Проект в рамках Инновационного поиска Возможности социальных сетей для развития творческой инициативы и мотивации учащихся при обучении английскому языку Создание группы изучения иностранного языка в социальных сетях


Краснодарский край Калининский район станица СтаровеличковскаяМуниципальное бюджетное образовательное учреждение - средняя образовательная школа № 6 ст. СтаровеличковскойВозможности социальных сетей для развития творческой инициативы и мотивации учащихся при обучении английскому языку
Чащина Анастасия Ивановна
Учитель английского языка
Ст.Старовеличковская2016 г.
2
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….3
1.Что такое социальная сеть …………………………………………………5
1.1 Основные принципы социальных сетей …………………………….5
1.2 Использование социальных сетей в образовании…………………..6
1.3 Преимущества использования социальных сетей в образовании….6
2. Социальная сеть «Вконтакте» и группа «Happy English»……………….9
2.1 ВКонтакте…………………………………………………………........9
2.2 Группа «Happy English»…………………………………………….....9
Вывод…………………………………………………………………………..11
Литература……………………………………………………………………..12
3
Введение
В наши дни наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Одной из целей информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, позволяющий обеспечить формирование качественно новых результатов образования. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в систему учебной, воспитательной, методической и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения. В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников. Это позволит эффективно решать вопросы обновления форм и методов образовательной и воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков. Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими. [1] Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 14 лет. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир", причем "В контакте" отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 14 до 24 лет в этой сети составляет 85%. В контакте" является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% – чаще одного раза в день; Каждый третий участник "В контакте" тратит на одно посещение более получаса своего времени. [2] Представленные данные показывают, что "В контакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории.
С одной стороны это радует, что технологии не стоят на месте, и информационные технологии идут вперед, а с другой стороны – всё внимание школьников направлено на социальные сети: у них приложения в телефонах, они «онлайн» почти всегда, они переписываются не стандартными сообщениями, а сообщениями в социальных сетях. Поэтому вопрос
4
исследования социальных сетей, и применение их в образовании в наше время является важным и актуальным.
Исходя из этих данных я задумалась о том, как могу применить привязанность детей к социальным сетям в изучении иностранного языка. Поэтому целью моей работы является:
- Определить степень влияния социальных сетей детей школьного возраста, и выявить возможности социальных сетей для развития творческой инициативы и мотивации учащихся при обучении английскому языку
Для достижения поставленной цели предполагается решить комплекс взаимосвязанных задач:
- Рассмотреть понятие «социальные сети», ее виды и задачи;
- Исследовать составляющие социальных сетей;
- Определить сущность и важность позиционирования социальных сетей;
- Выявить каким образом возможно применение социальных сетей в обучении иностранному языку.

5
1.Что такое социальная сеть
Для того, чтобы понять как работает социальная сеть и какую пользу она может принести в образование, нужно сначала разобраться, что же такое «социальная сеть». Обратимся к общедоступному источнику к Википедии .Итак, Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Характерными особенностями социальной сети являются:создание личных профилей (публичных или полупубличных) , в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информации о себе (место учёбы и работы, хобби, жизненные принципы и др.); предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видео-записей, размещение текстовых записей (в режиме блогов или микроблогов) , организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т. п.); возможность задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п. [4]
Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом.
1.1 Основные принципы социальных сетей
Основными принципами социальной сети являются: 1) идентификация – возможность указать информацию о себе (школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.); 2) присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками; 3) отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями (друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.); 4) общение – возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения, комментировать материалы); 5) группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам; 6) репутация – возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети; 7) обмен – возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами (фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.).
Различают, четыре типа социальных сетей. Профессиональные социальные сети, которые создавались для соискателей и работодателей. Блог-сети. Сайты знакомств. Сайты для поиска людей. Для сообществ специалистов обычно платформой являются специализированные социальные сети. Сообщества практиков отличаются от сообществ по интересам – его участников объединяет не только стремление к некой области знаний, но и желание сотрудничать в процессе применения этих знаний на практике. Члены сообщества хорошо
6
понимают друг друга, поскольку работают над схожими проблемами. Сообщества практиков могут состоять из ученых, инженеров, специалистов по
маркетингу и продажам и других специалистов. Причем эти сообщества не обязательно должны быть ограничены рамками одной компании, а могут объединять людей со схожими интересами в разных организациях по всему миру. Они способны оценить уровень квалификации, проблемы коллег, получить друг от друга недостающие им знания. Для компаний, имеющих большое количество филиалов, корпоративная социальная сеть может стать инструментом взаимодействия сотрудников между собой часто в целях быстрого получения нужной информации, оказания взаимопомощи. Так происходит, когда новичок обращается к более опытному коллеге, работающему на аналогичной должности в другом филиале компании.
1.2 Использование социальных сетей в образовании
Также замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства Интернета. На данный момент в Интернете существуют несколько социальный сетей, предназначенных для изучения иностранных языков. Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ, обучая его своему родному языку. Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.
1.3 Преимущества использования социальных сетей в образовании
Можно выделить следующие преимущества использования именно социальной сети в качестве учебной площадки.[3]
1. Привычная среда для учащихся.
2. В социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией.
3. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.
4. Возможность совместной работы.
5. Наличие форума, стены, чата.
6. Каждый ученик – участник может создать свой блог, как электронную тетрадь.
7. Активность участников прослеживается через ленту друзей.
8. Удобно использовать для проведения проекта.
7
9. Подойдет в качестве портфолио как для ученика, так и для учителя.
Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий. Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео и аудиоматериалов, интерактивных приложений. Примером использования социальных сетей в обучении может быть обучение при помощи блоггов и вики, где учащиеся могут делать обзоры, создавать, комментировать, редактировать собственные и совместные письменные сетевые проекты. Кроме того, социальные сети могут использоваться для поддержания отношений между участниками конференций, семинаров, летних школ, что позволит не только улучшить эмоциональный климат группы, но и повысить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями и замечаниями. С помощью средств социальных сетей можно организовать клубную деятельность, объединив учащихся различных регионов. Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Не стоит забывать и о таком важном моменте образовательного процесса, как связь учителя и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.
Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподаватель должен интуитивно
8
чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты. Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Партнерское
сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия
для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей. Конечно, социальные сети не являются основным средством сетевого обучения, но их возможности в решении образовательных задач сегодня недооцениваются профессиональным сообществом.
9
2. Социальная сеть «Вконтакте» и группа «Happy English»
В последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети. Социальная сеть «Вконтакте» уже давно признается одним из наиболее популярных площадок.
2.1 ВКонтакте «ВКонтакте» — социальная сеть, принадлежащая  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Mail.Ru_Group" \o "Mail.Ru Group" Mail.Ru Group. Располагается по адресу vk.com. По данным  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/SimilarWeb" \o "SimilarWeb" SimilarWeb, «ВКонтакте» является первым по популярности сайтом в России, 4-м — в мире. По данным  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Alexa_Internet" \o "Alexa Internet" Alexa Internet, первый по популярности сайт в России.
Запущенный 10 октября 2006 года, ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». В январе 2014 года ежедневная аудитория «ВКонтакте» составляла около 60 миллионов человек, а в январе 2015 года — 70 миллионов человек в день. По данным на 15 июля 2015, среднесуточная аудитория составляет 64 525 950 посетителей.[4]
Вконтакте позволяет преподавателям университетов создавать курсы для студентов, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Вконтакте: работники одной компании могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д.
2.2 группа «Happy English»
Поскольку школьники являются активными пользователями сети Вконтакте и проводят там большую часть своего времени. В результате своего исследования социальных сетей я решила создать группу для моих учеников, которая называется «Happy English» (приложение 1). На данном этапе это только запустившийся проект на начальной стадии развития.
Суть группы состоит в том, чтобы школьники в свободное время общались на иностранном языке в этой группе, обменивались фразами, спрашивали как дела, интересовались погодой, настроением, обсуждали фильмы, понимали фразы друг друга.
Раньше в нашей в нашей школе такой группы не было, и сначала понадобилось поинтересоваться у учеников интересно ли им будет общаться на иностранном языке во внеурочное время, хотели бы они посмотреть как их знания иностранного языка помогают им в общении, и объяснить учащимся, что эта группа создается не для проверки домашнего задания и оценивания их знаний, а для простого общения. Ребята поддержали инициативу: им понравилась идея использования знаний, полученных на уроках в живом общении. Некоторым ребятам было очень трудно «вливаться» в беседу, они боялись допустить ошибки, неправильно построить предложение, боялись, что их не поймут. Со временем их страхи развеялись, никто не смеется над ошибками, а просто иногда корректирует предложения и фразы. Конечно же они допускают ошибки, и ошибок много, но эта группа и существует для того, чтобы мы совершенствовали свои знания.(Приложение 9). В нашей группе
10
дети задают вопросы, используя конструкции, изученные на уроке, употребяют различные виды вопросов (приложение 3). На «стене» в нашей группе мы выставляем фильмы на иностранном языке, бывает, что детям что-то непонятно, не могут перевести некоторые фразы, тогда обсуждение этого фильма происходит в комментариях. Где дети помогают друг другу разобраться с переводом. Обсуждая фильмы, они смело могут выразить свое мнение и сказать, все ли им понятно(приложение 2,4)
Наша группа начала существовать с сентября этого года, довольно короткое время для группы, но на данном этапе у нас уже 128 участников и есть даже заинтересовавшиеся родители, которые тоже не против поучаствовать в общении. За полгода действия группы я вижу результат в преодолении страха начать разговор на иностранном языке, дети начали понимать, что они изучают иностранный язык для того, чтобы общаться и обмениваться мнениями. Дети видят, что остальные участники группы понимают их фразы, отвечают, комментируют, задают вопросы. Размытое понимание важности иностранного языка в жизни становится более ясным: вопрос «А зачем я изучаю иностранный язык?» исчез сам собой.
Наша группа – это динамичный проект, который работает и совершенствуется постоянно, увеличивается количество участников, появляются новые записи на «стене». Развитие нашей группы в дальнейшем предполагает привлечение иностранных учеников с Англии и Америки, это сделать не составит труда, поскольку со времен студенчества остались много знакомых в Англии и Америке, и они совершенно не против со временем присоединиться к нашей группе и пообщаться с нами. Нужно только дождаться того момента, что бы дети полностью преодолели страх общения на иностранном языке, общались легко и свободно, в первую очередь, между собой, и готовы были познакомиться с иностранными учениками. И детей эта перспектива очень мотивирует, они понимают, что скоро они смогут пообщаться с иностранцами в свободной форме и применить свои знания в реальном общении. Дети с нетерпением ждут момента знакомства с иностранцами и всячески стараются улучшить свои знания иностранного языка, интересуются, как они могут сказать ту или иную фразу, как правильно ответить. Всегда задают вопрос, поймут ли иностранцы их и достаточно ли знаний для начала разговора с иностранцами. Для того. чтобы развеять их сомнения, мы уделяем несколько минут на уроке для прослушивания и просматривания диалогов где они видят, что изученных на данном этапе фраз хватит для начала разговора, но недостаточно для развернутого и легкого общения. Поэтому осознание того, что нужно совершенствовать свои знания приходит само к детям.
11
Вывод
Рассмотрев понятие «социальная сеть» и исследовав её составляющие, а так же стремительный рост интереса школьников к информационным технологиям и социальным сетям поставил перед преподавателем цель: Определить степень влияния социальных сетей на детей школьного возраста, и выявить возможности социальных сетей для развития творческой инициативы и мотивации учащихся при обучении английскому языку. И одной из возможностей социальных сетей является реализация общения во внеурочное время за счет группы Вконтакте. Поскольку дети проводят очень много времени Вконтакте, они заходят и смотрят, что интересного в группе, запоминают слово или конструкцию предложения, перестают стесняться своей неумелости говорить на иностранном языке.
Возникший интерес детей к группе говорит о том, что она создана и развивается не зря. Самым большим достижением этой группы стала мотивация детей на изучение иностранного языка, дети осознают сами, что изучение иностранного языка поможет им расширить круг общения, завести новых друзей, рассказать о себе. Дети понимают, что они скоро начнут общаться с иностранцами, их вдохновляет то, что они интересны таким же ученикам как и они, но с другой страны. И единственный способ пообщаться с ними – это выучить иностранный язык и преодолеть языковой барьер в общении. Каждый день помимо основной школьной программы мы прорабатываем какую-нибудь вопросно-ответную конструкцию, и если раньше дети просто записывали в тетради то, что говорил учитель, то теперь они сами стараются запомнить как можно больше конструкций.
Существует наша группа короткое время, ей еще расти и расти, но положительные результаты и интерес учащихся вдохновляют на дальнейшее процветание нашей группы и расширения возможностей общения, использования знаний не только на уроках и контрольных работах, но и в общении с иностранными учащимися.
В наше время современному учителю нужно не только уметь пользоваться современными инновационными технологиями, но и уметь извлечь из них пользу для продуктивного образовательного процесса или мотивации учащихся на образование и с интересом изучения того или иного предмета. Наша группа несет нам большую пользу, она помогает упрочнить полученные знания на уроке, помогает реализовать и применить знания в жизни.
12
Литература:
1. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067
2. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей вобучении студентов-гуманитариев. 
URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2010/Mojaeva_Feschenko_Ispolzovanie_virtualnyh_social_nyh_setei.pdf
3. Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении. URL: http://ru.wikibooks.org
4.https://ru.wikipedia.or