Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе Тема: ««Зачем людям украшения? Декор и положение человека в обществе»


Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе
Тема: ««Зачем людям украшения? Декор и положение человека в обществе»
Автор: Эннанова Ленара Диляверовна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко, г. Симферополь.
Тип урока: проблемный.
Цели:
развивать умения работать в группе; способность слышать и слушать другого; помогать друг другу; сформировать понятие социальной функции декоративного искусства в организации общества, познакомить с эволюцией и образным значением одежды; развивать познавательную активность.
Форма урока: беседа.
Зрительный ряд: презентация.
Материалы:
для учителя: раздаточный материал;
для учащихся: художественные материалы.
План урока:
1. Организационный момент.2. Актуальность.3. Сообщение новых знаний.4. Самостоятельная работа.5. Анализ урока.6. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверить готовность к уроку. Прежде чем мы начнем наш урок, мы сначала проведем тест «Настроение» (Приложение 1). У вас на столах лежат листочки с изображением шкалы до 10 баллов. На этих листочках вы должны отметить свое настроение, с которым вы пришли на урок авторучкой.
– Отметили. Убрали в сторонку.
2. Актуализация
– Сегодня мы с вами должны будем ответить на вопрос. Зачем людям украшения и посмотреть какую роль играет декор в положении человека в обществе. (Приложение 2; Слайд 1) Люди украшали себя с давних времен. Когда еще не было никакой другой одежды, кроме шкур животных, были украшения из ракушек и клыков животных. (Приложение 2; Слайд 2)– А какие украшения сейчас используют люди?– Бусы, серьги, перстни и т. п.Украшение тела называют боди-арт. (Приложение 2; Слайд 3) Выделяют различные виды боди – арта. Мы с вами поговорим о шрамировании и росписи по телу. До сих пор люди украшают себя шрамами.– Для чего они делают шрамы? (Те люди, которые уже имеют шрамы, желают их замаскировать).– В Гвинее есть племена, которые до сих пор этим занимаются. С какой целью они это делают?– Представители древних африканских племен наносили на тело шрамы с целью обозначения своего социального статуса или в процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был у них развит для отличия принадлежности человека к какому-либо племени. У некоторых племён он был ритуалом принятия в мужчины и воины. Посмотрите, как украшали себя в древности (Приложение 2; Слайды 4-5)– А для чего делали роспись по телу в древности? (Приложение 2; Слайд 6)– В племенах показывают социальный статус. По используемым цветам и узорам можно легко узнать, к какому племени он принадлежит, с кем это племя ведёт войну и многую другую информацию. Посмотрите современную роспись тела (Приложение 2; Слайд 8), её выполняют натуральными красителями.– В наше время, где можно встретить роспись по телу, лицу? (Приложение 2; Слайд 8) – Цирк, театр, вечеринки, футбольные матчи, ночные клубы, проведение профессиональных конкурсов и фестивалей т. д.– В наше время, с какой целью делают роспись по телу?– Клоуны в цирке, актеры в театре делают макияж для создания образа. (Приложение 2; Слайд 9) В основном, роспись используется для эстетических целей.
Вывод: В древности росписью по телу и лицу люди пытались защитить себя и устрашить врагов. А в современном мире – для красоты, привлечения к себе внимания. С тех пор, когда появились вожди в племени, и возникло неравенство, появилось множество изобразительных знаков отличия одних людей от других. Украшалось жилище вождя, оружие, конская сбруя и, конечно, сам вождь как человек особенный. Декоративные узоры и знаки, изображенные в вышивке, чеканке, гравировке, воплотили в себе древние представления людей об окружающем их мире. У любого народа были боги, духи, олицетворяющие явления природы. Люди хотели призвать к себе силы добра и света и защититься от злых сил. В разные эпохи разные народы окружали себя оригинальными предметами и создавали свой костюм.– А как вы думаете костюм и одежда это синонимы?
Ответы детей:
Костюм и одежда – это не синонимы. Понятие «костюм» шире, оно включает в себя все, что искусственно изменяет человека. Таким образом, костюм – это одежда, прическа и всякие украшения, которые человек надевает на себя. (Приложение 2; Слайд 10) К костюму относят и косметику, маникюр, и даже очки и трость.
3. Сообщение новых знаний
– А сейчас я вам хочу прочитать стихотворение, вы внимательно слушайте и думайте, о какой стране идет речь.
На плите, на саркофаге, Рыбы, звери,на папирусной бумаге птицы, точки,и на всем, что видит взгляд,  загогулины,иероглифы пестрят.   кружочки... Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!
– О какой стране идет речь? (Древний Египет)– Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. (Приложение 2; Слайд 11) Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.– Что вы знаете о Древнем Египте? – (Это страна пирамид-усыпальниц фараонов царей Древнего Египта). (Приложение 2; Слайд 12) – В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных. (Приложение 2; Слайд 13) О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта. (Приложение 2; Слайд 14)
Обувь
Ученые считают, что обуваться люди стали около 150-200 веков назад. В античном мире к ноге привязывали подошву  кусок сандалового дерева, отсюда и название – сандалии. (Приложение 2; Слайды 15, 16) В Древнем Египте обувь делали из папируса, плотных листьев пальмы. (Приложение 2; Слайд 17)
Пояс
Одним из первых элементов одежды, который стали украшать, стал пояс. Пояс – важная часть костюма. (Приложение 2; Слайд 18) У Древних Египтян пояс  держал одежду. А в других странах, например: у Древних Греков «подпоясаться» означало вооружиться, собраться в поход. К поясу крепились нож, колчан со стрелами, меч. В эпоху огнестрельного оружия – пистолеты, пороховница, огниво. У многих народов пояс был символом мужества. У эскимосов сватовство начиналось с того, что жених дарил невесте пояс, инкрустированный охотничьими трофеями – резцами моржей, белых медведей. Этот подарок «обещал» невесте жизнь в сытости и достатке. В Азербайджане пояс, покрытый золотыми монетами, считался семейной реликвией и передавался из поколения в поколение.
Головной убор
Особое место в костюме занимал головной убор. Слово «убор» означает убрать, т. е. украсить. У древних народов головной убор имел больше символическое значение, чем функциональное. Двойная шапка египетского, фараона символизирует его власть над Верхним и Нижним Царствами. (Приложение 2; Слайд 19) Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной. Речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Но и здесь существуют точные законы.– Как же нам разобраться, кто есть кто?
4. Самостоятельная работа. «Кто есть кто»
– На вопрос «кто есть кто» отвечает весь ансамбль костюма человека и до настоящего времени. В Древнем Египте ученого, грамотея отличало длинное страусовое перо, прикрепленное к его облачению.– Сегодня мы с вами поговорим об одежде мужской и женской, украшениях, головном уборе Древнего Египта. Для этого вы сегодня поработаете в группах. У каждой группы будет свое задание. На партах у вас лежат карточки, внутри группы вы ее читаете и готовите ответ на вопрос, который вы прочитаете у себя на столе.
Группы работают по карточкам.
1 группа – Мужской костюм; (Приложение 3); 2 группа – Женский костюм; (Приложение 4); 3 группа – Украшения и прически. (Приложение 5);
Дети делятся новыми полученными знаниями по группам и отвечают на поставленные вопросы:
1 группа: Можем ли мы определить по мужскому костюму социальную принадлежность человека?2 группа: Можем ли мы определить по женскому костюму социальную принадлежность человека?3 группа: Можем ли мы определить по украшениям, головным уборам социальную принадлежность человека?
Каждая группа отвечает на поставленный вопрос, корректирую работу каждой группы наводящими вопросами, по ходу ответа демонстрируются слайды (Приложение 2; Слайды 20-25)  
5. Анализ урока
При помощи учащихся подвожу итог урока.
– Какую проблему мы с вами сегодня решали?– Зачем людям украшения.– Какой можно сделать вывод?
Вывод: одежда имеет важное значение в жизни человека, определяет его статус и род занятий, создает имидж человека, подчеркивает его индивидуальность. Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.
6. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке?– О чем бы вы хотели еще узнать?– Что больше всего вам запомнилось? – Теперь возьмите свои листочки с тестом и отметьте свое настроение, с которым уходите с урока простым карандашом.
Домашнее задание: выучить элементы костюма.
Список использованной литературы
1. Авдиев В. И. «История Древнего Востока» – Госполитиздат, 1953;2. Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. – М., Просвещение, 2007;3. Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл.//под ред. Б. М. Неменского – 3-е изд. – М., Просвещение. 2003;4. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего востока – М., Просвещение, 1994;5. Сапожникова Т. Б., Коблова О. А. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (лекции 5-8) – М., Пед. университет «Первое сентября», 2009;6. Энциклопедия Древнего Мира; М., Дрофа, 2005.