Конспект воспитательного мероприятия для родителей Воспитываем здоровую нацию вместе!


Открытое мероприятие для родителей
Разработка
Тренинг: «Воспитываем здоровую нацию вместе!»
Выполнила
Разумова Анна Васильевна,
учитель истории
Содержание
Введение…………………………………………………………………3-4
Растим здоровую нацию вместе………………………………………..5-8
Заключение………………………………………………………………...9
Список использованной литературы……………………………………10
Приложения…………………………………………………………...11-17
ВВЕДЕНИЕ
Наша сегодняшняя действительность показывает, что физическое и психологическое здоровье подрастающего поколения идет на спад. Загрязнение атмосферы, глобальная компьютеризация и другие факторы снижают иммунитет и повышают уровень заболеваемости. Чтобы не допустить кризисного состояния здоровья с детства нужно заботиться об иммунитете. Школа во взаимодействии с родителями способна формировать здоровый образ жизни учеников внутри семьи. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.
Правильное отношение к своему здоровью следует формировать у человека с детства, чтобы воспитать гармонично развитую, здоровую личность. В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Сегодня стратегическим направлением государственной политики в социальной сфере в ДНР является формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения граждан. Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни детей и подростков становится одним из приоритетных направлений в деятельности педагогов согласно Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи ДНР, подписанной 3 августа 2016 г. Таким образом, тренинги и консультации для родителей по формированию здорового образа жизни актуальны в рамках реализации Концепции.
Целью работы является укрепление здоровья семьи путем повышения уровня валеологической образованности родителей и формирование ценностного отношения к своему и здоровью своих детей.
Для реализации поставленной цели необходимо достижение следующих задач:
Валеологическое просвещение.
Формирование негативного отношения к вредоносным привычкам.
Совершенствование навыков родителей в использовании здоровьесберегающих технологий.
Определить условия сохранения здоровья.
Создать условия для консолидации действий родителей и педагогов по формированию здорового образа жизни у детей.
В основу работы положены принципы научности и доступности знаний по поддержанию уровня здоровья, взаимосвязь науки и народной медицины; системности; непрерывности; практической направленности; динамичности и интегративности с преобладанием субъектно-объектных отношений в учебно-воспитательном процессе.
Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в многочисленных работах И.И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Л. Волошиной, М. П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской и др.
Тем не менее, проблема формирования здорового образа жизни школьников остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения.
Новизна работы заключается в комплексном подходе к формированию навыков укрепления здоровья и валеологического просвещения в семье и школе с учетом Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи ДНР.
Ожидаемые результаты:
Развить познавательный интерес к основам здорового образа жизни .Создать условия для успешного формирования навыков по укреплению здоровья.
Определить проблемы, над которыми нужно работать по совершенствованию своего здоровья.
Объединить усилия семьи и педагогов по формированию здорового образа жизни.
Растим здоровую нацию вместе!
Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.
Здоровье ребенка – самое ценное сокровище, которым обладают родители. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура. (Слайд 1)
Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из среды обитания. (Слайд 2)
Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью.
Необходимо также помнить, что спорт – это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определенные социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже – основа крепкого государства. (Слайд 3)
Результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье, они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле — здоровый дух».
Утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома. Совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены. Правильное питание. Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветрить комнаты, по возможности подобрать в тон к обоям шторы и т.п. Комнатные растения помогают к тому же поддерживать в доме необходимый уровень влажности воздуха. Пусть дети ухаживают за ними. (Слайд 4).
Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника (Слайд 5) и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня. (Приложение 1).
Учитель раздает пустые листы родителям и предлагает составить распорядок дня их ребенка. Затем родители получают разработанный режим дня (Слайд 6) согласно возрастным особенностям и роду занятий (Приложение 2) и сравнивают. Учитель помогает найти ошибки и предлагает варианты коррекции режима. К следующей встрече родители должны составить оптимальный вариант режима дня для их семьи с учетом допущенных ошибок.
Рациональное питание является одним из факторов поддержания здоровья и долголетия человека, профилактики хронических и инфекционных заболеваний. Правильный рост и развитие детского организма невозможны без обеспечения его полноценным питанием.Взрослые должны понимать, что вкусная пища не всегда является полезной. Чаще всего дети не хотят есть овощи, рыбу, каши. (Слайд 7). Стоит позаботиться о том, чтобы рацион ребенка был разнообразным. (Слайд 8). Растущий организм должен получать все необходимые витамины и микроэлементы.
Учитель достает пустую корзину и предлагает «собрать в нее завтрак ребенка». Родители пишут на листках продукты, чаще всего употребляемые на завтрак их детьми. Собрав все «меню», учитель зачитывает их вслух и вычеркивает продукты, которые не являются полезными. Также, можно зачитать перечень продуктов, содержащих витамины, (Приложение 3) и дописать необходимое. (Слайд 9).
Активный отдых на свежем воздухе развивает и оздоравливает детей. Ребенку скучны пробежки и физические упражнения, но он может без устали носиться и активно двигаться в игре. (Слайд 10) Детям всегда не хватает внимания родителей, поэтому совместные игры будут проходить на-ура. Каждый родитель получает лист с примером игр (Приложение 4), выбирает для себя подходящие и получает задание приготовить фотоотчет по выполнению игры всей семьей. Самые активные получат поощрение!
Подвижные игры на улице удваивают вентиляцию легких, что улучшает кровообращение, способствуют развитию интеллекта, снижают эмоциональную усталость. У детей после активного движения на свежем воздухе повышается работоспособность во время уроков.
Помочь ребенку справиться с нервным напряжением можно с помощью музыкотерапии. Музыкотерапия — психотерапевтический метод коррекции эмоциональных состояний. Этот метод позволяет быстро снять психическое напряжение, успокоиться. В детском возрасте музыкотерапия успешно справится с преодолением у ребенка поведенческих проблем, эмоционального беспокойства, а также поможет пережить возрастные кризисы, связанные с развитием ребенка.
Для того чтобы снять эмоциональное напряжение у ребенка, а также попробовать успокоить включите Вивальди, «Ноктюрн соль-минор» Шопена, «Лунный свет» Дебюсси, Шестую симфонию Бетховена, «Аве Мария» Шуберта.
Если ваш ребенок чем-то обеспокоен, тревожится и раздражается, то на помощь придут прелюдии Шопена и вальсы Штрауса. Кроме того, «Итальянский концерт» Баха, «Лунная соната» Бетховена и симфонии Гайдна – отлично успокаивают ребенка. «Утро» Грига и «Сентиментальный вальс» Чайковского – помогут снять напряжение.
Для улучшения настроения ребенка прослушивайте «Менуэт» Генделя, отрывки из оперы «Кармен» Бизе, «Времена года» и «Маленькая симфония» Вивальди. Очень рекомендуется также слушать квинтет «Форель» и «Музыкальный момент» Шуберта. Ну и конечно, не забывайте о Моцарте и Чайковском – у этих композиторов есть множество чудесных мелодий, которые понравятся вашему ребенку.
Учитель включает на выбор несколько композиций для совместного прослушивания (Приложение 5 –папка rar «Классическая музыка»).
В завершение тренинга каждый родитель выбирает для себя выражение и дополняет его:
Сегодня мне было интересно…
Сегодня я научился…
Я понял, что могу…
Мне было трудно…
Я буду использовать…
Я бы не хотел…
Таким образом, мы вместе сделали первые шаги по формированию навыков сохранения и укрепления здоровья подрастающей нации. Это долгий и тернистый путь, но помните: воспитав здоровым вашего ребенка, вы дадите ему уверенный старт в будущее! С каждой новой нашей встречей мы будем делиться новыми успехами и достижениями, и я буду надеяться, что все реже я буду слышать слова: «Мой ребенок заболел!», а все чаще буду видеть детские улыбки и задорные глазки. Наша нация будет здорова, нет ни малейшего повода в этом сомневаться!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогам и особенно родителям нужно следить, чтобы формирование здорового образа жизни у школьников протекало правильно. У большинства обучающихся с низким уровнем успеваемости главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, врачей и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни, но и от образа жизни семьи. Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль валеологического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей.
Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни.
Тренинги для родителей, которые проводит педагог помогают консолидировать усилия семьи и школы по формированию здорового образа жизни. Государство заботится о семье, а семья должна позаботиться о здоровье подрастающего поколения. Здоровая нация – сильная нация!
Проведенный тренинг показал, что родители, в большинстве, положительно приняли советы и рекомендации и воплощают в жизнь задания школы. (Приложение 6). Такие формы работы должны проводиться систематически и охватывать максимально возможное количество семей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи
Донецкой Народной Республики. УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
от 03.08.2016 № 815.
Здоровье и стресс. / Васильев В.Н. – М.: «Знание», 1991. – 160с.
Вид В. Д. Хорошее настроение – это просто! – СПб.: Пионер; М.: Астрель: АСТ, 2001. - 128с. – (Советы психолога)
Игры, в которые играют... / Н.В. Самоукина. – Дубна : Феникс, 1997. – 160 с. – (Психологический практикум) .Н.К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
www. Lookstrong.ru/
www/ valeologiya.ru/knigi I posobie po omz/
Приложение 1
Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей:
1.Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.
2.Соблюдайте режим дня.
3.Положительное отношение к себе – основа психологического здоровья.
4.Личный пример по ЗОЖ – лучше всякой морали.
5.Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух, вода.
6 .Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем пища с вкусовыми добавками.
7.Лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями.
8. Лучшее успокоительное – классическая музыка.
9. Не ругайте ребенка за проступки в школе, не воссоздав картину со слов учителя.
10. Во взаимодействии со школой легче решить проблемы вместе!
Приложение 2
Правильно организованный режим дня школьника:
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Постарайтесь сейчас составить распорядок дня своего ребенка, а мы сверим его с нормами согласно возрасту.
Режим дня школьника
6.30 - 6.45 - Подъем
6.45 -7.10 - Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет
7.10 -7.25 - Утренний завтрак
7.25 - 7.45 - Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе.
8.00 - 13.35 - Занятия в школе
13.40 - 14.10 - Дорога из школы или прогулка после занятий в школе
14.10 -14.30 - Обед
14.30 - 15.30 - Послеобеденный отдых или сон (современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим)
15.30 - 16.30 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе
16.30 - 16.45 - Полдник
16.45 - 18.00 - Приготовление домашних заданий
18.00 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе
19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, спокойные игры, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)
20.30 - Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание).
Ребенок должен спать около 10 часов.
Приложение 3
Памятки по здоровому питанию
Какими правилами следует руководствоваться при составлении меню:
Разнообразить пищу, соблюдая во всём умеренность;
Ежедневно включать в рацион овощи и фрукты в свежем, сушёном, замороженном и консервированном виде;
Использовать при приготовлении пищи растительные масла;
Использовать молочнокислые продукты, квашеные овощи;
Включать в рацион рыбу и морепродукты;
Не пренебрегать хлебом из муки грубых сортов, цельнозерновым хлебом, не заменять их изделиями из пшеничной муки высшего сорта.
Правила питания.
1. Питаться разнообразно.
Если пища включает яйца, молоко творог, овощи фрукты, каши, хлеб, то
организм получит все необходимое без ваших усилий.
2. Питаться регулярно.
Вашему организму совсем небезразлично, когда получить пищу: через три часа или через десять. Когда с утра чай с бутербродом, а весь день пирожки, то ужин превращается в обед, а ужинают ночью. Есть надо четыре раза в день, не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна, а перед сном выпить сок, кефир.
3. Не будьте жадны в еде.
Основные правила приема пищи
Принимать пищу желательно в спокойной обстановке.
Режим питания должен быть регулярным.
Кушай сидя.
Не переедай.
Старайся не есть пищу в холодном виде.
Не спеши, при приёме пищи, кушай не торопясь.
Не беги сразу после еды и не ложись.
Памятка: в каких продуктах «живут» витамины
Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.
Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.
Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.
Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.
Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.
Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.
Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.
Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.
Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.
Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.
Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.
Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.
Приложение 4
Подвижные игры для всей семьи:
Тренировать мышцы ног и внимательность поможет игра «Рыбалка». Для нее нужна веревка, к которой привязывают мешочек, наполненный для тяжести песком. Водящий (рыбак) становится в середину круга, образованного играющими (рыбками), и начинает крутить веревку, почти касаясь привязанным мешочком земли, Задача игроков вовремя подпрыгнуть, чтобы веревка не коснулась их ног. Игра «Засада» нравится не только малышам, но и детям постарше. Это тренировка реакции, быстроты, прыгучести. Нужно провести две параллельные линии, на таком расстоянии, чтобы игроки смогли перепрыгнуть через них, не наступив. Водящий (охотник) стоит между линий. Звери ( волки, зайки, лисички) стараются быстро перепрыгнуть очерченное место, а охотник — дотронуться до них во время прыжка. Кто попался, становится охотником. Игра «Борьба за знамя» требует много времени. Дети с удовольствием будут участвовать в ней. Чтобы играть в эту игру, нужно быстро бегать, быть внимательными и дружными. Территорию площадки делим между командами, проведя границу. Команды устанавливают знамена на одинаковом от границы расстоянии. Задача игроков незаметно унести знамя соперника на свою сторону. Если лазутчика замечают, его стараются догнать и, дотронувшись, взять в плен. Однополчане могут спасти своего бойца, если перебегут границу, коснутся пленника и вместе убегут от врагов на свою сторону. Побеждает команда, сумевшая похитить знамя соперников.
«Оденься потеплее». Игрок бегут к концу дистанции, где надевают варежки одного цвета, выбирая их из кучки. Команда, игроки которой сумеют одеться правильно и быстрее бегают, побеждает. «Радостная встреча». Игроки должны пробежать отмеренное расстояние, вернуться и ,обняв по порядку всех членов команды, встать в конец шеренги. Команда, игроки которой сумеют переобниматься быстрее, побеждает.
Приложение 6
Семья Перец Иры выполняет зарядку вместе