Эмоциональная поддержка первоклассников в период адаптации к школе

Березова Ю.С.
Эмоциональная поддержка первоклассников в период адаптации к школе
МБОУ СОШ № 81 (г. Ульяновск)
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них –эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип поведения. Возрастает психолого-эмоциональная нагрузка. От того как пройдет адаптация на 1 году обучения во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. Адаптация – это сложный, многогранный процесс, требующий напряженных совместных усилий педагогов, детей, родителей, психолога школы и построен на их тесной взаимосвязи, взаимопонимании и взаимопомощи.
Тому, как можно помочь ребенку в этот сложный период, и посвящена моя статья. Моя работа с классом имела ту особенность, что впервые мы познакомились с детьми и родителями 30 августа и времени на взаимное узнавание и привыкание друг к другу до начала учебного года, оставалось очень мало. А так как с 1 сентября необходимо было начать учебно- воспитательный процесс и постараться как можно полнее представить себе тактику педагогического взаимодействия, составить себе представление о детях, их психологических особенностях – я провела анкетирование родителей еще на посадке.
По результатам анкетирования мной были выделены следующие «группы риска»
1. Возраст родителей на момент рождения ребенка 40 лет и более;
2. Дети, имеющие какие – либо нарушения в здоровье, включая патологию при родах и на 1 году жизни;
3. Дети, часто и длительно болеющие, имеющие хронические заболевания или другие нарушения здоровья;
4. Дети, отстающие в развитии (речевом, моторном);
5. Дети, выросшие в неблагоприятных семейных условиях.
Дополнительные беседы с родителями после анкетирования помогли уточнить многие вопросы, подсказали наиболее эффективный путь сотрудничества. Одной из важнейших задач для себя, как для педагога я поставила формирование благоприятного психологического климата, который способствует и лучшему усвоению учебного материала, и полноценному развитию личности младшего школьника.
Моей первой задачей было познакомить детей друг с другом, дать возможность каждому почувствовать себя членом школьного коллектива. В первые дни были проведены игры- знакомства, тренинги, направленные на лучшее узнавание детьми друг друга. Это и «Снежный ком», и «Найди себе друзей», «Веревочка». Во время динамических пауз с учащимися проводились игры направленные на сплочение детского коллектива: «Комплимент», «Добрые слова», «Дерево дружбы», «Выбери друга», «Паутинка», «Фотография» и др. На уроках и во внеурочное время с детьми использовались различные методики здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, комплексы упражнений для снятия напряжения с определенных групп мышц, разнообразные физкультминутки.
Работа с родителями включала раскрытие сущности процесса адаптации, трудностей, которые могут встретится, путей их преодоления. Этому вопросу так же было посвящено первое родительское собрание, кроме того родители получили памятки по общению с детьми, организации основных режимных моментов первоклассника. Второе собрание было посвящено родительским установкам, их роли в формировании личности ребенка. По мере необходимости проводились индивидуальные беседы с родителями, консультации психолога.
Выбранная тактика коллективного взаимодействия учителя- учащихся – родителей - психолога школы - оказалась плодотворной. По результатам анкетирования, проведенного в декабре школьным психологом, все учащиеся показали высокий или выше среднего уровень адаптации, признаков дезадаптации ни у одного ученика выявлено не было.
15