Родительское собрание Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность


Родительское собрание в 1 классе
Тема: «Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность»
«Хорошими людьми становятся больше от упражнений,
чем от природы»
Демокрит
Цель: Показать родителям необходимость выполнения режима дня школьника и влияние его на учёбу.
Задачи: 1 . Подчеркнуть важность соблюдения режима для младшего
школьника.
2 . Убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка
привычки выполнения режима дня.
Форма проведения: семинар – практикум.
Оборудование: мультимедиа, памятки для родителей, ситуации для обсуждения.
Ход собрания:
I. Психологический настрой.
(Перед началом собрания учитель раскладывает на парты листочки с тестами и геометрические фигуры в хаотичном порядке, а также ручки для работы с тестами). (Слайд № 1)
- Здравствуйте, уважаемые родители!
             Прежде, чем мы с вами начнём родительское собрание, я предлагаю Вам поиграть в детскую игру – кричалку. Если вы согласны с высказыванием, то кричите «да», в противном случае – «нет».
Крикните громко и хором, друзья Деток своих все вы любите? (да) С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет) Я Вас понимаю… Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (да) Дайте мне тогда ответ Помочь, откажитесь мне? (нет) Последнее спрошу Вас я Активными все будете? (да)
II. Вступительное слово учителя.
Я предлагаю ответить Вам на вопросы теста, лежащего перед вами, который поможет определить тему нашего собрания. В тесте 10 вопросов, предполагающих ответы «Да» или «Нет». Если вы ответили «Да», то напротив вопроса ставите цифру 1, если «Нет», то цифру 0. После того как закончите, выпишите все цифры по порядку в строку «Результат тестирования».
Вопросы теста:
Ребёнок младшего школьного возраста должен ложиться спать, когда ему захочется.                                                      0
Ребёнок младшего школьного возраста может находиться у экрана телевизора не более 40 – 45 мин в день.                           1
В наказание за провинность ребёнка младшего школьного возраста можно лишить прогулки на свежем воздухе.                   0
Для ребёнка младшего школьного возраста достаточно трёхразового питания.                                                      0
Занятия на компьютере ребёнка младшего школьного возраста должны занимать не более 20 мин в день.                                     1
Продолжительность ночного сна ребёнка младшего школьного возраста должна быть не более 8 часов в сутки.              0
Ребёнок младшего школьного возраста должен начинать выполнение домашнего задания через 30 мин после возвращения из школы.           0
Прогулки на свежем воздухе должны длиться 3 – 3,5 часа в день.         1
Ребёнок младшего школьного возраста должен каждый день, кроме выходных, делать утреннюю гимнастику.                                                0
Начинать готовить домашние задания нужно с самых сложных предметов.                                                                                            0
Результаты тестирования: 0100100100. (Слайд № 2)
- Итак, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на собрании? (Родители: «О режиме дня»). (Слайд № 3)
         - Верно. Давайте теперь оценим результаты теста. В итоге у вас должен получиться следующий набор цифр: 0100100100. Если ваш результат совпал с этим набором, или вы допустили 1 – 2 ошибки, то можно считать, что вы достаточно хорошо знакомы с возрастными особенностями вашего ребёнка и рекомендуемым режимом дня младшего школьника. А если допустили более 2 ошибок, то вам необходимо задуматься о том, как же более рационально организовать день для вашего ребёнка. Этой проблемой мы с вами сегодня и займёмся.
Говорят, начинать всегда трудно. Однако все знают о том, что многое в нашей жизни зависит от доброго начала. Помните об этом, взрослые, и никогда не произносите слова: «Да ведь это только первый класс!»
Среди множества чувств, наполняющих родителей, когда они впервые провожают своих детей в школу, два оказываются самыми сильными – радость и тревога. Радость, что малыши выросли, и их ждёт много неизведанного и увлекательного. Тревога – как будут они справляться с учебными заботами, не станут ли отстающими, как сложатся их взаимоотношения с окружающими.
Быстро проходит праздничная сентябрьская атмосфера, начинаются школьные будни и для тревог появляются реальные основания. Ребёнка словно подменили.
Взволнованные мамы, а изредка даже папы, торопятся поделиться с учителем своими переживаниями. О чём они говорят?
О том, что до школы у них был прекрасный ребёнок, общительный, добрый, послушный, старательный. Воспитательницы детского сада его постоянно хвалили и до сих пор вспоминают с удовольствием.
А теперь всё изменилось, малыша просто не узнать! Уроки делать не хочет, тянет, откладывает на крайний срок. Приходится заставлять, силой усаживать за стол. И вот тут – то каждый раз начинается форменный кошмар: вертится, грызёт ручку (всё в доме перепортил), постоянно вскакивает – то к окну подбежит, то на кухню пить помчится или вдруг с кошкой играть начнёт. Пишет кое – как, а переделывать наотрез отказывается, сидит и чиркает что – то на бумажке. «Уроки готовит часами и от себя не отпускает. Приходится быть рядом с ним, понукать, контролировать каждый шаг. Такой стал ленивый! Что случилось с ребёнком?»
НИЧЕГО НОВОГО... РЕЖИМ!
Некоторые родители могут скептически заметить: «Подумаешь, режим! Так ли это важно – соблюдать его?» Да! Двух мнений здесь быть не может. В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. Попробую убедить вас в этом. (Слайд № 4)
- По мнению С.В. Попова, если принять уровень здоровья за 100 %, то 20 % здоровья зависит от наследственных факторов, 20 % от факторов внешней среды, 10 % от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Школа, ребёнок, семья…Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека. Здоровье ребёнка во многом зависит от выполнения режима дня.
- Что такое режим дня? (Слайд № 5)
III. Статистика: (Слайд № 6)
Лишь 20 – 25 % первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
К концу первой четверти худеют 30 % учащихся – первоклассников.
15 % первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться.
Треть учащихся – первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
10 % детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести.
20 % детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
Лишь 24 % первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
Ежедневно недосыпают от 1,5 часов до получаса.
IV. Обсуждение в группах.
Задание 1.    
Давайте попробуем выяснить возможные причины ухудшения состояния здоровья школьников. Для этого вам нужно разделиться на группы. Перед вами лежат различные геометрические фигуры, выберете понравившуюся вам фигуру.  (Родители объединяются   в  четыре группы по цвету: жёлтые, красные, синие, зелёные. Жёлтые и синие выясняют «школьные» причины ухудшения здоровья, а красные и зелёные, «домашние» причины).
Например:
             «Школьные»                                             «Домашние»
      большая нагрузка                                             компьютер
      отсутствие горячего питания                         телевизор
      гиподинамия …                                               отсутствие прогулок …
(После 5 мин. обсуждения, группы называют возможные причины, результаты объединяются и записываются на доске).
Задание 2.
Работа в группах (На обсуждение 7 – 10 минут).
Задание 1 группе
Как сформировать у ребёнка привычку – самостоятельно собирать портфель. Запишите подробный алгоритм действий.
Задание 2 группе
Ребёнок с нежеланием идёт в среду в школу. На вопрос мамы: «Что случилось?». Отвечает: «Я не успеваю переодеться, все снова будут надо мной смеяться?» 
- Как научить школьника быстрее переодеваться? Запишите.
Задание 3 группе
Дима на уроках очень медленно работает. При письме пропускает буквы, делает нелепые ошибки в ответах. Стал раздражительным, постоянно жалуется на головную боль к концу недели. Мама считает, что школьные неудачи мальчика связаны с «нежеланием потрудиться», «леностью», «неумением стараться». Согласны ли Вы с мнением мамы? Можно ли им помочь? Ответ обоснуйте.
Задание 4 группе
Марина постоянно ходит на переменах одна. Маме жалуется, что в классе с ней никто не играет, не дружит. Учится хорошо. Отличается примерным поведением. Успешно ли проходит у ребёнка социально – психологическая адаптация? Что Вы можете порекомендовать маме?
(После выполнения заданий проводится их совместное обсуждение).
Таким образом, не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим. Не ждите, что Ваш ребёнок будет таким, как Вы или таким, как Вы хотите. Помогите ему стать собой!
V. Знакомство с примерным режимом дня. (Слайд № 7, 8)
Время
Подъём 6:30
Зарядка, умывание, уборка постели 6:30 – 6:50
Завтрак 6:50 – 7:10
Дорога в школу 7:20 – 7:45
Занятия в школе 8:00 – 13:10
Прогулка на свежем воздухе 13:30 – 14:00
Обед 14:00 – 14:30
Отдых, помощь по дому 14:30 – 16:00
Приготовление уроков 16:00 – 17:30
Свободное время 17:30 – 18:00
Ужин 18:00 – 18:30
Свободное время 18:30 – 20:30
Личная гигиена, подготовка ко сну 20:30 – 21:00
Отбой 21:00
VI. Проблема: Почему режим дня так важен для здоровья ребёнка? (Слайд № 9)
Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка.
а) Обсуждение в группах следующего вопроса.
- Из чего складывается режим дня?
- Назовите, его основные компоненты. (Родители выбирают из слов основные компоненты режима дня).
б) Как основные компоненты влияют на здоровье ребёнка и учебную деятельность?
Питание. (Слайд № 10)
Перед школой – не кормите детей
После школы – непременно пообедать!
Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров и углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Названные вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах.
Сон. (Слайд № 11, 12)
Для ребёнка важен достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Младшие школьники должны спать не меньше 10 часов (некоторым полезен дневной сон).
Недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности, сосредоточенности внимания.
Учёба в школе. (Слайд № 13)
Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности ребёнка, а затем отмечается её спад.
Занятия по интересам. (Слайд № 14)
Оптимальное время для дополнительных занятий является с 15.00 до 16.00 часов.
Двигательная активность. (Слайд № 15)
Активный отдых на свежем воздухе укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ.
Вывод: Ребёнок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется, не пребывает в ситуации спешки и постоянного «не успел».
VII. Разработка запретительных законов для родителей.
Каждый родитель знает, почему нужен режим дня, и всё же в редкой семье он соблюдается. Мы всё время делаем себе поблажки: вот пройдёт праздник... сегодня воскресенье... ребёнок недавно болел... у нас сегодня гости... и т. д. и т. п.
Приучение ребёнка к точному выполнению режима дня, независимо от обстоятельств, весьма важная родительская обязанность.
Родители в группах разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребёнком режима дня. Затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ».
Нельзя:
Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
Кормить ребёнка перед школой  и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится;
Требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
Сразу после школы выполнять домашнее задание;
Лишать детей игр на свежем воздухе из – за плохих отметок;
Кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашнего задания в частности;
Заставлять многократно переписывать с черновика  в тетрадь;
Ждать родителей, чтобы начать выполнять домашнее задание;
Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
Сидеть у телевизора и компьютера более 40 – 45 минут в день;
Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
Ругать ребёнка перед сном;
Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
(Слайд № 16)
VIII. Итог собрания: (Слайд № 17)
В заключении классный руководитель подводит итоги работы, приводит слова Ларисы Терещенко:
Вы спросите у меня:«Что такое режим дня?» Коль режим - порядок значит.День, в какое время начат?…………………………….
Вот по списку каждый деньДелать всё тебе не лень,Успевай, здоровье множа,Пусть режим тебе поможет.
IX. Рефлексия.
Родители встают в круг и, передавая друг другу “Шар впечатлений”, делятся своими мыслями по поводу данного собрания, говорят о том, что им понравилось или не понравилось, как им работалось в группах, что они “вынесли” для себя с собрания и т.д.
«Основные требования к организации учебной деятельности ребёнка»
НЕЛЬЗЯ:
1.Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
2.Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится.
3.Требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
4.Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.
5.Лишать детей игр на свежем воздухе из – за плохих отметок в школе.
6.Заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права.
7. Кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.
8.Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
9.Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
10.Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
11.Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
12.Ругать ребёнка перед сном.
13.Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
14.Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно.
15.Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
Памятка для родителей №1
«Как сделать зарядку любимой привычкой ребёнка»
                                               Папы и Мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребёнка – первоклассника составляет 40 % от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребёнок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов. Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребёнка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
Приучать своего ребёнка к гимнастике с 2 – 3 лет.
Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
Включать весёлую и ритмичную музыку.
Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
Выполнять зарядку вместе со своим ребёнком.
Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
Подмечать и подчеркивать достижения своего ребёнка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
Менять упражнения, если они наскучили ребёнку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Памятка №2
«Как проводить оздоровительные минутки при выполнении
домашних заданий первоклассников»
Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
Если ребёнок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно её поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
После длительного сидения ребёнку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
Если ваш ребёнок мало двигался, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребёнком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
Тест для родителей
1.Ребёнок младшего школьного возраста должен ложиться спать, когда ему захочется.                                                      
2.Ребёнок младшего школьного возраста может находиться у экрана телевизора не более 40 – 45 мин в день.                           
3.В наказание за провинность ребёнка младшего школьного возраста можно лишить прогулки на свежем воздухе.                   
4.Для ребёнка младшего школьного возраста достаточно трёхразового питания.                                                      
5.Занятия на компьютере ребёнка младшего школьного возраста должны занимать не более 20 мин в день.                                    
6.Продолжительность ночного сна ребёнка младшего школьного возраста должна быть не более 8 часов в сутки.             
7.Ребёнок младшего школьного возраста должен начинать выполнение домашнего задания через 30 мин после возвращения из школы.          
8.Прогулки на свежем воздухе должны длиться 3 – 3,5 часа в день.        
9.Ребёнок младшего школьного возраста должен каждый день, кроме выходных, делать утреннюю гимнастику.
10.Начинать готовить домашние задания нужно с самых сложных предметов.