Родительское собрание «Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Основная общеобразовательная школа п. Пырьях»
Родительское собрание
«Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей»
Выпонила: Перезолова К.В.,
учитель английского языка
2015-2016 уч. год
Цель:
познакомить родителей с их ролью в профориентации детей,
изучить мнения детей о профессиях и требуемой помощи в их выборе.
В жизни детей наступает трудный период, когда им необходимо определиться в профессиональных намерениях и выбрать такую профессию, которая была бы им не только интересна, но и соответствовала бы особенностям личности, характера и другим качествам. Ведь только при совпадении всех этих факторов, труд человека станет источником радости, творческого вдохновения.
Что же представляют профессиональные намерения учащихся? Если в средних классах дети выбирают профессию на уровне ролевой игры, когда на первый план выступает ориентация на внешние стороны профессии, стремление подражать воображаемому образцу, видеть себя в той или иной профессиональной роли, то в старших классах выбор происходит с учетом оценки своих возможностей, материальной обеспеченности семьи, престижности профессии и т. п. Именно в этот момент у учащихся часто возникает конфликт между желанием получить ту или иную профессию или специальность и уровнем самооценки, который часто не совпадает с действительным уровнем психологических возможностей подростка. Поэтому довольно значительная часть детей не готова к выбору профессии, хотя и имеет высокий уровень притязаний.
Как же преодолеть эти трудности? Нужно отнестись к процессу профессиональной ориентации серьезно, знать, что этот процесс сложный, противоречивый, длительный. Школа очень много делает в формировании профессиональных намерений. В процессе обучения на каждом уроке, будь то биология или литература, учащиеся знакомятся с содержанием самых разных профессий.
На уроках технологии дети узнают, какими профессиональными качествами должен обладать представитель той или иной профессии, учатся оценивать свои психофизические особенности.
Кроме того, в школе работает профориентационный курс «Управление карьерой», который оказывает помощь учащимся в их самоопределении. В рамках кружка проводятся экскурсии на предприятия села и района. С детьми мы посетили очистные сооружения г.Уреня, районную центральную библиотеку, торговые точки села Карпова, дом милосердия, детский сад «Родничок» и «Лое-Пак-Н». В прошлом году для участников кружка был проведен профориентационный фотокросс, в ходе которого детям были розданы карточки с вопросами, на которые они должны были ответить и запечатлеть ответ на фотоаппарат.
У учащихся старших классов есть возможность вести подготовку к профессиональной деятельности за счет индивидуальных образовательных планов, где они выбирают профильные предметы и элективные курсы. Несмотря на такой большой объем профориентационной работы, проводимой в школе, все же на профессиональные намерения учащихся в большой степени влияют и семейные традиции.
По статистике 43% школьников выбрали профессию по совету родителей, 30% - по совету друзей, 15 % - исходя из интереса к какому- либо общеобразовательному предмету, 12 % - по информации в СМИ, книгах.
Как видите, роль родителей в профориентации своих детей велика. Их жизненный и трудовой опыт, авторитет, уровень материального обеспечения семьи оказывает большое влияние на выбор будущей профессии. Так, например, важное значение имеет предварительная общетрудовая подготовка ребенка. На эту сторону воспитательной деятельности семьи указывал А. С. Макаренко. Он писал: «...Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных органов».
Исследования же показывают, что значительная часть родителей (около 30 %) убеждена в том, что их дети не нуждаются в помощи и могут сами выбирать себе профессию по душе. Другие родители, наоборот, считают, что лишь они могут правильно решить вопрос о подходящей профессии для своего ребенка. При этом, не считаясь с интересами и способностями детей, внушают мысли о хороших условиях, высоких заработках. Довольно часто это бывают профессии, о которых в свое время мечтали сами родители.
Для того чтобы ваш ребенок выбрал правильную профессию или направление личностного развития, например, выбор кружка, секции, вам необходимо воспользоваться простой методикой «Три кита»: «хочу», «могу» и «надо».
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
1.           хочу - это все, что нравится вашему ребенку, к чему лежит душа;
2.           могу - это все то, что по силам и способностям;
3.           надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Выбор будущей профессии зависит от многих факторов: от интересов, способностей, востребованности профессии на рынке труда. Но самое главное – каждая профессия предъявляет свои требования к специалисту. А влияет ли тип темперамента на выбор будущей профессии, и каким образом?  Попробуем определить, к какому типу темперамента относятся ваши дети.
Если ребенок любит трудности и препятствия, способен их преодолевать красиво, креативно, быстро включается в работу и  всегда все доводит до конца. Он холерик. Это прирожденный  лидер. Его профессии - артист, дипломат, журналист, предприниматель, хирург, летчик, водитель, тренер, менеджер. Если ваш ребенок выделяется высокой работоспособностью, легко сосредотачивает внимание, параллельно может выполнять несколько дел. Легко загорается новой работой, но также быстро теряет к ней интерес. Он сангвиник. Ваши профессии: учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог.
Он не тороплив в учебе и медлителен в работе? Успеха достигает за счет упорства, терпеливости. Выполнение монотонной работы – его фишка. Продумает все мелочи и доводит дело до идеала. Он флегматик. Рекомендуемые профессии:  механик, электрик, инженер, агроном, научные специальности – ботаник, астроном, физик, математик.Если ваш ребенок - человек настроения. Вчера был способен свернуть горы, а сегодня лень вставать с кровати. Быстро устает, трудно приспосабливаешься к новому коллективу. Все называют его наблюдательным человеком, способным замечать в поведении людей такие детали, которые те хотят скрыть. Он меланхолик. Рекомендуемые профессии: деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, писатель, ветеринарный врач, агроном, бухгалтер.Старшеклассники мало задумываются о плюсах и минусах своего темперамента. И как результат, после получения диплома, попадают в невыгодные для них условия. Условия, когда большая и лучшая часть дня, которую человек проводит на работе, превращается в муку, а оставшееся время уходит на восстановление сил.
Выбор профессии учащимися в старших классах часто бывает неокончательным. Необходима целенаправленная работа как школы, так и родителей по подготовке детей к будущей жизни, которая поможет сгладить и положительно разрешить многие противоречия, возникающие в процессе самоопределения учащихся.
Выбирайте будущую профессию вместе с ребенком с умом, любовью и вниманием, тогда их трудовая жизнь будет проходить интересно и с пользой. Поэтому обратите внимание на положительный опыт и рекомендации тех родителей, которые оказывают эффективную помощь своим детям в профессиональной ориентации, и ваши усилия будут вознаграждены.
С рекомендациями по профориентации детей, вы сможете ознакомиться в буклетах.