернофигурные вазы Древней Греции». (Учитель вывешивает на доску тему урока).
- Что нового вы хотели бы узнать на этом уроке, каковы будут его задачи?
-Задачей нашего урока будет знакомство с искусством древнегреческой вазописи. И вы сами выполните эскиз росписи вазы. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Анализируют информацию. Называют тему урока, задачи. Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдать, выделять существенные признаки объекта.
Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество. Слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог по теме урока.
Личностные: проявляют интерес к учебно-познавательной деятельности.III. Изучение нового материала.
IV. Практическая работа
V. Итоги урока. Рефлексия
Познавательно-информационная беседа «Древнегреческая вазопись». Просмотр презентации.
Игра «Собери изображение вазы»
Сообщение по теме «Древнегреческий орнамент, его символика»
Работа с учебником
Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. - Древние греки были прекрасными гончарами и изготавливали большое количество красивой керамической посуды. В VI-V веке до н.э. достигло расцвета искусство вазописи – росписи ваз.
В Афинах был целый цех, ремесленный квартал – Керамик, где работали гончары (1 слайд).
- В IV веке до н. э. рисунки на вазах исполняли в чернофигурной технике.
- Как вы думаете, почему такое название техники?
- Обратитесь к составу слова. Черные фигуры – у нас изображались на вазе (2 слайд).
- А в конце V века до н. э. на смену чернофигурной технике приходит краснофигурная.
- Почему краснофигурная техника? (красные фигуры изображались на вазе) (3 слайд)
- А теперь сравните определение свое и на слайде.
Чернофигурный стиль: изображения людей и животных были покрыты лаком и после обжига получались черными силуэтами, которые четко выделялись на фоне оранжево-красной глины.( слайд)
Краснофигурный стиль заключался в том, что мастер обводил кисточкой контуры фигур и наносил птичьем пером складки одежды, мускулы и черты лица, а все свободное от изображения пространство вазы покрывал лаком. ( слайд)
- Ребята, проанализируйте и сравните, в чем различие этих двух техник росписи? ( слайд)
-Что изображали на древнегреческих вазах? ( слайд)
- Ответить вам на этот вопрос поможет стихотворение Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже».
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь, вазы!» — подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись…
И может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
…То вазы-гиганты,
То карлики вазы,
И каждая ваза – с рисунком рассказом!
…Герой в колеснице идёт на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
Из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры…
А это…
А это…
Но мы описать и не пробуем вразКрупнейшую в мире коллекцию ваз.
- Итак, что же изображалось на вазах? (образы мифологии, сцены поединков, древнегреческие боги, спортивные состязания)
- А теперь, как вы правильно сказали, давайте убедимся наглядно, все ли вы назвали или что-то упустили? Посмотрим на слайды. ( слайды – с сюжетными росписями).
- Ребята, кто из вас знает, кто такие аргонавты?
- Кто же являлся главными героями сюжетов росписи?
- Обратимся к сноскам. ( слайд) (герои и боги)
- В дальнейшем на уроках литературы и истории вы будете встречаться с ними. Если вы заинтересуетесь этим вопросом, прочитайте мифы Древней Греции.
- Керамические вазы имели разнообразные формы и у каждой было свое предназначение. (слайд)
Амфора – сосуд для благовоний и масел, в маленьких дамы хранили парфюмерные жидкости.
Кратер – для смешивания на пирах воды и вина.
Лекиф – сосуд для масла, благовоний, им чаще пользовались спортсмены, натирали тело для ровного загара.
Пелика – каплевидной формы сосуд, имел ритуальное предназначение.
Килик – изящная ваза для питья.
Киаф – черпак для разбавленного вина.
Скифос (кубок Геракла) – большая чаша для вина. (слайды)
- У некоторых из вас на столах лежат конверты с заданием. Прочитайте его и выполните в паре с соседом.
- Остальные ребята, ответьте мне на вопрос. Какой стиль преобладал при росписи ваз?
- Выполнили задание в парах? Что вы должны были сделать? Что у вас получилось? (задания вывешиваются на доску)
- Какой стиль росписи здесь представлен? (чернофигурный и краснофигурный)
- Молодцы! (2 стиля – 2 изображения)
- Так с какими видами древнегреческих ваз вы познакомились сегодня на уроке? (краснофигурные и чернофигурные)
- Вазы украшали не только сюжетами с изображениями людей, но и орнаментом, имевшем символическое значение. Об этом вам расскажет Рожков Михаил.
- Откройте учебник на стр. 74. Прочитайте вопросы и ответьте на них.
В каком месте древней вазы с геометрическим рисунком был скрыт хаос? (в нижней части вазы)
Какие космические зоны можно выделить в ее строении? (горлышко – небо, средняя часть – тулово – земля, основание – нижний мир.Чем ваза похожа на человека (форма, название частей)? (своими пропорциями, формой. Имела отделы: горлышко, тулово – туловище, ручки вазы – «уши».
- Сегодня мы не только узнали интересное о древнегреческой керамике, но и научимся выполнять эскизы к росписи древнегреческой вазы. Как всегда, работать будем в разных техниках. Часть ребят будут работать в группах в технике граттаж. Остальные – индивидуально в технике росписи «от пятна».
Вам в помощь на столах лежат шаблоны различных форм ваз и технологические карты.
Работающие индивидуально в технике «от пятна», смотрите этапы работы в учебнике на стр. 75.
Так как вы будете работать с ножницами, вспомним правила техники безопасности.
А сейчас выполните эскиз древнегреческой вазы.
(На доске выставка работ в двух различных техниках)
- Оцените работу товарища. В какой технике работа более эффектна?
- Назовите, на ваш взгляд, самую выразительную работу.
- В какой технике понравилось работать больше?
- Работа может быть незавершенной, так как это эскиз. Вы осваивали эту технику, и у вас это получилось!
- Ребята, продолжите фразу: - я сегодня узнал…
- у меня получилось…
- мне бы хотелось…
- Домашним заданием вам будет: тем, кто работал в технике граттажа, подготовить сообщение по теме « Славянские мифы о сотворении мира. Остальным – прочитать параграф настр. 76 – 80.
- Как бы вы оценили свое настроение после урока? У кого оно улучшилось, поднимите руки.
- Всем спасибо за урок.
Учащиеся читают стихотворение:
Работа в парах и фронтально. Участвуют в игре.
Слушают выступление одноклассника, смотрят слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы.
Выполняют задание.
Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдать, выделять существенные признаки объекта.
Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество. Слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог по теме урока.
Личностные: проявляют интерес к учебно-познавательной деятельности.Регулятивные: научатся выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.
Познавательные: научатся наблюдать, сравнивать.
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.