Родительское собрание Родительская поддержка


Родительское собрание:
«РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»
Форма проведения: тренинговое занятие.
Цели:
Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.
Предложить практические советы организации общения с первоклассником.
Вопросы для обсуждения:
Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
Система взаимоотношений с ребенком в семье.
Родительский практикум.
Ход занятия.
Знакомство. Написать на бейджиках свое имя и что-нибудь о себе, например, - мама Пети.
Приветствие «Город моей мечты», «Молекулы», «Передай по кругу».(сердитого ежика, испуганного кролика, тяжелую, довольную черепаху, мокрый кусок глины) А теперь мы оказались на берегу горного озера – смоем грязь с рук, стряхнем усталость ) Подарим по кругу улыбку.
Родительский практикум-игра «Корзина чувств».
Уважаемые родители! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его».
Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.
Вступление. Начало обучения в школе наиболее важный и ответственный момент в жизни каждого ребенка. Вся жизнь подчиняется школе, школьным делам и заботам. Этот период сопровождается перенапряжением всех систем организма, как в физиологическом, так и психологическом плане.
Чтобы понять, что испытывает ребенок, я предлагаю вам использовать «Метод собственной шкуры». Представьте, что с завтрашнего дня у вас начинается новая жизнь, вы получили новую работу, но совершенно не знаете кто у вас будет начальник и знает ли он какой вы хороший работник, меняется режим дня, обязанности, да и коллеги по работе неизвестно доброжелательно ли вас примут. Что вы чувствуете?
Практически тоже самое чувствует и ваш ребенок, только вы уже состоявшаяся личность, которая , опираясь на свой жизненный опыт сможет в короткий срок показать на что вы способны и легко приспособиться к новым условиям, а у вашего ребенка такого опыта нет.
Период адаптации достаточно длительный процесс. Он длится от 1.5 до 3-х месяцев. Если адаптация затягивается, мы говорим о школьной дезадаптации, которая как правило сопровождается неврозами и другими психосоматическими заболеваниями.
По результатам психологического обследования учеников вашего класса и результатам родительского анкетирования: в основном дети достаточно успешно осваивают новую социальную роль ученика. Некоторые родители, отвечая на вопросы анкеты отмечали, что дети недостаточно освоились с режимом школы, им часто требуется помощь, но это не вина якобы «непослушных» детей, а возможно наша некомпетентность в оказании поддержки. Поэтому наша с вами задача на данный момент уметь своевременно оказать психологическую помощь своему ребенку.
Тема нашей встречи «Родительская поддержка школьника в период адаптации».
Всем известно, что только 30% информации ребенок воспринимает вербально, остальную – невербально посредством мимики и жестов.
Предлагаю вам потренироваться.
Здравствуй, я рад тебя видеть. (передать мяч)
По парам договориться о встрече без слов.
Угадай эмоцию (мимика, жесты)
Разделились и сели по группам. Запреты в детстве
- запрещали ли вам что-нибудь?
- В какой форме?
- Что Вы при этом чувствовали?
Каждый пишет на листочке. Работа в группе. Обсуждение.
А Вы, что сейчас запрещаете детям?Отличается ли ваша воспитательная стратегия от родительской?
Влияние запретов приведет к :Не бери руками – это плохо; не беги, а то упадешь;не слушай, что «тети» говорят; не повторяй глупости; недумай об этом.
Ленточки.(завязать руки, ноги, уши, рот, голову) Что вы чувствуете, когда видите этого человека? Как вы думаете, чего может в жизни добиться этот человек?
Чтобы ребенок полноценно развивался, необходимо дать ему эту возможность.
Свод законов, которые помогут преодолеть трудности в поведении ребенка
1. Нужно учить ребенка соблюдать определенные правила поведения терпеливо и постепенно.
2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
5. Запреты и требования должны разъясняться
6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном
Поддерживать ребенка – это значит верить в него. Для того, чтобы показать веру в ребенка нужно иметь мужество и желание:
- Забыть о прошлых неудачах;- Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;- Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Поддерживать можно посредством: отдельных слов; высказываний;
прикосновений; выражением лица (улыбка, подмигивание, кивок)
. Упражнение «Презентация моего ребенка».
Руководитель предлагает родителям «сосватать» своего ребенка (каждый родитель получает чистый бланк, на котором ему необходимо записать несколько положительных характеристик своего ребенка, а затем по очереди представить своего ребенка, стараясь чтобы описание было как можно лучше).
По окончании упражнения, каждый участник группы отвечает на следующие вопросы:
• Было ли Вам сложно ответить на вопросы в бланке?
• Как Вы можете объяснить трудности, возникшие в процессе выполнения этого задания?
• Ваши ответы искренние, или Вы включили в список характеристики, которые скорее хотели бы видеть в своем ребенке?
• Хотели бы Вы, чтобы данное упражнение давалось Вам без труда и с удовольствием?
Дискуссионное обсуждение, вопросы:
• Сколько времени в день вы уделяете общению с вашим ребенком?
• В какое время дня вы чаще всего общаетесь с ребенком?
• На какие темы вы разговариваете с ребенком чаще всего?
• Вы общаетесь с ребенком также как и с близкими друзьями? Почему?
• Нравится ли вам то, как вы общаетесь с ребенком? Почему?
Групповая дискуссия «Как я люблю своего ребенка?»
Какими бы вы ни были родители, вы всегда утвердительно ответите на вопрос: «Любите ли вы своего ребёнка?» А как мы любим и, тем более умеем ли мы любить, - над этим как-то задумываться не приходилось. Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви.
Мы постараемся подтвердить или опровергнуть высказывания ученого - педагога С. Соловейчика: «Где не хватает терпения, надо бы постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю».
- В чем проявляется ваша любовь к ребенку?
- Сколько времени вы уделяете своему ребенку?
- Могли бы вы отложить все свои дела (домашние, просмотр телевизионных передач) для того, чтобы обсудить с ребенком интересующие его, именно сейчас, вопросы?
- Если нет, то, как вы отказываете в просьбе?
- Всегда ли нужно откладывать все свои дела, чтобы пообщаться с ребенком?
- Можете ли вы поставить себя на место ребенка?
Вы честно, не кривя душой, проанализировали свои отношения с ребёнком. Нисколько не сомневаюсь в том, что вы все набрали большее количество баллов. Тем не менее, самое время остановиться и поразмышлять, в чём ваши удачи в воспитании своего ребёнка, где вы ошибаетесь. Почему – самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Ещё чуть – чуть - и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе. Не намечается ли какой – нибудь трещины в отношениях с ребёнком, которая со временем разрастётся в огромный овраг? В результате подвести итоги о существующих нарушениях процесса воспитания в семье ( гипо- и гиперпротекция, эмоциональное отвержение) Речь идет о том, в какой мере деятельности родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании.
Педагогические ситуации:
- Чем больше я заставляю ребенка писать, тем хуже он пишет. Почему?
- Вечером не могу уложить ребенка в постель, а утром он просыпается с плохим настроением и соответственно приходит в школу «не в духе». Что делать?
- Мой ребенок часто забывает положить в портфель то карандаш, то учебник. Сколько его не ругаю – не помогает. Что делать?
Обсуждение. Родители делятся своим опытом.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок, поскольку начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей.
2. Если занятия музыкой и спортом кажутся Вам необходимой частью воспитания Вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
3. Через каждые 10-15 минут занятий ребенку необходимо прерываться и получить физическую разрядку.
4. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, как вы, или таким, как вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.
5. Не требyйте от ребенка платы за все, что вы для него делаете.
6. Не вымещаете на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
7. Не унижайте!
8. Умейте любить чужого ребенка, никогда не делайте чyжомy pебенкy то, что не хотели бы, чтобы дpyгие делали вашему.
9. Любите своего ребенка любым: талантливым и не очень, удачливым и невезучим. Спрашивайте ребенка каждый день о школе: "что понравилось, чему научился, с кем играл?" (вместо: "Что полyчил? Тебя pyгали?")
10. Хвалите pебенка, но за дело: "У тебя замечательно полyчилось..., ты аккypатно написал..., ты вовpемя…, замечательно, что... Чтобы ребенок знал, как быть хорошим. (Вместо односложных: Молодец! Умница!) Говоpите чаще pебенкy, что Вы его любите. И когда он хоpошо себя ведет и когда плохо. Только после этого можете наказывать. ( Я тебя очень люблю, но ты сегодня (ведешь себя плохо, мешаешь мне, pазбил, pазлил, кpичишь и т.д., поэтомy бyдешь наказан).
Для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребенка.
Избегать подчеркивания промахов ребенка.
Показать, что Вы удовлетворены ребенком.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
Уметь помочь разбить большие задания на более мелкие, такие , с которыми он может справиться
Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
Проводить больше времени с ребенком.
Уметь взаимодействовать с ребенком.
Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
Принимать индивидуальность ребенка.
Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.
Демонстрировать оптимизм.
Для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребенка.
Избегать подчеркивания промахов ребенка.
Показать, что Вы удовлетворены ребенком.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
Уметь помочь разбить большие задания на более мелкие, такие , с которыми он может справиться
Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
Проводить больше времени с ребенком.
Уметь взаимодействовать с ребенком.
Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
Принимать индивидуальность ребенка.
Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.
Демонстрировать оптимизм.