Зачетный урок Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа»
г. Бологое Тверской области

урок по математике в 10 классе
Учитель: Иванова Светлана Алексеевна
Тема урока: Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-зачет.
Цель:
Закрепление и углубление знаний учащихся по теме;
Проверка уровня усвоения материала по теме;
Создание для учащихся разных уровней равных возможностей для проявления способностей в реализации приобретенных по теме навыков.
Задачи урока:
1)образовательные:
– повторить основные свойства показательной функции; – совершенствовать практические навыки при решении задач.
2) воспитательные:
-воспитать коммуникабельность, сдержанность, внимательность, настойчивость, познавательную активность, культуру общения;
- привить интерес к предмету;
3) развивающие:
– развивать зрительную память; – развивать математически грамотную речь, логическое мышление, сознательное восприятие учебного материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

По итогам обучения учащиеся должны:
Знать:
Понятие показательной функции, ее свойства (область определения, область значений, критерии возрастания и убывания) и графики.
Способы решения показательных уравнений, систем уравнений и неравенств.
Уметь:
1) Строить график показательной функции. Использовать свойства показательной функции при выполнении упражнений.
2) Решать различные виды показательных уравнений, систем уравнений и неравенств.

Ход урока:
Набор модулей урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный этап
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку




Приветствуют учителя, настраиваются на работу.


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Объявление цели урока, этапов проведения урока.

Мотивирование учащихся на изучение темы.

Знакомятся с целями урока, его этапами и инструкциями. Пытаются обосновать необходимость изучения темы.

Проведение зачета
1-ый этап Индивидуальная работа.

Учитель раздает индивидуальные карточки - задания для проверки теоретической части зачета. (см. приложение)
Оценивает работу сам учитель к следующему уроку.

2-ой этап Работа учащихся парами.
Учитель раздает учащимся карточки-задания, содержащие разные виды показательных уравнений и неравенств. (см. приложение)
Задание: учащимся необходимо определить и описать способ решения каждого уравнения или неравенства и решить одно из предложенных в списке заданий.



3-ой этап Работа учащихся четверками.

На слайдах представлены плакаты с тестовыми заданиями. (см. приложение)
Задание: выбрать правильный ответ в каждом из 4-х заданий.




4-ой этап Работа учащихся группами по 6 человек.
Она представляет из себя реализацию домашнего задания.
Задание: каждой группе необходимо было найти два показательных уравнения и неравенства, решить их и в решении допустить ошибку.
Учитель заранее (накануне) ознакомился с домашними заданиями учащимися и подсказал, какую и где можно допустить ошибку .
Учитель контролирует работу групп.




5-ой этап Отчет консультантов.
Учитель дает слово консультантам
Учащиеся выполняют задания, ответы записывают на листочках и сдают преподавателю.




Учащиеся, работая в паре, выполняют предложенные задания.
Ученики - консультанты по окончании этого этапа работы проверяют правильность выполнения заданий каждой пары и выставляют оценки в лист учета.

Каждый из четырех участников группы выходит к доске и выписывает номер правильного ответа.
Ученики-консультанты также по окончании этого этапа оценивают работу групп и выставляют оценку в лист учета.





Группы обмениваются заданиями со своими соперниками и ищут ошибки в предложенных решениях.
После выполнения задания команды обмениваются предложенными вариантами ответов.






Пока один из консультантов оценивает работу предыдущего этапа и выставляет итоговые оценки, второй помощник делает небольшое сообщение о том, где применяется показательная функция показывает презентацию .
Консультанты должны были заранее оформить свое сообщение в виде презентации. Их цель была найти как можно больше примеров применения показательной функции в разных областях человеческой жизни и рассказать остальным учащимся.


Подведение итогов

Подсчитываются результаты работы учащихся, объявляются общие оценки командам.
Учитель заостряет внимание на основных моментах урока, за




Рефлексия
Анализируем и осмысливаем проведенное занятие, формируем выводы по изученному материалу.
Высказывают свое мнение

Приложения
1. Индивидуальные карточки-задания для проверки теоретической части материала могут содержать следующие вопросы:
Какие из перечисленных ниже функций являются показательными?
А) у=2х; б) у=х2; в) у=(-3)х; г) у=13 EMBED Equation.3 1415; д) у=х; е) у=(х-2)3; ж) у=6-х.
2) Какие из перечисленных ниже функций являются возрастающими?
А) у=5х; б) у=0,5х; в) у=10х; г) у=13 EMBED Equation.3 1415; д) у=13 EMBED Equation.3 1415; е) у=13 EMBED Equation.3 1415
3) Какие из перечисленных ниже функций являются убывающими?
А) у=13 EMBED Equation.3 1415; б) у=13 EMBED Equation.3 1415х; в) у=(0,1)х; г) у=13 EMBED Equation.3 1415; д) у=42х; е) у=13 EMBED Equation.3 1415
4) Есть ли среди всех значений функции у=3х наибольшее?
5) Есть ли среди всех значений функции у=0,3х наименьшее?
6) Сравните с единицей: 2-5 и 13 EMBED Equation.3 1415.
Возможны другие варианты заданий.
2. Карточки-задания для работы учащихся парами:
Определить способ решения каждого из предложенных уравнений и неравенств и решить одно из них.
1)13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
4х-2х+1-8-0

3. Тестовые задания для работы учащихся четверками:
Задания
Варианты ответов

2-3
13 EMBED Equation.3 1415
6
8

10-1
10
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
2

30
1
3
0

Задания
Варианты ответов

2х=8
Х=3
Х=4
Х=6

13 EMBED Equation.3 1415
Х=2
Х=-2
Х=27

13 EMBED Equation.3 1415
Х=1
Х=0
Х=13 EMBED Equation.3 1415

4х=2
Х=13 EMBED Equation.3 1415
Х=2
Х=8


Задания
Варианты ответов

13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
-13 EMBED Equation.3 1415
3

4·42
162
43
14

13 EMBED Equation.3 1415
1
13 EMBED Equation.3 1415
0

13 EMBED Equation.3 1415
3
9
13 EMBED Equation.3 1415


Задания
Варианты ответов

10х=1
Х=1
Х=10
Х=0

13 EMBED Equation.3 1415
Х=4
Х=-2
Х=64

12х=13 EMBED Equation.3 1415
Х=-1
Х=12
Х=1

25х=5
Х=13 EMBED Equation.3 1415
Х=5
Х=13 EMBED Equation.3 1415





Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native