Урок по теме Безударные и чередующиеся гласные в корне 10 класс


Открытый урок
русский язык (10 класс)
Учитель: Лукина О. Н.
(МБОУ СОШ п. Соколье)
Тема: «Безударные и чередующиеся гласные в корне».
Цели урока:
- развитие навыков самообучения и самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;
- обобщение знаний по курсу орфографии и пунктуации; закрепление навыков написания безударных и чередующихся гласных в корне;
- развитие умения работать в группе, анализировать собственный уровень знаний;
- отработать навыки "узнавания орфограммы", условий её выбора, правильного её графического обозначения;
- закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.
Оборудование: раздаточный материал: таблица для обобщения знаний «Правописание корней с чередующимися гласными», диагностические карточки, карточки для самостоятельной дифференцированной работы и карточки-ключи, учебник Н. Г.Гольцовой, И. В. Шамшина «Русский язык 10-11 классы».
Ход урока
1. Запись темы, постановка задач урока. Составление прогноза своего успеха.
Прочитайте ещё раз тему, что вы можете сказать о ней:
- Я это всё знаю отлично.
-Я знаю это хорошо.
- Кажется, я помню не всё.
- Вспоминаю с трудом.
Сделайте предположение, на какую оценку вы сможете выполнить задания по этой теме. Запомните её, в конце урока проверите верность своего прогноза.
2. Проведем диагностическую работу и посмотрим, насколько хорошо вы усвоили материал, изученный в 5-9 классах. Каждый ученик получает карточку со словами и таблицей, которые нужно разнести по графам, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока.
Д..лжностной, к..ричневый, обог..щать, прик..сновение, зап..х, б..гровый, д..кумент, д..рижировать, з..ря, безотл..гательный, пл..вцы, пром..кашка, д..лина, в..новатый, опт..мизм, ед..ница, эксп..римент,обл..денение, расф..совать, пол..жение, заб..рать.
Слова с проверяемыми безударными гласными Слова с непроверяе-
мыми безударными гласными Слова с чередующимися гласными
После выполнения задания на каждую парту дается ключ для самопроверки
Слова с проверяемыми безударными гласными Слова с непроверяе-
мыми безударными гласными Слова с чередующимися гласными
должностной коричневый прикосновение
обогащать багровый заря
запах документ безотлагательный
долина дирижировать пловцы
виноватый оптимизм промокашка
единица эксперимент положение
обледенение расфасовать забирать
Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме: 0-1 ошибка-«5», 2-3 ошибки-«4», 4-5 ошибок-«3», более 5 ошибок- «2» . Поставьте себе оценку под таблицей.
3. Работа в группах. Сформулируйте правила написания безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне, используя примеры из выполненного вами задания, назовите условия написания чередующихся гласных. (Для проверки выполненной работы выбирается одна группа, остальные сверяются со своими выводами, дополняют, исправляют).
( Учитель дополняет ответы учеников, если они были неполными)
1) Ещё раз остановимся на изученных правилах и закрепим их.
Правописание безударных гласных в корне можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: вечер-вечерний, нога-ноги. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в речи совпадают по звучанию: посвЕтиь ( фонарем)-посвЯтить ( жизнь науке).
Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Н-р, слово дОлина имеет общий корень со словом дол, а не даль; глагол благослОвить образован от сочетания благое слОво, а не благая слАва.)2) В русском языке немало слов с непроверяемыми гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова. Правописание таких слов проверяются по орфографическому словарю.
3) В некоторых корнях наблюдается чередование гласных.
(От чего может зависеть написание чередующихся гласных в корне слова?)
Условия написания чередующихся гласных в корне:
- ударение;
- буква, следующая за гласной;
- суффикс - а -, следующий за корнем;
- лексическое значение слова.
4. Поработаем с учебником. Обобщение и систематизация материала по теме: « Чередующиеся гласные в корне».
Назовите известные вам корни с чередующимися гласными и заполните таблицу. Проверьте, всё ли вы вспомнили, используйте теоретический материал учебника, П.20,стр. 96-101.
Условия написания гласных в корне Корни с чередующимися гласными
ударение суффикс буква, следующая за гласной Значение слова Вопросы, помогающие провести обобщение знаний по правописанию корней с чередующими гласными:
- Назовите гласные, которые могут чередоваться в корне.
- От каких условий зависит выбор нужных гласных?
- Назовите корни, правописание которых зависит от ударения (суффикса, буквы, следующей за гласной, значения слова)
5. Физкультминутка (А теперь немножко отвлечемся от нашего урока. Расслабьтесь. Ребята, так как текущий год является юбилейным годом П. И.Чайковского, прослушаем «Пьесу №6 Сентиментальный вальс» и выполним несколько упражнений для глаз.)6. Закрепление знаний.
Спишите слова с чередованием, вставьте пропущенную букву, объясните условия выбора орфограммы.
Выг. .ревший, несг. .раемый, соб..ру, разд..ру, расст..лю, зам..реть, р..списка, зам..рать, раст..реть, раст..рать, заж. .гать, зап..рать, отп..реть, бл..стать, ув..дать, разд..раю, расст..лаю, заг..реть, изг..родь, заг. .рать, приг. .ревший; прир. .сти, прир..щённый, невыр..сший, прор..стающий, уск..рять, р..сток, р..стение, выр..с, Р..стов, прил..жить, прил..гать, прил..гаемый, прик..саться, прим..рение, прик..снуться, неприк..саемый.
Взаимопроверка: обменяйтесь карточками с выполненными заданиями и исправьте ошибки.
Все ли слова нужно было списывать? Сделайте вывод.
7. Составьте слово.
1. Возьмите от слова «присказка» приставку.
2. Выберите среди слов то, в котором есть орфограмма с чередующейся гласной в корне. Выделите в этом слове корень «удивлять, коснуться, задуматься, улыбаться»
3. Добавьте к выбранным морфемам глагольный суффикс от слова «прыгнуть».
4.Возьмите от глагола «увиделись» суффикс прошедшего времени.
5. Добавьте окончание от слова «орфограмма».
6. Прибавьте суффикс возвратности.
Какое слово у вас получилось?
Ключ к заданию
Прикоснулась
Найдите орфограмму в корне и объясните условия выбора гласной.
8. Выполним тестовые задания на данную тему, соответствующие заданиям на ЕГЭ.
1)В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне?
А) Р..стовщик, предпол..жить, насл..ждение.
Б) Сотв..рить, пог..релец, предпол..жение.
В) Обж..мать, к..снуться, р..скошный.
Г) Изл..вчиться, заг..р, соч..нение.
В каком ряду есть слово с чередующейся гласной в корне?
А) К..нонада, раст..ять, сл..боватый.
Б) Сл..паться, подм..гнуть, отд..ление.
В) П..лисадник, разг..реться, ар..мат.
Г) Распр..гать, опт..мист, изм..нения..
Укажите пары слов, в которых О пишется в обоих случаях?
А) Прекрасный возр..ст; пром…кнуть написанное.
Б) Переск…чить через яму; опытная пл…вчиха.
В) Команда «р…вняйсь!»; бежал как уг…релый.
Г) Оз…риться светом; обл…жной дождь.
В каком ряду буква И пишется во всех случаях?
А) бл..стать, соб..рательный, раст..раниеБ) выч..тать, раст..реть, заж..мать
В) подп..рая, бл..стела, выт..ратьГ) разд..рёшь, оп..раться, зам..ретьВ каком ряду буква Е пишется во всех случаях?
А) соч..тание, соб..рётся, заж..гаю
Б) заст..лил, проч..тать, подп..рать
В) зап..реть, соч..тать, уд..рётГ) прот..реть, ум..реть, расст..лается
В каком предложении есть слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения?
А) Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.(К.Арсеньев)
Б) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.(И.Гончаров)
В) Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.(И.Тургенев)
В каком предложении есть слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения?
А) Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.(И.Гончаров) Б) Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза светились радостным блеском .
В) В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.(А.Пушкин)
Проверьте правильность выполненного задания
Ключ к тестовым заданиям
1 –Б
2 – В
3 – Б
4 – А
5 – В
6 – Б
7 – В
Оцените выполненное задание:
«5» - 0-1 ошибка
«4»-2 ошибки
«3»- 3-4 ошибки
«2»-5 и более.
9. Итоги урока.
Сложите баллы, набранные вами в начале урока и получившиеся за работу с тестами: наивысший балл -10 ( 5+5). Итак, если вы набрали 10-9б, поставьте себе «5», 8б-«4», 7-6 б-«3», 5 и менее-«2».
Беседа.
- Как вы думаете, удалось ли вам достичь поставленной цели? Насколько оправдались ваши прогнозы?
- Назовите гласные, которые могут чередоваться.
- Перечислите условия написания чередующихся гласных в корне.
- Назовите орфограммы, которые вызвали у вас затруднения ( запишите их в рабочую тетрадь) и сформулируйте для себя орфографические задачи, над решением которых вам надо поработать.
Общие итоги урока.
- Кто оценил свою работу на «5»? («4», «3»?)
- Есть ли неудовлетворительные оценки?
10. Домашнее задание: на каждый случай ошибочного написания подберите по 6-7 слов, предварительно повторив правило.