Учебное занятие по русскому языку на тему «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»


Учебное занятие по русскому языку 3 класс (1 – 4)
Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Цели:
обобщить и закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова;
продолжить работать над развитием орфографической зоркости;
развивать речь учащихся, их творческую активность, внимание, память, мышление, навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
воспитывать культуру общения, чувство ответственности.
Тип учебного занятия: комплексное применение знаний, умений и навыков по изученной теме.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, личностно ориентированный
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Этапы урока:
1. Организационный момент (1 минута)
2. Целеполагание (2-3 минуты)
3. Актуализация опорных знаний (3 минуты)
4. Работа над темой урока (30 минут)
лексический эксперимент;
орфографическая задача;
работа в парах;
работа в группах;
работа с учебником;
самостоятельная работа (дифференцированные карточки)
5. Подведение итогов урока (2 минуты)
6. Организация домашнего задания (2 минуты)
Ход урока:
№ Учебный материал с указанием задания Управление обучением
I. Организационный момент
Цель: проверить готовность учащихся к началу занятий.
- Проверьте всё ли в порядке на рабочем месте?
Самоорганизация
Самопроверка
II. ЦелеполаганиеЦель: активизировать опорные знания, совместно с учащимися сформулировать тему и провести целеполагание
Над какой темой мы работали последние уроки?
Что знаем по данной теме?
Чему умеем?
Знаем: Умеем:
-безударные гласные - находить безударные
(а, о, и, ё, я); гласные;
-правило проверки; - подбирать проверочные
- алгоритм. слова;
- пользоваться
алгоритмом. Коллективная работа
Самовывод целей через знания и умения
На доске: тема
Знать
уметь
III. Актуализация опорных знаний
Игра «Хлопки»
Цель: сконцентрировать внимание, проверить умеют ли дети распознавать слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
Задание: хлопнуть, когда учитель назовет слово с безударной гласной в корне, которую можно проверить.
Слова: сн…жинка, ветер, декабрь, ст..ловая, сорока, встр..чать, мороз.- Что общего в этих словах? (Безударная гласная в корне слова)
- В чем различие? (Проверяемые и непроверяемые)
-Какие знания помогли распознать слова?
- Кто испытывал сложности?
- Оцените себя на полях в тетради. ( + или ?) Коллективная работа
IY. Работа над темой урока.
Цель: отработать практические умения по теме «Безударные гласные, проверяемые ударением» через выполнение заданий различного характера
Лексический эксперимент
Цель: развивать речь учащихся, обогатить их словарный запас.
Определите по лексическому значению о каком слове идет речь?
Атмосферные осадки - белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристалики льда(Снег) (Словарь Ожегова)
- Подберите однокоренные слова к данному слову
Работа над словосочетанием.
Задание: составить словосочетание, решить орфографическую задачу, выделить орфограмму.
Запись на доске:
о
а

в_тероксн_говикг_рал_дяная в_селыйх_лодный
и
е


я

- Изучи запись.
-Что это такое? (Слова)
-Какое задание можно выполнить? (Вставить пропущенную букву, составить словосочетания)
- Как на письме выделить орфограмму?
-Какое умение отрабатывали?
-Какое правило использовали?
Решение орфографической задачи через комментирование и объяснение
Памятка:
сосна – сосны
гора - горы

(образец)
Оценка учителем
Работа над предложением (в парах) (гимнастика для глаз)
а) Беседа
-Посмотрите в окно.
-Какое время года?
-Назовите особенности этого времени года?
-Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу. Кого можно здесь встретить.
Узнайте, какого зверя встретила я: у него теплая густа шерсть, ветвистые рога, сильные ноги.
(Олень)
б) Придумайте предложение и проговорите друг другу.
в) Запишите предложение под диктовку учителя и зажгите «маячки» под орфограммой.
Олень – красивое животное с большими ветвистыми рогами.
Проверка: проверьте свою работу.
- Обоснуйте « зажженные маячки» (4 ученика по «цепочке» работают у доски)
-Какие другие орфограммы встретились?
- Кому легко было работать?
- Чем пользовались во время выполнения задания? (Алгоритмом)
Прием воображения, развитие пространственного мышления
Работа в парах
Самостоятельная работа в тетради
Сверка с доской
Работа у доски
Рефлексия
Работа над стихотворением (Работа в группе)
Цель: развивать внимание, орфографическую зоркость
Задание: прочитайте. Найдите слова с проверяемой безударной гласной.
(работают ребята в группах, выбор консультанта)
Карточка
На пруду каток хороший,
Лёд сверкает, как стекло,
На коньках бежит Алеша,
И в мороз ему тепло.

Проверка. Игра «Эхо»
Цель: отрабатывать умение подбирать проверочные слова.
Консультант называет слово с орфограммой, группа детей хором проверочное слово. Работа в малых группах
Работа с книгой
Упр.281, стр.105
-Изучите задание, составьте алгоритм работы над упражнением.
-Восстановите алгоритм:
Прочитай …..
Найди …
Спиши …
Подчеркни …
Разбери …

Работа по алгоритму:
Прочитай текст
Найди нужную часть (выборочное чтение)
Спиши эту часть.
Подчеркни буквы, которые нужно проверять.
Проверка: учитель читает предложение, ученики говорят «стоп» в том месте где есть орфограмма.
Разбери по членам предложения.
Памятка:
Найди П Д
Работай по схеме:
Кто? Что делает?
Что? Что сделает?
Вопрос
подлежащее сказуемое
Подчеркни главные члены предложения
- Какие умения отрабатывали?
Работа с учебником
Коллективная межпредметная связь
Комментирование
Подведение итога
Работа с перфокартой
Цель: проверить умение учащихся подбирать проверочные слова, писать слова без ошибок. Задание: изучи слова. Выбери столбик с правильным ответом.
Слова
Ответы
1 2 3
к • тёнока о о
тр • вао а а
пл •скаи я е
м • ста и е е
т • шина и и е
Проверка: сверка с доской.
о, а, я, е, и.
- Что мы знаем и умеем по данной теме?

Самостоятельная работа
Самопроверка и самооценка
Работа по разноуровневым карточкам
Цель: проверить знания по теме: «Безударные гласные в корне слова проверяемые ударением» 1. Задание: спиши, вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
М • лчать, охр • нять, з• мовать.
Сделай вывод: какие знания помогли в работе?
Проверка учителем
2. Задание: исправь ошибки.
По тинуло холадом. Последние клочя тумана палзли посклону. От крылись сияющие горы.Сделай вывод: какие знания помогли в работе?
Проверка учителем
3. Задание: используя словосочетания, составь рассказ.
З•мой в л•су, с•сновые шишки, посм•трел на дер•во, очень уд•вился, в дер•ве щель.
Сделай вывод: какие знания помогли в работе?
Проверка учителем
Y. Подведение итога урока
Оценивание
IY. Организация домашнего задания
Цель: обеспечить понимание цели и содержания выполнения домашнего задания.
I уровень – упр.283
II уровень – упр.283 (подобрать несколько проверочных слов)
III уровень – упр.283 (звукобуквенный анализ слова – сосновых) Желаю удачи! Спасибо за урок!